Время первых: хроники отечественного ледоколостроения
В суете мелких дел мы порой забываем о свершениях воистину великих. Да что далеко ходить: если бы не поздравление Владимира Путина работникам атомного ледоколостроения с юбилеем, то об этом событии страна вообще могла бы и не вспомнить. А жаль! Ровно 60 лет назад, 3 декабря 1959 года, в эксплуатацию был принят атомный ледокол «Ленин» - первое в мире гражданское судно с ядерной силовой установкой. Его создание стало триумфом отечественной науки и техники и по праву считается днём рождения атомного ледокольного флота. За время эксплуатации ледокол «Ленин» прошёл 654 тыс. миль, из них во льдах - 563,6 тыс. миль.
Кто-то совершенно точно назвал то время - время первых. И в самом деле: 1957 год - первый спутник Земли, 1959 год - первый в мире атомный ледокол, 1961 год - первый в мире полёт человек в космос… И ещё было много достижений, которыми мы заслуженно гордимся.
Но и нынешнее поколение ледоколостроителей не почивает на лаврах прошлых заслуг. Когда знакомишься с производственной линейкой по строительству новых ледоколов, то просто поражаешься интенсивности, с которой работают отечественные верфи.
Новый атомный ледокол «Арктика» 12 декабря отправится на испытания в Финский залив. По сообщению пресс-службы Балтийского завода, на сегодняшний день судно готово на 93%. «Арктика» способна пробивать лёд толщиной более трёх метров. При этом ледокол может ходить не только в открытом море или океане, но и в руслах сибирских рек.
Кроме «Арктики» на Балтийском заводе ведётся строительство ещё двух универсальных атомных ледоколов проекта 22220 «Сибирь» и «Урал», которые станут самыми большими и самыми мощными ледоколами в мире. Их сдача намечена на 2021-й и 2022 год соответственно.
Специалисты Балтийского завода и Адмиралтейских верфей завершили морской этап заводских ходовых и государственных испытаний дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин», который станет самым большим и самым мощным неатомным ледоколом в мире. Он предназначен как для самостоятельной проводки судов на мелководных арктических участках и в устьях сибирских рек, так и для работы в качестве вспомогательного ледокола в составе сложных караванов на трассе Северного морского пути.
25 октября состоялся спуск на воду в Петербурге патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин». Северный флот впервые получил судно, отличительной чертой которого является универсальность, т.е. это и ледокол, и боевой корабль, и научно-исследовательское судно. На борту «Ивана Папанина» установлено современное вооружение (крылатые ракеты «Калибр» и 76-миллиметровая артиллерийская установка АК-176МА), РЛС, гидрометеорологическая станция, мощная энергетическая установка, у корабля сверхпрочный корпус, что позволяет ему преодолевать лёд толщиной до 1,7 м.
«Иван Папанин» на сегодняшний день является самым большим патрульным кораблём ледового класса. Его водоизмещение составляет около 9.000 тонн. В корабле реализованы все достижения российского судостроения.
Аналогов такому кораблю в мире нет.
В конце 2017 года в состав Северного флота вошёл военный ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» - один из самых многофункциональных судов вспомогательного флота ВМФ России, работающих в арктической зоне. В нём для борьбы с аварийными разливами нефтепродуктов даже предусмотрен всепогодный катер-бонопостановщик БП-690. Ледокол «Илья Муромец» стал первым за 45 лет ледоколом, созданным исключительно для нужд ВМФ России.
Строится ещё один ледокол проекта 21180М «Евпатий Коловрат». Но его местом приписки станет Петропавловск-Камчатский. Принципиально может изменить ситуацию на трассе Севморпути строительство уникального новейшего российского атомохода «Лидер». С мощностью на винтах в 120 МВт «Лидер», прокладывая судоходный канал шириной 50 м, сможет преодолевать арктический лёд толщиной до 2 м со скоростью 15 узлов и обеспечить проводку по Северному морскому пути даже крупнотоннажных танкеров и сухогрузов.
Строительство «Лидеров» позволит организовать проводку таких судов по наиболее сложному, восточному, сектору СМП, а в перспективе, с развитием производства по добыче и переработке углеводородов (в частности, производству сжиженного природного газа), - и круглогодичную навигацию на этой трассе.
Так что атомоход «Ленин» не зря 30 лет бороздил арктические просторы. Он заложил основы отечественного атомного ледоколостроения, превзойти которое пока не может никто.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.