Составные части победной флотилии
Необычная операция по десантированию
Завидную изобретательность проявили моряки российской Каспийской флотилии в ходе недавних стратегических учений «Кавказ-2020». Пожалуй, впервые в истории морских десантных операций десантирование боевой техники проводилось с борта плавучего крана-погрузчика.
Десять бронетранспортёров морской пехоты БТР-82А был размещены на палубе транспорта вооружения ВТР-79 проекта «Дубняк» и ещё пять на ВТР-179. С палубы плавсредств БТР по одному с помощью крана опускали на поверхность моря, где они выстраивались в боевую линию и двигались в сторону берега.
Относительная безопасность этой уникальной для современного флота операции обеспечивалась тем, что спуск бронетехники на воду происходил на закрытом от прицельного огня противника борту корабля. К тому же передовые позиции неприятеля на берегу к этому времени уже были подавлены первой волной десанта и боевыми вертолётами.
Таким образом, в определённых условиях такая технология десантирования, несмотря на видимую неуклюжесть и даже архаичность, оказалась вполне эффективным способом обеспечить быстрое и мощное усиление десантных сил дополнительной бронёй при высадке на необорудованный берег. Что в боевых условиях могло бы стать решающим фактором успеха всей операции.
На войне как на войне
Конечно, идеализировать описанную ситуацию не стоит, равно как и считать её модельной для дальнейшего развития десантных возможностей российского флота.
Такая изобретательность была проявлена морпехами не от хорошей жизни. Это неизбежное следствие фактического уничтожения бывшего советского флота после развала СССР.
Однако с учётом того, что война имеет свойство всегда наступать внезапно и начинаться в самом неожиданном месте, наличие у наших военных незаурядной боевой смекалки можно только приветствовать. Только диванным «стратегам» кажется, что на войне всё должно быть по учебнику и идти как по маслу, или вообще не должно быть. На самом деле, на войне всегда есть боевая задача и далеко не всегда имеется достаточно средств для её выполнения. А поскольку задачу всё равно следует выполнять, то здесь без смекалки, порой, просто труба.
С учётом исключительно большой значимости фактора творческой импровизации для успеха в бою, я бы даже подумал о введении во всех военно-учебных заведениях специального курса с последующим экзаменом на умение победоносно и с минимальными потерями выходить из самых нестандартных и неблагоприятных боевых ситуаций. И продвигал бы офицеров, наиболее отличившихся в данной дисциплине, на командные должности в первую очередь.
Но полагаться на одну только солдатскую находчивость тоже не совсем правильно. Именно поэтому транспортно-десантные возможности российского флота, безусловно, нуждаются в дальнейшем развитии. Усилия в этом направлении предпринимаются уже полтора года и определённый позитивный результат, как говорится, налицо.
Кстати
В боевой состав флота включены большие десантные корабли нового проекта 11711 «Иван Грен». На керченской судоверфи «Залив» совсем недавно началось строительство двух универсальных десантных кораблей проекта 23900 «Иван Рогов».
Всё это, конечно, отрадные и значимые факты для укрепления ВМФ России. Однако нельзя забывать, что специализированные десантные корабли большого и сверхбольшого тоннажа - удовольствие не из дешёвых. К тому же строятся они достаточно долго, отечественные судостроительные мощности и без того перегружены, так что много их не наваяешь.
Не путайте государственное с частным
В Советском Союзе решение этой проблемы было найдено на основе единого для всей страны плана экономического развития и военного строительства. Проще говоря, любое строящееся на советских верфях гражданское судно в обязательном порядке проектировалось как изделие двойного военно-гражданского назначения. Соответственно, в случае военной необходимости такие суда в кратчайшие сроки практически без переделки передавались в состав ВМФ и использовались либо как военные транспорты, либо даже как десантные корабли.
Вспоминает один из бывших моряков Советского гражданского торгового флота Олег Нечаянный: «Когда-то я работал на подобных судах. У них уже с постройки были площадки для лёгкой артиллерии, пусковых установок зенитных ракет, артпогреба и штатные крепления для коек десанта. Как правило, они изначально оборудованы избыточно мощной силовой установкой. К примеру, суда серии РО-60 типа "Капитан Смирнов" могли развивать максимальных ход до 30 узлов - совсем не гражданскую скорость».
Кстати говоря, упомянутые коллегой советские газотурбоходы проекта 1609 «Атлантика» оказались настолько удачными, что один из них до сих пор служит в качестве скоростного военного транспорта в … командовании морских перевозок ВМС США.
Автор этих строк сам много лет жил в Одессе и даже служил там, в советское время, в штабе Одесского военного округа. И поэтому я хорошо знаю, что морская паромная линия, соединявшая город Ильичёвск с болгарским портом Варна, строилась, прежде всего, для военно-стратегических целей с задачей оперативной переброски войск в Болгарию в случае начала войны в Европе.
Огромные паромы, обслуживавшие эту линию, были изначально рассчитаны на перевозку военных грузов. А вся береговая инфраструктура, в том числе огромные склады боеприпасов, находившиеся прямо на территории Ильичёвского порта, была предназначена для их скорейшей загрузки.
Такая необходимость могла возникнуть потому, что сухопутные коммуникации с социалистической Болгарией, граничившей с натовской Турцией, проходили по территории Румынии, которая вполне могла отказаться в кризисной ситуации пропустить советские войска.
Уже только один этот факт показывает, какая большая работа проводилась в стране для того, чтобы даже самая неприятная неожиданность не застала нас врасплох. И этой работе Советское государство уделяло огромное внимание!
Остаётся только надеяться, что в условиях современной России существует то чёткое разделение государственных интересов и частнособственнических, причём не на словах и не на бумаге, а на деле, которое и позволит обеспечить высокий уровень координации действий между усилиями государственных и военных органов по укреплению обороны страны и бизнес-планами гражданских структур. И что это не пресловутые «лебедь, рак и щука», которые тянут государственный воз в разные стороны.
Если, не дай бог, грянет большая война, будет уже некогда разбираться в том, «где свои бараны, а где государственные». И будет не очень хорошо, если каждому из этих, условно говоря, «баранов» не будет заблаговременно отведён, в строгом соответствии с общегосударственным мобилизационным планом свой особый «загон».
Поэтому я, конечно же, уповаю на то, что в современной России, в этом смысле, «всё учтено могучим ураганом».
И если на российских верфях строится сегодня судно для гражданских нужд, то его проект в обязательном порядке проходит предварительное согласование в Генеральном штабе и в него вносятся все необходимые коррективы на случай войны.
Мобилизация гражданского флота в случае войны
И чтобы не разрабатывать и не заказывать прямо под падающими на голову бомбами и ракетами новые корабли, построить которые в военное время вообще вряд ли получится, необходимо в считанные дни, по заранее составленным боевым расписаниям, поставить в строй и распределить по флотам и боевым задачам уже готовые «к бою и походу» бывшие гражданские суда. Во всяком случае, так это должно делаться в бодрой, подтянутой, находящейся в хорошей «спортивной» и умственной форме стране.
Уверен, что нынешняя Россия эпохи Владимира Путина, в части её государственной организации, куда ближе к стандартам СССР, нежели к ельцинским «лихим девяностым» сплошного развала и хаоса.
Справка
Новейшие паромные суда проекта CNF11CPD/00300, предназначенные для обслуживания грузопассажирской морской линии порт Ванино (Хабаровский край) - Холмск (остров Сахалин), строятся прямо сейчас не только с учётом потребностей мирного времени. В случае необходимости, они смогут погрузить в свои огромные трюмы большое количество боевой техники, вместе с десантом морской пехоты и перебросить их в любую точку земного шара.
От этих плавсредств также требуется не просто доставить груз к комфортабельному причалу современного порта, но и, буде такое потребуется, спустить десант прямо на воду вместе со всей бронетехникой. Как это и делают полноценные десантные корабли.
В принципе, у этих новейших морских паромов конструктивная основа для подобных операций уже есть - и просторные грузовые палубы, и кормовая аппарель, необходимая для выхода плавающих машин прямо в море. Так что дело, в сущности, за малым. А точнее за тем, чтобы всё вышесказанное было не просто благими авторскими пожеланиями, но и конкретными пунктами в планах стратегического развёртывания Вооружённых сил России в условиях военного времени.
И тот факт, что моряки Каспийской флотилии осуществили столь необычный десант, указывает, помимо всего прочего, на важнейшее обстоятельство - в случае войны все средства будут хороши и всё, что есть под рукой, пойдёт в ход независимо даже от меры своей пригодности. Сгодятся даже самые экзотические и почти немыслимые в мирное время варианты.
Тем более это касается специализированного гражданского флота, который может без особых переделок максимально быстро занять своё место в боевом строю. Думаю, что так оно и будет. И что вся необходимая работа в этом направлении в России ведётся уже сегодня. Иначе чего стоит весь наш исторический опыт и особенно трагедия 1941 года? Нельзя допустить, чтобы с таким опытом нас опять застали врасплох.