Александр Казанцев - человек, который придумал привычные теперь слова «инопланетянин» и «вертолёт», классик советской фантастики и талантливый инженер.

Боевая фантастика из 1941-го: сухопутная торпеда писателя Казанцева

Дистанционно управляемые боевые машины-камикадзе подрывали немецкие танки в Крыму и уничтожали вражеские доты на Волховском фронте
25 октября 2020, 08:35
Реклама
Боевая фантастика из 1941-го: сухопутная торпеда писателя Казанцева
© akazantsev.ru
Александр Казанцев - человек, который придумал привычные теперь слова «инопланетянин» и «вертолёт», классик советской фантастики и талантливый инженер.
Читайте нас на: 

Александр Казанцев - человек, который придумал привычные теперь всем нам слова «инопланетянин» и «вертолёт». Но мало кто знает, что классик советской фантастики, автор «Пылающего острова» и «Дара Каиссы», был талантливым инженером.

В начале осени первого, самого трудного года Великой Отечественной войны, когда немецкие танки шли на Москву прямым ходом, и казалось, что спасти столицу СССР может только чудо, он предложил невероятную по тем временам техническую идею, под исполнение которой сразу же создали специальный завод.

Для уличных боёв в Москве

Даже сегодня идея применения для военных целей боевых роботов во всём мире считается новой и перспективной. А в 1941-м предложение военного инженера 3 ранга Александра Казанцева наладить выпуск для фронта дистанционно управляемых торпед-танкеток могли посчитать совсем уж ненаучной фантастикой. Но к замыслу прилагались расчёты, чертежи и заключение руководителя Особого конструкторского бюро Всесоюзного электротехнического института профессора Андроника Иосифьяна. Выдающийся советский учёный-электромеханик свидетельствовал: такое оружие способно подрывать вражеские танки, доты и дзоты, а также успешно применяться в уличных боях.

Возможно, именно последний аргумент и сыграл решающее значение. В начале осени 1941-го Москву самым серьёзным образом готовили к отражению вражеского штурма. После катастрофических потерь в первые месяцы войны артиллерии и противотанковых средств перспективу уничтожения бронетехники немцев на Самотёке и в Сокольниках сухопутными торпедами в Государственном комитете обороны СССР признали насущно необходимым делом. Поэтому решение в Кремле приняли чрезвычайно быстро: 24 сентября 1941 года в столице на базе мелкого производства электроверетён был создан Государственный союзный завод №627. Его директором назначили Андроника Иосифьяна, а главным инженером - 35-летнего Александра Казанцева. 

Внук миллионщика, советский инженер

Александр Петрович Казанцев родился в 1906 году в русском городе Акмолинске, ставшим ныне в суверенном Казахстане столичным городом Нур-Султаном. «Отец мой был купцом, - писал он в мемуарах уже в «вегетарианские» брежневские времена, когда не столь принципиально обязательным стало «рабоче-крестьянское» происхождение. - А дед мой - сибирский миллионер: скотопромышленник и заводчик. У него был кожевенный завод в Петропавловске. В Акмолинске дедову торговлю представлял мой отец. В Гражданскую он воевал за Колчака, затем перешёл на сторону красных».

Александр Казанцев с родителями и братом.
© akazantsev.ru
Александр Казанцев с родителями и братом.

В 1930 году внук миллионщика окончил факультет механики Томского технологического института. Начиналась форсированная индустриализация страны, и подающего большие надежды молодого инженера сразу с институтской скамьи назначили главным механиком Белорецкого металлургического завода в Башкирии. «Именно там, на любимом заводе, была пройдена мной настоящая инженерная школа», - скажет он через много лет. Но в то же время обеспечение выпуска одной и той же продукции для молодого человека казалось делом не слишком интересным.

Его привлекало изобретательство, и автора интересных технических разработок приняли на работу во Всесоюзный электротехнический институт. Вскоре в столице он получил собственную лабораторию. Ряд научных и конструкторских идей Александра Казанцева воплотились в различных видах оружия, в том числе и в БМ-21 - «Катюше».

В 30 лет к его увлечению техникой прибавилась тяга к писательству. В 1936 году написанный им в соавторстве с директором Ленинградского Дома учёных Израилем Шапиро киносценарий для фантастического фильма о том, как с помощью электрических орудий Советскому Союзу удалось разрушить падающий на Землю астероид, получил высшую премию всесоюзного конкурса «Межрабпомфильма». Вскоре вышел первый роман Казанцева - «Пылающий остров». Но главным для себя он считал творчество техническое. В 1939-м Александра Казанцева отправили в Америку: деятельный и грамотный профессионал был назначен главным инженером промышленного отдела советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Вскоре вышел первый роман Казанцева - «Пылающий остров».
© akazantsev.ru
Вскоре вышел первый роман Казанцева - «Пылающий остров».

В ночь на 22 июня 1941 года он писал роман «Арктический мост». «Вмешалась» война, и эту книгу Казанцев допишет только в 1946-м. Александр Петрович вспоминал: «На третий день войны я был направлен в 30-й сапёрный батальон. Его командир, узнав, что я инженер и писатель - он уже успел прочитать "Пылающий остров", - назначил меня своим помощником по технической части. Мне было поручено разыскивать автомашины-полуторки и приводить их в божеский вид, а затем отправлять на фронт».

Пытливый ум изобретателя работал неустанно и при выполнении рутинных дел.

«…И тут мне пришла в голову фантастическая идея, - читаем в мемуарах Казанцева. - В моём воображении маленькая юркая танкетка на гусеничном ходу отделилась от грузовика и помчалась навстречу немецкому танку. Ещё мгновение, взрыв - и от танка не осталось и следа. Танкетка-камикадзе, управляемая сапёрными шнурами! И, как это ни удивительно, эта фантастическая мысль скоро превратилась в реальность».

Александр Казанцев во время войны.
© akazantsev.ru
Александр Казанцев во время войны.

ЭТ-1-627

К созданию дистанционно управляемых машин в СССР пытались подступить с начала 1930-х. Но дальше экспериментальных проектов дело не пошло.

Военинженер 3 ранга Александр Казанцев провёл скрупулёзный анализ. Он знал о разработках управляемых роботов-танков, представлял промышленный потенциал страны и понимал, что творится на фронтах, линии которых, судя по сводкам Совинформбюро, летом 1941-го ежедневно «оптимизировались» и «выравнивались». Красной Армии было срочно нужно простое, дешёвое и эффективное оружие для уничтожения главной ударной силы вермахта - танков.

Инженер Казанцев предложил для борьбы с бронетехникой врага наладить производство телеторпед - самоходных подрывных зарядов с дистанционным управлением. Профессор Андроник Иосифьян посчитал проект дельным и сам загорелся идеей. На созданном по решению Государственного комитета обороны СССР заводе они без проволочек начали делать и тестировать новое оружие.

Профессор Андроник Иосифьян, директор завода № 627, посчитал проект дельным и сам загорелся идеей.
© wikipedia.org
Профессор Андроник Иосифьян, директор завода № 627, посчитал проект дельным и сам загорелся идеей.

Самоходный боеприпас назвали ЭТ-1-627. Расшифровка наименования: электрическая телеторпеда - первая разработка - предприятие-изготовитель. Конструкция и бортовое оборудование механического «камикадзе» создавались в стиле «аскетический минимализм военного времени».

Основу танкетки составляла не металлическая, а деревянная прямоугольная рама. В её передней части устанавливалась боевая часть: деревянный же ящик для взрывчатого вещества. Соединённая с несложной трансмиссией, силовая установка размещалась в кормовой части. Телеторпеду Казанцев оснастил двумя асинхронными двигателями, каждый из которых был связан с одним из задних ведущих колёс. Управление двигателем и маневрирование осуществлялось при помощи проводного канала связи с операторским пультом. Военнослужащий-оператор мог контролировать скорость вращения колёс, изменяя параметры подаваемого тока.

Для ходовой части конструктор применил агрегаты серийного лёгкого трактора. Направляющие колёса находились в передней части корпуса, ведущие - в корме. На обоих бортах корпуса было по четыре небольших опорных катка, которые закреплялись на качающихся балансирах. Гусеницы этой «тележки» были ленточными - из ткани и резины. К этой ленте копеечной стоимости присоединялись деревянные пластины-траки. Получилось дёшево и сердито: для изделия одноразового применения изыски были излишними.

Казанцев и Иосифьян рассчитали, что возможности простейшего шасси позволяют использовать боевую часть массой в нескольких десятков килограммов взрывчатки. Усиленная танкетка могла перевозить до полтонны тротила, но это было избыточно для поражения целей на поле боя. Поэтому остановились на массе взрывчатого вещества до 100 килограммов.

Рядом с двигателями в кормовой части торпеды были установлены разъёмы для установки трёх проводов. Два из них - для управления движения, третий, силовой, предназначался для подачи тока на подрыв. Электричество подавалось из внешнего источника - серийного танка, оснащённого генератором необходимой мощности. При боевом применении сухопутная торпеда должна была отходить от танка управления на расстояние 400-500 метров.

Макет ЭТ-1-627.
© wikipedia.org
Макет ЭТ-1-627.

Испытания провели на военном полигоне в Кубинке: всё получилось. Телеторпеда чётко принимала подаваемые с пульта управления команды и показала хорошую управляемость. На расстоянии до полукилометра операторы успешно выводили ЭТ-1-627 на стационарные и подвижные цели. Подрыв взрывчатого вещества происходил в штатном порядке.

Завод №627 получил команду начать серийное производство нового оружия. Первый заказ составил 50 телеторпед - для применения в оборонительных действиях на подступах к столице и в возможных уличных боях в Москве.

Боевое применение

Дистанционно управляемые танкетки в Битве за Москву не участвовали. Немцы не прошли по русской земле парадным шагом, их вымотали на дальних подступах, а когда вермахт подступил к окрестностям нашей столицы, выпал снег. Лёгкие танкетки не были рассчитаны для действий в таких погодных условиях. Москву спасло другое чудо - массовый героизм советских солдат.

Но самоходные торпеды Александра Казанцева жгли танки вермахта в Крыму и подрывали немецкие доты на залитых солдатской кровью подступах к Синявинским высотам под Ленинградом. 27 февраля 1942 года три танкетки были успешно использованы для подрыва полевых укреплений фашистов в Севастополе. В боях на Керченском полуострове советские телеторпеды уничтожили девять танков врага. Это был неплохой «размен»: сотня килограммов тротила, два маломощных электродвигателя и 500 метров проводов на один германский танк.

За боевым применением своей разработки в Крыму наблюдал сам конструктор. Вот как вспоминал об этом Александр Петрович Казанцев: «Сухопутная торпеда, похожая на крохотную танкетку, выпрыгнула из капонира и устремилась к первому танку, круто взбираясь на холм. Из танка заметили её, но, вероятно, не поняли, что это такое. На всякий случай дали по ней очередь из пулемёта. Должно быть, пули накоротко замкнули проводку одного из электромоторов. Другой продолжал работать, и танкетка побежала по дуге, обходя танк. Тогда вылезла вторая торпеда, управляемая Печниковым. Танк был слишком близко от неё, чтобы увернуться. Фонтан огня и дыма с грохотом метнулся как-то вбок. Когда дым рассеялся, мы увидели, что у танка разворочена броня».

На Синявинских высотах под Ленинградом, где ожесточённые бои шли с августа 1941 по январь 1944-го, ранней осенью 1942 года под пулемётным и артиллерийским огнём противника в безуспешных лобовых атаках полегла чуть ли не полностью советская дивизия.
© warspot.ru
На Синявинских высотах под Ленинградом, где ожесточённые бои шли с августа 1941 по январь 1944-го, ранней осенью 1942 года под пулемётным и артиллерийским огнём противника в безуспешных лобовых атаках полегла чуть ли не полностью советская дивизия.

На Синявинских высотах под Ленинградом, где ожесточённые бои шли с августа 1941 по январь 1944-го, ранней осенью 1942 года под пулемётным и артиллерийским огнём противника в безуспешных лобовых атаках полегла чуть ли не полностью советская дивизия. Оборону на превращённых фактически в крепость возвышенностях вместе с егерями держали 540-й и 561-й штрафные батальоны вермахта. Отступать немецким штрафникам было некуда, в случае бегства их перестреляли бы свои, поэтому стояли фашисты насмерть. Тогда на доты пустили несколько ЭТ-1-627. Все они дошли до назначенных им целей. Подрывы мощных 100-килограммовых зарядов уничтожили обороняющихся в долговременных укреплениях, и следующая атака советской пехоты стала успешной.

Опередив время

Несмотря на отдельные примеры успешных действий сухопутных торпед, массово они всё же не использовались. Сложность их точного наведения на цель в условиях лесистой, сильно пересечённой и болотистой местности, необходимость управления с расстояния не более 400-500 метров при условии хорошей видимости, недостаточный уровень защищённости танкетки - всё это поставило крест на дальнейшем серийном производстве оружия, значительно опередившего своё время. Да и на том уровне развития техники и технологий проще было выпускать противотанковые орудия и Т-34.

По советскому примеру попытались выпускать самоходных роботов-камикадзе и немцы. Танкетки «Голиаф» фашисты массово применили в июле 1943 года на Курской дуге. Но успеха в боях они им не принесли. Малая скорость движения сухопутных торпед затрудняла их наведение на подвижные русские танки. К тому же, конструкция и управляемость у «Голиафов» были не чета тем, что заложил в своё детище Казанцев. Попасть немецкой торпедой в движущийся танк было трудно даже с расстояния 100-150 метров, а малый клиренс - 160 мм - снижал проходимость даже на степной местности.

Танкетки «Голиаф» фашисты массово применили в июле 1943 года на Курской дуге.
© commons.wikimedia.org
Танкетки «Голиаф» фашисты массово применили в июле 1943 года на Курской дуге.

В СССР произвели сотню ЭТ-1-627, и большая их часть «погибла», выполнив свою боевую миссию. Немцы наклепали несколько тысяч «Голиафов», но, оставаясь после неудачных попыток применения храниться на складах, они достались Красной Армии и войскам западных союзников в качестве бесполезных трофеев. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама