Стряпчий по делам Вашингтона
В интервью Норвежскому телеграфному бюро генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что возглавляемый им альянс готов к военным мерам для решения конфликта вокруг Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Более того, в ультимативной форме предупредил Москву, что «у нее сейчас последний шанс», и НАТО рассматривает меры военного характера, чтобы «добиться от России ответственных шагов по возвращению к соблюдению требований ДРСМД». Даже поставил срок, к которому наша страна должна выполнить теперь уже и его условия, - это 2 февраля нынешнего года.
Случайно или нет, но дата, назначенная Столтенбергом, совпадает с тем днем, который обозначил в своем ультиматуме России пару месяцев тому назад на сессии министров иностранных дел государств - участников Североатлантического блока госсекретарь США Майк Помпео.
В Москве тогда никак не отреагировали на ультиматум Помпео. В конце концов, политико-дипломатический конфликт между США и Россией по поводу нарушений той и другой стороной ДРСМД длится не первый год, и на каждый «чих» не «наздравствуешься». Напомним, что Вашингтон в заявлении президента Дональда Трампа даже пригрозил выходом из этого соглашения, если Москва не откажется от новой крылатой ракеты наземного базирования, которая, по утверждению американской стороны, летает дальше ограничений, наложенных Договором о РСМД. Пожалуй, сильнее такой угрозы в принципе уже ничего быть не может.
Как уже отмечалось, в российской столице все эти упреки отвергают. По утверждению наших дипломатов, военных и экспертов, ракета 9М729, на которую ссылаются в США, не нарушает параметров ДРСМД и никогда не разрабатывалась и не испытывалась на дальности, запрещенные договором.
Наш МИД не раз информировал партнеров из США о тактико-технических характеристиках упомянутой ракеты и предлагал провести переговоры, как это предусмотрено тем же Договором РСМД, чтобы снять все противоречия.
Тем более что в свою очередь у нас есть более серьезные претензии к Вашингтону по поводу выполнения им условия соглашения по ракетам средней и меньшей дальности.
Например, в Москве не раз указывали американцам, что ракеты-мишени, которые они используют для тестирования своей системы ПРО, нарушают требования ДРСМД, поскольку они действительно летают гораздо дальше ограничения в 500 км. Кроме того, пусковые установки системы ПРО Aegis Мк-41, которые США развернули в Румынии и заканчивают их размещение в Польше, имеют универсальный характер: позволяют запускать противоракеты SM-3 и крылатые ракеты большой дальности «Томагавк», что летают на дальность от 1.500 км до 2.000 км и таким образом подпадают под действие соглашения о РСМД. Как, впрочем, и американские тяжелые ударные беспилотные аппараты, способные нести к цели крылатые ракеты.
Сейчас Вашингтон согласился на переговоры по ДРСМД, которые пройдут в виде консультаций в Женеве. Российскую делегацию возглавляет крупнейший отечественный специалист в области контроля над вооружением заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков, американскую - заместитель госсекретаря по контролю над вооружением и международной безопасности Андреа Томпсон.
К каким результатам приведет этот диалог, мы, безусловно, узнаем. Но на этом фоне возникает закономерный вопрос: а какое, собственно, отношение к российско-американскому диалогу по ДРСМД имеет генсек НАТО Столтенберг?
ДРСМД был заключен в 1987 году между США и СССР. Потом он по наследству достался России. Ни о каком НАТО ни тогда, ни сейчас в этом соглашении ни слова не сказано. Так причем тут альянс и его генсек? Неужели сюжет развивается по старой русской пословице «Куда конь с копытом, туда и рак с клешней»? А Столтенберг в данном случае выступает как рак или как стряпчий (ходатай) по делам Вашингтона? Может, его на это кто-то уполномочивал или он лезет в российско-американские отношения по собственной инициативе?
Да, конфликтом между Вашингтоном и Москвой вокруг выполнения Договора о РСМД озабочены многие мировые политики и международные организации. О договоре неоднократно шла речь в Совете Безопасности ООН, в ОБСЕ, в Совете Европы, даже в НАТО, где российские представители по собственной инициативе в конце октября прошлого года давали пояснения своим партнерам по Совету Россия - НАТО о выполнении двумя сторонами упомянутого соглашения. При этом никто нигде ни в одной международной организации не набирался наглости ставить ультиматум России, тем более - угрожать военными мерами.
Поэтому очень интересно, какие военные меры может предпринять в отношении России НАТО, если наша страна не выполнит ультиматум господина Столтенберга в назначенный им срок? НАТО проведет очередное учение у наших границ? Так их и так там проходит чуть ли не полторы сотни в год, одним меньше - одним больше, Москву этим уже не напугать. Как и полетами разведывательных, ударных самолетов и беспилотников вдоль наших рубежей, как и пребывание кораблей стран, входящих в НАТО, у территориальных вод России в Черном, Балтийском или Северном и Баренцевом морях.
Наблюдали мы их там не раз, даже ставили на место, когда активность «партнеров» превышала разумные пределы. К тому же возможностей наших береговых противокорабельных сил, морских крылатых ракет, средств ПВО и ПРО вполне достаточно, чтобы пресечь любую провокацию, не говоря уж о более серьезных действиях вероятного противника.
Мы эти возможности не раз демонстрировали и в Восточном Средиземноморье, и в других акваториях, и на сирийской земле. Даже командующая 6-м Средиземноморским флотом США вице-адмирал Лиза Франкетти не удержалась и похвалила действия наших моряков. За те 10 месяцев, сказала она, что нахожусь в должности командующего, я смогла оценить работу россиян в Балтийском, Средиземном и Черном морях - они были профессиональными.
Не бог весть, какая похвала, но это оценка военного профессионала. А вот Йенс Столтенберг никогда не был и вряд ли когда-нибудь станет профессионалом в военной области. Но после пяти лет нахождения у руля НАТО он, по идее, должен понимать, что выдвигать ультиматумы такой ракетно-ядерной державе, как Россия, мягко говоря, бессмысленно, а по большому счету - это безумие, нехарактерное для серьезного политического деятеля.
Так почему все-таки Йенс Столтенберг счел допустимым опустился до банальной угрозы? Секрет, думаю, прост. Дело в том, что бывший норвежский премьер-министр уже пересидел срок нахождения в должности генерального секретаря альянса. Его предшественники - датчанин Андерс Фог Расмуссен и голландец Яаап де Хооп Схеффер продержались на этой должности ровно по пять лет. Испанец Хавьер Солана и англичанин Джордж Робертсон - только четыре года. Остальные - еще меньше. Только голландец Йозеф Лунс установил непревзойденный рекорд - 13 лет во главе НАТО.
Но вот настало время и для Столтенберга искать себе новую должность... В главы правительства его уже вряд ли возьмут - никто из бывших генсеков такой чести еще не удостаивался. Разве что, как Расмуссену, предложат возможность консультировать какого-нибудь президента несостоявшегося государства вроде Петра Порошенко.
Но как обидно будет после Брюсселя оказаться где-нибудь на задворках мировой политики... Вот и лезет Йенс Столтенберг из кожи вон, чтобы понравиться Вашингтону, Дональду Трампу и Майку Помпео. Поэтому, надо думать, и повторил за американским госсекретарем мантру про «последний шанс» - чтобы еще на годик-другой удержаться в кресле генерального секретаря НАТО, кстати, переживающем под руководством господина Столтенберга нешуточный кризис.
Да пусть остается, хотя время показало, что и на должности генсека НАТО Столтенберг не слишком преуспел - не по Сеньке оказалась даже эта шапка.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.