Корабль номер 1: как живет легендарная «Аврора»
«Аврора» - не только музей, но и корабль № 1 Военно-морского флота России. Поэтому на легендарном «перворанге» служит самый настоящий военный экипаж, а для ребят-призывников «Аврора» на целый год становится родным домом. Наш корреспондент узнала, как живется и служится на знаменитом крейсере.
Туристы направо, экипаж налево
В жилую часть корабля семеню за матросом Евгением Дубовым. Мы ныряем вниз по крутой лестнице, минуем кают-компанию, немного запутанных коридоров - и снова вниз. По ходу движения оцениваю атмосферу: разглядываю, прислушиваюсь и даже принюхиваюсь. Из трансляции периодически звучат команды, навстречу попадаются члены экипажа, занятые своими делами, да и пахнет не музейной стерильностью, а жилой чистотой.
- Ну надо же, корабль и правда живой, - резюмирую в спину своему провожатому.
- Конечно, живой, какие могут быть сомнения! - весело реагирует на мое удивление Евгений и тут же ловко убирает голову от очередного препятствия на лестнице.
Вот он - первый необходимый навык службы на корабле: следить за головой и ногами. Мало того, что в помещениях потолки довольно низкие, так еще и двери железные, метра полтора в высоту и с обязательным порогом.
Мы оказываемся в кубриках, где живут матросы - четырнадцать призывников, проходящих на корабле срочную службу. Обстановка спартанская - кровати с бортами, шкафы и тумбочки, по-морскому - рундуки. Чистота идеальная.
На все руки мастера
Порядок - это вообще пунктик авроровцев. Что вполне объяснимо. Крейсер уже давно стал одним из символов Петербурга. Ежедневно его посещают от полутора до трех тысяч туристов и гостей города, курсантов. В дни школьных каникул до 5 тыс. человек! Нередки официальные делегации самого высокого уровня, в том числе иностранные. Поэтому корабль в любое время суток должен выглядеть безукоризненно, как и члены экипажа, особенно те, что несут вахту на верхней палубе.
В этом отношении служба на «Авроре» напоминает службу в Президентском полку: к внешнему виду и выправке предъявляются высокие требования, а многое приходится делать на глазах у публики - как говорится, не расслабишься. Однако еще большая ответственность лежит на экипаже не с представительской точки зрения, а в плане обеспечения жизнедеятельности всех систем крейсера, как и на любом другом военном корабле.
Водообеспечение, энергетика, тепло, пожаробезопасность - предмет заботы электриков, трюмных, машинистов. Боцманская команда, в свою очередь, отвечает за весь такелаж, выдвижные конструкции на верхней палубе. Есть авральные работы, когда пашет весь экипаж, есть текущие работы, выполняемые вахтенными. Добавьте сюда 3.000 кв. метров, которые надо содержать в чистоте и порядке. А еще надо учесть, что крейсеру 120 лет и уход ему требуется особый. Его изюминка - большое количество медных, а точнее, латунных элементов. Они очень благородно смотрятся, но драить медь - та еще работа! А еще члены команды всегда готовы помочь коллегам-музейщикам. Например, в прошлом году их силами была оформлена экспозиция в машинном отделении. И все это на плечах 27 членов экипажа, из которых 4 офицера, 5 мичманов, 14 матросов и четыре гражданских специалиста.
- Некоторые приходят с других кораблей и сначала говорят: «Да ладно, что у вас здесь за служба», а через неделю признают, что ошиблись, - поясняет старший боцман Павел Исаев, который служит на «Авроре» с 2000 года. - Если на других кораблях вахту отстояли и пошли отдыхать, то здесь некогда, мы все время в работе. Поэтому и ребята сразу приучаются не только к дисциплине и порядку, но и к мелкому ремонту - как правильно производить покраску, как с механизмами работать. Уроков труда в школе нет, но даже если придут безрукие, то уйдут точно с руками, - смеется он.
В результате такого подхода даже срочники, которые служат всего год, могут к концу службы и с аккумулятором разобраться, и насос починить.
Например, Роман Якимов, призывник из Нижнего Новгорода, отвечает за противопожарную часть. О результатах недавней комплексной проверки системы противопожарной безопасности рассказывает не без гордости: и предоставленная документация, и работа систем были признаны удовлетворительными.
Тут же другой матрос, Дмитрий Грибанов из Брянска, рассказывает, как ребята совершенствовали систему трансляции, чтобы она доходила до каждого помещения: прокладывали кабель, настраивали оборудование.
Доверяют матросам и другую работу: два человека выполняют обязанности вестовых, а один закреплен как писарь - значительный объем корабельного документооборота на нем.
- Нас, конечно, контролируют, но мы и сами стараемся на совесть, - поясняют ребята главный принцип своей службы.
Строгий отбор
Вот и выходит, что, с одной стороны, служба на «Авроре» мало чем отличается от службы на любом другом корабле, стоящем у причала: дежурства и вахты, приборки, авралы, занятия с личным составом, тренировки по борьбе за живучесть. А с другой стороны - место ответственное и не терпящее белоручек. Отсюда высокие требования к дисциплине, а также личным навыкам и умениям каждого члена команды, от командира до матроса.
Командир экипажа и сам в свое время прошел жесткий конкурсный отбор, назначен на должность лично главнокомандующим ВМФ России. Капитан 3 ранга Артем Знаменщиков - блестящий образец морского офицера. Разносторонне образован, владеет иностранным языком.
Офицера или мичмана, служащего по контракту, тоже просто так сразу не возьмут, сначала будет испытательный срок, за время которого командование оценит человека в деле.
Ребята-срочники, попадающие на «Аврору», вообще узнают о том, где им предстоит служить, только в учебной части. Требований к будущим матросам несколько: положительная характеристика, наличие высшего или среднего технического образования и… проживание в другом регионе. Местных на «Аврору» не берут. Командир корабля Артем Знаменщиков считает это правильным:
- Мне кажется, здорово, когда ребята из разных уголков России имеют возможность пройти службу на легендарном крейсере, пожить в красивейшем городе, где многие из них никогда раньше не бывали, познакомиться с великими историческими памятниками и увезти потом в своем сердце кусочек Петербурга.
И музеи, и спортзал
Если офицеры и мичманы служат на «Авроре» не первый год, то матросам поначалу приходится непросто. Надо не только привыкать к распорядку, но и запоминать большой объем информации - что где находится, для чего служит, как работает.
Распорядок дня неизменный. В 6 утра подъем, зарядка, гигиенические процедуры. Завтракают ребята в Военно-морском училище им. Нахимова, которое находится тут же, на набережной (здесь же обедают и ужинают). В 9 часов подъем флага, после чего до 11 приборка, поскольку в это время открывается музей и прибывают посетители. После обеда - работы, тренировки или обучение согласно корабельному расписанию, должностным обязанностям и указаниям старших. Вечером время для отдыха. Отбой в 22 часа.
«Аврора» для призывников действительно на целый год становится настоящим домом. Здесь есть все необходимое. И не только стандартный набор в виде душевых, стиральных машин, столовой с телевизором. На корабле есть довольно неплохая библиотека, храм, в котором по праздникам проходят службы, а также спортзал. Это единственный спортзал в Санкт-Петербурге, расположенный под водой!
Он, кстати, весьма востребован. По признанию ребят, занимаются они все и регулярно.
Но самый главный бонус, который есть у призывников, попавших на «Аврору», - это насыщенная культурная жизнь. По понедельникам и вторникам, когда у музея выходной, у ребят после обеда тоже свободное время. Чаще всего его используют для посещения музеев, театров и походов в кино.
- Поскольку все сразу не могут оставить корабль, надо же кому-то и вахту нести, мы делимся на две части и чередуемся, - поясняют матросы. - Одни на вахте, у других - культурная программа в сопровождении старших.
Кроме того, и на самой «Авроре» проходит большое количество мероприятий, связанных с военно-морской, исторической или просто патриотической тематикой. Экипаж - их обязательный участник.
«Прощание славянки»
Хоть и стоит крейсер на вечном приколе, но это, безусловно, живой организм. Суть его хорошо сформулировал командир экипажа: «Музей - это ум, который хранит память и придает смысл существованию «Авроры», а экипаж - душа корабля, которая наполняет его жизнью».
Ну и как на любом корабле Военно-морского флота, на «Авроре» есть свои традиции. Часть из них - общефлотские, в частности, ежедневный торжественный подъем и спуск флага и гюйса, а есть и свои фирменные.
Например, на «Аврору» я попала практически в пересменку. Матросам, с которыми довелось пообщаться, оставалось служить буквально считаные дни. В конце июня - начале июля ожидается новое пополнение. Так вот на крейсере есть хорошая традиция - проводы уходящих призывников. Даже если ребята сходят на берег по одному, экипаж обязательно выстраивается на верхней палубе, и каждый матрос покидает дружную аврорскую семью под «Прощание славянки». Говорят, выглядит очень торжественно и трогательно. Хороший финал для службы на легендарном крейсере, который останется в памяти на всю жизнь.