Вторая мировая война началась с перестрелки между поляками и милицией Данцига
Руководство Польши намеренно не пригласило российского президента на памятное мероприятие по случаю 80-летия начала Второй мировой войны, которое будет проходить на полуострове Вестерплатте. Сделано это было с умыслом, чтобы обозначить, будто СССР, правоприемницей которого стала Россия, несёт точно такую же ответственность за развязывание самой чудовищной мировой бойни, как и гитлеровская Германия. Что, в принципе, не помешало полякам выдать «пригласительный билет» канцлеру ФРГ Ангеле Меркель. И теперь очень любопытно, как она будет себя чувствовать в компании представителей стран-победительниц...
Но давайте к делу. Полякам удалось убедить весь мир, что Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года с вероломного нападения вермахта на польский гарнизон, расположенный на полуострове Вестерплатте.
К сожалению, и у нас свято поверили в этот миф. Вот, к примеру, цитата из газеты «Аргументы и факты» за 20 марта 2019 года: «...Церемония ежегодно проходит на полуострове Вестерплатте возле Гданьска. 1 сентября 1939 года сюда вторглись войска нацистской Германии, положив начало Второй мировой войне».
Но в том то и фокус, что в боях за Вестерплатте не участвовало ни одного солдата вермахта. Да и события развивались с точностью до наоборот. Задолго до первых залпов на территорию независимого государства - «Вольный город Данциг» - тайно проникли две группы польских диверсантов, занявших портовый терминал на полуострове и почту в самом центре города. Обе группы были нейтрализованы милицейскими частями Данцига - ландвером.
А потом была большая война, и в 1945 году поляки переименовали Данциг в Гданьск. Уцелевших жителей немецкой национальности депортировали в Германию, а город заселили поляками. Слово «Данциг» вообще было велено забыть. В итоге даже в российской прессе в статьях о событиях сентября 1939 года упоминается исключительно не существовавший тогда город Гданьск.
Попытаемся разобраться в этой истории. Как известно, согласно 11-му разделу 3-й части Версальского договора, Данциг был отторгнут от Германии и приобрёл название «Вольный город Данциг».
Помимо самого Данцига, территория города-государства включала его предместья - Цоппот (Сопот), Олива, Тиегенхоф (Новы-Двур-Гданьский), Нойтайх (Новы-Став), а также 252 деревни и 62 хутора. Вся территория имела площадь 1.966 км², население на 1919 год - 357 тыс. человек, из которых 95% были немцами, остальные 5% - в основном кашубы и поляки.
Формально Данциг находился под опёкой Лиги Наций, которая регулярно улаживала различные споры. Только до июня 1933 года комиссар Лиги Наций разобрал 66 конфликтов между Данцигом и Польшей. При этом город не располагал ни армией, ни флотом, а лишь несколькими милицейскими частями - тем самым ландвером. Поляки буквально выцыганили у Лиги Наций право разместить на территории Данцига таможенный терминал на полуострове Вестерплатте и почтовое отделение в центре города.
Но всё предусмотреть «контролёрам» из Лиги Наций не удалось. Поляки ухитрились незаконно построить на территории таможенного терминала 6 мощных бетонных фортов. А гарнизон «таможни» на Вестерплатте состоял из 205 военнослужащих при одном 75-мм орудии образца 1902/1926 гг., двух 37-мм противотанковых пушках, четырех 81-мм миномётах, 41 пулемёте.
Согласитесь, весьма специфическая таможня! При этом большинство «таможенников» и всё вооружение было доставлено на польских кораблях без ведома данцигских властей.
Зачем это нужно было Варшаве? Ещё в 1936 году польское министерство обороны разработало план захвата Данцига. Операция должна была быть молниеносной и закончиться через шесть часов. А поводом для вторжения должны были стать «беспорядки», инициированные немногочисленными польскими жителями Данцига, которые поддержат вооружённые «таможенники» и вооружённые «почтальоны». Опыт подобных операций у поляков, надо отметить, был богатейший...
И вот 1 сентября 1939 года 110 «почтальонов в штатском», «случайно» оказавшиеся в здании почты «Вольного города», пустили в ход пулемёты, миномёты и ручные гранаты. Однако уже через пятнадцать часов перестрелки с милицией «почтальоны» сдались, были судимы военным судом и расстреляны как партизаны. Уже в 1970-х годах польские юристы добились оправдания «почтальонов», поскольку-де они сражались не против регулярных войск, а против милиции Данцига, а сопротивление гражданских лиц (мирные «почтальоны» все-таки!) полиции по каким-то там польским правовым актам не является «партизанскими действиями».
Хотя логику польских правоведов понять трудно, особенно, если называть вещи своими именами: диверсанты незаконно проникли на нейтральную территорию, а местная милиция, состоявшая из коренных уроженцев Данцига, с ними оперативно разобралась... И, заметьте, никакого вермахта! Ни один солдат регулярной германской армии не участвовал ни в перестрелке с «почтальонами», ни в боях за Вестерплатте.
Кстати, «таможенники», что бы там ни говорил президент Анджей Дуда об исключительном мужестве поляков, продержались всего три дня, а потом торжественно сдались. Определённую роль здесь сыграл германский учебный линкор «Шлезиен», который вёл огонь по Вестерплатте, правда, весьма безграмотно...
Самое примечательное, что польские историки даже не пытались опровергать эти факты, доказывающие, что Вторая мировая война лежит и на совести руководства Речи Посполитой. Просто Гитлер оказался и сильнее, и оборотистее. Чтобы сохранить лицо «главной жертвы», они просто сочинили новую историю Вестерплатте. Но даже самое тайное когда-нибудь обязательно становится явным.
-----
Автор - военный историк, писатель.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.