Игрушка стратегического назначения
Посттравматический синдром
Не хочу ломиться в открытую дверь, но, тем не менее, констатирую - история отечественной военной игрушки неотделима от истории нашей страны. Причём неотделима, порой, самым парадоксальным образом! И вот вам конкретный пример, за давностью лет мало кому известный.
Советский Союз принято считать очень военизированным, построенным по армейским лекалам государством. В какой-то мере, в силу исторических обстоятельств, так оно, возможно, и было. Казалось бы, в таком государстве дети должны были расти в атмосфере рафинированного милитаризма, одним из инструментов насаждения которого является детская военная игрушка.
Так вот в действительности всё было с точностью до наоборот! Во-первых, наш народ после кровавой битвы с нацистской Германией проникся глубочайшим отвращением к войне вообще и к оружию, как её порождению, в частности. Особенно к оружию в детских руках, пусть даже в виде игрушки.
Поэтому папы и мамы первого послевоенного поколения совсем не горели желанием видеть, как их детишки играют в танки или гоняют по двору с винтовками наперевес.
Этот всеобщий посттравматический синдром вполне органично дополнялся официальной советской идеологией, которая пропагандировала гуманистические ценности, с точки зрения которых любое оружие, в том числе детская военная игрушка, было недопустимой крамолой. Считалось, например, что не следует делать такие игрушки слишком натуралистичными, чтобы дети не проникались смертоносной красотой настоящего оружия.
Такая гуманитарная политика привела к тому, что в пору моего детства всё, что любит каждый мальчишка - атрибуты воинской доблести, и прежде всего игрушечное оружие и военная техника, были в страшном загоне. Достаточно сказать, что первые, причём страшно кустарные отечественные пластмассовые сборные модели боевых самолётов появились в продаже только в конце 1970-х годов. Да и то это были в основном копии с разбитых и выброшенных на свалку импортных пресс-форм, то есть «Мессершмитты» и «Харрикейны».
В общем, можно сказать, что в СССР тема качественной, патриотически ориентированной военной игрушки была полностью загублена.
Время утерянных смыслов
После развала СССР, когда государственная идеология и патриотическое воспитание были официально преданы анафеме, на данном поприще и вовсе наступили полный хаос и торжество мелкорозничной частной инициативы. Которая, не мудрствуя лукаво, превратила отечественные магазины детской игрушки в точки реализации китайского «общечеловеческого» ширпотреба. Китайцы, особенно поначалу, штамповали эту детскую радость на оборудовании западных фирм, поэтому всё, что у них получалось, подозрительно напоминало немецкие танки «Тигр» или американские F-16.
Впрочем, иногда везло быть представленными детской аудитории и российским образцам военной техники. Не считая того, что те же китайские умельцы, без лишних раздумий, лепили на игрушечные самолёты, очень напоминающие российский бомбардировщик Су-34, опознавательные знаки… ВВС США!
Впрочем, «perestroika & glasnost» дали и один весьма позитивный результат. Впервые на советском и постсоветском пространстве по инициативе группы энтузиастов в начале 1990-х годов возникло первое промышленное производство макетов-копий военной техники для детей. Это уникальное предприятие, получившее ко многому обязывающее наименование «Звезда», было локализовано в Московской области, в городе Лобня, на территории бывшей фабрики пластмассовой игрушки.
Для того времени это был настоящий прорыв. Впервые в России появилась возможность перенести акцент с банальной перепродажи западной toy-пропаганды на реальную воспитательную работу с детьми посредством отечественной военной игрушки.
Фабрика развернулась и добилась в своём деле немалых успехов, вероятно, максимально возможных в условиях нынешнего стихийного рынка. И без должного соучастия государственных структур.
А тем временем китайцы не стояли на месте. И стали действительно могучими конкурентами, в том числе на, казалось бы, сугубо российской «поляне».
Справка
Сегодня номенклатура производства моделей-копий, к примеру, авиационной техники одной только китайской фирмы «Trumpeter» включает в себя сотни образцов исторических и современных советских и российских самолётов.
Китайцам вообще надо отдать должное. Неизвестно какими путями и способами, но они явно не испытывают нехватки оригинальных чертежей наших боевых машин. Что даёт им возможность воспроизводить в моделях даже минимальные отличия в модификациях одного и того же типа самолёта. Например, в моей личной коллекции имеется две разновидности отлично выполненных макетов советских дальних бомбардировщиков - Ту-22М2 и Ту-22М3.
Иначе говоря, китайские производители моделей-копий достигли, можно сказать, уровня высшего пилотажа в этой области. Они настолько досконально вникли в тему, что это позволяет им снабжать энтузиастов-любителей авиации не просто отдельными копиями наиболее знаменитых самолётов, а практически всей историей их рождения и развития. Создавая тем самым условия для поистине энциклопедического охвата данной темы. И, соответственно, для высочайшего уровня душевного трепета и преклонения перед великими достижениями нашей научной и конструкторской мысли.
К сожалению, отечественная «Звезда» на этом фоне несколько потускнела. Её номенклатура авиамакетной продукции до сих пор зациклена на выпуске, в основном, «знаменитых» и самых известных самолётов. До энциклопедической детализации, а наша авиационная история - это сотни, если не тысячи моделей летательных аппаратов, то есть неисчерпаемый кладезь познания, дело, увы, так и не дошло.
Зато благодаря той же безграничной, во всех смыслах, коммерции, дело дошло до того, что сегодня процентов семьдесят товарного предложения этого уникального российского предприятия, к примеру, в наиболее «раскрученном» сегменте авиатехники, представлены макетами производства зарубежных фирм. Среди которых, само собой разумеется, отечественных образцов - раз-два и обчёлся. Но и это ещё не все проблемы.
Государственный подход как насущная необходимость
Итак, наше макетное производство специализируется, в основном, на самом простом, то есть на пластмассовых сборных моделях-копиях исторической и современной техники, в том числе и военной. А поскольку других значимых предприятий аналогичного профиля у нас нет, то можно сказать, что это и есть общий крен нашего массового модельного дела.
Ещё лет тридцать назад это было целиком оправдано. Да и сегодня данный вид моделизма традиционно является наиболее массовым и доступным. И уже потому считать его пережитком прошлого ни в коем случае не следует.
Однако и ограничиваться только этим было бы в корне неверно. Потому что, как говорили ещё в советские времена, запросы трудящихся растут, и их надо удовлетворять.
Те же китайцы, ну как тут без них, держат нос по ветру. И активно работают над удовлетворением запросов на макетную продукцию самого разного уровня сложности и дороговизны. Фактически - на любой карман. И скажу вам, по собственному опыту, правильно делают.
Потому что модели исторической и современной техники любят практически все. А вот сидеть и корпеть многие дни и месяцы над каждым заусенцем и склеивать, да ещё чисто и безупречно (та ещё морока!) подчас микроскопические детали, а потом всё это красить в исторически достоверную «ливрею» могут позволить себе очень немногие. Времена нынче не те.
Я, например, будучи человеком занятым, со временем осознал, что никогда не смогу освоить это ремесло на том же уровне, на котором работает хорошо подготовленный профессионал. И потому однажды бросил заниматься явной кустарщиной и стал заказывать точные копии у специалистов этого дела. И вы знаете, не пожалел! Модели, над которыми эти люди сидят по нескольку месяцев, выглядят как настоящие произведения искусства. И эти артефакты не стыдно поставить на любую полку и любоваться этой искусной работой хоть всю жизнь. Что я и делаю.
Однако заказы у частных мастеров на доведение до ума набора пластмассовых деталей - не лучшее и весьма недешёвое решение, потому заведомо не массовое.
Детям надо дать возможность широкого доступа к этим источникам знаний и гордости за свою страну.
Отсюда - путь создания практически готовой макетной продукции любой степени сложности, рассчитанной на любые категории потребителей. Современное высокоточное промпроизводство позволяет, даже на сравнительно невысоком ценовом уровне, обеспечивать очень приличное качество и детализацию таких военных игрушек. Причём они сплошь и рядом перестают быть исключительно стендовыми экспонатами, а становятся подвижными и, как сейчас принято говорить, интерактивными. Вплоть до танковых и воздушных боёв между ними. Для детей это просто здорово!
Но те же китайцы нам, в общем-то, ничем не обязаны. И поэтому они вправе «лепить» германские «тигры» и «пантеры» всех модификаций для куда более обширной мировой аудитории, вместо того чтобы прилежно пополнять наш арсенал военных игрушек отечественными образцами.
Спасибо ещё, что те же китайцы, тем не менее, пока делают макеты наших легендарных «тридцатьчетвёрок» и КВ, но всё остальное - за нами. И это именно та «поляна», где кроме нас самих никто ничего делать не станет. Тем более - в нынешние времена, когда на Западе процветает махровая русофобия и стоит задача вычистить из детской памяти любое воспоминание о технических достижениях СССР и России. А Китай, сами знаете, чья фабрика.
С учётом сложившейся ситуации и новых тенденций в мировом моделизме такой фабрике, как «Звезда», при всём моём к ней огромном уважении стоило бы подумать не только над линейным расширением своего ассортимента, но и над внедрением принципиально новых линий и уровней его развития.
И, наконец, о вершинном «хай-энде» модельно-патриотического движения. Конечно же, он, этот уровень, не может быть рассчитан на массовое индивидуальное потребление. Потому что состоит из уникальных штучных произведений макетного искусства, стоимость которых сплошь и рядом «тянет» на сотни тысяч. И хорошо ещё, если рублей, а не долларов.
В России создают уникальные артефакты...
Именно такие уникальные артефакты умеют делать российские модельных дел мастера. Причём практически в любой сфере технической деятельности Человечества. Буквально на днях мне довелось увидеть вблизи замечательные образцы такого высокого искусства. Точную модель-копию новейшей российской инженерной машины на базе танка Т-90. И действующий макет советского эскадренного миноносца «Сознательный», создатель которого Николай Румянцев получил титул чемпиона мира и заслуженное признание в мировом сообществе судомоделистов.
Для моделей такого уровня и государственно-патриотической направленности необходимо продумать стратегию их максимальной доступности для массовой аудитории в формате макетных музеев.
Которые, что вполне логично, должны находиться, как инструмент военно-патриотического воспитания, под эгидой Российского государства. Именно в таких собраниях техническая история нашего флота, военной авиации и других видов вооружённых сил может быть представлена с исчерпывающей энциклопедической полнотой. Которая сегодня является привилегией редких энтузиастов-одиночек.
К тому же хорошая модель, помимо всего прочего, очень помогает разыграться воображению. Не хочу быть голословным, поэтому скажу, как это было в моём случае. Когда я увидел на расстоянии вытянутой руки красавец корабль - эсминец «Сознательный», вернее его действующую модель, мне в голову сразу стали приходить любопытные мысли о его радикальном обновлении.
Такие относительно старые, но всё ещё мощные корабли довольно легко поддаются быстрой модернизации при условии их надлежащего хранения. Опыт резервного флота, существующего в ряде стран и предназначенного для мобилизации в случае угрозы войны, говорит о том, что это отнюдь не пустая идея.
В условиях военного времени каждая минута будет на счету. И потому возможность в считанные месяцы перевооружить старый корабль новыми боевыми комплексами (теми же блоками ракет «Калибр» или ЗРК С-400) и сделать его грозным оружием может оказаться совсем не лишней.
Что же касается перспектив военно-технического моделизма и, в целом, дальнейшего развития игрушечного арсенала стратегического воспитательного значения, то это дело в нашей стране уже сдвинулось с мертвой точки. Что, пожалуй, самое главное. Ибо дорогу осилит идущий!