Военный потенциал познаётся в сравнении. И сравнение это в пользу России!
На проходившей в Лондоне с 10 по 13 сентября 2019 года оборонной выставке Defence and Security Equipment International (DSEI) 2019, был представлен демонстратор варианта радикальной модернизации британского основного танка Challenger 2, который заключается, главным образом, в установке на танк новой башни со 120-мм гладкоствольной танковой пушкой Rheinmetall Rh 120 L55A1 и замене британского двигателя более мощным немецким от танка «Леопард 2».
Это событие представляется мне весьма показательным. Особенно в свете того, что заядлые критики российского проекта танка будущего Т-14 «Армата» не перестают упражняться на тему его «неудачности и бесперспективности», якобы подтверждённых отсутствием больших заказов на эти машины от Минобороны России. Оказывается, они просто не знают, как обстоит с этим дело в других странах, которые у нас, по умолчанию и явно устаревшей традиции, принято считать передовыми.
Вот конкретный пример для сравнения. Основной британский танк «Челленджер», который нынче предлагается модернизировать, был разработан в конце семидесятых годов прошлого столетия и принят на вооружение в начале восьмидесятых. Впоследствии, в конце 1990-х, он был заменён на модернизированный «Челленджер-2». Который, в свою очередь, показал настолько провальные результаты на международных танковых соревнованиях, что больше никогда в них не участвовал.
Нынешний вариант модернизации этого изначально малоудачного танка дебатируется уже целых 20 лет! И к настоящему времени он реализован только в виде единственного выставочного макета-демонстратора.
Главная «новизна» очередной версии танка - в «новой» немецкой пушке образца 1979 года и двигателе MTU мощностью 1.500 л.с. с немецкого «Леопарда». При этом никакой действительно инновационной составляющей в предлагаемой конструкции нет.
Вам и не снилось...
Параллельно с метаниями британской танкостроительной мысли, в России за время куда более короткое, чем ушло на болтовню в Лондоне, разработан и построен принципиально новый, революционный аппарат - Т-14 «Армата», представляющий собой, по признанию многих зарубежных специалистов, будущее для этой отрасли оборонпрома на всей планете.
Уже сегодня наш бронекат проходит полномасштабные войсковые испытания и поставляется, пусть и в небольшом количестве, непосредственно в армейские части. При этом нынешняя малосерийность Т-14 связана не с мнимой провальностью данного проекта и даже не с его дороговизной (цена зависит, прежде всего, от масштаба производства), а с продолжением совершенствования конструкции и, самое главное – с полным отсутствием причин для спешки.
Политика Минобороны по поэтапному освоению новой машины связана с идущей ныне полномасштабной модернизацией танков предыдущего поколения Т-64, Т-72, Т-80, потенциал которых ещё далеко не исчерпан.
Благодаря солидному заделу, созданному в советские времена, руководство Вооружённых сил РФ имеет большую фору по времени. Командование действительно располагает возможностью за счёт массовой и сравнительно недорогой модернизации традиционных танков обеспечить необходимый уровень боеспособности танковых войск на весьма протяжённый период.
На повестке дня и другая задача: одновременно более основательно и без финансового надрыва подготовиться к эпохе массового приёма на вооружение принципиально новых боевых машин. Которые, что вполне возможно, станут не просто копией, но дальнейшим развитием нынешнего Т-14.
Таким образом, превосходство российской школы танкостроения над, в данном случае, британской, представляется несомненным. Причём речь идёт о торжестве российской военно-инженерной мысли, превосходящей западные разработки буквально по всем показателям - начиная от способности разрабатывать подлинно инновационные конструкции до их продуманной и последовательной реализации в рамках общегосударственной стратегии развития Вооружённых сил РФ.
Не только танки, но и самолёты...
Практически то же самое касается и ситуации с новейшими проектами боевых самолётов в РФ и на Западе. Не секрет, что российский военный авиапром подвергается ожесточённой критике, поводом для которой становятся подчас откровенно высосанные из пальца домыслы. Вот типичный пример такого оголтелого критиканства:
«Вот и на Международном аэрокосмическом салоне (МАКС) в этом году, где Су-57 был представлен в том числе в модификации «Э» (экспортный вариант), особого внимания он не вызвал. Да, истребитель осмотрел турецкий президент Эрдоган, которого привез на авиасалон Владимир Путин. Вроде бы даже восхитился и заявил о готовности покупать эти истребители взамен утраченного контракта на американские F-35, но дальше разговоров дело не пошло. Турция больше заинтересована в покупке легких российских истребителей Су-35, которые уже неплохо зарекомендовали себя по боевым характеристикам, в том числе и в небе Сирии. Уклонилась от закупок Су-57 и Индия, которая вложилась в закупки российских вооружений, но опять же с большим вниманием смотрит на Су-35, классификация которого является 4++, нежели чем на истребитель пятого поколения».
Такое впечатление, что авторы материала имеют конкретный заказ на принижение значимости и конкурентоспособности продукции российского авиапрома. По этой причине они изо всех сил тужатся наплести, как говорится, «сорок бочек арестантов». В данном «тексте слов», что ни «аргумент», то откровенная натяжка, рассчитанная на «кругозор» сугубых дилетантов. Давайте разберёмся.
Чего стоит, например, вынесенный в заголовок данного опуса «довод» о том, что Су-57 «не может найти покупателя»?! Неужели кто-то ещё, кроме явно неровно дышащего к данной теме автора, думает, будто новейший истребитель пятого поколения это некая разновидность пирожка с картошкой, который либо продается в первые два часа после выпечки, либо не продаётся совсем?
Выход на мировой рынок настолько передовых и архисложных систем вооружения - это, по определению, длительный, многоэтапный процесс, рассчитанный на многие годы. И только очень глупый человек может думать, что такие вопросы решаются в ходе пятиминутного общения президентов на стремянке у кабины истребителя будущего.
Не менее нелепым выглядит и противопоставление Су-57 российскому же Су-35, который на данный момент действительно более «покупабелен» на мировом рынке. Что для этой техники совершенно нормально, как для более испытанного и относительно давно стоящего на вооружении самолёта. У Су-57 в этом отношении ещё всё впереди.
Уже сегодня, в степени своего внедрения в боевой строй ВКС РФ, он находится на несравнимо более продвинутом этапе нежели его европейский аналог, недавно показанный на авиасалоне в Ле-Бурже.
Ирония ситуации заключается в том, что европейский проект истребителя «пятого поколения» пребывает в состоянии «отрицательной величины», то есть даже не на нулевой отметке, присущей британскому танку-демонстратору «Челленджер» с Лондонской выставки «достижений оборонного хозяйства». Потому что франко-немецкий истребитель существует сегодня только в виде... деревянно-фанерного макета!
Особо интересен этот факт в свете того, что Су-57 уже практически завершил основную часть государственных испытаний и был заказан промышленности серийной партией в 76 единиц. Отметим, что сборка первых линейных машин сейчас идёт полным ходом. Кроме того, достоин упоминания, на мой взгляд, и тот факт, что новейший истребитель уже получил некоторый опыт реального боевого применения в Сирии.
Записные критики не замедлят возразить: но есть же еще американский F-35, который уже давно в серии. Замечу, однако, что есть-то он есть, но только головной боли от этого факта у его обладателей меньше не становится.
Во-первых, эта машина остается рекордно дорогой в истории мировой военной авиации.
Во-вторых, её неустранимая, можно сказать системная, дефективность вызывает до сих пор очень большие вопросы по поводу его боевой надёжности. Без вести пропавший в океане самолёт (недавний случай в Японии) - далеко не лучший аргумент в пользу совершенства данного образца крылатой техники.
В-третьих, реального боевого опыта, этой главной гарантии успешности проекта, у F-35 практически нет. Полумифические «сенсации» об успешных рейдах израильских «невидимок» в Сирии на поверку оборачиваются малоэффективной «стрельбой из-за угла» без захода в воздушное пространство противника. А считать боевой операцией показательный налёт палубных F-35B на лишённых средств ПВО афганских талибов и вовсе смешно.
В-четвёртых несмотря на то, что США буквально выкручивают руки своим вассалам и вытряхивают из них бешеные деньги, заставляя приобретать этот не доведённый до ума самолет, имеют место случаи отказов либо сокращения количества заказанных боевых единиц целым рядом стран, в том числе ближайшими партнёрами США - Канадой, Германией и Францией.
Всё это говорит, скорее, не за, а против F-35. И побуждает рассматривать его мировую экспансию не столько как успешный взлёт проекта, сколько как мало обнадёживающий фальстарт.
Так что ещё неизвестно, кто в этой гонке в конечном счёте будет впереди - опережающий собственные возможности американский проект или последовательно, без ненужных рывков эволюционирующий российский аналог. Особенно с учётом того, что его стоимость наверняка будет куда более приемлемой для абсолютного большинства стран мира.
Таким образом, в случае с авиацией, мы наблюдаем ровно ту же сравнительную картину, что и в танкостроении. Спокойное поступательное развитие российских военно-промышленных технологий с одной стороны; и неровное, аритмичное, с хаотическими импульсивными рывками с другой - западной.
А что на флоте?
Подобные сопоставления вполне справедливы и для тенденций развития военно-морского флота. Россия целеустремлённо и планомерно, не связывая себя сомнительной мировой «модой», строит свой новый флот практически с нуля. Наша страна последовательно, концентрическими кругами расширяет линейку кораблей и диапазон их возможностей - от своего берега к флоту «глубокой воды». На данном этапе российский флот обрастает массой небольших, но весьма эффективных боевых плавсредств, которые превращают в практически неприступную твердыню береговую зону самой Российской Федерации.
Ставка делается на мощь оружия новых боевых единиц, для чего в наше время совершенно не нужны исполинские габариты. Для России сегодня нет вопроса что лучше - огромный и сверхдорогой авианосец или небольшой фрегат, способный утопить эту гигантскую посудину одним залпом своих гиперзвуковых ракет. Выбор, очевидно, сделан в пользу небольшого фрегата или корвета, которые по своей боевой мощи многократно превосходят даже линейные корабли минувших эпох.
На очереди в стратегической перспективе строительство флота дальней морской зоны, ядром которого станут относительно крупные корабли, под которые уже сегодня готовятся достаточные производственные мощности, в том числе и на Дальнем Востоке.
Одновременно активно пополняется главная гроза и мощь российского флота - его ракетно-ядерные подводные стратегические крейсеры. То есть всё идет спокойно и планомерно.
Справка
Одним из самых удачных проектов в области обновления ВМФ можно считать построенный на АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» головной атомный подводный крейсер К-561 «Казань» модифицированного проекта 08851 (шифр «Ясень-М»).
Заместитель Министра обороны Российской Федерации Алексей Криворучко заявил, что «в рамках Международного военно-технического форума "Армия-2019" (в июне 2019 года) был подписан контракт на дополнительную поставку флоту двух "Ясеней-М" и в ближайшее время, о чём уже принято решение, подпишем контракт ещё на два стратегических подводных ракетоносца "Борей-А"».
В то же время главный натовский флот - ВМС США, мягко говоря, находится в небывалом в его послевоенной истории концептуальном тупике. Становящееся реальной угрозой для авианосного ядра американского флота новое поколение малых ударных ракетных кораблей, развиваемых, прежде всего, Россией, в сочетании с многоярусной противокорабельной завесой берегового базирования, полностью ломает традиционные американские схемы боевого использования наступательного потенциала ВМС США, который уверенно стремится к нулю.
СправкаЕщё 10 лет назад этот тупик был обозначен в США на уровне военной теории, когда там заговорили о «зонах исключения доступа», имея в виду ставшие недоступными для американского флота прибрежные акватории многих стран.
С тех пор никакого реального противоядия новой военной доктрине оппонентов США изобретено за океаном не было. А сегодня, в результате концептуального тупика, дело уже дошло до физического одряхления этой некогда непобедимой армады. Мировой сенсацией стала недавняя новость о том, что на восточном побережье США не осталось ни одного боеготового авианосца - они либо на ремонте, либо на этапе восстановления боеспособности.
И в то время, когда местные критики всего российского продолжают зубоскалить о якобы «никудышном российском флоте», в реальном соотношении эффективных военно-морских сил, Россия начинает медленно, но верно перетягивать канат на свою сторону.
Стратегическая составляющая
Про самую жизненно важную сферу военного соперничества между Россией и Западом - сферу стратегических вооружений, критики которой остаются, в основном, на уровне примитивных басен насчёт «мультфильмов, показанных Путиным Федеральном Собранию 01.03.18», уже и не говорю.
Технологическое лидерство РФ здесь настолько бесспорно, что его вынужден был признать даже ставший полтора месяца назад бывшим помощник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон.
Этот удивительный человек не придумал ничего более умного, чем обвинить Россию в краже американских гиперзвуковых секретов. И, тем самым, поневоле констатировал не столько саму «кражу», сколько бесспорное наличие у РФ передовых гиперзвуковых технологий. Которых у США, по признаниям их же собственных генералов, элементарно нет. И потому красть там России просто нечего!