«Иллюзия обмана»: как ловкость рук  помогает обвести вокруг пальца противников
© yuripasholok.livejournal.com
Надувной МИГ-31.

«Иллюзия обмана»: как ловкость рук помогает обвести вокруг пальца противников

Методы маскировки военной техники помогают сохранить личный состав и одержать победу над противником 
04 сентября 2019, 11:35
Реклама
«Иллюзия обмана»: как ловкость рук  помогает обвести вокруг пальца противников
© yuripasholok.livejournal.com
Надувной МИГ-31.
Читайте нас на: 

Для начала давайте вспомним мифы Древней Греции, а конкретнее - войну между троянцами и данайцами. В ходе этого античного вооруженного  конфликта греки оказались намного умнее своих противников. После безуспешной   долговременной осады данайцы прибегли к хитрости и сделали вид, будто признают своё поражение и отступают, но оставили якобы победителям презент в виде внушительного деревянного коня (в котором и затаились греческие воины) с надписью: «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Несмотря на предупреждения проницательного  Лаокоонта, троянцы неосмотрительно приняли подарок и втащили коня в город. А ночью греки, которые схоронились внутри, вышли, открыли городские ворота и впустили в город своих боевых товарищей. Так данайцы овладели Троей.

И в наши дни предпринимаются различные ухищрения, чтобы ввести противника в заблуждение. Всё для того, чтобы избежать потери при ведении боевых действий. Речь идёт о надувных танках, самолётах, ракетных системах и других средствах маскировки.

Полноразмерный надувной макет танка «Шерман».
© waralbum.ru
Полноразмерный надувной макет танка «Шерман».

Полное надувательство, или самые дорогие «воздушные шарики»

Со стороны это может показаться смешным или даже несерьёзным - надувные макеты, имитирующие военную технику... Но давайте по порядку: начало «надувательству» было положено в годы Второй мировой войны, когда впервые был использован полноразмерный надувной макет танка «Шерман», который  только на очень маленьком расстоянии можно было отличить от настоящей боевой машины. 

В военные годы производство бутафорских танков было налажено и в СССР, причём в индустриальных масштабах. Танки были не только  надувными, но и фанерными, что обходилось дешевле. А разрисовывали подделки специальные отряды художников и дизайнеров, которые придавали фальшивой технике предельно реалистичный вид. Например, в Курской битве наряду с настоящей боевой техникой участвовали 500 фальшивых танков и 200 самолётов, которые  вполне успешно играли роль отвлекающей массовки.

Самолеты создавали не только надувными, но и фанерными.
© airandspace.si.edu
Самолеты создавали не только надувными, но и фанерными.

А поскольку фанерная  «армия» танков и самолётов обходилась сравнительно недорого, создавать их можно было практически в любом количестве. При этом сотня-другая таких «деревяшек», установленных на поле боя, вполне могла спутать планы противника.

Надо отметить, что во время Великой Отечественной войны устраивались и  более масштабные «представления» - в массовом порядке создавались  фальшивые аэродромы и укрепления, которые работали безукоризненно и вынуждали противника понапрасну тратить боезапас. Эта хитрость даже легла в основу известной послевоенной кинокомедии «Беспокойное хозяйство». 

В наше время иллюзия обмана шагнула ещё дальше. Например, при создании современных макетов боевой техники используется ткань, которая способна отражать радиоволны, благодаря чему макет на экранах локаторов идентифицируется как реальная цель, а «надувные войска» оборудованы подогревом, что позволяет обманывать и тепловизоры.

Более того, надувная техника настолько невесома, что управиться с ней может  даже один человек. Примерный вес одного надувного танка составляется 10 кг, а время его сборки не превышает 10 минут. Сегодня в арсеналах Российской армии имеются надувные С-300, танки Т-72 и Т-80, а также истребители Су-27 и МиГ-31.

Правдоподобнее листьев

Главное требования к хорошо известной маскировочной сети - по рисунку она должна ничем не отличаться от окружающей местности. Камуфляж такого вида впервые стали активно применять ещё в Первую мировую войну. Да и во времена Великой Отечественной войны применение маскировочных сетей оставалось актуальным: под ними укрывали аэродромы, огневые точки, собственно боевую технику и даже памятники архитектуры.

Сегодня появились такие маскировочные сети, которые способны  обеспечить защиту даже от радиолокации. Ну а простой пехотинец... Накинул на себя  такого рода камуфляж, и ты почти не виден.

Кроме того, маскировочными сетями укрывают стратегические ракетные комплексы, а могут замаскировать даже дорогу, для того чтобы снизить заметность транспортных колон и вероятность их обнаружения с воздуха.

Аэрозольная маскировка

И куда же без дымовой завесы, которая существенно затрудняет прицеливание? Например, в 1943 году при форсировании Днепра войсками была создана дымовая завеса, протяжённость которой составила около 30 километров, а первое применение дыма русской армией, как средства дезориентации врага, состоялось ещё в Первую мировую войну.

Дымовая завеса.
© mil.ru
Дымовая завеса.

В наши дни войска также активно используют маскировочные дымы. Например, на Северном флоте в ходе тактических учений были отточены навыки применения дымовых завес для маскировки кораблей в местах базирования - площадь укрытой дымом  территории составила более 20 квадратных километров, сообщается на mil.ru. При этом аэрозольная маскировка полностью безопасна и не вредит здоровью.  

Ослепляющий камуфляж

Такой камуфляж предназначен не для того, чтобы скрыть из виду, скажем, корабль , а исключительно для введения в заблуждение противника. А придумал  ослепляющий камуфляж морской офицер Норман Уилкинсон - чтобы сбивать с прицела немецкие субмарины, ведущие тотальную охоту на британские корабли и транспорты. Суть в том, что специфическая раскраска искажает реальное изображение, за счёт чего, в частности,  затрудняется вычисление расстояния до цели. Стоит принять во внимание, что во времена Уилкинсона не было ни высокоточного оружия, ни сложных оптических приборов, благодаря чему проект оказался  весьма успешным.

Камуфляж кораблей создан не для того, чтобы скрыть судно из виду, а для введения в заблуждение противника.
© perfectmodel.su
Камуфляж кораблей создан не для того, чтобы скрыть судно из виду, а для введения в заблуждение противника.

На первый взгляд может показаться, что такие корабли-зебры окрашены хаотично, но не всё так просто: рисунки создавались в стиле кубизма, в результате искажались не только размеры цели, но и невозможно было определить, где у корабля нос, а где корма. Первым таким кораблем, окрашенным в особом стиле, был  HMS Alsatian, который проверили в деле в  1917 году.

Но с появлением специальных приборов оригинальная для своего времени задумка потеряла актуальность, хотя помимо кораблей камуфляжные рисунки также  наносились на танки и шлемы пехотинцев. Но, может быть, всё дело только в художественном стиле? Достаточно будет поменять рисунок, и...

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама