Наше кино и немцы
В Музее Победы на Поклонной горе в Москве на днях был представлен трейлер фильма «Ильинский рубеж». Лента, готовящаяся к выходу на широкие экраны накануне 75-летия Победы, посвящена подвигу подольских курсантов, ценой собственных жизней сдержавших наступление немецких войск на юго-западных подступах к столице. В октябре 1941 года сводный полк курсантов артиллерийского и пехотного военных училищ численностью 3.500 человек встал насмерть под Малоярославцем.
Динамичная нарезка кадров картины на экране музейного кинозала «Жуков» показала все этапы боевых действий на рубеже обороны у сёл Ильинское и Детчино. Продюсер фильма Игорь Угольников рассказал собравшимся на презентацию в Музее Победы зрителям, что давно хотел снять предельно достоверный фильм о тяжёлых событиях осени 1941-го. Поэтому занятые в проекте известные актеры - Евгений Дятлов, Алексей Бардуков, Сергей Безруков, Роман Мадянов, Дарья Урсуляк и другие - не только перед съёмками изучали архивные материалы, но и прошли подготовку в военном училище. Достоверность фильму придаёт и использование настоящей военной техники, большинство образцов которой воссозданы командой умельцев из мастерской «Mad Dragon».
Служили два товарища
Английское слово «mad» имеет много значений: безумный, угорелый и ещё десяток не слишком лестных определений. Но мастерам из «Mad Dragon» больше всего нравится одно из них: очумелый.
- Только такие могут заниматься тем делом, которым уже 20 лет занимаемся мы, - улыбается руководитель проекта Олег Альперович.
Умельцы на все руки принимали участие в подготовке исторической боевой техники для съёмок многих отечественных художественных и документальных фильмов. Среди них «Утомленные солнцем-2: Цитадель» Никиты Михалкова, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Т-34» Алексея Сидорова, а теперь и готовящийся к выходу на экраны «Ильинский рубеж» Игоря Угольникова.
- «Дракон» в названии мастерской - это просто, - продолжает Альперович, - такая эмблема у знаменитой бригады охраны Министерства обороны, теперь получившей имя исторического Семёновского полка. Мы с Сергеем Анискиным служили в этой воинской части в одной роте.
Олег и Сергей - костяк команды реставраторов, сложившейся в 1999 году совершенно случайно. В начале 1990-х юрист Олег Альперович и мастер-связист Сергей Анискин выживали, как и многие, поэтому брались за любую работу. Нормально зарабатывать получалось на восстановлении лакокрасочного покрытия автомобилей. Делали они это хорошо, и однажды известный коллекционер Владимир Тарасов предложил им не только произвести покраску, но и попытаться отреставрировать автомобиль времён Великой Отечественной.
- Оказалось, что это очень трудно, - вспоминает Олег. - Но и чертовски интересно! Как, например, изготовить деталь, которая не выпускается уже полвека, какие размеры, какой металл? Накупил десяток книжек. Мы с Сергеем помучились тогда здорово. Но сделали «конфетку» и получили за это в Москве «широкую славу в узких кругах».
- Однажды нам поступило необычное предложение, - говорит Олег Альперович. - В мастерскую обратилась известный в мире кино ассистент по реквизиту Елена Шкатова и спросила: не хотим ли мы поработать для съёмок нового фильма Никиты Михалкова? Вот вы бы отказались?!
Справка
Мастерская «Mad Dragon» - столичная команда специалистов различных профилей, которая создаёт и разрабатывает макеты и реплики военной техники в масштабе 1:1 для кинопроизводства, реставрирует авто-, мото- и бронетехнику, консультирует по историческому костюму, оружию и технике.
Отреставрированная в московской мастерской ретротехника неоднократно экспонировалась на отечественных и международных выставках и автомотошоу в Москве, Риге, Вильнюсе, Монако, Берлине, Лондоне.
Без фальши
С фильма «Утомлённые солнцем-2: Цитадель» начался у технарей из «Mad Dragon» новый виток реставраторско-реконструкторской карьеры. Оценив дотошность Альперовича, Анискина и привлекаемых ими к конкретным проектам друзей в воссоздании исторической боевой техники, киношники начали «передавать» их друг другу из проекта в проект.
- Интересной была работа в сериале «Исчезнувшие» Вадима Островского и у Алексея Сидорова в «Т-34», - говорит Олег. - Это режиссёры, попадая на съёмки к которым, сразу понимаешь: фильм будет классным. У Сидорова вся команда «пахала» с утра до ночи. Саша Петров, Витя Добронравов, другие актёры работали по-честному, буквально синяки набивали в танке. Например, Виктору Добронравову, сыгравшему роль механика-водителя, иногда приходилось проводить за рычагами по двенадцать часов в сутки. Большинство эпизодов на танке он выполнял сам, а не дублёры. Поэтому и веришь сыгранным ребятами персонажам, поэтому и фильм стал таким успешным.
Олег Альперович считает, что компьютерная графика не заменит в кино реальную боевую технику.
- С поролоновым автоматом никогда человек в кадре не будет бежать в атаку так, как с настоящим, - говорит он. - Железо должно оттягивать руки, «кусаться», оставлять синяки на теле - тогда зритель верит. В известном американском фильме «Ярость» для удобства работы съёмочной группы внутри боевой машины построили увеличенные в полтора раза декорации танка. Фильм хороший, но фальшь видна. А в нашем «Т-34» великолепный оператор Михаил Милашин сработал в реале - просто блеск!
Наиболее известные работы «Mad Dragon»
«Утомлённые солнцем-2: Цитадель» - макеты башен танков PZ-4 и PZ-5 («Пантера»), самолёт BF-109 («Мессершмитт»), автомобили ЗиС-5 и ГАЗ-АА.
«Сталинград» - танки PZ-5 (потом были использованы при съёмках фильма Карена Шахназарова «Белый тигр»).
«Исчезнувшие» - четыре германских мотоцикла BMW R-71.
«Т-34» - наполнение исторических интерьеров танковых башен Т-34 и PZ-5, бронетранспортер Sd Kfz-251.
«Овчинка» и «выделка»
Увы, не всегда правда жизни сопрягается с финансовыми возможностями съёмочной группы.
- Предварительные разговоры с киношниками часто проходят по одной схеме, - рассказывает Олег Альперович, - нам предлагается исполнить смелый режиссёрский замысел. Например, по заснеженному полю, стреляя на ходу, на позиции нашей пехоты наступает рота немецких танков. Хорошо, говорим мы, давайте возьмём лист бумаги, ручку и прикинем предварительную смету. Оплату своей работы даже не учитываем. Считаем, сколько стоит историческое «железо» или изготовление его правдоподобной имитации. Например, орудие с реальным откатом ствола - это, без всяких накруток, 300-400 тысяч рублей. Глаза собеседников становятся круглыми уже через пару минут, и сценарий переписывается буквально на ходу. В итоге в кадре появляется энкавэдэшник с наганом в руке, которым он показывает на лес и кричит: «Там танки!..»
Поэтому мастера из «Mad Dragon» предпочитают работать не с прожектёрами от киноиндустрии, а с мэтрами.
- Работая в команде у Никиты Сергеевича Михалкова не надо было исхитряться с придумыванием неправдоподобных образцов техники, - вспоминает Сергей Анискин. - Вот, к примеру, в кадре была нужна немецкая «Пантера», а таких во всём мире осталось немного и взять их на съёмки крайне проблематично - танки хранятся в музеях или в частных коллекциях, большинство из образцов не на ходу. Нам была поставлена чёткая умная задача: ребята, сделайте точную реплику башни, а остальное - наше дело. Мы изготовили такую, и с применением «чудес кино» на экранах кинотеатров летел в атаку стопроцентно реальный немецкий танк PZ-5.
Вниманием к исторически достоверным деталям, честному отображению духа эпохи мастерам-реставраторам также импонируют Алексей Сидоров и Игорь Угольников.
Прямая речь
- Фильм снят и выйдет на экраны в канун 75-летия Великой Победы над фашизмом. Сейчас очень важно, чтобы мы своим детям и внукам говорили правду о той страшной войне, какой ценой нам досталась эта Победа. Для меня это ещё и личная история - делая картину в память о подвиге Подольских курсантов, я нашёл место, где погиб мой дед, пропавший без вести в октябре 1941 года. Оказывается, он строил защитные сооружения и погиб 6 октября в 30 километрах от Ильинских рубежей из-за ранения. Теперь для меня два святых дня - 5 и 6 октября.
Игорь Угольников, продюсер фильма «Подольские курсанты»
Наш «Зверобой» по-прежнему на ходу
Как сообщили еженедельнику «Звезда» в Департаменте информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России, в октябре 2019 года экспозиция парка «Патриот» пополнилась единственной сохранившейся в России самоходной установкой СУ-152 времён Великой Отечественной войны. Новым экспонатом павильон №10 «Огненная дуга» парка «Патриот» пополнился в рамках проекта «Дорога Героев - Дорога Победы».
Своими 40-киллограммовыми снарядами такие самоходные орудия превращали в металлолом любые немецкие танки и САУ. Как бронебойными, так и осколочно-фугасными боеприпасами советская самоходка сносила башни немецким «Тиграм» и «Пантерам» на дальности стрельбы в полтора километра. В боях на Курской дуге СУ-152 получила неофициальное имя - «Зверобой».
Единственная сохранившаяся в России боевая машина своим ходом вышла из экспозиционного павильона, где простояла с 1972 года, поднялась на транспортную платформу, а потом заняла своё место в экспозиции. Отныне СУ-152 круглый год будет доступна для обозрения посетителям военно-патриотического парка Вооружённых сил России.
Телега преткновения
Мастера на все руки из «Mad Dragon» из года в год выполняют работы для организаторов традиционного фестиваля «Поле боя» у разъезда Дубосеково и празднования Дня города в Москве. В 2019-м столичный заказ был простым: изготовление металлоконструкций для выступления артистов на городских площадях. Но в практике их работы встречалась и историческая экзотика.
- Не поверите, одной из самых трудных задач стало изготовление телеги, - вспоминает Олег Альперович. - Нам предложили её сделать для кинофильма «Викинг». Мы легко согласились, а потом впали в ступор: а какими они были в средние века и как из современных материалов изготовить подобный артефакт?
Сначала обложившись книгами, Олег и Сергей затем вдоволь намахались топорами, пока реквизит не приобрёл тот вид, который устроил и их самих, и съёмочную группу.
Поэтому потом сделать сказочные сани для Деда Мороза, которые не царапали бы пол в столичном «Олимпийском», было для мастеров делом плёвым.
Почему немцы были обречены?
Русские Т-34 и КВ-1, немецкие «Тигры» и «Пантеры», десятки автомобилей, мотоциклов и даже ручные гранаты - умельцы из «Mad Dragon» восстановили или сделали точные реплики десятков единиц военной техники и вооружений. Часто случается, что на первый взгляд простая работа оборачивается трудно решаемыми проблемами.
- Больше года пытаюсь сделать турель для немецкого пулемёта MG-34, - говорит Альперович. - Дело не в заработке, никто не заказывал - самому интересно. Сложнейший механизм, оказалось. Там даже применены специальные технические решения, чтобы перевести турель в положение, удобное для стрельбы солдату-левше. У нас-то с этим просто всегда было и есть. Командир отводит бойца на пять минут в сторонку и тот возвращается в строй уже стопроцентно праворуким. А немцы и этой проблемой озаботились. Я считаю, в войне с нами они были обречены на поражение: слишком дотошные в технике. У советского автомата ППШ станочной обработки требовали две детали: ствол и затвор. Остальное - штамповка. И всё - беги и стреляй. А у немцев каждое изделие требовало кропотливой работы. Вот и домудрились...
Накануне 75-летия Победы «Mad Dragon» уже принимает предзаказы. Кому-то нужны русские танки, кому-то - немецкие: для парадов, для исторических реконструкций. И все 20 лет совместной работы показывают: Альперович, Анискин и их друзья способны выполнить любую задачу.