Маршал Жуков: полководец, который не вел подковерные бои
Он всю жизнь тянулся к знаниям
Осенью 1903 года, когда Жукову пошел восьмой год, он поступил в церковно-приходскую школу, что в деревне Величково Калужской губернии. Окончил три класса. Учился во всех классах на «отлично», за что получил похвальный лист. В семье все были очень довольны его успехами, да и сам он очень радовался. За успехи мать подарила сыну новую рубаху, а отец сам сшил ему сапоги.
- Ну вот, теперь ты грамотный, - сказал отец, - можно будет везти тебя в Москву учиться ремеслу.
Элла, дочь Георгия Константиновича, вспоминала: «Я не погрешу против истины, если скажу, что центр интересов семьи, и в первую очередь - ее главы, лежал в книгах… Отец больше всего запомнился мне в детстве за книгой… Очень часто он не просто читал, а делал пометки на полях остро отточенным простым карандашом. С самого детства он советовал нам с Эрой (тоже дочь Жукова. - В.С.) читать прежде всего русских писателей и поэтов. Пушкина, Тургенева, Чехова - великих писателей. Помню еще, что не раз перечитал "Тихий Дон", восхищаясь мастерством писателя. Живо интересовался и литературными новинками».
Судьба уготовила ему ратный путь
В августе 1915 года, в неполные 19 лет, на плечах Георгия Константиновича появились первые погоны. Воевал он храбро и был награжден Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степеней. С октября 1918 года связал свою жизнь с Красной Армией. Участвовал в Гражданской войне, командовал взводом, эскадроном, защищал молодую Советскую власть на Восточном, Западном и Южном фронтах, боролся против бандитизма.
Наряду с накоплением боевого опыта постоянно пополнял свои военные знания. В 1920 году окончил кавалерийские курсы, в 1925 году - курсы усовершенствования комсостава кавалерии, в 1930 году - курсы высшего начсостава. Академического образования он не имел. Но благодаря огромной работоспособности и исключительным данным досконально овладел военной теорией с древнейших времен. Известный американский историк Г. Солсбери писал, что Жуков «знал назубок всю классическую военную литературу от Цезаря до Клаузевица». И не только знал, но и как показала Великая Отечественная, превзошел хваленых немецких генерал-фельдмаршалов в области военного искусства.
Отметил победу по-рабочекрестьянски
Отечественные военные специалисты отмечают, что полководческий победоносный путь Жукова начался летом 1939 года. Тогда он возглавил 1-ю армейскую группу, которая вела напряженные бои с 6-й японской армией, вторгшейся в районе реки Халхин-Гол на территории Монголии. 20 августа 1939 года возглавляемые Жуковым войска выбили захватчиков из района горы Баин-Цагана и с этого плацдарма начали победоносное наступление. В течение трех дней японцы потерпели поражение. По просьбе Японии боевые действия были прекращены. За эту победу Георгий Константинович был удостоен звания Герой Советского Союза.
Утром 22 августа, которое выдалось тихим и солнечным, командующий вышел из блиндажа без головного убора, с баяном в руках, что было необычно. Он сел на бруствер траншеи, прошелся пальцами по кнопкам. Зазвучала мелодия песни «Вниз по Волге-реке». Наигрывая ее, Жуков подпевал негромким задушевным голосом, увлеченно, не смущаясь собравшихся рядовых и командиров. Так он отмечал победу.
Маршал №1
Полководческие дарования Жукова особенно ярко раскрылись в годы Великой Отечественной войны. На второй ее день он - член Ставки Верховного Главнокомандования, высшего органа стратегического руководства Вооруженными Силами СССР в Великой Отечественной войне. С августа 1942 года - 1-й заместитель наркома обороны и заместитель Верховного Главнокомандующего.
Важнейшие сражения, которыми руководил Жуков или координировал их действия.
1941 год - Смоленское сражение, Ельнинская операция, оборона Ленинграда, оборона Москвы, контрнаступление под Москвой.
1942 год - Ржевско-Вяземская, Ржевско-Сычевская наступательные операции, Сталинградская битва.
1943 год - прорыв блокады Ленинграда, Курская битва, битва за Днепр.
1944 год - наступление советских войск на Правобережной Украине, Проскуровско-Черновицкая, Белорусская наступательные операции.
1945 год - Висло-Одерская, Восточно-Померанская, Берлинская наступательные операции.
Маршала Георгия Константиновича Жукова и у нас в стране, и за рубежом считают самым выдающимся полководцем ХХ столетия. Об этом свидетельствуют и его награды: шесть орденов Ленина, четырежды Герой Советского Союза, два высших советских военных ордена «Победа».., 20 иностранных орденов, в том числе высший военный орден США - «Легион почета», английский орден «Бани» 1 степени и Большой рыцарский крест…
Американский исследователь М. Кендин характеризовал Жукова как «полководца полководцев» в ведении войны массовыми армиями двадцатого столетия. Он нанес немцам потерь больше, чем кто бы то ни был во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионами людей, вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством Жукова, ибо перед ними был военный гений. Он был «чудо-маршал». Он верил в победу в самое тяжелое время.
Он верил в победу в самое тяжелое время
В середине октября 1941 года Москва оказалась в тяжелейшем положении: 12 октября наши войска оставили Калугу, 14 октября пал Калинин, 18 октября враг захватил Можайск. 15 октября ГКО принял постановление об эвакуации высших органов власти страны и иностранных посольств из Москвы. После тактического прорыва немцев на участке 30-й армии Калининского фронта 16-18 октября многих жителей столицы охватила паника. В этот критический момент, вспоминает Жуков, ему позвонил Сталин и спросил:
- Вы уверены, что мы удержим Москву? Я спрашиваю Вас это с болью в душе. Говорите честно, как коммунист.
Жуков ответил:
- Москву, безусловно, удержим. Но нужно еще не менее двух армий и хотя бы двести танков.
Столицу не только удержали, но 5 декабря Красная Армия сама перешла в контрнаступление.
Личной храбрости ему не занимать
Начальник охраны Жукова Н.Х. Бедов рассказывал: «Прежде, чем отдать приказ Ставки о наступлении Брянского фронта во время Курской битвы, Жуков решил осмотреть место намеченного удара. Машину оставили в леске, примерно в километре от передовой. Далее он, командующий фронтом М.М. Попов и я пошли пешком. Уже у самой передовой маршал сказал:
- Теперь вы останьтесь, а я один…
Хотел лично убедиться, что местность для рывка танков выбрана без ошибки. И пополз. Я -за ним. У нейтральной полосы Георгий Константинович внимательно осмотрел местность. Вдруг начали рваться мины, видимо, немцы заметили нас. Одна - впереди, другая - сзади.
- Третья будет наша! - крикнул Жуков. Я рванулся и накрыл маршала своим телом. Мина разорвалась в четырех метрах, к счастью, на взгорке - осколки верхом пошли.
Но взрывом нас крепко тряхнуло - мы оба были контужены. Георгий Константинович потерял слух на одно ухо. Осмотревший его в Москве профессор сказал, что надо лечь в госпиталь.
- Какой госпиталь! Будем лечиться на месте, - ответил Жуков».
Орден «Победа» №1 вручен буднично
10 апреля 1944 года маршал Г.К. Жуков стал первым кавалером ордена «Победа», учрежденным 8 ноября 1943 года. Вот как он описал награждение.
«Когда я вошел в кабинет Верховного, там уже были А.И. Антонов, командующий бронетанковыми войсками маршал Я.Н. Федоренко и командующий ВВС генерал-полковник А.И. Новиков, а также заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров В.А. Малышев.
Поздоровавшись, Верховный спросил, был ли я у Николая Михайловича Шверника.
Я ответил, что нет.
- Надо зайти и получить орден «Победа».
Я поблагодарил Верховного Главнокомандующего за высокую награду.
- Ну, с чего начнем? - обратился Сталин к А.И. Антонову.
- Разрешите мне коротко доложить о положении на фронтах на 12.00 сегодняшнего дня».
Забота о людях
Некоторые приписывают Жукову грубость и жесткость. Однако это не так. Он был человеком долга с высоким чувством личной ответственности за порученное дело. Поэтому был требовательным и строгим к подчиненным. Но с ним можно было смело, по-деловому обсуждать все вопросы, отстаивать свою точку зрения. Он умел внимательно выслушивать предложения и доводы подчиненных, вникать в их суть, но приняв решение, он требовал точного и беспрекословного выполнения его приказов.
Можно привести массу фактов, примеров заботы командующего о людях. Прилетая или приезжая в Ставку с фронта на короткое время, он непременно знакомился с письмами, поступившими в его адрес. А письма с надписью «лично» он не разрешал никому вскрывать. Ни одного письма не оставлял без внимания.
Как-то пришло письмо от солдата Владимира Майдибора с просьбой помочь его семье, жившей в городе Прохладном. Немедленно запросили горвоенкома, почему, как указывалось в письме, семья солдата - жена с двумя детьми - голодает и не имеет, чем истопить печь. В следующий приезд в Москву Георгий Константинович сразу же спросил: «Есть ли ответ от горвоенкома на запрос?» От горвоенкома был получен ответ, что семье солдата оказана необходимая помощь. Поступило и письмо Майдибора с благодарностью за заботу.
«Играй мой баян»
В 1945 году в поверженный Берлин приехала Лидия Андреевна Русланова, заслуженная артистка РСФСР, известная исполнительница русских народных и советских песен. После ее большого концерта устроили ужин. Георгий Константинович попросил баян. Русланова пела, а Жуков аккомпанировал.
- Для маршала совсем неплохо, - сказала Русланова.
Георгий Константинович любил играть на баяне. Его любимыми песнями были «Тройка», «Коробейники», «Славное море, священный Байкал», «Темная ночь», «Соловьи»…
В честь победы плясали по-русски
После подписания акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии 9 мая 1945 года в Карлсхорте, пригороде Берлина, все присутствующие на этом эпохальном заседании радостно поздравили друг друга. Маршал Жуков пожимает руку А. Теддеру - главному маршалу авиации Великобритании и другим союзникам, а также отечественным генералам. Торжество не обошлось без фронтовых песен и удалой русской пляски. Жуков лихо отплясывал. Его поддержал Рокоссовский. Не удержался и вышел в круг главнокомандующий французской армией генерал де Латтр де Тассиньи. Он стремился превзойти Жукова, демонстрируя сложные пируэты. Великую Победу командующие отмечали от всей души.
Он принимал Парад Победы
Жуков сообщает, что идея парада принадлежала Сталину. Командующие ее единодушно поддержали. Но кто будет принимать парад и кто будет им командовать, не обсуждалось на совещании. Все считали, что право и долг принимать парад принадлежит Верховному Главнокомандующему. Однако 18 или 19 июня, пишет Жуков, Верховный пригласил его на дачу и спросил, не разучился ли он ездить на коне.
- Нет, не разучился.
Не случайно Сталин задал Жукову такой вопрос. Незадолго до парада Сталин в Манеже решил попробовать проехать на коне. После второй попытки с помощью начальника личной охраны генерала Власика и сына Василия удалось сесть на коня. Но не удержался и оказался на земле и довольно сильно ушиб плечо. Встал и сказал:
- Нет, это не для меня. Пусть принимает парад Жуков, он - старый кавалерист.
А Жукову сказал:
- Вот что, вам придется принимать Парад Победы. Командовать парадом будет Рокоссовский.
Затем Сталин добавил:
- Я уже стар принимать парады. Принимайте вы, вы помоложе.
Побеждал умением
Уже после войны недоброжелатели Георгия Константиновича, пытаясь принизить его заслуги, стали утверждать, что победы он достигал за счет больших потерь. Однако крупные отечественные военные специалисты опровергли эти заявления. Вот лишь некоторые факты. В Ржевско-Вяземской операции потери у Жукова составили 21%, а у Конева - 35,6%. Потери других фронтов были еще большими. Западный фронт, которым командовал Тимошенко, в Смоленском сражении потерял 409 тысяч человек. В Берлинской операции потери 1-го Белорусского фронта Жукова (при численности 908 тысяч человек) составили 179 тысяч, в том числе 37,6 тысячи - безвозвратные, 2-й Украинский фронт Малиновского в Будапештской операции потерял 165 тысяч человек, а потери 3-го Белорусского фронта Василевского в Восточно-Прусской операции достигли 422 тысячи, в том числе безвозвратные составили 89,4 тысячи человек.
Две опалы и реабилитация
Вскоре после победы в Великой Отечественной войне началось понижение Жукова в должности. В условиях мира в его таланте и опыте особенно не нуждались. А его высокий авторитет в армии и народе не устраивал Сталина и его окружение, стремившихся все лавры победы в войне приписать себе и принизить роль маршала. В конце марта 1946 года Георгия Константиновича отозвали из Берлина в Москву, назначили командующим Сухопутными войсками, лишили должности первого заместителя Сталина по Наркомату обороны. Это было серьезное понижение.
В июне Высший военный совет обвинил Жукова в зазнайстве, присвоении себе всех побед Советской армии, недоброжелательном отношении к Центральному комитету КПСС и правительству и даже склонности к бонапартизму. В результате Жуков был освобожден от должности главкома Сухопутными войсками и назначен командующим войсками Одесского военного округа. В январе 1948 года, обвинив Жукова «опустившимся в политическом и моральном отношении», освободили с поста командующего Одесским военным округом и назначили командующим меньшим - Уральским военным округом. Некоторые специалисты охарактеризовали это назначение «уральской ссылкой опального маршала».
После смерти Сталина наследовавшая ему четверка в составе Маленкова, Молотова, Берии и Хрущева сделала Жукова первым заместителем министра обороны и перевела его из кандидатов в члены ЦК КПСС. Каждый из них рассчитывал опереться на Жукова в предстоящей борьбе за власть, использовав его авторитет и популярность в народе. Когда Маленков, Хрущев и Молотов решили убрать Берию в июне 1953 года, Жуков встал на их сторону и сыграл решающую роль в его аресте.
В феврале 1955 года Жуков назначается министром обороны СССР. В июне 1957 года представители старой «сталинской гвардии» стали добиваться изгнания Хрущева, но Жуков активно его поддержал. Тем не менее Хрущев боялся Жукова, усматривая в нем политического конкурента. И решил освободиться от него, тайно, по-воровски, отправив маршала в командировку в Югославию и Албанию. В отсутствие же Жукова провел по всем военным округам партийные активы с целью его дискредитации. Ему приписали отрицание роли политорганов в армии, стремление подчинить армию лично себе, насаждение в армии культа своей персоны и даже в установлении личной власти.
После таких обвинений 26 октября 1957 года Жукова освободили от обязанностей министра обороны СССР. Министром был назначен Р.Л. Малиновский. Жукова вывели из состава Президиума ЦК КПСС и из членов ЦК, а в феврале 1958 года Г.К. Жуков был уволен в отставку. Так завершилась еще одна опала Жукова.
После прихода к власти Брежнева опала с маршала постепенно была снята. Его начали приглашать на торжественные собрания, появились его статьи в прессе, маршала перестали критиковать в мемуарах. В сообщении о смерти Жукова в июне 1974 года его характеризовали как «выдающегося советского полководца, одного из активных строителей Вооруженных Сил СССР, прославленного героя Великой Отечественной войны…». Совет Министров СССР постановил увековечить память Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.
Эти меры по реабилитации маршала были непоследовательными, половинчатыми. Лишь в сентябре 1999 года в решении комиссии при президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий Жуков был полностью реабилитирован. В документе отмечено, что в справедливость обвинений его в подготовке захвата власти не было приведено каких-либо убедительных фактов. Обвинения основывались на предположениях, передержках, подтасовках и оговорах. Историческая справедливость, честь и достоинство маршала Жукова в результате были восстановлены.