От благотворительной щедрости и противостояния к разумному и взаимовыгодному сотрудничеству
В 1949 году появилась популярная песня - «Летят перелётные птицы», в которой были такие слова: «Не нужен мне берег турецкий // и Африка мне не нужна». Смысл этой песни заключался в том, что советский солдат вернувшись с войны хочет жить в мирной стране: «А я остаюся с тобою, // родная моя сторона! // Не нужно мне солнце чужое, // чужая земля не нужна». Действительно, после такой продолжительной и тяжёлой войны, когда братские народы СССР ценой больших жертв сломали военную машину фашисткой Германии и водрузили флаг над поверженным Рейхстагом - все думали, что больше таких войн не будет. Однако, когда на Всесоюзном радио эта песня набирала популярность, за океаном в штабе бывших союзников по антигитлеровской коалиции подписывался план ядерной атаки на СССР - операция «Дропшот» (Operation Dropshot). Поэтому надежда на мирное развитие оказалась тщетна, Советскому Союзу пришлось не раз отстаивать свои интересы по всему миру и не всегда силами дипломатии.
Как мы знаем, практически во всех локальных войнах биполярного мира СССР и США поддерживали разные стороны конфликтов - будь то войны в Южной Америке, во Вьетнаме или в Африке.
Поддерживая «союзников», и СССР, и США направляли в зону конфликта военных советников. От Советского Союза и социалистических стран, как правило, приезжали кадровые военные и военнослужащие, набранные в армию по призыву, врачи, переводчики и гражданские специалисты, а США и их союзники - направляли профессионалов из спецподразделений, бойцов частных военных компаний и агентов ЦРУ.
Войны за Африку
К слову сказать, войны за «чёрный континент» между русским миром и миром запада начались ещё в XIX веке - когда Российская империя выступила на стороне Эфиопии, близкого по духу христианского государства. По словам российского историка К.В. Виноградова, «Эфиопия, опасаясь вторжения со стороны колониальных держав Италии и Великобритании, смогла заручиться поддержкой России», которая после нескольких экспедиционных поездок своих представителей в марте 1895 года направила делегацию из 11 человек во главе с есаулом Николаем Леонтьевым для установления дипломатических отношений с императором Менеликом II.
Да-да, Абиссиния, как тогда называли русские Эфиопию, - была империей, которая, расширяя свои границы, столкнулась с колониальными интересами итальянцев и англичан. Поэтому накануне назревающего военного конфликта между Эфиопией и Италией, Россия отправила в Абиссинию своих военных советников с «тайным грузом», вооружением для эфиопской армии, состоявшим из 30 тысяч винтовок Мосина и 5 млн патронов к ним, снарядов для артиллерийских орудий и 5 тысяч сабель. В результате «добрых советов и винтовок Мосина» экспедиционный корпус Италии, планировавший захватить Эфиопию, был разгромлен, а 26 октября 1896 г. Италия признала независимость Эфиопии и уплатила Аддис-Абебе военную контрибуцию.
В следующий раз русские вернулись на просторы Абиссинии в 1974 году, поддержав «социалистический выбор» Менгисту Хайле Мариам и его сторонников из временного военно-административного совета (ВВАС). Сторону антикоммунистических повстанцев поддержали США, Италия и Великобритания, оказавшие военную поддержку многочисленным группировкам, в названии которых фигурировали названия «народный фронт» и «фронт освобождения».
После того как в Португалии произошла «Революция гвоздик», предоставившая свободу своим колониям, Советский Союз с большинством из них наладил дипломатические и военные контакты. Наиболее приоритетной из этих стран считалась Ангола, первым президентом которой стал глава Народного движения за освобождение Анголы Агостиньо Нето, давно поддерживавший тесные контакты с СССР. Процессами становления социализма в Анголе «обеспокоилась» ЮАР, самое сильное в экономическом и военном плане государство в Африке. Такая «забота» в итоге переродилась в локальную войну, которую вели против Анголы на суше и в воздухе войска Национального союза за полную независимость Анголы (УНИТА), юаровская армия и наёмники, а на море действовали боевые пловцы из диверсионно-разведывательных подразделений, которые взорвали более 15 гражданских судов, принадлежавших различным странам.
Кстати о наёмниках. В 1976 году в Луанде состоялся первый в мире судебный процесс над взятыми в плен иностранными наёмниками, которых для войны в Анголе наняла английская компания Security advisory services (SAS), чья аббревиатура поразительно похожа на сокращённое название Специальной авиадесантной службы (Special Air Service), более известной как спецназ армии Великобритании. Совпадение, скажете вы, но я так не думаю.
Вернёмся к Анголе. Наиболее ожесточённые бои на территории Анголы и соседней Намибии прошли в период с 1981 по 1988 год, когда УНИТА при поддержке армии ЮАР провели несколько наступательных операций, наиболее известными из которых были операция «Модулар» и битва за Куито-Куанавале. Однако назвать их успешными для наступающих помешали кубинские военные и советские военные специалисты. Поэтому УНИТА от открытых боестолкновений перешла к тактике партизанской войны.
Справка
Несколько слов о наших военных специалистах. Наши офицеры и солдаты, выполняя интернациональный долг по заданию партии в горячих точках на африканском континенте, фактически находились на нелегальном положении.
Почти все участники боевых действий в Анголе, Эфиопии и Мозамбике не признавались де-юре «участниками боевых действий», в отличие от бойцов-интернационалистов, воевавших в Афганистане.
Единственной отметкой, подтверждавшей их участие был штамп в военном билете от 10-го Главного управления ГШ ВС СССР, через ведомство которого прошли 10.985 генералов, офицеров, прапорщиков и рядовых воевавших в Анголе, 11.143 военнослужащих оказавших помощь социалистической Эфиопии и свыше 4.000 военных специалистов, поддержавших коммунистический выбор Мозамбика.
За социалистическую экспансию СССР в Африке мы заплатили, по официальным данным, 133 жизнями военнослужащих.
После развала СССР африканский социализм, поддержанный военной и экономической помощью Страны Советов, быстро сошёл на нет.
Если друг оказался вдруг…
Отказ от социалистического пути развития заставил многие африканские страны искать союзников, и они (союзники) не заставили себя долго ждать. Бывшие соперники стали друзьями, да такими, что врагу не пожелаешь. Если бы африканские страны знали слова Генри Киссинджера: «Враждовать с США - опасно, но дружить с США - смертельно опасно» и посмотрели на то, что стало с бывшим другом США - ЮАР, то они вряд ли совершили столь опрометчивый выбор.
«Цветные революции» на севере Африки, банды террористов в центральной её части, голодающая Эритрея, растерзанные гражданской войной Судан и Сомали, теракты в Кении, безработица и гиперинфляция в Зимбабве - всё это «дружеские дары» правильной демократии. При этом США, как большой друг Африки, не забывают регулярно получать «благодарность», состоящую из природных ресурсов «чёрного континента» по бросовым ценам, т.е. практически даром.
Дополнительно США получают прибыли от продажи оружия и вашим, и нашим, т.е. правительственным войскам и повстанцам воюющих против них. При этом ни одна африканская страна не может отказаться от такой демократии, в противном случае к её берегам подойдёт флот США, и миротворцы из Корпуса морской пехоты доходчиво объяснят «заблудшим овцам» ценности демократического мира.
Понятно, что долгое время у африканских государств просто не было иного выбора - Советский Союз пал, а коммунистический Китай строил своё экономическое чудо, занимая позицию нейтралитета, игнорируя даже миротворческие операции под эгидой ООН. С волками жить - по волчьи выть!
Надежда появилась лишь когда в России стали происходить процессы связанные с возрождением экономики и реформами её вооружённых сил. Военная операция в Сирии показала всему миру и странам Африки в том числе, что Россия возвращается в мировую политику, возвращает себе позиции сверхдержавы, но совершенно на иных принципах. Раньше участвуя в гонках вооружений и мирового влияния с США, Советский Союз делал ставку на силовое превосходство снабжая вооружённые силы союзников средствами вооружения и военной техники исключительно из своих ресурсов, практически безвозмездно. Как известно, такая щедрость в итоге сказалась на благосостоянии СССР, и на стыке экономического и политического кризиса Страна Советов ушла в историю, как государство, по мнению американцев, проигравшее холодную войну.
Нынешняя Россия извлекла уроки прошлого и сейчас строит свои вооружённые силы на ином принципе - принципе оборонной достаточности. Нашим главным союзником по-прежнему остаются Армия и Флот, которые получают на вооружение комплексы, не имеющие аналогов у наших вероятных противников.
На основе этого принципа мы и ведём сейчас диалог с нашими союзниками и партнёрами - мы больше не выступаем в роли благотворительной организации, готовой пожертвовать жизнями своих солдат и результатами работы нашего ОПК ради их переменчивой лояльности. Мы оказываем возмездную помощь, поставляем технику и обучаем военнослужащих союзных армий навыкам, делясь своим многовековым опытом во время военных учений. При этом мы не ставим вассальных условий, мы заключаем договора взаимопомощи и приходим на помощь - как это было в Сирии.
Думаю, именно по этой причине представители стран африканского континента приезжали в Россию в мае 2019 года на Московскую конференцию по международной безопасности (MCIS-2019), которую организовало Министерство обороны РФ. Как отметил министр обороны генерал армии Сергей Шойгу эта «конференция стала ежегодным форумом, объединяющим представителей оборонных ведомств, международных организаций и неправительственных экспертов в поисках ответов на ключевые вопросы глобальной безопасности».
Ответы, которые даёт Россия на практике, мы наблюдаем в Сирии, где всё движется к окончательному восстановлению территориальной и суверенной целостности Сирийской Арабской Республики. Такие же ответы хотели видеть и у себя многие государства Африки, уставшие от затяжного кровопролития и «дружеских объятий» США. Безусловно, Россия может оказать различную помощь и по линии военно-технического сотрудничества, и по линии экономических проектов.
С Россией лучше дружить, а не воевать
Экономический форум «Россия - Африка», который состоится 23-24 октября в России, пройдёт под девизом «За мир, безопасность и развитие». Как отмечается в анонсе форума: «На сегодняшний день в России разработан комплекс мер, позволяющих эффективно бороться с террористическими угрозами, пресекать незаконную деятельность и обеспечивать надёжную защиту своих граждан. В рамках сессии представители российских организаций и компаний поделятся своим опытом с африканскими партнёрами».
Цитата
«Убежден, что африканцы не заинтересованы в эскалации противостояния крупных держав на континенте. Напротив, они предпочли бы, чтобы соперничество сменилось на сотрудничество в противодействии таким острым для Африки вызовам, как терроризм, преступность, наркоторговля, неконтролируемая миграция, нищета, опасные инфекционные заболевания.
Разумеется, мы учитываем эти реалии, делаем соответствующие выводы и готовы не к переделу богатств континента, а к конкуренции за сотрудничество с Африкой. Главное, чтобы она была цивилизованной, развивалась в правовом русле.
Мы не дружим с кем-либо против кого-либо и решительно отвергаем какие бы то ни было геополитические игры вокруг Африки».
Президент Российской Федерации Владимир Путин
Как видите, на этапе восстановления отношений Россия пока не торопится называть африканские страны словом «союзник». Потому что это звание проверяется делами и временем, скрепляется договорами и соглашениями, цементируется проектами строительства и развития. Только так! Если наши африканские партнёры поймут это правильно, то на горизонте развития отношений с Россией у них появится надежда на будущее, основанная на взаимовыгодном сотрудничестве в рамках многополярного мира.
И первым шагом к этому должно стать увековечивание памяти наших военнослужащих, отдавших свои жизни за светлое будущее Африки.