Запуск противоракеты комплекса ПРО А-135 «Амур» .

Противоракетные кольца обороны: чужие МБР не долетят

Над всей территорией России будет создан сплошной воздушно-космический щит
Реклама
Противоракетные кольца обороны: чужие МБР не долетят
© mil.ru
Запуск противоракеты комплекса ПРО А-135 «Амур» .
Читайте нас на: 

С 1945 года в США активно развивалась ядерная программа, на основе которой было разработано множество планов войны против СССР с использованием бомбардировщиков, несущих на борту атомные бомбы. Наиболее известный план «Дропшот» по ведению полномасштабной войны против СССР Комитетом начальников штабов армии США был утвержден 19 декабря 1949 года. Согласно разработанной стратегии, 1 января 1957 года планировалось начало крупномасштабной операции сил НАТО. Началом ее должна была стать бомбардировка 100 советских городов 300 атомными бомбами.

План «Дропшот».
© mil.ru
План «Дропшот».

Советская зенитная артиллерия и истребители смогли бы лишь снизить урон, проредив ряды атакующих самолетов, поэтому работы по созданию эффективных средств ПВО у нас велись полным ходом с момента окончания Второй мировой войны.

Удачные трофеи

Не секрет, что успешному началу разработок в области военных зенитно-ракетных технологий послужили работы инженеров побежденной нацистской Германии, доставшиеся нам в качестве трофеев. Немецкие предприятия, выпускавшие «Фау-2», параллельно работали и над созданием зенитных ракет.

С 1941 по 1945 год немецкие конструкторы разработали и испытали семь моделей зенитных управляемых ракет, три из которых оказались наиболее удачными.

Таблица составлена автором статьи.
© None
Таблица составлена автором статьи.

Все эти зенитные ракеты использовали радиокомандный способ наведения, т.е. наводились на цель посредством двух наземных РЛС: одна сопровождала цель, другая наводила на нее ракету. По радиокомандам с земли ракета приближалась к цели на максимально близкое расстояние и уничтожала ее - взрыватель также был радиокомандным. Было проведено в среднем свыше 50 пусков этих ракет, большинство из которых оказались удачными.

Немецкая зенитная ракета Rheintochter.
© Фото из архива
Немецкая зенитная ракета Rheintochter.

Несмотря на это, команда на запуск серийного производства поступила слишком поздно, в январе 1945 года, и зенитные ракеты не смогли повлиять на исход войны. По воспоминаниям рейхсминистра военной промышленности Альберта Шпеера, немецкая промышленность готова была производить зенитные ракеты еще в 1942 году и выпускать их тысячами, но одержимость фюрера оружием возмездия поставили крест на эффективной ПВО. За что немцы и поплатились в 1944 году, когда американские и британские бомбардировщики начали тотально превращать в пыль их заводы и фабрики.

По окончании войны разработки немецких ракетных лабораторий достались победителям. Американцы на основе зенитной ракеты Wasserfall создали экспериментальную ракету Hermes А-1, а советские конструкторы из отдела №4 СКБ НИИ-88 (будущее ОКБ-1 НИИ-88) разработали зенитную ракету Р-101. Ее испытательные пуски были проведены на полигоне Капустин Яр в 1949-1950 годах.

Испытания Hermes А-1.
© Фото из архива
Испытания Hermes А-1.

Задача стратегического значения

Согласно Постановлению Совета Министров СССР № 3389-1426 от 9 августа 1950 года была поставлена задача по созданию вокруг Москвы системы ПВО. Эта система должна была обеспечить одновременный обстрел 20 целей, летящих со скоростью до 1.000 км/ч на высотах до 25 км и на удалении 200 км с вероятностью поражения близкой к 100%.

В исторической литературе и мемуарах советских конструкторов часто встречается сравнение этой задачи с атомным проектом, благодаря которому мы получили стратегические ядерные силы.

Действительно это было так. Создали специальное КБ-1, которое возглавил заместитель министра вооружений К.М. Герасимов, главными конструкторами назначили С.Л. Берию и П.Н. Куксенко. Их заместителем стал А.А. Расплетин, который после снятия главных конструкторов возглавил конструкторское бюро (ныне НПО «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина, входит в АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»).

Первенец КБ-1 - ЗРК С-25 «Беркут».
© Фото из архива
Первенец КБ-1 - ЗРК С-25 «Беркут».

25 апреля 1953 года первенец КБ-1 - ЗРК С-25 «Беркут» - на полигоне Капустин Яр сбил самолет-мишень (Ту-4) на высоте 7 километров. А к 1956 году вокруг Москвы было развернуто уже 56 полков ПВО с 3.360 пусковыми установками зенитных ракет ЗРК С-25. Полки стояли в два эшелона: 34 на внешнем кольце обороны, 22 - на внутреннем. Сейчас границы дислокации эшелонов советской ПВО можно определить по двум бетонным кольцевым дорогам, которые окружают Москву.

От ПВО к ПРО

Появление баллистических ракет, способных выходить на высокоатмосферные траектории полета к цели, способствовали старту работ по созданию специальных ракет-перехватчиков, а также комплексов по обнаружению, сопровождению и целеуказанию. Все эти работы в СССР были объединены в Проект «А».

Система защиты от ракетного нападения на столицу нашей страны состояла из следующих компонентов:

  • РЛС «Дунай-2», способной обнаружить МБР на дальности до 1.200 километров;
  • трех РЛС точного наведения, слежения за целью и противоракетой;
  • противоракет В-1000;
  • командно-вычислительного пункта;
  • средств связи.
Противоракета В-1000.
© Фото из архива
Противоракета В-1000.

Строительство всех элементов системы «А» началось в 1958 году на полигоне Сары-Шаган в Казахстане и продолжалось до осени 1960 года. Первые испытательные пуски противоракет В-1000 проводились по баллистическим ракетам Р-5, стартовавших с полигона Капустин Яр.

4 марта 1961 года состоялся первый запуск ракеты В-1000 со штатной боевой частью, оснащенной 16 тысячами миниатюрных поражающих элементов и зарядом взрывчатого вещества для их выброса. В качестве учебной цели использовалась баллистическая ракета Р-12, стартовавшая с полигона Капустин Яр. РЛС «Дунай-2» обнаружила атакующую ракету на дальности 1.500 км, а противоракета В-1000 уничтожила ее на высоте около 25 км.

Несмотря на успешные испытания, которые выявили все преимущества и недостатки, Проект «А» так и остался экспериментальным. Но все полученные результаты легли в основу другого проекта - противоракетной системы А-35 «Алдан».

Окончательный состав комплекса А-35, принятого на вооружение в 1973 году выглядел так:

  • главный командно-вычислительный центр (ГКВЦ) с главным командным пунктом и ЭВМ 5Э92Б;
  • радиолокационная система дальнего обнаружения на основе РЛС «Дунай-3У» и «Дунай-3М»;
  • 8 пусковых ракетных комплексов (командный пункт, три РЛС и две огневые позиции по четыре пусковые установки на каждой);
  • противоракеты А-35 в ТПУ.
Противоракетная система А-35 «Алдан».
© Фото из архива
Противоракетная система А-35 «Алдан».

Противоракета А-350Ж, получившая ядерную боевую часть, могла уничтожать МБР на высотах от 50 до 400 километров. Причем как одиночные цели, так и групповые.

В последующем противоракета А-35 и весь комплекс ПРО прошли ряд модернизаций, улучшавших их характеристики и возможности. Противоракетный щит Москвы на основе ракеты А-35 надежно простоял на боевом дежурстве вплоть до 1990 года, когда ему на смену пришла новая система ПРО - А-135 «Амур».

Не «Амуром» единым

Успехи наших конструкторов в создании комплексов ПРО вызывали опасения со стороны США. По мнению их аналитиков (вполне оправданному), советские комплексы ПРО значительно снижали шансы на успех применения МБР шахтного и морского базирования. Поэтому по инициативе американцев в 1972 году СССР и США подписали договор об ограничении систем противоракетной обороны. В 1974 году был подписан дополнительный протокол, согласно которому Советский Союз и Соединенные Штаты могли иметь только одну систему ПРО, защищающую наиболее ценную часть территории. СССР в качестве защищаемого региона выбрал Москву и Центральный промышленный район, а США защитили стартовые комплексы МБР «Минитмен».

Стартовый комплекс МБР «Минитмен».
© wikimedia.org
Стартовый комплекс МБР «Минитмен».

Условия Договора о ПРО напрямую сказались на развитии этой системы вооружения, особенно на облике нашего нового проекта. Необходимо было разместить все компоненты системы ПРО в круге радиусом 50 км и с центром в Москве, не снижая боевую эффективность противодействия существующим и перспективным МБР США. Ключевыми элементами новой системы ПРО А-135 «Амур» стали РЛС «Дон-2Н» и противоракеты 51Т6 и 53Т6.

РЛС «Дон-2Н» была построена в форме усеченной пирамиды, на каждой из четырех граней которой расположены приемо-передающие антенны, обеспечивающие круговой обзор по азимуту. «Дон-2» обнаруживает МБР на дальности до 3.500 километров и высоте до 1.000 км. При этом РЛС «Дон-2Н» способна сопровождать более сотни сложных баллистических целей, различая ложные цели от реальных и одновременно управляя 100-120 противоракетами.
В арсенале комплекса ПРО А-135 «Амур» используются ракеты двух типов: дальнего радиуса перехвата - 51Т6 с ядерной боеголовкой, и ближнего радиуса перехвата - 53Т6, имеющую либо ядерную, либо осколочно-фугасную боевую часть. Ракета 51Т6 поражает МБР на дальности 350-600 км, а 53Т6 на дальности до 100 км.

РЛС «Дон-2Н».
© mil.ru
РЛС «Дон-2Н».

В настоящее время комплекс ПРО А-135 «Амур» по-прежнему стоит на страже нашей столицы и Центрального промышленного района. Но 4 декабря 2018 года с площадки № 35 полигона Сары-Шаган уже в седьмой раз была запущена модернизированная противоракета ближнего радиуса перехвата системы ПРО А-135. Она подтвердила свои скоростные характеристики (скорость полета свыше 4 км/сек) и улучшенные точностные характеристики по перехвату целей.

Несмотря на то, что система А-135 «Амур» является надежным противоракетным щитом, она со временем перестанет отвечать всем тем вызовам, с которыми столкнулась Россия начиная с 2002 года, когда США в одностороннем порядке вышли из Договора о ПРО и начали создавать как позиционные районы, так и системы морской ПРО на базе эсминцев типа «Арли Берк». Естественно, без ответа такую «инициативу» мы не оставили. В 2018 году весь мир узнал наш ответ - мы создали комплексы вооружений преодолевающие любые системы ПРО благодаря технологии управляемого гиперзвука.

Понятно, что эти комплексы предназначены прежде всего для ответно-встречного удара по территории агрессора и его союзников. Как известно из сообщений в открытой печати, в России заканчиваются работы по созданию эшелонированной системы ПВО предназначенной отразить удар с любого направления.

Система ПРО А-135.
© mil.ru
Система ПРО А-135.

Система ПРО А-135 дополняет ее, но только в отдельном регионе. Безусловно, этого для целостности и завершенности системы обороны и перевода ее в ранг воздушно-космической одной системы А-135 явно не хватает.

Поэтому следующим шагом стало создание мобильной системы ПРО, более известной как А-235 «Нудоль», испытания которой идут полным ходом. Новейшая российская система ПРО вберет в себя все лучшее от А-135, и, за счет мобильных пусковых установок, закроет все бреши. Сплошной воздушно-космический щит будет создан над всей территорией России.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама