Танки лома... боятся
Бронетехника вооружённого формирования Армия обороны НКР стала отличной мишенью для высокотехнологичных азербайджанских БПЛА.
Насколько можно судить из сводок боевых действий, результативность ударных беспилотников, работающих по бронетехнике, была выше, нежели результативность наземных противотанковых средств, которыми в основном пользовались армяне. Приходится признать: при прочих равных условиях защищать танки в современном бою становится всё труднее.
Стрельба из Javelin - хобби для самоубийц
Сейчас ребята из Пентагона буквально «молятся» на FGM-148 Javelin («дротик, метательное копьё» - англ.). Этот комплекс действительно наиболее совершенный из всех, имеющихся в распоряжении американской армии. Кстати, кроме бронетехники он может использоваться для уничтожения защищённых объектов (бункеров, долговременных огневых точек) и низколетящих малоскоростных воздушных целей.
Справка
Комплекс FGM-148 Javelin принят на вооружение в 1996 г. С тех пор в нём обнаружился ряд недостатков (при всех его неоспоримых достоинствах). К примеру, есть проблемы с головкой самонаведения (ГСН) - она хорошо работает только по теплоконтрастным целям. То есть, чем меньше разница температуры цели и окружающей среды, тем больше вероятность сбоя. Да и дальнобойность комплекса весьма невелика - 2,5 км. Причём перед стрельбой ГСН надо предварительно охладить аргоном. Предполагается, что пока оператор этим занимается (требуется около 60 сек.), танк спокойно стоит на месте и ждёт, а не летит к стрелку на всех парах, пытаясь уничтожить его. После выстрела опять-таки оператору будет необходимо что-то очень быстроходное, чтобы эвакуироваться с поля боя, так как расстояние с целью сократится до закритического. Информация к размышлению: прицельная дальность стрельбы Т-90 - порядка 5 км.
Возникли и другие вопросы, связанные, в частности, с процедурой подготовки к выстрелу. Недаром многие эксплуатанты отказываются от прогрессивного, но сложного и капризного Javelin в пользу «старичка» BGM-71 TOW.
Этот проверенный временем ПТРК являет собой образец весьма неплохой системы вооружения, которую десятилетиями использовали и в хвост и в гриву во всех локальных конфликтах на всех континентах. В интернете есть масса видеороликов, подтверждающих эффективность TOW.
Кстати говоря, надо понимать, что в Сеть выкладываются только результативные пуски. И если даже удачных примеров использования TOW насчитывается многие десятки если не сотни, то этот ПТРК можно признать действительно массовым. В его актив обычно записывают удачную конструкцию и приемлемую стоимость.
Справка
С момента появления первых образцов TOW прошло 50 лет. С тех пор многое поменялось. BGM-71 уже не в полной мере отвечает современным требованиям.
Оружие будущего уже появилось
Справедливо было бы сравнить натовские ПТРК с российскими. И здесь преимущество однозначно на нашей стороне. Взять хотя бы перспективный противотанковый комплекс «Гермес» - его показывали на недавнем форуме «Армия-2020».
В 2003-м модификацию «Гермес-А» успешно испытали для вертолёта Ка-52: на внешних подвесках помещалось до 16 контейнеров с управляемыми ракетами. Главные цели - танки и укреплённые пункты противника на расстоянии до 20 километров. Ну а в этом году мы увидели вариант «Гермеса» наземного базирования.
Справка
С виду комплекс напоминает систему залпового огня: подвижная пусковая установка с блоком из 6 цилиндрических контейнеров на колёсном шасси высокой проходимости. Внутри контейнеров - многоцелевые управляемые 130/210-мм ракеты с осколочно-фугасной боевой частью массой около 30 кг. Максимальная скорость - 1.300 м/с.
Калибр ракет, конечно, великоват, если сравнивать с традиционными ПТРК, но и задачи у «Гермеса» другие. Конструкторы предполагают, что он займёт в войсках место между артиллерией и оперативно-тактическими комплексами.
Совершенно феноменальная для ПТРК характеристика - дальность до 100 километров. К прочим ТТХ прилагается и длинный перечень возможных целей: танки, бронетранспортёры, БМП (это само собой), а ещё объекты ПВО, командные пункты и узлы связи, ОТРК...
Что касается целеуказания, то у расчёта «Гермеса» есть несколько вариантов. Объекты на поле боя можно подсвечивать посредством аппаратуры наземного пункта. Также имеется дистанционно-пилотируемый беспилотный летательный аппарат с оптико-электронной системой, который передаёт координаты цели, отмечает её на карте и подсвечивает на расстоянии до пяти километров.
Ещё одно важное преимущество - высокая мобильность и стрельба с неподготовленных позиций. Возможны как одиночные, так и залповые пуски ракет одновременно по шести целям. В общем, перед нами настоящее оружие будущего!
Показателем технического совершенства «Гермеса» и большого модернизационного потенциала служит тот факт, что на его базе создаётся гиперзвуковой ракетный комплекс «Клевок-Д2» для сухопутных войск.
Из недр ОПК сообщают, что новый воздушно-реактивный двигатель разгонит ракету до скорости в 5 Махов и увеличит её дальность. При этом масса БЧ будет увеличена с 28 кг до 57 кг.
«Корнет» уже в строю
В общем, понятно, что «Гермес» в своей противотанковой ипостаси - вещь весьма эффективная. Но и характеристики уже стоящего на вооружении ПТРК «Корнет» тоже впечатляют.
Справка
ПТРК «Корнет» монтируется на треноге и весит около 25 кг. Прицел действует в инфракрасном и оптическом режимах; есть лазерный дальномер и устройство автоматического сопровождения цели. В боекомплекте несколько типов ракет: от снарядов с фугасной боевой частью до термобарических боеприпасов. К примеру, ПТУР 9М133 оснащена тандемной кумулятивной боевой частью. Ракета имеет оригинальную компоновку - маршевый двигатель между лидирующим и основным кумулятивными зарядами.
Это защищает основной заряд от осколков лидирующего и увеличивает фокусное расстояние, а как следствие, и бронепробиваемость. Вероятность поражения таких танков как М1А2 «Абрамс», «Леклерк», «Челленджер-2», «Леопард-2А5», «Меркава Мк.3В» по углу обстрела ±90° составляет в среднем 0,7 - 0,8. Ко всему прочему 9М133 пробивает бетонные монолиты толщиной до трёх с половиной метров. И всё это на дистанциях до 5,5 км днём, и до 3,5 км ночью.
В общем, получается, что возможностей «Корнета» хватает для эффективной противотанковой борьбы. А вот превосходные возможности «Гермеса» оказываются даже несколько излишними.
«Этот комплекс отличается тем, что способен поражать на оперативной глубине не единичные танки, а целые подразделения на маршах или в районах сосредоточения», - говорит про «Гермес» член экспертного совета при коллегии ВПК России Виктор Мураховский. - Ракету с такой дальностью полёта, головкой самонаведения, бесплатформенной инерциальной системой и, соответственно, с высокой ценой использовать как сверхдальнобойный ПТУР нерационально по критерию «стоимость-эффективность».
В этой связи специалисты делают вывод, что суперсовременные «гермесы» не заменят (да и не должны заменить) другие средства противотанковой борьбы. Дело ведь не только в техническом совершенстве. Парадокс в том, что эффективность противотанковой борьбы зависит не только от матчасти, но и от личных, как сейчас говорят, компетенций бойца. И многотонные бронированные машины порой оказываются беззащитными перед инициативным, решительным человеком со связкой ручных гранат, а то и с простым ломом.
Против лома нет приёма…
Особенно выпукло этот тезис был проиллюстрирован в ходе Второй мировой войны. Взять, к примеру, историю красноармейца Ивана Середы, повара 91-го танкового полка 46-й танковой дивизии 21-го механизированного корпуса. В августе 1941 года он кашеварил, когда в расположение части ворвался одиночный немецкий танк. Сначала Середа спрятался за полевую кухню, а когда экипаж остановил танк, чтобы осмотреться, боец схватил топор, залез на машину и сильным ударом погнул ствол башенного пулемета, а потом закрыл смотровые щели куском подвернувшегося под руку брезента.
Иван Середа вынудил танкистов сдаться. И тогда, и сейчас эта история воспринимается курьёзом. И, строго говоря, действительно является таковым. Хотя бы потому, что успех красноармейца стал следствием случайного стечения обстоятельств, среди которых элементарные ошибки растерявшегося танкового экипажа.
Вместе с тем, приходится признать, что фортуна часто благоволит храбрым. Смелые, как известно, города берут. Так что неожиданные, оригинальные способы борьбы с бронетанковой техникой регулярно использовались на практике и даже рекомендовались командованием.
Справка
В 1941 г. штаб Северо-Западного фронта издал инструкцию по борьбе с танками. Бойцам, в частности, предлагалось в случае израсходования боезапаса «заготавливать грязь-глину» и ей залеплять смотровые приборы вражеских бронекатов.
Кстати говоря, красноармеец Середа действовал строго в духе этой инструкции. Т.е. рекомендации не пустые, проверенные, как говорится, на практике. Просто в полной мере воспользоваться ими могут не все.
То же касается и другого в полной мере народного противотанкового средства - железного лома. Боец должен был затолкнуть его между катков, повредив таким образом ходовую часть танка. А потом забросать гранатами, можно и противопехотными. Вспомним самый известный образ, растиражированный во множестве фильмов - боец со связкой ручных противопехотных гранат образца 1914/1930 гг.
«Народный» огнемёт
Пожалуй, самым известным и доступным противотанковым средством стал «коктейль Молотова». Вот уж действительно простейшая конструкция: стеклянная бутылка с зажигательной смесью из распространённых компонентов, пакля и зажигалка. Два-три метких попадания в моторное отделение, вспыхнувший пожар и машина почти гарантировано остановлена.
«В целях активизации борьбы с танками противника немедленно создать в полках и батальонах роты и команды по истреблению танков противника. В эти команды выделить наиболее смелых, храбрых и инициативных людей. Команды вооружить противотанковыми гранатами, бутылками с горючей жидкостью, пакетами с взрывчатыми веществами и, при наличии огневых точек - огнемётами лёгких танков».
Приказ Ставки Верховного командования от 6 июля 1941 г.
Один из вариантов запала к бутылке с зажигательной смесью представлял собой холостой винтовочный патрон и подпружиненный ударник с чекой, которая удерживалась верёвкой. Ударник накалывал капсюль патрона как раз в момент раскалывания бутылочного стекла. Но вершиной технологии стала жидкость КС - раствор желтоватого цвета, в состав которого входили белый фосфор и сера. Жидкость имела низкую температуру плавления и температуру горения до тысячи градусов. Выделяющийся при горении обильный белый дым давал ещё и ослепляющий эффект. Чтобы жидкость КС не воспламенилась в бутылке раньше времени, её отсекали от воздуха слоем керосина под пробку, а на стекло с наружной стороны клеили инструкцию.
Кстати, иногда в спешке с бутылки не успевали снять торговую этикетку, и тогда рядом с инструкцией к коктейлю Молотова красовалась надпись «Водка» или «Портвейн».
Работа «поджигателей танков» на поле боя, как и всякое по-настоящему рискованное дело, имела массу технических и организационных деталей, от которых зависела их жизнь и способность выполнить поставленную задачу. Но в целом, «коктейль Молотова» был и остаётся мало-мальски приемлемой альтернативой штатным противотанковым средствам (особенно если обычного вооружения по тем или иным причинам не хватает).
Бронетехника XXI века - риски возросли
Современные танки при всём своём техническом совершенстве всё ещё нуждаются в защите от самых примитивных средств противотанковой борьбы. Недаром производители танков обеспечивают эксплуатантов специальными наборами для городских боёв, обтягивают машины сетками, устанавливают мортирки для отстрела противопехотных гранат и, что характерно, усиливают крепления навесных приборов и оружия - как раз против продолжателей дела красноармейца Середы с топорами и ломами в крепких руках.
Скажу больше. Современные танки в некотором смысле более уязвимы, нежели бронетехника Второй мировой, поскольку возросли число и характер угроз. Только что закончившаяся война в Нагорном Карабахе это с успехом продемонстрировала.
Недавно стало известно о планах по модернизации танков Т-72Б3М и Т-80БВМ, в ходе которой на машины планируется установить комплекс активной защиты «Арена-М», дополнительные блоки динамической защиты в жёстком корпусе по бортам и заменить динамическую защиту «Контакт-5» на «Реликт», стоящую на танках Т-90М.
Кроме того, повысить живучесть машин на поле боя планируется за счёт установки систем электромагнитной защиты и автономной автоматической системы противопожарной защиты многократного действия.
Это решение, разумеется, было принято до начала боевых действий в Закавказье. Но не приходится сомневаться, что российский ОПК сделает соответствующие выводы по итогам этой войны.
В очередной раз специалисты убедились, что напичканный технологиями танк отнюдь не всегда остаётся королём на поле боя. А программа по повышению его живучести должна учитывать не только многообразие имеющих различную физическую природу поражающих факторов, но и перспективы развития технических характеристик, номенклатуры и тактики применения противотанковых средств в сетецентричной реальности XXI века.