Somua S35 против PzKpfw-III: преимущества французов «съела» тактика немцев
Середина мая 1940-го. Истекающая кровью Франция мечется в агонии: одна французская армия, побросав винтовки, ретируется в сторону Парижа, другая «закипает» в «котле» Дюнкерка вместе с англичанами. Остатков сил Франции хватило лишь на полторы недели - и 22 июня Третья республика уже преклонила колено перед Третьим рейхом.
Пока в Компьенском лесу генералы Франции подписывали позорную капитуляцию, немцы из гордости франкского танкостроения - средних Somua S35 - создавали очередной трофей вермахта, спешно перекрашивая триколоры на свастики. Пикантность ситуации в том, что именно эти танки должны были остановить стальной каток немецкого блицкрига. Был ли шанс у французского бронированного драгуна одолеть своего конкурента?
Стальной драгун «свободной» Франции
После триумфа своих лёгких танков Renault FT на полях Первой мировой Франция забросила всяческие разработки тяжёлой брони. Одумались в апреле 1935-го, когда даже школьник понимал - сгущающиеся над Европой тучи скоро взорвутся новой бойней. Тогда в механических конюшнях фирмы Sosiete d’Outillage Mechuigue et d’Usinage d’Artillerie (SOMUA) принялись клепать новый танк - S35. «Лошадиные» аллегории тут неслучайны: Somua S35 разрабатывался как «кавалерийский» танк - скоростная броня средней весовой категории.
Первые экзамены в августе 1935-го француз с треском провалил. Сильнее всего спешка сказалась на двигателе - он частенько барахлил, а его неудачное расположение стало настоящим кошмаром для ремонтников. Чтобы хотя бы пощупать его нужно было разобрать почти всю корму. Машина ушла на доработку.
Но и на «пересдаче» в декабре того же года танк вновь получил «двойку» от военных экспертов. Впрочем, международная обстановка не оставляла времени на дальнейшую раскачку и первую поставку в полсотни сырых Somua дорабатывали уже в войсках.
1 сентября 1939-го грянула Вторая мировая, а уже 2 сентября 1939 года, когда в стране объявили мобилизацию, «тридцать пятые» принялись клепать на заводах с удвоенной силой. Закусив удила, к роковому для Франции июню 1940-го, они смогли наштамповать всего 427 серийных Somua S35.
Дитя пяти немецких заводов
В отличие от француза, сумрачный тевтонский гений свой PzKpfw-III разрабатывал без спешки, с оглядкой на опыт и технологии. В феврале 1934 года управление вооружений Рейха устроило конкурс на разработку новой бронемашины. Вермахту требовался «танк командира взвода», сочетавший в себе лёгкость, манёвренность и достаточно мощную для машин тех лет пушку калибром 37 мм.
«Daimler-Benz» справились с поставленной задачей лучше всех, обойдя таких серьёзных соперников, как «Крупп», M.A.N. и «Рейнметалл». Но в итоге PzKpfw-III всё равно стал «дитём многих матерей»: шасси строили на заводах Даймлера, башню клепали в цехах Круппа, оптику - «Karl Zeiss», а двигатели собирал «Майбах». Не остался в обиде и «Рейнметалл», оснащавший «тройки» легендарными пулемётами MG34.
К 1938-му заводы «Daimler-Benz» уже поставили на поток производство надёжных PzKpfw-III. Конструкция оказалась настолько удачной, что эти танки составили ядро немецких панцерваффе вплоть до 1943 года.
С 1938 года пошли в производство первые крупносерийные партии PzKpfw-III. Одной из самых массовых стала модификация Ausf.F - с сентября 1939-го по июль 1940-го в войска отправили 435 машин. Именно эта модификация «тройки» составила основу бронированной мощи Рейха, прокатившейся катком по подбрюшью Франции в мае 1940 года.
Немец катил быстрее, француз - дальше
Первые бои показали - Somua S35 действительно танк-кавалерист. Он обладает неплохой манёвренностью и скоростью. А всё потому, что механическим сердцем французского танка была V-восьмёрка модели 190 CV мощностью в 220 «лошадок», что давало машине скорость до 35 км/ч.
Два топливных бака, основной, ёмкостью 310 л, и резервный, ёмкостью 100 л, обеспечивали запас хода в 128 км по пересечённой местности и до 260 км по шоссе. Ещё одно ноу-хау тех лет - вместо традиционных рычагов, водитель механик управлял движением с помощью рулевого колеса, соединённого тросиками с боковыми фрикционами, для крутых поворотов использовался классический способ застопоривания одной из гусениц.
Опорные катки, соединённые по «ножничной» схеме, делали француза довольно шустрым на боле боя - танк лихо закладывал крутые виражи, меняя позицию. Горизонтальные рессоры гасили последствия резких рывков, что облегчало ведение огня.
PzKpfw-III был пошустрее французского собрата по броне - V-образный 12-цилиндровый «Майбах» 120TRM разгонял немецкую «тройку» до 40 км/ч. И всё благодаря целому «табуну» в моторном отделении в 320 «лошадей». Правда, он был настолько прожорлив, что одной заправки бака в 300 литров едва хватало на 165 километров по относительно ровному шоссе. Поэтому «тройки» были вынуждены возить с собой топливо, чтобы блицкриг в любой момент не превратился в «улиточные бега».
А вот трансмиссия радовала немецких мехводов - на моделях серии Ausf.E-Ausf.G ставилась 10-ступенчаная коробка передач Variorex. Она скрадывала неровности и давала плавный ход. Вместе с торсионной подвеской и гидравлическими тормозами можно было даже вести огонь не останавливаясь - попасть в цель с таким набором плавного хода было легко.
Однако француз всё-таки был проходимее - S35 мог с ходу проскочить ров больше двух метров, форсировать метровый брод и преодолеть стенку в 75 см высотой. Показатели детища Рейха куда скромнее - ров не более двух метров, 60-сантиметровая стена и водная преграда не глубже 0,8 метра.
Броня и снаряд не в пользу немца
Ещё странней ситуация с бронёй. Случись PzKpfw-III и Somua S35 сойтись лоб в лоб, француз точно бы не подкачал. Корпус S35 состоял из шести литых броневых деталей, соединённых болтами. Толщина стального гомогенного лба - 36 мм, на бортах по 41 мм, плюс ходовая часть прикрывалась по бокам откидывающимися штампованными экранами. От снаряда не спасёт, но от осколка фугаса предохранит вполне. Сверху моторно-трансмиссионное отделение закрывалось литыми броневыми жалюзи, установленными в специальные гнезда и закреплёнными болтами. Такой не повредить даже из крупнокалиберного пулемета.
Цельнолитой была и шестигранная башня с 56-мм стенками. Но за крепость платили теснотой - в ней едва умещались двое (командир и заряжающий). Зато вес почти полностью литого Somua S35 составлял приемлемые 19,5 тонн.
Точно такая же масса была и у немецкого конкурента. А вот сама броня PzKpfw-III вариации Ausf.F таила в себе неприятный сюрприз, сразу приговаривающий немецкий панцер. Дело в том, что для бронирования «тройки» шли катаные листы из хромоникелевой стали. Даже 30-миллиметровая толщина отлично держала тогдашнюю противотанковую артиллерийскую «классику» - 37-мм и даже 45-мм. Но стоит увеличить калибр всего на 5 мм, как хвалёная крупповская хромоникелевая броня раскалывается словно замороженная плитка шоколада. Проблемы могли создать даже лёгкие ручные гранаты.
Да и общие показатели брони немецкой «тройки» заставляли танкистов Вермахта в схватке с Somua осторожничать - 30-миллиметровые по кругу не давали уверенности.
Не в пользу германца шёл калибр пушки S35 - 47 мм против 37 мм у немецкой «тройки». Бронебойные снаряды франков Boulet de rupture могли «шить» немцев на расстоянии до 1,5 км.
PzKpfw-III Ausf.F этому могли противопоставить лишь 37-миллиметровую KwK 36. Похвастать «третий» мог разве что размером боекомплекта - в его недрах умещался 131 снаряд, против франкских 118 «болванок». Это были бронебойные PzGr.39 и PzGr.40 и осколочный Sprgr.Patr.34. Но малый калибр сводил на нет этот незначительный перевес - ощутимый урон французам можно было нанести на расстоянии в 500, а лучше - 300 метров.
Надежда, убитая генералами
Однако преимущества Somua S35 не уберегли Францию от немецких орд. Вина всему - предвоенная доктрина Парижа. Командующий кавалерией, генерал Флавиньи, в ведомстве которого находился почти весь бронированный кулак Франции, о танках старался не думать вообще.
Характерная деталь: Somua даже не были оборудованы рациями. Только командирские машины оборудовали слабыми ER 29, которые мгновенно теряли сигнал в лесу или на холмистой местности - какая уж там координация? Для сравнения: все PzKpfw-III оснащались радиостанцией FuG5, дальность действия которой могла доходить до 10 километров. Это почти сотовая связь по тем временам.
Откровенно плевали во французской Третьей республике на обучение экипажей. Вот что писал президент, а в прошлом танкист-ас Де Голль в самый разгар майских боев: «…Во главе танков были командиры, которые никогда раньше не стреляли из орудий, а водители имели за плечами в общей сложности не более четырёх часов вождения танка».
Немцы такими «болячками» не страдали - их экипажи были вышколены и натасканы так, что даже вслепую могли совершить обход и обхват крупных французских сил и уже потом громить противника в «котлах».
Однако в локальных столкновениях Somua у PzKpfw-III попили галлоны арийской крови. Так, 12 мая возле городка Креан подразделение S35 уничтожило четыре немецких танка и батарею противотанковых орудий. Другой отряд, у местечка Тин, смелой контратакой сумел задержать немецкое наступление. При этом французские танки вышли из боя без единой пробоины, хотя некоторые получили от 20 до 40 прямых попаданий из немецких орудий! Но дальнейшие малообъяснимые приказы французских генералов «приговорили» почти все Somua S35. К концу войны в строю осталось не более сотни французских танков.
Упущенное превосходство
Французский урок вермахт освоил крепко. Общий итог потерь во Франции - 135 танков PzKpfw-III. Те же PzKpfw-III следующих модификаций получили отличную 50-мм пушку, а главное - им нарастили броню до 60 мм во лбу и изменили башню - теперь её «варили» из цельной бронеплиты.
В 1941-м это решение танкового командования вермахта буквально будет спасать экипажи «троек» от смертоносного огня Т-34 и КВ.
Итог: если бы к маю 1940-го французы вовремя довели до ума свои Somua S35, а главное - смелее и грамотнее использовали их в бою, ещё неизвестно, кто и где бы подписывал капитуляцию в июне 40-го - французы в Компьене или всё-таки немцы в Берлине.
Вывод: французский кавалерийский танк Somua S35 на голову превосходил немецкий PzKpfw-III серии Ausf.E-Ausf.G. Броня, орудие, манёвренность и запас хода оставались за франком. Но из-за откровенной отсталости французских военачальников в области военной мысли был спровоцирован позорный разгром. Вермахт меньше чем за месяц раздавил сильнейшую армию Европы и надолго заставил сомневаться мир в боеспособности своих западных соседей по географической карте.