Национальные лидеры определят будущее глобального мира
© kremlin.ru
Президенты Путин и Трамп.

Национальные лидеры определят будущее глобального мира

Единственным результатом хельсинской встречи стала громкая внутриполитическая истерика в США. Чем она вызвана?
Реклама
Национальные лидеры определят будущее глобального мира
© kremlin.ru
Президенты Путин и Трамп.
Читайте нас на: 

Казалось бы, никаких значимых итогов двухчасовая беседа при закрытых дверях Путина и Трампа в столице Финляндии не принесла. Никаких «сносов Берлинской стены», никаких договоров об ограничении стратегических наступательных вооружений, никаких соглашений о совместных инвестиционных проектах...

«Это жульнические правила...»

Политики и эксперты ищут причину разгоревшегося в США скандала, и не находят. Между тем, причина очевидна. Это возрождение американского национализма, протекающее на фоне развала глобального проекта Америки. Если во всем мире реакция на глобализацию («борьба против гнета мирового капитала») носит явный характер антиамериканизма, то внутри самих США она обретает форму изоляционизма.

В своей программной предвыборной речи в Геттисберге Дональд Трамп говорил о новом расколе внутри американского общества, сравнивая его с Гражданской войной. Он вновь напомнил согражданам об их приверженности личной свободе. Он сказал, что сегодня от них - и только от них самих зависит их судьба. И он попросил американцев вновь научиться мечтать.

Предвыборная речь Дональда Трампа в Геттисберге.
© youtube.com
Предвыборная речь Дональда Трампа в Геттисберге.

Трамп - это обращение к самым глубоким инстинктам и корням американского общества. Трамп - это квинтэссенция американского национализма. Трамп - это конец глобального проекта, который долгое время был организующим и структурирующим началом для всей элиты США, но смертоносным для самой Америки и американцев.

Трамп вынес глобальному проекту приговор, назвав бесперспективным обмен внутреннего смысла существования человека на дешевые товары. Заявив о необходимости вернуть Америку американцам, Трамп обратился к той Америке, которая строила эту великую страну, а не спекулировала на ней. А завершил он свою речь открытым вызовом нынешнему правящему классу Америки: «Я много лет близко знаком с системой. Я долго был важной ее частью. Я знаю, как ведется игра в Вашингтоне и на Уолл-стрит. И я знаю, как там мошенничают с ее правилами в ущерб простым американцам. Это жульнические правила...»

Вашингтон, не уходи, без тебя лучше!

Трамп сам по себе - вызов и ходячая истерика не только для американской, но и для общеевропейской элиты, выросших на вере в светлое будущее финансовой глобализации. Уход Америки с поста «мирового жандарма» (по факту, неспособность справиться с функцией мегарегулятора) неизбежно ведет к серьезному дисбалансу мирового паритета. Последствия подобного развития событий намного серьезней, чем поражение СССР в «холодной войне», кардинально изменившее геополитический ландшафт планеты.

Что происходит, когда в мировом политическом пространстве образуется вакуум воли и силы, можно понять, вспомнив 2000-й год. Тогда Джордж Буш-младший (как и Трамп, он победил не общим голосованием, а голосами выборщиков) и проигравший ему Альберт Гор одновременно объявили себя победителями. Команда Гора потребовала пересчета голосов и подала судебные иски по итогам выборов.

В период капитолийского безвременья вакуум воли гегемона стали заполнять другие страны. Россия выступила главным посредником при возобновлении палестино-израильских переговоров. Россия, Франция и Китай заявили о начале работы над резолюцией Совета Безопасности ООН о частичном снятии санкций с Ирака.

Другая «дипломатическая тройка» - Россия, Иран и Индия - выступила с солидарной программой по решению проблемы талибов в Афганистане. К этой «тройке» скоро присоединяется другая: Таджикистан, Узбекистан и Туркмения. За маневром среднеазиатских стран стоял Китай, который традиционно играл заметную роль в регионе.

Присоединение Узбекистана к Шанхайской пятерке.
© kremlin.ru
Присоединение Узбекистана к Шанхайской пятерке.

Результатом китайского маневра стало последующее присоединение Узбекистана к Шанхайской пятерке, создание ШОС и принятие Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в этом регионе. А осенью 2000-го в Бишкеке на саммите стран Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан) был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), члены которого вошли (вместе с Арменией) в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), сформировав полноценный военно-политический блок.

Во время «американской паузы» неожиданно выяснилось, что отсутствие Вашингтона в мировой повестке не усложняет, а упрощает решение многих проблем, не требуя силовой поддержки и военной эскалации. Это стало репетицией многополярного (инклюзивного) мира, где учитываются различные интересы разных центров силы.

Возвращение «мирового жандарма»

Когда Буш-младший приступил к исполнению своих президентских обязанностей (Гор отозвал иски и признал его победу), мировой расклад сил изменился неузнаваемо.

Предложить альтернативную повестку Вашингтон оказался не в состоянии. Но и политически признать изменившийся де-факто мир Вашингтон не мог. Если бы хоть одна из локальных инициатив реализовалась, то вернуться на мировой политический Олимп США уже не удалось бы никогда.

Трагедия 11 сентября 2001 года.
© flickr.com
Трагедия 11 сентября 2001 года.

Единственной возможной стратегией в таких условиях для США был подрыв сложившихся за время паузы альянсов. Трагедия 11 сентября 2001 года произошла (прости меня, Господи!) как нельзя «вовремя», послужив оправданием силовой экспансии США по всему миру.

Удар по Афганистану и последующее наращивание в этой стране американского военного контингента лишило смысла антиталибскую инициативу России, Индии и Ирана. В кресле премьера Израиля Эхуда Барака сменил Ариэль Шарон, и началось новое обострение палестино-израильских отношений. Против Саддама Хусейна выдвинули обвинение в обладании химическим оружием, что стало поводом для войны и оккупации Ирака. Ближний Восток превратили в кашу. Да, еще и санкции против Ирана продлили...

Риски бумерангом вернулись в Америку

По схожему сценарию складываются события и сегодня, когда Трамп начал разворачивать Америку внутрь себя, создав вакуум в мировой повестке. На Ближнем Востоке сложилась новая «дипломатическая тройка» по решению сирийской проблемы в виде Ирана, России и Турции. Израиль восстановил статус ключевого игрока в регионе. Индия, вступив в ШОС, запустила процесс преодоления коренных противоречий с Китаем.

8 марта 2018 года страны несостоявшегося Транстихоокеанского партнерства подписали Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнерства, но уже без США. Параллельно идет подготовка к заключению Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП), включающего страны АСЕАН, Китай, Японию, Республику Корея, Индию, Австралию и Новую Зеландию. На фоне потепления отношений Китая и Индии идет усиление сотрудничества в рамках БРИКС.

Трамп не совершал переворотов. К его приходу мир уже перестал быть глобальным, стремительно распадаясь на регионы. Сделали это предыдущие администрации США через стратегию подрыва своих обязательств.

Континентальные устремления Европы разрушены украинским конфликтом. Китай быстрыми темпами продвигается в глубь Евразии. Франция заблокировала новый договор Евросоюза. Германия (не Меркель) объективно больше не нуждается в ЕС, по крайней мере, в его нынешнем (рыхлом и разрозненном) виде. А Британия ЕС покинула.

Британия покинула ЕС.
© flickr.com
Британия покинула ЕС.

Идет формирование новой политической карты планеты, но видим мы этот процесс в виде внешнеполитических провалов США, потому что за годы глобализации Америка превратилась в главного регулятора финансовых и торговых отношений. Она взвалила на себя всю ответственность за мировой порядок, формируя военно-политические коалиции в обход Совета Безопасности ООН и решая судьбы других стран.

Тотальная экспансия Америки поставила большую часть мировой проблематики в зависимость от позиции Вашингтона. Однако зависимость без обратной связи невозможна. Внутриполитическая ситуация в США стала своеобразным заложником внешнего мира, а исход американских выборов стал определяться процессами в различных уголках планеты. Риски и перекосы рынка, которые ранее США экспортировали через механизм глобализации, сегодня бумерангом вернулись в Америку.

Главный итог встречи в Хельсинки

Все в той же геттисбергской речи Трамп озвучил итоги глобализации: каждый 4-й трудоспособный американец не работает, 47 млн живут в бедности, 45 млн получают продовольственные талоны. И это далеко не все последствия финансовой и экономической экспансии США.

За время глобализации снизилась продолжительность жизни среди белых американцев, представляющих рабочие и технические профессии. Нет, у них не упал уровень жизни и не ухудшилось качество медицинского обслуживания. Рост смертности произошел за счет алкоголизма и наркомании. Иными словами, из-за потери смысла жизни и перспективы. Из-за того, что по-научному называется снижением социальной мобильности.

Главная проблема Америки (она же - причина нынешней истерики американских элит) состоит в том, что развал последней империи происходит на фоне роста конкурирующих стран, создающих новые зоны доверия и экономического роста (ШОС, БРИКС, ВРЭП, новый ТТП). Со стороны этот процесс выглядит как череда внешнеполитических провалов США, а внутри Америки он воспринимается как серия поражений. Отсюда - обвинения Трампа в национальном предательстве.

Трамп не предатель интересов Америки, он ее спаситель.
© whitehouse.gov
Трамп не предатель интересов Америки, он ее спаситель.

Но Трамп - не предатель интересов Америки, он ее спаситель. Его победа на выборах - это сработавший инстинкт самосохранения политической системы США. Америка была не в состоянии продолжать прежний проект глобализации (сегодня он возможен только в форме терроризма). Меняется внешнеполитическая модель США. Страна переходит от экспансионизма к политике сдерживания стратегических конкурентов по модели рейганомики - через гонку вооружений и региональные войны.

Изменения модели носят настолько глубокий характер, что оценивать их в старой логике невозможно. Все прежние программы развития рушатся, все «методички» идут прахом. Старые маркеры не позволяют составить адекватную картину перемен.

Изменениям будут подвергнуты не только принципы и подходы, меняться будут акторы нового миропорядка: политические глашатаи, финансовые проектанты, промышленные операторы, медийные авторитеты и хозяева. Нас ждет долгий период гибридных (сетевых) войн и общее падение уровня жизни.

Условно говоря, высокие гонорары звезд Голливуда, спорта и шоу-бизнеса оплачены нищенской зарплатой в Китае, Вьетнаме и Индонезии. Это еще одна причина истерики в США: беднеть никому не хочется.

В Хельсинки встречались не два глобальных игрока, а два национальных лидера. Это следует признать главным итогом переговоров. Национальные лидеры определят будущее глобального мира.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама