Трамп и Ким Чен Ын: о чем говорить, когда не о чем говорить
Суть диалога Вашингтон-Пхеньян заключается в заголовке статьи: о чем говорить, когда не о чем говорить. Эту всем известную фразу произносят артисты массовых сцен в кино, когда снимаются эпизоды в публичных местах и нужен разговорный звук. Ну не заставлять же каждого участника массовки учить свой текст. Так и в американо-северокорейском диалоге. Шум есть, а конкретики мало. Слишком далеки пока позиции сторон и их понимание путей и способов сближения.
«Мы все простили, но не забыли»
Переговоры на высшем уровне состоятся 27-28 февраля, лидер КНДР прибудет в Ханой 25 февраля, посетит несколько провинций и заодно ознакомится с успехами Вьетнама в деле строительства рыночной экономики. Президент Вьетнама и генеральный секретарь правящей коммунистической партии Нгуен Фу Чонг также встретится с Ким Чен Ыном.
Полное название места проведения встречи Трампа и Ким Чен Ына - Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). И в этом заключен немалый символизм: лидер крупнейшей империалистической державы согласился пообщаться с недавним противником, изгоем и «щенком» в столице социалистического государства.
Вьетнам - бывший злейший враг США, фактически нанесший США военное поражение. СРВ - вечный упрек вашингтонским поборникам прав человека и высокой гуманистической морали. Неисчислимые зверства американской военщины во Вьетнаме видны и по сей день и превосходят изуверство атомных бомбардировок японских городов. Но Япония нынче союзник США, а Вьетнам - один из значимых торговых партнеров. Вот уж, кто старое помянет, тому глаз вон. Так говорят в России. А на Востоке больше в ходу другая поговорка: «Мы все простили, но не забыли». Думается такой принцип лежит и в основе подхода северокорейских товарищей к разговору с американцами. Ведь те набедокурили немало и на корейской земле. С Вьетнамом послевоенные отношения худо-бедно отрегулированы. С КНДР до сих пор нет даже мирного договора и гарантий ненападения.
Говорят, выбор места проведения саммита сделали в Вашингтоне, чтобы встреча проходила на фоне быстрорастущей азиатской экономики и стабильных отношений Вьетнама с США, который преодолел антипатию к американскому империализму. Некоторые эксперты считают, что географию саммита определял Пхеньян. Как бы то ни было, такие вопросы решаются обычно в ходе осторожных дипломатических консультаций. Но здесь и со стороны КНДР имеется явный намек США на последовательность диалога двух стран: сначала мирный договор, гарантии безопасности, потом - все остальное. В том числе денуклеаризация Корейского полуострова. Впрочем, такой порядок прописан и Пхамунджомской декларации, подписанной лидерами двух Корей и определяющей процесс сближения Севера и Юга и весь мирный алгоритм на полуострове.
Переговоры - еще не значит гарантия безопасности
Если Трамп рассчитывает на что-то иное, то это напрасно. Глава его Национальной разведки Дэн Коутс констатировал, что Ким Чен Ын и «продолжает демонстрировать открытость к денуклеаризации», но до полного разоружения еще очень далеко.
«По нашим нынешним оценкам, КНДР попытается сохранить свои запасы оружия массового поражения и не собирается их отдавать». Не в бровь, а в глаз. Но для таких выводов не нужно быть разведчиком. Надо просто слушать собеседников по переговорам и читать документы, подписанные в их результате. Сначала мирный договор, гарантии безопасности, развитие отношений, потом ликвидация ядерных вооружений, в том числе и американских, возможно имеющихся в Южной Корее.
В США же рассчитывают не мытьем так катаньем заставить Пхеньян отказаться от ракетно-ядерного потенциала, завлекая корейцев манной небесной. При этом сами не предпринимают шаги навстречу.
Суть этой тактики заключена в высказывании самого Трампа. «Северная Корея под руководством Ким Чен Ына станет великой экономической державой. Может быть, некоторых он удивит, но меня - нет, ведь я с ним знаком и полностью понимаю, каков его потенциал. Северная Корея станет ракетой иного типа - экономической!», - написал американский президент в своем Twitter.
В Вашингтоне в преддверии встречи регулярно делались заявления о «предполагаемом прорыве», «желании воспользоваться моментом». Но кроме заявлений, США пока ничего не предприняли. Если не считать снижение военной активности вблизи ее берегов. Да, вот еще американская телекомпания CNN сообщила, что США и КНДР рассматривают возможность обмена официальными представительствами. По данным CNN, соответствующие договоренности могут быть подписаны в ходе встречи во Вьетнаме. Пока речь идет не о полноценных посольствах, а об офисах связи, которые, если все будет согласовано, появятся в Вашингтоне и Пхеньяне. Как сообщает американская телекомпания, на первых порах офис связи США возможно будет функционировать на территории одного из посольств союзных Вашингтону государств, имеющих дипотношения с Пхеньяном. В настоящий момент интересы США в КНДР представляет посольство Швеции.
Впрочем, это не тот шаг, который бы устроил Пхеньян, в качестве ответного на его меры по замораживанию ракетно-ядерной программы. Офис больше нужен США, чтобы отправить туда специалистов из ЦРУ. К тому же в 1994 году США и КНДР уже договорились об открытии представительств. Тогда еще американцы претендовали на место в центре Пхеньяна, среди монументов корейским вождям. Но корейцы им дали понять, что для льгот по прописке надо было воевать на стороне Пхеньяна, а не против него. В итоге до реализации идеи дело не дошло. А очередная провокация американской военщины в приграничной зоне перечеркнула все мирные потуги.
Санкции остаются
Словом, офисы связи - это хорошо, но куда важнее другие вопросы. Санкции против КНДР остаются, возможность заключения мирного договора в ближайшей перспективе американские высокопоставленные лица отвергают. Кроме того, Соединенные Штаты не планируют выводить свои вооруженные силы с Корейского полуострова. Это лично подтвердил президент США Дональд Трамп 3 февраля.
Вашингтон не только не отказался от политики санкционного давления в отношении Северной Кореи, но и предпринял попытку усилить уже существующие ограничительные меры. Предложение было ветировано Россией в Совете безопасности ООН. В свою очередь Вашингтон отклонил все предложения Москвы и Пекина смягчить санкции против Северной Кореи. КНДР же следует своим обещаниям и демонстрирует готовность к компромиссам.
Испытания ядерного оружия приостановлены, пробные пуски ракет также не проводятся. Пхеньян заявил о готовности допустить международных наблюдателей на ядерные объекты, обеспечить их безопасность и свободу действий. Ранее в КНДР был демонстративно уничтожен один из ядерных полигонов - в Пхунгери. В своей новогодней речи (подобные выступления в КНДР являются программными и обращены не только к внутренней, но и к внешней аудитории) лидер КНДР Ким Чен Ын продемонстрировал свою решимость урегулировать отношения с бывшим врагом номер 1, продвинуться в деле сближения двух Корей и денуклеаризации Корейского полуострова.
В Сеуле эту линию поддерживают и дали понять, что будут всячески способствовать успеху американо-северокорейских переговоров. Об этом в телефонном разговоре сказал Трампу президент РК Мун Чже Ин. Южная Корея демонстрирует готовность вернуться к экономическому сотрудничеству с КНДР, чтобы укрепить мирный тренд. Однако этому мешают санкции ООН в отношении Пхеньяна, введенные под давлением США и поддерживаемые ими. Поэтому Сеул пока вынужден ограничиваться гуманитарно-культурными обменами: поездками родственников, спортивных делегаций. Объединенная корейская команда по настольному теннису выступила на чемпионате мира в Японии. В качестве гимна была выбрана популярная корейская народная песня «Ариран», одинаково звучащая на Севере и на Юге. В январе 2019 года объединенная команда Кореи приняла участие в чемпионате мира по гандболу среди мужчин в Германии и Дании. Не так давно объединенная делегация КНДР и Республики Корея общалась с руководством Международного олимпийского комитета и договорилась о совместном участии в Олимпиаде-2020. Также речь идет уже о совместной организации Олимпиады 2032 года.
И спасибо, что американцы этому процессу хотя бы не мешают, как это бывало раньше. Глядишь, дело дойдет и до торгово-экономических контактов.
Трамп или Ким: кто достоин премии мира?
Поэтому предложение Японии удостоить президента США Нобелевской премии мира вполне обоснованно. По крайней мере, Трамп куда больше ее достоин, чем Барак Обама. Особенно с точки зрения Японии, одного из главных бенефициаров мирного процесса в Корее. Уже то, что над головами японцев не летают северокорейские ракеты, достойно благодарности. Сам Трамп без ложной скромности высоко оценил свои миротворческие усилия в Корее: «Наши заложники вернулись домой, испытания ядерного оружия прекратились и уже 15 месяцев нет ракетных пусков. Если бы я не был избран президентом США, то, на мой взгляд, сейчас у нас была бы большая война с КНДР». Однако все перечисленное - заслуга не только Трампа, а и его северокорейских партнеров. Но на большее Пхеньян просто не может идти. Одни слова и обещания Трампа еще не гарантия безопасности и процветания КНДР. Ведь любой другой президент США может дезавуировать не только обещания, но и даже юридически обязывающий документ, как это бывало раньше.
Что касается достижения декларируемых США целей в Корее, особенно денуклеаризации полуострова, то с таким подходом Вашингтона, для этого потребуется не два, а куда больше саммитов и промежуточных встреч.
От предстоящих переговоров во Вьетнаме все ждут большей конкретики, чем это было на предыдущем саммите в Сингапуре. Но никто не знает, в чем эта конкретика может заключаться. Однако переговоры - это все же лучше, чем военные маневры и риск развязывания ядерной войны. Так что пусть встречаются. Даже если Нобелевская премия - это главная ставка в этой игре.