Золото «Дмитрия Донского»
Представители южнокорейской компании «Shinil Group», занимающейся бизнесом в сфере морских перевозок и строительства, объявили, что их исследовательской группой обнаружен русский крейсер «Дмитрий Донской», погибший 15 мая 1905 года после боя с 4 японскими крейсерами и 4 миноносцами. Крейсер найден на глубине 434 метра в 1.300 метрах от бухты Чодон острова Уллындо.
Представители корейской компании заявили о намерении поднять крейсер со дна. К операции должны быть привлечены китайские специалисты, а также представители еще ряда стран.
Официальные лица «Shinil Group» обещают завершить операцию по подъему до конца 2018 года. Согласно корейской версии, на борту «Дмитрия Донского» находился груз - монеты и золотые слитки. В 5.500 ящиках хранились сокровища, которые, по современным оценкам, стоят не менее 133 миллиардов долларов.
Так было ли золото на борту «Дмитрия Донского»? Было. Но только для выдачи жалованья команде и на непредвиденные расходы. Спору нет, поход 2-й Тихоокеанской эскадры от Кронштадта до Цусимы потребовал огромных средств. Но по пути почти все эти средства были потрачены.
Следует отметить, что Россия не имела судов обеспечения для снабжения 2-й Тихоокеанской эскадры. Поэтому доставка на эскадру угля, воды, продовольствия и т.д. производилась германской Гамбургско-американской компанией. Союзная Франция фактически уклонилась от снабжения эскадры Рожественского. Снабжение русской эскадры германскими транспортами не являлось чисто коммерческой операцией. Было заключено секретное (до сих пор!) соглашение между Россией и Германией. Кстати, о снабжении эскадры Рожественского речь шла в посланиях Вильгельма II от 14 октября (ст. ст.) 1904 года и Николая II от 16 октября (ст. ст.) 1904 года.
Естественно, что эта грандиозная операция оплачивалась не наличными, выдаваемыми на руки капитанам германских судов, а через соответствующие российские и германские банки в Европе. Остальные расходы русской эскадры были невелики.
Ну а где хранить наличные средства эскадры? Во всяком случае, уж не на старом крейсере, спущенном на воду в 1883 году и развивавшем в 1905 году скорость не более 15 узлов. Да и вообще «Дмитрий Донской» строился для одиночного рейдерства в океане, а не для эскадренного боя. А во 2-ю Тихоокеанскую эскадру его ввели «для числа», за неимением лучшего. Между тем, в эскадре Рожественского было два новейших крейсера с 24-узловым ходом - «Жемчуг» и «Изумруд». За ними не мог угнаться ни один японский крейсер. И оба без проблем сумели уйти в Цусимском бою.
Так что если корейцы и найдут золото на «Дмитрии Донском», то оно не окупит и десятой доли затрат на поиски. Тут невольно вспоминаются поиски в 1920-х годах золота британского парохода «Черный принц», затонувшего 14 ноября 1854 года у Балаклавы. Советско-японская экспедиция за 4 года нашла лишь 7 золотых монет. Зато агенты ОГПУ сумели ознакомиться со всей японской секретной аппаратурой для проведения подводных работ.
И, наконец, «Дмитрий Донской» является воинским захоронением. Вместе с крейсером ушли на дно 59 человек его команды и 25 человек - спасенные моряки с броненосца «Ослябя» и миноносца «Буйный». Тревожить их останки, по международным законам, можно лишь с согласия правительства РФ. Да и сам корпус крейсера принадлежит России.
В случае подъема «Дмитрия Донского» возникает масса дипломатических и юридических проблем. А сам подъем и последующие мероприятия станут важным прецедентом в международном морском праве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.