ВДВ - уникальный аргумент силы России
Начнём с неприятного. На учениях «Центр-2019» в ходе выброски воздушного десанта разбились две БМД. И тут же по Интернету пошла волна ехидно-злорадных комментариев:
artemvektor1: Ну вот. А как ржали (и я) над американцами, когда хаммеры сыпались.
Russian butcher 4: А ещё пару лет назад мы смеялись над десантом НАТО на учениях как их техника разбивалась не раскрыв парашют «Мы как прыгнем! Мало не покажется!». Прыгнули! Мало не показалось. Весь агрессивный блок НАТО в панике!
Иван Васильевич: Вот так у нас как всегда! Не дай бог война. Не там приземлились. Не туда полетело. По своим от..или. Конец Войны.
(Орфография и стилистика интернет-комментаторов.)
А что, собственно, случилось?
Две боевые машины десанта - из двухсот сброшенных с парашютами - разбились? Нехорошо, конечно. Лучше бы все целыми долетели. Но это же не голливудский боевик с обязательным хэппи-эндом, а реальная жизнь! В которой всякое может случиться. Однако это всего процент от общего количества десантированной техники. Такой показатель можно считать не только удовлетворительным, но даже отличным. Глупо рассчитывать на абсолютно идеальный результат при столь массовой выброске техники.
Другое дело, когда такие потери становятся настолько высокими, что практически лишают боеспособности уже высадившихся в тылу противника парашютистов.
Справка: учения в Хоэнфельсе
На знаменитом видео с американских десантных учений, проводившихся в апреле 2016 года на территории полигона американской базы в Хоэнфельсе (Hohenfels) в Германии, при парашютном десантировании броневиков Humvee (HMMWV) разбилась едва ли не каждая третья машина. Вот это действительно был полный провал.
Скажу больше. Даже если при такой высадке разбились бы две из каждых двадцати машин, и такой результат можно было бы считать вполне приемлемым. Потому что его влияние на боевые возможности подразделения, у которого осталось в строю 18 БМД, было бы минимальным. Конечно, это ни в коем случае не повод в мирное время небрежно относиться к подготовке боевых машин к десантированию, но уместно смотреть на это, прежде всего, с точки зрения сохранения боевой эффективности. А она, даже при таких потерях, практически не пострадает.
Тем более что в реальных боевых условиях потери при десантировании наверняка будут неизмеримо больше. Потому что противник всеми возможными средствами постарается помешать его высадке. И дай Бог, чтобы в такой ситуации все транспортные самолёты добрались до мест десантирования, а вся техника и личный состав благополучно достигли земли.
Но поскольку этот вариант заведомо нереальный, в планирование таких боевых операций всегда закладывается определённый уровень неизбежных потерь, в том числе и на этапе десантирования. Война вообще жестокая штука. А для десантных войск, действующих в условиях запредельного риска на чужой территории, уровень вероятных потерь закономерно закладывается как максимальный.
Любой ценой, не считаясь с потерями...
Именно поэтому для службы в ВДВ всегда отбирали самых мужественных, сильных, решительных, дерзких, сообразительных и морально высоко мотивированных солдат и офицеров. Девизом которых являются знаменитые слова «Никто, кроме нас!». Впрочем, у «крылатой пехоты» России есть ещё один незыблемый принцип «Сам погибай, а товарища выручай!». Именно он отражает ту степень осознанного риска, которая абсолютно немыслима в гражданской жизни и неведома застрявшему в ней обывателю, но является повседневным руководством к действию для каждого воина ВДВ.
Десантники - не наивные дураки. И они прекрасно знают, к чему их готовят. Шансов успешно выполнить боевое задание за линией фронта, в глубоком тылу противника, а затем благополучно вернуться домой у них нет почти никаких. Или это из области чуда. Поэтому десант действует, исходя только из своей боевой задачи. В полном осознании жертвенности своего подвига, без которого общий успех армии и даже победа в войне будут невозможны.
Такой уровень готовности нашего воина к выполнению боевой задачи самой высокой ценой ни за какие деньги не купишь.
И хотя армия России, и особенно ВДВ, сейчас строится в основном на контрактной, профессиональной основе, это вовсе не значит, что дух этих войск стал другим. В целом это всё тот же дух русского воинства, лучших в мире солдат, готовых на всё за други своя и ради Отечества.
Вот почему злорадствовать по поводу абсолютно ничтожных потерь техники на этих десантных учениях могут лишь круглые неучи и нравственные инвалиды.
Соотношение реального потенциала ВДВ РФ и НАТО
Один мой собеседник в Facebook не увидел особого повода для энтузиазма по поводу масштаба десантной операции на учениях «Центр-2019». И написал следующее: «Час назад посмотрел фильм «Мост слишком далеко» о воздушно-десантной операции во Второй мировой войне, осуществлённой союзниками в 1944 году. В ней участвовало 35 тыс. десантников».
Разумеется, абсолютно некорректно сравнивать формат учебной высадки парашютистов в ходе обычных, пусть даже крупных, военных манёвров мирного времени с масштабами десантных операций самой большой и тяжёлой войны в мировой истории. Когда противники, что называется, выкладывались по полной. Не щадя живота своего в церковнославянском понимании - для достижения победы.
Это сравнение наилучшим образом характеризует реальные возможности авиадесантных войск Запада, так сказать, в исторической ретроспективе.
Справка: сюжет фильма «Мост слишком далеко»
«В сентябре 1944 года, после успешного вторжения в Нормандию, союзники готовят тайную операцию «Маркет гарден». Однако сочетание неудачного выбора боевой тактики, игнорирование командованием союзников данных разведки, просчётов в военной администрации и техническом обеспечении, невезения и неблагоприятной погоды приводит 1-ю воздушно-десантную дивизию Великобритании под командованием генерала Уркварта, захватившую "один мост, находившийся слишком далеко [от основных сил союзников]", к катастрофе. В результате операции 4/5 личного состава дивизии уничтожено и взято в плен. Спешащие ей на помощь польские парашютисты генерала Сосабовского большей частью гибнут уже в воздухе - гитлеровцам стало известно расположение зон высадки. Тем временем ХХХ корпус генерал-лейтенанта Хоррокса успевает закрепить успех 101-й и 82-й воздушно-десантных дивизий армии США, но добраться до моста в Арнеме вовремя ему уже не удаётся.
Стратегической цели - захвата всех мостов на пути в Германию - союзники достичь не сумели».
По данным wikipedia.org
С тех уже далёких и легендарных времён боевые возможности натовских ныне воздушно-десантных войск неуклонно и необратимо сокращались.
И дело тут не столько в свободно падающих с неба злосчастных внедорожниках, а в том, что эти некогда элитные войска Запада выродились в своего рода лёгкую колониальную пехоту для гонок по барханам за туземными племенами в самых отсталых странах третьего мира.
Не случайно главным и практически единственным видом боевой техники, пригодным для парашютного десантирования в ВДВ США, стала именно оптимальная для таких «сафари» в пустыне «боевая колесница» под названием «Хамви». Американцы так увлеклись этими туземными войнами, что практически перестали заниматься развитием своих аэромобильных сил ввиду возможности применения таковых в войне с равноценным противником.
Российские ВДВ пошли другим путём. Фактически это сегодня полноценная тяжеловооружённая пехота, обладающая к тому же способностью к нанесению молниеносных ударов практически в любой точке Земного шара.
Именно под такой полноценный формат ведения боевых действий в глубоком тылу противника в России разработана целая гамма боевых машин, адаптированных для доставки в районы боевых действий парашютным способом.
И знаменитые БМД в этом воздушном бронесемействе - только самые известные представители. Фактически ВДВ РФ сегодня располагают полным набором авиадесантируемой боевой техники для нанесения поражения самому технически оснащённому противнику.
Но и это ещё не всё...
Несколько лет назад для повышения боевой устойчивости подразделений ВДВ было принято решение о включении в штат воздушно-десантных дивизий отдельных танковых батальонов, вооружённых обычными «сухопутными» танками новейшей модификации. Как сообщает пресса, по одному танковому батальону сформировано в Псковской и Новороссийской десантно-штурмовых дивизиях, а также в десантно-штурмовой бригаде ВДВ в Камышине. Все батальоны имеют на вооружении модернизированные танки Т-72Б3.
Это вполне логичное и назревшее решение. С учётом того, что в современной войне, согласно выводам как российских, так и западных военных специалистов, лёгкая пехота обладает недостаточным запасом боевой устойчивости в случае столкновения с полноценными бронетанковыми силами противника.
Включение в штат дивизий ВДВ РФ полноценных танковых подразделений как раз и призвано полностью закрыть тему их боевой устойчивости при действиях во вражеском тылу.
Что же касается способа доставки такой техники к месту назначения, то не стоит забывать, что одной из важнейших задач передовых штурмовых отрядов десанта является именно захват аэродромов и любых других ВПП, пригодных для приёма военно-транспортных самолётов, которые и доставят туда тяжёлую бронетехнику.
Кстати говоря, для нужд российских ВДВ сегодня возобновлено серийное производство модернизированного транспортного самолёта Ил-76 МД.
А также полным ходом идёт разработка нового сверхтяжёлого транспортника на основе конструкции Ан-124 «Руслан». Который даже в его нынешней конфигурации способен осуществлять трансконтинентальные переброски любой бронетехники, ракетных комплексов и боевых вертолётов.
Российские воздушно-десантные войска продолжают развиваться в качестве супермобильных экспедиционных сил, способных к немедленному развёртыванию практически в любой точке планеты и к ведению там полномасштабных боевых действий против самого тяжеловооружённого противника.
С учётом того, что боевой состав ВДВ РФ за последние годы был существенно расширен как организационно, так и количественно, можно с полным на то основанием утверждать, что Российская Федерация на сегодняшний день является единственным в мире обладателем такого уникального по своим оперативно-стратегическим возможностям и радиусу действия боевым инструментом. Вот как на самом деле обстоят дела, если дать себе труд хоть немного изучить данную тему и пораскинуть мозгами. Если, конечно, они есть.