«У "чёрных беретов" ставка делается на профессионалов»
© sc.mil.ru
Экс-начальник Береговых войск Военно-морского флота России генерал-лейтенант запаса Александр Колпаченко.

«У "чёрных беретов" ставка делается на профессионалов»

Накануне Дня морской пехоты на вопросы еженедельника «Звезда» ответил экс-начальник Береговых войск Военно-морского флота России генерал-лейтенант запаса Александр Колпаченко
27 ноября 2019, 10:33
Реклама
«У "чёрных беретов" ставка делается на профессионалов»
© sc.mil.ru
Экс-начальник Береговых войск Военно-морского флота России генерал-лейтенант запаса Александр Колпаченко.
Читайте нас на: 

- Александр Николаевич, большую часть своих офицерских лет вы отдали Воздушно-десантным войскам. Как считаете, есть ли принципиальная разница, где служить - в ВДВ или в морской пехоте?

- По сути, это два рода войск немедленного реагирования, которые способны выполнять задачи в любой точке мира. И «голубые береты», и морская пехота действуют в условиях максимальной приближенности к противнику, когда рассчитывать приходится только на свои силы. Это накладывает определённые требования к подготовке как рядового, так и офицерского состава.

Генерал-лейтенант Александр Колпаченко на фоне портрета отца-основателя ВДВ Василия Маргелова.
© Фото из архива Колпаченко
Генерал-лейтенант Александр Колпаченко на фоне портрета отца-основателя ВДВ Василия Маргелова.

Фактически даже боевые уставы ВДВ и МП по целому ряду позиций перекликаются. Именно поэтому, начиная с 2010 года, в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище готовят курсантов для службы в морской пехоте. А различие - только в нюансах управления и в материально-технической базе.

Справка

За историю существования (Пётр Первый «учинил» полки «морских солдат» ещё в 1705 году) морскую пехоту трижды упраздняли. В первый раз это произошло после Отечественной войны 1812 года, когда морская пехота была передана в армейское ведомство. Во время Крымской войны (1854-1855 гг.) и Русско-японской (1904-1905 гг.), когда остро встала необходимость иметь морские пехотные части, их срочно сформировали из числа корабельных матросов Черноморского флота. Однако после Февральской революции 1917 года все дивизии и батальоны морской пехоты снова были расформированы. В третий раз «крест» на морпехах в середине 1950-х «поставил» Никита Хрущёв, считавший, что в современных условиях морская пехота не нужна.

- А можно подробнее насчёт материально-технической составляющей морской пехоты?

- К примеру, бронетранспортёры, и 80-е, и 82-е, стоящие на вооружении МП, - это чисто пехотный вариант, который для решения задач, стоящих перед подразделениями морской пехоты, подходит ограниченно. Как, впрочем, и вся тяжёлая плавающая техника (танки, гусеничные бронетранспортёры, БМП), которая в основном также предназначена для ведения боевых действий на суше. А нам нужна универсальная боевая машина морской пехоты, которая, помимо сухопутных задач, могла бы самостоятельно передвигаться и по водной поверхности. Подобные аналоги есть в армиях Китая и США. Американцы, правда, от этих «амфибий» из-за их дороговизны отказались, а вот китайские товарищи уже укомплектовали современными плавающими машинами две бригады морской пехоты. Мне приходилось наблюдать их в действии, и поверьте, - очень впечатляет. На море эти амфибийные бронетранспортёры развивают скорость более 30 километров в час, что превосходит возможности наших БТР почти втрое. Начиная с конца 2009 года, мы пытались продвигать идею создания таких же машин, но, к сожалению, до сих пор этот вопрос остаётся на стадии обсуждения.

Морские пехотинцы Северного флота высаживаются на необорудованное побережье. 
© Фото из архива автора
Морские пехотинцы Северного флота высаживаются на необорудованное побережье. 

Что же касается исключительно морской техники, например, больших десантных кораблей, то и здесь положение дел оставляет желать лучшего. Все БДК, находящиеся сегодня в строю (за исключением «Ивана Грена», который был передан ВМФ в прошлом году), построены ещё в советское время, и по своим тактико-техническим характеристикам они заметно устарели для выполнения современных задач. Но успокаивает только то, что и в руководстве ВМФ, и руководстве Минобороны эту проблему знают и уже начато строительство сразу трёх аналогичных кораблей. Насколько мне известно, до 2025 года все три БДК должны быть построены и переданы военно-морскому флоту.

Справка

Большой десантный корабль «Иван Грен» - головной корабль проекта 11711 - находится в боевом составе Северного флота. В 2018 году был спущен на воду второй БДК этой серии - «Пётр Моргунов», в настоящее время корабль готовится к ходовым испытаниям. В апреле 2019 года состоялась закладка третьего и четвёртого кораблей усовершенствованного проекта 11711 - «Василий Трушин» и «Владимир Андреев», которые запланированы для передачи ВМФ России в 2023 и 2024 годах.

- Как вы относитесь к мнению некоторых военспецов о том, что силы морской пехоты ВМФ России было бы целесообразно использовать по такому же принципу, как действует морская пехота США?

- Собственно, так происходит примерно с середины 60-х годов прошлого столетия, когда морская пехота - как самостоятельный род войск - была воссоздана в третий раз. И принцип задействования подразделений морских пехотинцев очень схож с тем, как это происходит у американцев. Наши точно также доставляются к плацдарму предстоящих действий на десантных кораблях либо на военно-транспортных самолётах. Производят боевое развёртывание сил и средств на месте и приступают к решению поставленных задач в рамках той операции, которую необходимо провести. Так было в Анголе и на Кубе, при наведении конституционного порядка в Чеченской Республике и принуждении Грузии к миру, когда наёмники Саакашвили попытались подмять под себя Южную Осетию, при решении проблем с сомалийскими пиратами и террористическими бандформированиями в Сирии.

- Вот и расскажите о действиях нашей морской пехоты в Сирийской Арабской Республике, где главные события, как известно, разворачивались далеко от морского побережья.

- Вплоть до 2017 года костяк нашей группировки в Сирии был представлен морскими пехотинцами Российского ВМФ. Потом их сменили подразделения воздушно-десантных войск. Но большего, к сожалению, рассказать не могу -  время ещё не пришло. Впрочем, читатели и сами в состоянии сделать соответствующие выводы, поскольку, что не секрет, именно морская пехота охраняла базы в Хмеймиме и Тартусе, а также другие наши объекты, в том числе расположенные далеко от побережья. Могу только добавить, что в деле «чёрные береты» показали себя достойно.

Когда рассчитывать приходиться только на свои силы...
© Фото из архива автора
Когда рассчитывать приходиться только на свои силы...

- Известно, что морской пехотинец должен уметь воевать в трёх средах - в небесах, на земле и на море. Как добиваются такой универсальности, и какими качествами должен обладать призывник, если у него есть желание служить в морской пехоте?

- В программе боевой подготовки расписаны все этапы, которые надо пройти, чтобы стать настоящим морским пехотинцем. Предупреждаю сразу: это под силу лишь тем, кто профессионально занимался спортом и подготовлен в техническом плане. Хорошо помню времена, когда служили по два года, а боевая техника и оружие не были так сложны, как сейчас. И то считалось, что овладеть специальностью боец способен только через год, а на следующий он уже оттачивает мастерство. Вот почему, когда я в Афганистане командовал разведротой, я никогда не отправлял в «самостоятельное плавание» молодого бойца, даже если он проходил специальные курсы в учебном подразделении. У меня были так называемые тройки, которые комплектовались из бойцов разных годов призыва. И старослужащий не только опекал молодого - он и учил: передавал опыт и помогал в бою. В результате потери у меня в роте были минимальными.

И сегодня в морской пехоте ставка в первую очередь делается на профессионалов, то есть на контрактников. И когда говорят о «чёрных беретах», способных воевать на суше, на море и в воздухе, речь идёт исключительно об этой категории военнослужащих.

- Слышал утверждение, будто батальон морской пехоты не уступает по боевым возможностям обычному пехотному полку. Не преувеличение ли это?

- Никогда полноценный полк не будет сопоставим с батальоном, хотя бы из чисто арифметических соображений. В состав полка входит от трёх до пяти (в зависимости от предназначения) батальонов, поэтому разговаривать здесь не о чем. Возможно, имелось в виду, что батальону морской пехоты под силу сражаться с целым полком? Тогда согласен. Наша история, в том числе и не очень давняя, знает примеры, когда всего лишь рота морпехов противостояла полку. И я уверен: нынешние «чёрные береты», если потребуется, справятся с такой задачей.

- Иначе говоря, девиз морских пехотинцев «Там, где мы, там - победа!» полностью соответствует предназначению этого рода войск?

- С афганской войны не люблю высокопарных фраз. А девиз этот, на мой взгляд, следует расценивать не как утверждение, а как указание на то, к чему надо стремиться. Впрочем, ни в одном из конфликтов последнего времени ещё никому не удалось одержать верх над нашими морскими пехотинцами.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама