F-16 против Mirage 2000: скорость или маневр?
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru

F-16 против Mirage 2000: скорость или маневр?

Американский «Сокол» и «француз» могут быть одновременно и перехватчиком, и ударным самолетом, и бомбардировщиком
19 июля 2018, 12:58
Реклама
F-16 против Mirage 2000: скорость или маневр?
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Читайте нас на: 

Они - стопроцентные союзники, повязанные кровью. Ближний Восток, Персидский залив, Северная Африка и Югославия - бомбы и ракеты этих самолетов утюжили противника на всех континентах и во всех конфликтах НАТО и США, начиная с середины 1980-х. Удивляет и успех воздушных дуэлей: минимальные потери даже с русскими МиГами и «Сушками». Где бы ни появились F-16 и Mirage 2000 - в небе над Белградом, афганским кишлаком или над шатрами бедуинов в Сахаре,  - противник почти всегда предпочитает убраться подальше. Исключение - российские машины.

Однако реальность способна внезапно менять все расклады. Сегодня ты союзник «дяди Сэма», а завтра - непримиримый враг. Так было с Югославией, Ливией, Ираком… Мир власти и безумного чистогана рождает самые невероятные войны и союзы. Чем тогда «Мираж» ответит хваленому американскому «Соколу», если вдруг они окажутся по разные стороны небесных баррикад?

F-16 Fighting Falcon
© flickr.com
F-16 Fighting Falcon

Рождены, чтоб жалить и кусать

F-16 Fighting Falcon - самолет четвертого поколения. В момент разработки в 1974 году имел неплохую аналогово-цифровую авионику и электродистанционную систему управления. Ближе к нулевым «янки» еще поднаберет плюсы к «четверке» за счет модернизаций.

Имя Fighting Falcon, или «Атакующий сокол», получил в честь символа военно-воздушной академии США. А солдаты сразу окрестили F-16 «Гадюкой»: и вид, как у ядовитой рептилии, и жалит быстро, точно и очень больно.

Способности быстро и смертельно жалить мгновенно нашлось применение. Весной 1981-го США закрутили очередную военную карусель на Ближнем Востоке, и «Сокола» бросили в небо Ливана. Дебют успешен - сирийскому МиГ-21 он подрезает крылья.

Если задаться вопросом, кого из «американцев» часто можно встретить в небе, знай - это F-16 Fighting Falcon. Универсальность и относительная дешевизна сделала его самым распространенным самолетом поколения «номер 4» на планете. На июнь 2016-го по миру расползлось 4.570 «Гадюк».

Mirage 2000
© flickr.com
Mirage 2000

Собрат по Североатлантическому альянсу французский Mirage 2000 фирмы Dassault тоже родом из 1970-х. Он пришел на смену сразу четырем самолетам галлов. Новый «Мираж» еще на стапеле выдавил стареющий ястребок «Мираж» III.

Следующими в отставку покатились перехватчики «Мираж» F-1 и ударный «Ягуар». Ему даже удалось задвинуть стратегический бомбардировщик Mirage IV - ядерная ракета ASMP внезапно перекочевала под фюзеляж нового «Миража». Так «француз» «две-тысячи» стал на рубеже веков основной ударной авиацией Франции. Впрочем, пилоты Индии, Бразилии, Перу, Катара, Арабских Эмиратов и Египта тоже охотно прыгают за штурвалы «Миражей».

Скорость против маневра

F-16 Fighting Falcon - классика самолетостроения: моноплан со среднерасположенным крылом, одним двигателем и одним килем. Крыло правильной геометрии, плавно переходит в фюзеляж. Точно такую же схему можно увидеть на советско-российских «ястребах» Су-27 и МиГ-29. Такая компоновка дает сразу два плюса: рост подъемной силы при больших углах атаки и увеличение внутреннего объема самолета.

F-16 Fighting Falcon
© lockheedmartin.com
F-16 Fighting Falcon

Фюзеляж «Сокола» - металлический полумонокок, воздухозаборник вынесен вперед. Это рождает сходство с немецким штурмовиком-«лаптежником» Ju-87 - похожим образом они крепили в носу сирены, чей ужасающий вой стал одним из символов Второй мировой.

Французский Mirage 2000 зовут «бесхвосткой» - сзади возвышается лишь один киль. Крыло - огромный треугольник в 58 градусов. На взгляд,  монолит, а внутри - настоящий слоеный пирог: за углепластиком внешней обшивки спрятан наполнитель в виде сот из алюминиевого сплава.

Механизация крыла мощнее союзника-конкурента F-16. По всей передней кромке идут автоматические предкрылки, двухсекционные элероны и рули высоты сзади по всему размаху. На каждом крыле сверху и низу - воздушные тормоза. Весь этот комплекс дает отличные летные характеристики на малых скоростях. При «штурмовке» это вообще «сказка» - самолет не сваливается, быстро идет на разворот с набором скорости.

Истребитель-перехватчик Mirage 2000 на сверхскорость «тащит» турбовентиляторный реактивный SNECMA М53-5. На высоте в 12 километров он может ускориться до 2.500 километров в час.

Mirage 2000
© flickr.com
Mirage 2000

Американский «Сокол» соперничество в быстроте внезапно проигрывает. Причина - вес самолета: 21 тонна у «американца» против 17-тонного «Миража». Хотя сам двигатель американского истребителя ТРДДФ Pratt & Whitney F100 может «вжарить» на форсаже больше 2 махов - около 2.400 км в час. В СССР когда-то горько шутили: «Если бы мы имели такой же движок, то МиГ-29 спроектировали бы однодвигательным». Но за «Миражом» ему все равно не угнаться.

А вот в маневре F-16 Fighting Falcon «француза» превосходит. «Сокол» просто создан для завоевания воздушного превосходства и может «крутить» противника на перегрузках чуть выше 9g. «Мираж» на таких пределах просто развалится.

«Американец» имеет тяговооруженность больше единицы, то есть тяга двигателя превышает вес самолета. Что это дает? Самолет можно смело «ставить на хвост». Такое частенько проделывают наши МиГи-«Стрижи» или тяжелые «Сушки». С «Миражом» такая история не пройдет - он тяговооружен вдвое хуже. Плюс практический потолок у «американца» выше. На высоте в 16 километров «гадюка» подстрелит французскую «треуголку», как сонную муху.

Вывод:

Mirage 2000 может перехватить врага быстрее, зато F-16 может вусмерть «закрутить» его на горизонтальном маневре.

Электронная дуэль - кто хитрее?

Первое, что бросается в глаза, когда открываешь фонарь американского «Сокола», - обилие электроники. Перед тобой куча мониторов, в реальном времени идет анализ - полета, состояний самолета и огнем. Здесь летчик уже не совсем пилот, скорее, - оператор.

None
© lockheedmartin.com
None

F-16 несет импульсный радиолокатор, который позволяет видеть воздушные цели на расстоянии до 46 километров. В помощь бойцу - тактическая и навигационная система TACAN. Этот комплекс подскажет лучший маршрут или какой вираж заложить, чтобы уйти от ракеты врага.

«Француз» немного уступает в электронно-вычислительном противостоянии. У него бортовой компьютер скромнее американского коллеги. Зато сверхнадежный. Система управления самолетом электродистанционная, с четырехкратным дублированием.

Mirage 2000
© flickr.com
Mirage 2000

Впрочем,  Mirage 2000 тоже не без «фишки». На поздних модификациях стоит уникальная РЛС Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5. Она позволяет машине идти в режиме картографирования, то есть самолет при необходимости прижимается к земле и сам огибает рельеф со скоростью до 1.112 км/ч.

Вывод:

F-16 Fighting Falcon «умнее» союзника-соперника, зато «Мираж 2000» - надежнее и хитрее: может внезапно и незаметно уйти лесами и горами от злобной «Гадюки».

Тротилом и порохом набиты под завязку

«Вишенка на торте» нашей пары - вооружение. Оба - универсалы: они и ракету метнуть могут, и из пушек пострелять не прочь. Другое задание? Тогда ловите россыпь бомб - в ущерб маневренности оба легко превращаются в бомберы-штурмовики.

F-16 несет одну шестиствольную пушку М61А1 калибра 20 миллиметров. Скорострельно умопомрачительная. Она не пробивает, а буквально режет противника на куски - за минуту в цель летит 6.000  зарядов из крупнокалиберного свинца.  

None
© lockheedmartin.com
None

Для борьбы с оппонентами у F-16 целый микро-зверинец: «питоны» и «воробьи» разных модификаций. Есть боеголовки чуть мощнее - Magic 2, Sky Flash, «Sidewinder».  Этого хватит, чтобы противники в страхе шарахались за облака.

Для работы по «наземке» отлично подойдут высокоточные ракеты AGM: от тяжелых 154 JSOW и 88 HARM до «легковесов» 65 Maverick. Для надводных кораблей есть «Гарпун и «Пингвин». Авианосец не потопит, но корвето-фрегаты пощиплет основательно.

Нужно сыграть в бомбермена-штурмовика? Тогда грузи на борт обычные, корректируемые или кассетные бомбы. В ущерб маневренности и скорости можно впихнуть до девяти тонн разного рвущегося на земле «добра».

Mirage 2000, как и американский истребитель, легко «тянет лямку» бомбардировщика. Ковровой бомбежки он не обещает, но три с половиной тонны «за шиворот» забросает легко.

Для штурмовки у «француза» есть блоки с ракетами MBDA LR F4. Их может быть до 68 штук. Этого хватит, чтоб «под ноль» «разутюжить» местность в десяток футбольных полей. Главное, целиться получше - ракеты неуправлямые.

Mirage 2000
© flickr.com
Mirage 2000

Там, где нужна и точность, и мощь, в работу идут боеприпасы с лазерным наведением: ASMP, APACHE, SCALP, либо пара AS.30L, АМ.39 или Armat. Для особо прочных целей предусмотрен Stormshadow - бетонобойная боеголовка, способная превратить в труху бункер или капонир с толщиной стен в несколько метров.

Если стоит задача «перехватить и поразить» летающего супостата, то в распоряжении «Миража» есть эффективные и надежные ракеты Super 530, R550 Magic или MICA.

А вот в ближнем бою «француз» на голову превосходит американский «Сокол». «Мираж» несет две 30-миллиметровки  Dassault CC 630 с лентой в 600 патронов. Они достались ему по наследству от предыдущего самолета. В войне 1967 года на Ближнем Востоке предшественник «Миража 2000» именно этими пушками «резал» арабские истребители десятками. Так что F-16 сваливаться в ближний бой к «французу» не стоит - «в дог-файте» американский «Сокол» рискует не устоять.

F-16 Fighting Falcon
© lockheedmartin.com
F-16 Fighting Falcon

Еще одна любопытная деталька: у F-16 створки фонаря позолочены. «Понты» тут ни при чем: это уловка для снижения заметности - радары могут самолет и вовсе не заметить. А вот «Миражу» от РЛС врага защититься нечем. Вся надежда на скорость и опыт пилота.

Опыт решает все

За 40 лет  компания-производитель выпустила 13 модификаций F-16. Есть даже попытка приблизить «Гадюку» к рубежу пятого поколения - это F-16IN Super Viper («Супер Гадюка»). «Француз» имеет вариаций поменьше. Они тоже приписывают плюсы к поколению. И все-таки обе машины уже постепенно становятся историей - американский F-22 «Раптор» и F-35 «Молния 2» неизбежно сменят «Атакующего сокола», а Mirage 2000 постепенно «рассеется», уступив небо суперновому «Rafale».

Скорость, маневренность, электроника и вооружение и у F-16, и у Mirage 2000 паритетны. Да и самолеты - более тонкий и человекозависимый механизм, чем грузовик, танк или ракета. Ясно одно - все будет решать место, время, число и умение. И как знать, может, скромняга «Мираж» внезапно сможет отыграть противостояние у хваленого «американца». Как случилось в 1996-м в небе над Эгейским морем, когда турецкий F-16 Fighting Falcon сложил крылья под напором ракет греческого «Миража-2000».

В нашем гипотетическом противостоянии нет однозначного победителя.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама