«Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк»
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
75 лет Великой Победы!

«Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк»

«Всё для фронта! Всё для Победы!» - это не было пустым лозунгом: чтобы разбить врага, даже дети отдавали самое дорогое
28 декабря 2019, 06:08
Реклама
«Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк»
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
75 лет Великой Победы!
Читайте нас на: 

На второй день войны, утром 23 июня 1941 года, Михаил Шолохов отправил из станицы Вёшенской срочную телеграмму в Москву.

«Наркому Обороны СССР маршалу С.К. Тимошенко. Прошу зачислить в фонд обороны СССР присуждённую мне Сталинскую премию первой степени. По Вашему зову в любой момент готов стать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину.

Полковой комиссар запаса РККА писатель Михаил Шолохов».

Сталинская премия 1-й степени составляла 100 000 рублей. Хлеб тогда стоил 3 рубля. Пистолет-пулемёт Шпагина (ППШ) в 1941 году обходился госбюджету СССР в 500 рублей.

«Новое проявление советского патриотизма»

Война - дело дорогое. Любое воюющее государство стремится аккумулировать все силы и средства для единой цели - победы над врагом. В газете «Правда» 29 июля 1941 года был опубликован обзор читательских писем. Заголовок не оставлял сомнений в том, что после потери за пять недель войны огромных территорий и больших материальных запасов руководство Советского Союза рассчитывает на помощь всего советского народа: «Трудящиеся предлагают создать фонд обороны». Действительно, через три дня «Правда» выступила с редакционной статьёй «Фонд обороны - новое проявление советского патриотизма».

Статья в газете «Правда».
© Фото из архива
Статья в газете «Правда».

«Фонд обороны возник стихийно, - было написано в этой статье. - Ему надо придать соответствующие организационные формы - об этом должны позаботиться партийные, профсоюзные и комсомольские организации». Естественно, они позаботились.

Инициатором нового почина выступил трудовой коллектив столичного завода «Красный пролетарий». Московские станкостроители обратились к рабочим, инженерам, техникам, служащим, работникам науки и искусства страны с призывом до конца войны ежемесячно отчислять в Фонд обороны однодневный заработок. Понятно, что движение было «подхвачено» повсеместно.

Сегодня записные либералы и «комбаты диванных войск» могут сколько угодно ёрничать по поводу «грамотного отжима» денег у населения. Но в то время решение руководства СССР надо объективно признать совершенно оправданным. Вооружённая борьба шла не на жизнь, а на смерть, и посильный вклад в оборону Родины был обязан внести каждый. Кто-то - кровью и жизнью на фронте, другие - трудом и деньгами в тылу.

Забиралось - в виде добровольных пожертвований - не последнее, а посильное. Когда в виде однодневного заработка, когда в форме бесплатного труда. Так, в первые августовские выходные прошёл массовый воскресник советских железнодорожников. Его участниками стали свыше миллиона человек. Помимо мероприятий по переводу железных дорог на режим военного времени, были заработаны деньги - порядка 20 млн рублей. Это стало одним из первых значимых взносов в Фонд обороны.

Советские люди активно сдавали средства в Фонд обороны Красной Армии.
© Фото из архива
Советские люди активно сдавали средства в Фонд обороны Красной Армии.

Справка

Фонд обороны - открытый летом 1941 года спецфонд, на счета которого поступали добровольные пожертвования, которые граждане Советского Союза передавали на нужды фронта. Специальные счета Фонда обороны были открыты во всех отделениях Государственного банка СССР и действовали до Победы.

Принимались как денежные средства, так и материальные ценности. Любой гражданин мог передать личные накопления, золотые и серебряные вещи. Также принимались облигации государственных займов, выигрыши в денежно-вещевых лотереях, перечислялись средства, заработанные на субботниках-воскресниках и полученные от продажи урожая.

Пером и снарядом

Внести деньги в Фонд обороны стали считать своим долгом не только трудовые коллективы (по инициативе партийных и комсомольских организаций, вестимо), но и отдельные граждане - рабочие, крестьяне, учёные, творческая и техническая интеллигенция. Таких были десятки, сотни тысяч. Кто-то отдавал несколько рублей, другие - десятки тысяч. Люди на личные деньги даже покупали для Красной Армии боевую технику. Многие известные деятели науки и искусства финансировали постройку для армии самолётов и танков.

Сталинскую премию 1-й степени в 1942 году получили Михаил Куприянов, Николай Соколов и Порфирий Крылов - знаменитые карикатуристы Кукрыниксы. Художники решили купить для Красной Армии тяжёлый танк КВ-1. Но он стоил 295 000 рублей. К 100 000 рублей, полученных карикатуристами, добавили личные средства литераторы Сергей Михалков, Самуил Маршак, Виктор Гусев и Николай Тихонов. Танку дали имя «Беспощадный». На броне поэты «вскладчину» написали напутствие:

«Штурмовой огонь веди,

Наш тяжёлый танк,

В тыл фашисту заходи,

Бей его во фланг.

Экипаж бесстрашный твой,

Не смыкая глаз

Выполняет боевой

Сталинский приказ».

Художники и поэты передают танк «Беспощадный» армии.
© Фото из архива
Художники и поэты передают танк «Беспощадный» армии.

Кукрыниксы присовокупили карикатуру: труп Гитлера, разорванный на части орудийным огнём.

В 1943 году «Беспощадный» был подбит в бою. Художники и поэты оплатили ремонт, и танк в составе 23-й отдельной гвардейской танковой бригады дошёл до Победы.

Мёд и самолёт

…Израиль Соломонович Левин не знал, что делать: ему на стол поставили целый мешок денег. Директор Саратовского авиационного завода Левин, первым в стране, в начале 1942 года смог перевести производство боевых самолётов на механизированные поточные линии, и выпуск «Яков» по сравнению с 1941 годом увеличился почти в три раза. Отличный инженер и организатор, он разбирался и в железе, и в людях, но теперь не знал, что делать. В его мемуарной книге «Грозные годы» так описан этот случай: «Хорошо запомнился мне этот день - 15 декабря 1942 года. В мой кабинет вошёл высокий, крепко скроенный человек в чёрной поддевке, барашковой шапке: «Товарищ директор, хочу купить самолёт».

Я спросил, кто он. Он ответил: «Ферапонт Петрович Головатый, из колхоза «Стахановец» Новопокровского района Саратовской области»… Выяснилось, что самолёт колхозник решил приобрести сам, на свои личные деньги. Сказать откровенно, я растерялся: чтобы кто-то единолично пожелал купить самолет - такого ещё не было.

Пошли мы с Ф.П. Головатым в цех, где на потоке шла сборка. Ферапонт Петрович ходил от самолёта к самолёту, пробовал рукой обшивку, заглядывал в кабину… Наконец выбрал и говорит: «Вот этот я покупаю». И тут же в цехе составили текст надписи: «Сталинградскому фронту от колхозника артели "Стахановец" тов. Головатого».

Ферапонт Петрович Головатый и его первый купленный «Як-1».
© Фото из архива
Ферапонт Петрович Головатый и его первый купленный «Як-1».

Через несколько дней состоялось вручение этого самолета командиру 273-го истребительного авиационного полка 8-й воздушной армии майору Борису Николаевичу Ерёмину, бывшему токарю саратовского завода «Серп и молот».

В 1937-м Головатого едва не раскулачили и не отправили в Сибирь. Обнаружилось, что у советского колхозника есть именные часы, подаренные царём. С 1910-го по 1914-й Ферапонт служил в Лейб-гвардии кирасирском Его Величества полку и состоял в охране императора Николая II. Спасло от высылки то, что после геройствования на Первой мировой войне (три Георгиевских креста заслужил!) на Гражданской Головатый служил командиром эскадрона в 1-й Конной армии Будённого.

Отрабатывая в колхозе за трудодни, дома работящий Головатый держал пасеку в 22 улья. Мёд стоил дорого. Когда в 1941-м ушли на фронт два сына и три зятя пожилого крестьянина, он «кормил» оставшихся на его попечении 11 внуков. Но зимой 1942-го Ферапонт Головатый все вырученные за продажу лакомства деньги решил отдать на постройку самолёта. Бабке своей объяснил: «Если немцы возьмут Сталинград, и России, и нам - не жить».

На купленном Ферапонтом Головатым «Як-1Б» лётчик Ерёмин отлетал два года - воевал от берегов Волги до побережья Крыма. После выработки ресурса именной самолёт отправили в музей. Узнав об этом, пасечник, на этот раз на паях с братом, купил для Ерёмина второй «ястребок» - «Як-3». На двух боевых машинах Герой Советского Союза 8 немецких самолетов сбил лично и ещё 15 уничтожил в групповых боях.

«Мы для Победы ничего не пожалели…»

На более чем 300 миллионов рублей пожертвований, собранных верующими Русской православной церкви, были построены авиационная эскадрилья имени Александра Невского и танковая колонна «Димитрий Донской». Эти подразделения сражались в одном строю с авиаэскадрильями «Омский комсомолец» и «Новосибирский комсомолец». На средства актёров Малого театра было куплено звено самолётов «Малый театр». «Як-7» приобрёл на свои личные средства артист и гипнотизёр Вольф Мессинг, сбор от нескольких концертов в США перечислил в советский Фонд обороны композитор Сергей Рахманинов. Туда же отдавали все деньги, полученные за сдачу крови, советские доноры.

Передача танковой колонны «Димитрий Донской».
© Фото из архива
Передача танковой колонны «Димитрий Донской».

«Хочу отомстить фашистским собакам»

«Ваш муж, полковой комиссар Илья Федотович Октябрьский, погиб смертью храбрых 9 августа 1941 года…» Похоронка перечеркнула жизнь, разделив её на «до» и «после». Мужа убили, детей нет. Вдова офицера раз за разом получала отказы в военкомате: какая для вас Действующая армия? 36 лет, перенесённый туберкулёз шейного позвонка…

Мария Октябрьская в эвакуации работала телефонисткой, а по ночам корпела над вышивкой: платочки, салфетки, скатерти хорошо раскупались на базаре. Все эти деньги вместе с довоенными сбережениями женщина отнесла в Госбанк - на счёт Фонда обороны.

3 марта 1943 года Мария Октябрьская отправила телеграмму в Кремль:

«Председателю Государственного Комитета обороны. Верховному Главнокомандующему.

Дорогой Иосиф Виссарионович! В боях за Родину погиб мой муж - полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои личные сбережения - 50 000 рублей. Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком».

Сталин ответил.

«Благодарю Вас, Мария Васильевна, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет.

И. Сталин».

Она стала первой в Советском Союзе женщиной механиком-водителем танка. После ускоренного курса в Омском танковом училище сержант Октябрьская воевала в составе 26-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса. Именной Т-34 «Боевая подруга» в Витебской области под Новым Селом уничтожил пушку и около 50 немецких пехотинцев. Подбитая «тридцатьчетверка» застыла тогда на поле боя, и экипаж двое суток отстреливался от врага, пока боевую машину не вывели на буксире.

Мария Октябрьская и ее танк «Боевая подруга».
© Фото из архива
Мария Октябрьская и ее танк «Боевая подруга».

В бою 18 января 1944 года механик-водитель Мария Октябрьская раздавила своим танком три пулемётные точки и до 20 солдат и офицеров противника. Но тут танку перебило гусеницу. Под огнём противника женщина начала ремонт, как вдруг рядом разорвалась мина. С тяжёлым ранением головы Октябрьская была доставлена в медсанбат. Военврачи оказались бессильны: осколок, пробив глаз, вошёл в мозг.

Указом Президиума Верховного Совета СССР за проявленные в боях мужество и героизм гвардии сержанту Октябрьской Марии Васильевне было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Приобретенный на её деньги танк «Боевая подруга» вскоре сгорел на поле боя. Но точно так же в бригаде назвали одну из новых, только что полученных с завода боевых машин. И этот танк провоевал недолго. Назвали третий. Он не вышел из боя под городом Гумбинен в Восточной Пруссии. Войну закончил - штурмом Кёнигсберга - четвёртый именной танк «Боевая подруга».

Цифры

  • 17 000 000 000 рублей наличными поступило на счёт Фонда обороны в 1941 - 1945 годах;
  • 4 500 000 000 рублей: в такую сумму оцениваются пожертвования в виде облигаций государственных займов СССР;
  • 1 700 000 000 рублей в пересчёте составила стоимость сданных гражданами страны для фронта драгоценностей;
  • На добровольные пожертвования советского населения в Фонд обороны было построено несколько тысяч танков, более 2 500 боевых самолётов, 8 подводных лодок и 16 военных катеров.

«Малютка»

В редакцию газеты «Омская правда» в феврале 1942 года пришло письмо: «Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой. Ада. Моя мама врач, а папа танкист».

Ада Занегина и танк «Малютка».
© Фото из архива
Ада Занегина и танк «Малютка».

В Омском отделении Госбанка СССР по Омской области был открыт специальный счёт. На нём было собрано 160 886 рублей. На детские деньги был построен танк Т-60. Его назвали, как и просила девочка, «Малютка».

Отец Адели Александровны Воронец (в девичестве Занегина) погиб смертью храбрых на Курской дуге.

Лёгкий танк Т-60 «Малютка» дошёл до Берлина.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама