Что Ким готовит Трампу к Рождеству
В «мёртвой точке»
Как заявил постоянный представитель КНДР при ООН Ким Сон, вопрос денуклеаризации больше не стоит на повестке переговоров с США, поскольку Вашингтон использует их для того, чтобы выиграть время ради внутренних политических целей, связанных с президентскими выборами в 2020 году.
Справка
Американо-северокорейские переговоры по денуклеаризации Корейского полуострова начались год назад, когда в июне 2018-го в Сингапуре впервые встретились лидеры двух стран. По итогам встречи Дональда Трампа и Ким Чен Ына была подписана декларация, согласно которой Пхеньян подтвердил приверженность денуклеаризации Корейского полуострова. Затем состоялись ещё две встречи на высшем уровне, однако они не дали никакого результата. И это притом, что Пхеньян предпринял ряд шагов навстречу Вашингтону, начав демонтаж ядерных объектов. В ответ американская сторона ограничилась лишь бравурными обещаниями Дональда Трампа уже в ближайшее время добиться результатов в ядерном разоружении КНДР.
Столь же безуспешно прошли и рабочие встречи представителей Пхеньяна и Вашингтона. Последняя из них состоялась в октябре в Стокгольме. Несмотря на то, что обе стороны заявляли о больших надеждах на её благоприятный исход, встреча завершилась досрочно - представители Северной Кореи покинули её, обвинив американцев в неготовности проявить гибкость.
Как известно, Вашингтон на переговорах настаивает на полном ядерном разоружении КНДР, имея в виду под этим не только уничтожение всех объектов по производству оружейного урана и плутония, но и всех боеприпасов и средств их доставки. В ответ он обещает снять санкции с Пхеньяна и помочь в развитии северокорейской экономики. Однако такая постановка вопроса не устраивает Пхеньян, так как он не доверяет Вашингтону, имея перед глазами горький опыт Ливии, Ирака, Сирии, а также видя, как легко США отказываются от международных договоров.
Поэтому Пхеньян хочет вещественных уступок, которые можно пощупать, а не обещания инвестиций и «бурного экономического роста». А сюда входит и отказ США от проведения военных учений вблизи северокорейских берегов, и вывод или хотя бы существенное сокращение американских войск в Южной Корее, и гарантии безопасности КНДР. И ещё ряд не менее важных для Пхеньяна обязательств со стороны Вашингтона. При этом совершенно очевидно, что северокорейцы не намерены уступать, так как они ничего не теряют от того, что не удастся договориться с американцами - у них останутся ядерные боеголовки и средства их доставки, которые гарантируют безопасность и независимость КНДР.
«Волна ненависти» на святых местах революции
Интересно, что вскоре после срыва переговоров в Стокгольме лидер Северной Кореи Ким Чен Ын на белом коне поднялся на самую высокую вершину страны - гору Пэктусан, считающуюся священной в КНДР. Комментируя это событие, агентство ЦТАК подчеркнуло, что в ходе посещения Пэктусана Ким Чен Ын «заряжался силой священной горы и энергетикой святых мест революции». В свою очередь многие наблюдатели отметили, что поскольку ранее Ким Чен Ын поднимался на вершину горы в преддверии важных событий для страны или для него лично, то нынешнее посещение является своего рода предостережением Вашингтону о стремлении Пхеньяна и дальше решительно отстаивать свои позиции на переговорах. Тем более что до конца года, когда истекает срок, отведённый Пхеньяном Вашингтону для изменения подхода к переговорам, остаётся всё меньше времени.
Тем не менее Дональд Трамп, находясь в Лондоне, где 3 -4 декабря состоялся саммит НАТО, заявил, что хорошие отношения с лидером КНДР Ким Чен Ыном, которого он, кстати, назвал человеком-ракетой из-за частых ракетных испытаний, не помешают США применить оружие против КНДР в случае необходимости.
В свою очередь глава Пентагона Марк Эспер объявил, что Штаты намерены не только сохранить, но и повысить уровень боеготовности своих войск, расположенных на территории Южной Кореи. Не думают они и о сокращении их численности. Тем более и речи не может быть о том, чтобы прекратить совместные с содружественным государством военные учения.
Нет необходимости особо подчеркивать, что эти высказывания не остались незамеченными в Северной Корее. По сообщениям информагентств, они там вызвали «волну ненависти» и резкую реакцию официальных представителей страны. Так, начальник генерального штаба Корейской народной армии (КНА) генерал армии Пак Чен Чхон заявил, что он и лидер страны разочарованы «неприятными словами о нас».
При этом начальник генштаба КНА заметил, что КНДР и США технически находятся в состоянии войны, и перемирие может перерасти в полномасштабный вооружённый конфликт в любой момент, даже из-за любой случайности. Но «использование вооружённых сил против КНДР станет ужасной вещью для США», - указал северокорейский военачальник.
В том же духе высказались и во внешнеполитическом ведомстве КНДР. В распространённом им заявлении говорится, что Северная Корея, не колеблясь, даст ответ на провокационные высказывания президента США Дональда Трампа о возможности применения оружия против КНДР, если они продолжатся впредь. В МИД КНДР также пообещали Соединённым Штатам «подарок к Рождеству», подчеркнув при этом, что его содержание полностью зависит от Вашингтона.
Рождественские подарки Пхеньяна
И буквально тут же последовали два испытания на космическом полигоне Сохэ, который находится на западном побережье КНДР в районе населённого пункта Тончханни. На нём имеются вертикальный стенд для тестирования ракетных двигателей и площадка для ракетных запусков. Отсюда же стартовали ракеты-носители «Кванмёнсон» и «Ынха», доставлявшие в космос северокорейские спутники. В прошлом году сообщалось, что полигон частично был демонтирован в рамках политики Пхеньяна по денуклеаризации Корейского полуострова.
Однако, когда потребовалось, он был задействован для проведения испытаний, направленных, как заявили в северокорейской столице, на «укрепление стратегического ядерного сдерживания» КНДР. Что именно испытывалось, точно неизвестно. По данным СМИ, речь может идти о тестах жидкостного двигателя для межконтинентальных баллистических ракет. Но вряд ли их можно считать «рождественским подарком Вашингтону», хотя они и признаны Пхеньяном важным этапом в создании более мощного стратегического оружия КНДР «для прочного и надёжного сдерживания и подавления ядерной угрозы со стороны США».
Скорее всего, таким «подарком» может стать запуск межконтинентальной баллистической ракеты или вывод в околоземное пространство нового спутника КНДР. Тем более что такое уже было, когда в 2017 году в КНДР назвали подарком для США свой первый испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты, которая способна доставлять ядерный заряд в любую точку планеты.
Да и южнокорейская газета «Чунан ильбо», ссылаясь на анонимный источник в правительстве своей страны, написала, что анализ активности на полигоне Сохэ свидетельствует о подготовке к старту.
Думается, не случайно и Соединённые Штаты в последнее время активизировали наблюдение за Северной Кореей с использованием самолётов-разведчиков. Так, в ноябре в течение двух дней США поднимали в воздух сразу три вида самолётов разведки, включая RC-135V, EP-3E, E-8C, которые барражировали недалеко от межкорейской границы. В очередной раз американский U-2S пролетел вдоль межкорейской границы 30 ноября. Он поднялся с базы ВВС США в южнокорейском городе Осан и проследовал вдоль демилитаризованной зоны, разделяющей Юг и Север Кореи. Находясь на высоте 15 - 20 км, самолёт сделал снимки северокорейской территории, прилежащей к ДМЗ, а также более глубинных районов КНДР.
Сами американцы никак не комментируют такую активность своей воздушной разведки, но эксперты полагают, что США подозревают КНДР в подготовке к запуску ракеты большой дальности, а также заодно проводят контроль за перемещениями войск Северной Кореи.
По мнению информационной службы Си-эн-эн, если КНДР в ходе запуска спутника продемонстрирует способность доставлять большую боевую нагрузку в северную часть Тихого океана, это станет «зловещим сигналом», что страна обладает возможностью наносить удары по континентальной части США с применением ядерного оружия.
«Что бы ни имела в виду Северная Корея, мы должны помнить, что она способна превзойти наши ожидания, делая всё необходимое для укрепления и развития своих сил ядерного сдерживания вне зависимости от той дипломатической цены, которую ей придётся за это заплатить. Её нельзя недооценивать», - подчеркнули в Си-эн-эн.
Соллаль - ядерные лучи нового американского солнца
Естественно, такое развитие ситуации вряд ли может устроить США и особенно Дональда Трампа, который намерен остаться в Белом доме ещё на один срок. А посему он прямо-таки обязан продемонстрировать американским избирателям свою готовность решить проблему Северной Кореи, как это обещал сделать в ходе предыдущей президентской кампании. Но пока Трамп выразил разочарованность сообщениями о действиях Пхеньяна в ядерной сфере, заявив, что если они подтвердятся, то США «разберутся со всем этим». И добавил, что корейский лидер «может потерять всё, если предпримет враждебные действия».
К сожалению, приходится констатировать, что такая политика США контрпродуктивна.
Ибо на практике это означает, что США и их союзники могут пойти на ужесточение санкций вплоть до полной блокады КНДР. А это не только заведёт процесс денуклеаризации Корейского полуострова окончательно в тупик, но и до предела осложнит обстановку в регионе.
Исходя из этого, РФ и КНР представили 16 декабря проект резолюции Совета Безопасности ООН, призывающий к смягчению санкций против КНДР для улучшения гуманитарной ситуации в стране. Согласно документу, СБ ООН должен адаптировать применяемые к КНДР санкции на фоне того, что Пхеньян выполняет свои обязательства по соответствующим резолюциям. Также предлагается в кратчайшие сроки снять ограничения, введённые СБ ООН, которые напрямую затрагивают жизнь гражданского населения Северной Кореи.
В документе говорится о приветствии продолжения диалога между США и КНДР на всех уровнях. При этом авторы проекта резолюции предлагают возобновить шестисторонние переговоры (Россия, Китай, обе Кореи, Япония и США) или перезапустить многосторонние консультации в любом другом подобном формате с целью ослабления напряжённости на Корейском полуострове путём диалога.