Пекин-Вашингтону: не смешите наши «Дунфэны»!
«Срочная новость» - так была анонсирована на сайте www.defensenews.com статья Дэвида Лартера «ВМС США размещают новую ракету-убийцу кораблей на заднем дворе Китая». И тут же возник умозрительный образ некоего уникального американского «чудо-оружия», которое должно настолько напугать китайских адмиралов и их подчинённых, что они в массовом порядке тут же побегут с военного флота в народное хозяйство, где работа не столь опасная. На самом деле всё обстоит совершенно иначе, чем утверждают заморские СМИ, в очередной раз выдавшие желаемое за действительное.
Второе завоевание Америки
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что открыл Америку отнюдь не Христофор Колумб, как нас уверяли нескольких столетий подряд. Точнее, он её открыл, но только повторно. Первыми это сделали суровые викинги. Как доказали археологи и историки, ещё за полтысячелетия до Колумба в Северной Америке высадилась экспедиция во главе с Лейфом Эрикссоном, сыном знаменитого предводителя викингов Эрика Рыжего.
В наши дни наследники воинственных скандинавов открыли Америку ещё раз, но уже не сам континент, а его обширный оружейный рынок. Дело в том, что новая ракета, которую ВМС США разместили «на задворках» Китая, является не американской, а норвежской. Её разработали специалисты компании Kongsberg Defense & Aerospace, ну а Raytheon стала соучастником программы только потому, что заказчиком этой системы оружия выступили ВМС США.
Поэтому настоящие «имя» и «фамилия» ракеты - не Naval Strike Missile (NSM), как пишут американцы, а Nytt Sjomals Missil. Отчего её военно-прикладное назначение не меняется - это ракета морского базирования, предназначенная для ударов по надводным и береговым целям на дальности около 180-190 км.
И тем не менее... «NSM - единственная существующая на сегодня высокоточная ударная ракета большой дальности пятого поколения», - высокопарно пишут разработчики ракеты на своём сайте. Ну, про пятое поколение - это ещё куда ни шло: во-первых, сейчас модно писать про пятые и шестые поколения, а, во-вторых, кто как хочет, так эти поколения и называет. К примеру, китайские военные относят свой J-20 (аналог F-22 и Су-57) к четвёртому поколению, а все остальные - к пятому. Но то, что при своей менее чем 200-километровой дальности пуска норвежская NSM является «единственной в мире» высокоточной дальнобойной ударной ракетой – это уже недобросовестная реклама в чистом виде.
Не будем особо углубляться в ракетные дебри, а лишь приведём официальные данные о дальности экспортного варианта российской противокорабельной ракеты Х-35УЭ - 260 км. Обе, NSM и Х-35УЭ, - дозвуковые, но, правда, «скандинавка» на 15 м/c летит быстрее (что для таких дальностей и таких целей - крупные корабли - не критично). Обе ракеты универсальны по носителю: корабль, самолёт и береговая пусковая установка (ПУ). Точность поражения у них, судя по всему, тоже схожая.
На самом деле, российская ракета на 200 кг тяжелее, но зато оснащается боевой частью (БЧ) на 20 кг большей массы, что весьма важно при обстреле боевых кораблей, отличающихся повышенной живучестью. Да и летит «россиянка» минимум на 70 км дальше. К тому же, если экспортная продукция наших ракетчиков ограничена по дальности международными договорами, то для своего флота таких ограничений нет. Поэтому вопрос с реальной дальностью пуска Х-35УЭ, которая идёт в войска, оставим открытым.
Правда, норвежцы утверждают, что малый вес БЧ на их ракете - не проблема, поскольку, дескать, в ней используется некое взрывчатое вещество (ВВ) большого разрушительного действия. Но что это за вещество, никто толком объяснить не может.
Действительно, на нескольких показательных стрельбах NSM лихо разделалась с достаточно крупными кораблями-мишенями, однако и российские ракеты Х-35У, пущенные экипажами Су-34, как видно в сюжете, показанном на телеканале «Звезда», тоже в буквальном смысле разделали под орех немаленькие корабли-цели. Это к тому, что боевые части наших ракет не ватой и опилками набиты. Кто хочет проверить - милости просим, но не рекомендуем из гуманных соображений.
С другой стороны: а кто сказал, что на пораженных NSM целях, как часто водится у наших «партнёров», не разместили дополнительный запас топлива или взрывчатки, ну так - для обеспечения большей красочности зрелища? Реклама, как известно, - двигатель торговли, тем более, что ракетное оружие тоже товар.
Забытый урок Пёрл-Харбора
Ещё одна цитата из упомянутой статьи на сайте www.defensenews.com: «Она (ракета NSM, - ред.) может преодолеть более чем 100 морских миль, в пассивном режиме обнаружить врага, используя имеющиеся в её электронном мозгу изображения (целей), и уничтожить цель с такой точностью, что оператор может легко навести её на конкретную точку на корабле - машинное отделение или ходовой мостик, к примеру. И направляется она в любимое место Китая».
Для понимания: «любимое место Китая» - это район Тайваньского пролива и Южно-Китайское море. «Чудо-оружие», о котором говорит автор публикации, - это та самая NSM. Ну а доставить ракеты на «задний двор» Китая должен фрегат «Габриэль Гиффордс» типа «Индепенденс», который в начале сентября с.г. покинул военно-морскую базу Сан-Диего в солнечной Калифорнии и взял курс в район, где он будет «со значительной дистанции создавать угрозу для китайских кораблей».
Американские адмиралы считают, что создать такую угрозу, используя NSM, вполне реально, а поможет им в этом размещённый на борту фрегата беспилотник MQ-8C «Файр Скаут», который можно использовать для выдачи данных целеуказания на эти самые ракеты. Состояния начальной оперативной готовности дрон, являющийся новейшим представителем семейства «Файр Скаут», достиг в июне 2019 года.
Впрочем, прежде чем отправлять к далеким берегам свой фрегат-тримаран (водоизмещением чуть более 3 тыс. тонн), с надеждой, что он своими ракетами (напомним: с дальностью пуска менее 200 км) будет создавать какую-то угрозу кораблям китайского флота, командованию ВМС США стоило бы заглянуть в доклад «Китайская военная мощь», выпущенный в начале этого года Разведуправлением Минобороны США. В нём на странице 70 чёрным по белому написано: надводные корабли ВМС НОАК имеют на вооружении не только противокорабельные ракеты YJ-62 с дальностью пуска 150 морских миль (278 км), но и ракеты YJ-18 с дальностью пуска 290 морских миль (537 км).
В этой связи совершенно непонятно, каким образом с помощью менее дальнобойных ракет Пентагон намерен бороться с расправляющим крылья китайским морским драконом, если даже в дуэли «корабль на корабль» американские фрегаты проигрывают своим визави из Поднебесной. Да и вообще: неужели американские адмиралы по фото и видео с грандиозного военно-морского парада, состоявшегося в районе Циндао 23 апреля с.г. в честь 70-летней годовщины создания ВМС НОАК, не поняли, что ситуация на Тихом океане изменилась? Забыли, к чему привела такая же безмятежность их предшественников накануне Второй мировой войны, когда в Вашингтоне банально проспали другого дракона - японского? Тогда напомним: привела она к Пёрл-Харбору!
Судя по всему, американские полководцы серьёзно заблудились между войнами прошлого и будущего. А ведь китайская военно-морская мощь - это не только корабли, но ещё и морская авиация, а самое главное - мощная группировка противокорабельных баллистических ракет «Дунфэн-21D» (DF-21D), позволившая Китаю создать вокруг себя «зону ограничения доступа» для чужих флотов.
И вот ещё цитата в подтверждение сказанному. «Ракетные войска размещают баллистические ракеты средней дальности в обычном снаряжении, которые позволяют увеличить дальность, на которой они (войска, - ред.) смогут наносить высокоточные удары по наземным целям и боевым кораблям (включая авианосцы), находящимся в зоне, отстоящей от побережья Китая вплоть до первой линии островов - линии, тянущейся от Курильских островов через Тайвань к Борнео, и опоясывающей Жёлтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря. DF-21D имеет дальность пуска более 1.500 км и оснащается маневрирующей боевой частью», - читаем мы на странице 91 «Китайская военная мощь», подготовленного, как уже отмечалось, военной разведкой США.
Но похоже, что до адмиральской библиотеки это издание пока не дошло. А ведь в проработке у китайских военных уже находится аналогичная ракета с дальностью пуска 3-4 тыс. км.
Добавим, что на конечном участке траектории скорость полёта двухтонной боевой части DF-21D достигает, по оценкам экспертов, порядка 10 Махов. Ни одно корабельное средство ПВО/ПРО такую цель сегодня перехватить не в состоянии. В такой ситуации даже «полундра» кричать поздно - надо просто смириться с неизбежным...
Смертельное дуновение «Восточного ветра»
«Восточный ветер», как переводится название признанной убийцы кораблей DF-21D, способен за считанные минуты смести с поверхности Мирового океана все эти то ли фрегаты, то ли литоральные (прибрежные) боевые корабли, вместе с их «чудо-ракетами». Да и крейсерам с авианосцами тоже не поздоровиться.
Те же из плавсредств, которые всё же задержатся на поверхности, получат весьма солидную дозу радиации, поскольку «Дунфэн-21D», судя по всему, может снаряжаться как обычной боевой частью, так и «необычной» - то есть ядерной. В этом случае даже не надо попадать точно в цель - достаточно просто «уронить» боеголовку в границах расчётной зоны поражения. Как говорят по-своему ироничные ракетчики, нам не нужен номер вашего дома - достаточно названия города. В нашем случае достаточно будет и квадрата на морской карте.
Трезвомыслящие американские военные эксперты признают: размещение крупной - порядка 40-50 готовых к немедленному боевому применению пусковых установок - группировки DF-21D на территории континентального Китая позволяет полностью закрыть вопрос с обеспечением защиты страны от вражеских ударов с использованием авианосных и корабельных ударных групп, ну а решение о высадке десанта в этом случае может принять только уж совсем неадекватный противник.
Если же DF-21D будут размещены на островах, которые де-юре или де-факто принадлежат сегодня Китаю, тогда будет создана полноценная стратегическая «зона ограничения доступа», простирающаяся на многие тысячи километров. И это напрочь лишит Америку её главной козырной карты - неожиданных ударов с использованием крылатых ракет морского базирования и палубной авиации. Дальность полёта «Томагавков», которые сегодня являются главной ударной силой ВМС США, составляет порядка 1.700 км (но его ещё надо поставить на рубеж пуска). А дальность полёта имеющегося противокорабельного «Дунфэна» - не менее 1.500 км, но он выдвинут далеко в океан от континентального Китая. И хотя в применении к «Томагавкам» часто указывают дальность в 2.500 км, надо учитывать, что это показатель ядерного «топора» модификации TLAM-N, который с вооружения давно снят и, судя по всему, даже утилизирован.
Так что в ситуации, когда DF-21D размещены непосредственно на побережье или, что ещё лучше, на островах вокруг Китая, ни один надводный корабль - носитель «Томагавков» просто не сможет выйти на рубеж пуска своих крылатых ракет, он будет немедленно сметён «Восточным ветром». Ну а к переоборудованию «Томагавков» в противокорабельный вариант с дальностью поражения 1.700-1.800 км американцы только приступили и реально попугать ими китайцев они смогут лишь через пару лет.
Есть, конечно, в американских ВМС и подлодки, но здесь тоже не всё так однозначно. Впрочем, вопрос подводной войны требует отдельного рассмотрения.
Что же касается палубной авиации, то американским авианосцам в такой ситуации придётся поднимать в воздух свои ударные самолёты как минимум за 2 тыс. км от китайских берегов. Да и то, если у ВМС НОАК пока ещё нет новой модификации «Дунфэна» с дальностью пуска 3-4 тыс. км (а кто его знает, что нет?), поскольку тогда рубеж подъёма авиации надо отодвигать на 3,5-4,5 тыс. км. Но и в первом случае самолётам, а для таких задач ВМС США располагают F-35B/C «Лайтнинг II» и F/A-18E/F «Супер Хорнет», на пути к целям на территории Китая или в его окрестностях придётся не раз пополнять запас топлива, поскольку боевой радиус этих машин без дозаправки составляет 935-1.185 км и 720-760 км соответственно.
Причём «Лайтнингам» и «Супер Хорнетам» надо будет, «на всякий случай», ещё и самим нести подвесные топливные баки (хотя бы один), что потребует уменьшения массы и количества загружаемых авиационных средств поражения. Именно для обеспечения бесперебойной дозаправки палубных ударных самолётов на больших дальностях ВМС США и заказали создание беспилотного бензовоза MQ-25А «Стингрей» (Stingray - название одного из видов морских скатов).
Официальный представитель Командования авиационных систем ВМС США Джейми Косгроув подчеркивал в своё время: «MQ-25А позволит нашим авианосным силам сохранить за собой доминирующую роль по проецированию силы». В рамках программы, стоимость которой может достичь 13 млрд долл., ВМС США намерены купить аж 72 таких беспилотника. Но даже они вряд ли спасут американских флотоводцев и их «беспокойное хозяйство» от нейтронного излучения, навеянного «Восточным ветром».
Стоит отметить и такой момент. Организация подобного рода масштабной операции - с привлечением столь значительного количества сил и средств флота - неизменно приведёт к тому, что будет потеряно главное преимущество, а именно - внезапность удара. У китайских военных появится возможность заранее выявить факт подготовки к нападению и предпринять соответствующие меры. Включая превентивные удары по объектам военной инфраструктуры США и их союзников (а, возможно, и не только военной). Кстати, отработкой задачи поражения типовых объектов военной инфраструктуры США, расположенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе, китайские сухопутные силы, авиация и флот занимаются уже не один год.
Принимая во внимание все изложенные факторы, совершенно непонятно, в чём же смысл размещения «на заднем дворе» Поднебесной кораблей столь небольшого водоизмещения, да ещё вооруженных противокорабельными ракетами явно недостаточной для выполнения задачи дальности - менее 200 км. А самое главное - зачем устраивать по этому поводу шумные PR-акции и трубить чуть ли не на весь Тихий океан? Или это тот случай, когда от великого до смешного - один шаг, то есть, изъясняясь в морских терминах, - один кабельтов?
Впрочем, главное, чтобы показную американскую угрозу с моря с юмором восприняли боевые расчёты «Дунфэнов». А нажмут сгоряча на красные кнопки, и от армады ВМС США на Тихом океане даже рынды на память не останется.