Т-26 против «Ансальдо»: подробности одного боя
Письмо с фронта
«Ровно шесть лет назад, 29 октября 1936 года, я вышел на рассвете из штаба 5-го интернационального полка, отдал боевой приказ и сел в танк. Южное солнце быстро заливало теплом оливковые рощи. Танки медленно выползли на дорогу и, набирая скорость, помчались на юг, - писал друзьям о боях в Испании уже с фронта Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Поль Арман. - В 8:05 механик-водитель Мерсон раздавил первое орудие мятежников, и в эту минуту начался первый наступательный бой молодой республики. А в 11:00 произошёл первый в мире бой танков с танками. Итальянцы отправились к праотцам. К исходу дня передо мною стояли Мерсон и командир танка Лысенко. Спецовки их были изодраны в клочья, сквозь лохмотья видны перевязанные раны, кровоподтёки и обнажённое, в ожогах тело».
Поль Арман ошибался, утверждая, будто 29 октября 1936 года, когда сошлись танковые подразделения Красной Армии, действующие в составе республиканских войск Испании, с танками противника, состоялся первый в мире бой танков с танками. На самом деле «историческое событие» имело место ещё 24 апреля 1918 года, когда отделение английских танков (три машины) предприняло контратаку в районе деревни Виллер-Бретонне, и два английских Мк IV, вооружённых пулемётами, сразу же загорелись от артогня германских танков А7VU, каждый из которых имел две 57-мм пушки.
На помощь бросился третий танк - тоже пушечный, и чтобы повысить точность огня, командир английской машины рискнул вести огонь с места. После трёх выстрелов один немецкий танк вышел из строя. Два других отступили. Собственно, так произошёл первый бой танков с танками. А вот советские танкисты один на один с танками противника действительно встретились в Испании.
«Комсомольский» груз
Утром 13 октября 1936 года теплоход «Комсомол», в трюмах которого были 50 лёгких танков Т-26, запасные двигатели к ним, боеприпасы и горюче-смазочные материалы, бросил якорь на рейде Картахены. Советские танки и 30 танкистов-инструкторов поступили в распоряжение руководства республиканской армии. Уже через несколько дней в Арчене, небольшом городе в 90 километрах от порта, инструкторы учили испанские экипажи воевать на Т-26.
Несмотря на определение «лёгкий», Т-26 считался сильной машиной. Участник войны в Испании полковник Александр Шухардин позже так оценивал её возможности: «Т-26 - лучший в то время образец танка. На его вооружении имелись 45-мм пушка и пулемёт. Достаточно надёжной была и броневая защита. Всё это в сочетании с хорошей манёвренностью, проходимостью и высокой скоростью давало Т-26 огромное преимущество над имевшимися в армии мятежников немецкими танками Pz.1 и итальянскими "Ансальдо"».
Однако отметим, что война в Испании выявила и слабые стороны Т-26. Случалось, танк на ходу терял гусеницы, бывало, «сгорали» поршни, а двигатель, как известно, был бензиновым, то есть пожароопасным. Вот на какой машине пришлось воевать советским добровольцам и их испанским товарищам. Впрочем, времени, чтобы как следует изучить материальную часть, не хватило.
Внезапно поступил приказ: срочно выслать в распоряжение командующего Мадридским фронтом роту танков с русскими экипажами, а в башнеры зачислить испанцев - лучших курсантов учебного центра. Так была сформирована и по железной дороге переброшена на фронт ударная подвижная группа капитана Поля Армана. И вот 29 октября, сосредоточенные в оливковой роще севернее Вальдемаро, 15 боевых машин готовились вместе с пехотной бригадой контратаковать наступавшего на столицу противника. Предполагалось, что, скорее всего, придётся столкнуться с итальянскими танками «Ансальдо» или старыми французскими «Рено», которые стояли на вооружении франкистов. Так и произошло.
Встречный бой
Обстановка была неясной, точные сведения о противнике и расположении республиканских сил отсутствовали, Арман по ошибке принял военных на околице деревни Сесенья за республиканцев, поприветствовал их на французском (из-за лязга гусениц те ничего не слышали) и попросил убрать пушку, стоящую на дороге. И в этот момент появляются шесть причудливо одетых марокканцев. Становится ясно: это франкисты, деревня занята противником. Поль крикнул механику-водителю Леониду Мерсону: «Дави пушку!» Затем выстрелом оповестил подчинённых о начале боя - танки республиканцев ворвались на улицы Сесеньи, уничтожая огнём и гусеницами оторопевшую пехоту противника, машины, конницу и артиллерийские орудия.
А первая схватка советских танкистов, воюющих на стороне республиканцев, с танковым подразделением франкистов состоялась на восточной окраине муниципалитета Эскивиас. Ещё в начале марша на Сесенью Арман, не зная местонахождения франкистов, отправил три танка в разведку. Но вот бой в Сесенье уже позади, а экипажи лейтенантов Ивана Лобача, Александра Соловьёва и Андрея Климова на сборный пункт из разведки не прибыли…
И тут появляется дозорный Т-26 лейтенант Семён Павлов.
- Навстречу движутся танки «Ансальдо», - сообщил Павлов.
- Сколько их?
- Машин восемь, может больше. Подсчитать трудно, мешает рельеф местности, - не переводя духа выпалил лейтенант. - Нас противник не видел, я укрыл машину в ложбине.
Силы франкистов неизвестны, поэтому капитан Арман решает не вступать в открытый бой, а устроить засаду. Да и местность подходящая - всхолмленное поле, поросшее кустарником, за которым башню не заметят. Но когда танк лейтенанта Павла Куприянова въезжал в заросли на дальнем конце поля, по нему был открыт огонь из пулемётов. Арман предупреждает по радио: «Внимание, танковая засада!» Выяснилось, франкисты были в курсе, что танковая колонна республиканцев совершает рейд по их тылам, и сами устроили засаду. Но им элементарно не хватило выдержки: открыв огонь по танку Куприянова с безопасной для него дистанции, лишь «расшифровали» место своей засады.
Машины Павла Куприянова и Семёна Осадчего начинают манёвр, стремясь охватить с двух сторон засаду. Маневрирует и противник, его танки появились из-за гребня продолговатого холма: корпус клёпаный, вместо поворотной башни боевая рубка, в которой слева по ходу два спаренных пулемёта, а справа - триплекс водителя. Сомнений не осталось: это итальянские «Ансальдо». Арман стал считать: один, два, три... Насчитал восемь.
Потом немцы весьма иронично отзывались о танках своих союзников: дескать, «Ансальдо» имеет три скорости назад и одну вперёд. Но тогда капитан Арман учитывал другое: «Ансальдо» серьёзно превосходит по скорости Т-26 - 42 км в час против 30. Учитывая, что во время танковой дуэли ошибаться себе дороже, дал команду Леониду Мерсону остановиться и сел к орудию вместо Федора Лысенко. Так у них было договорено на всякий случай, поскольку Арман слыл снайпером танкового огня в Белорусском военном округе.
Арман быстро развернул башню, поймал в перекрестие прицела шедший впереди «Ансальдо», выждал секунду и нажал на педаль спуска. Итальянский танк подпрыгнул и остановился. В это время у советской командирской машины заклинивает орудие. Мятежники заметили неподвижный ствол, и экипажи сразу двух «Ансальдо» стали приближаться к Т-26. Цель их была понятна… И тогда Арман по радио отдал команду открыть огонь по атакующим «Ансальдо». А навстречу - в лобовую атаку - бросился экипаж лейтенанта Семёна Осадчего.
Нервы у итальянских экипажей не выдержали, и они повернули назад. Однако Т-26 Осадчего настиг отставший «Ансальдо» на кромке склона и ударом в корму сбросил его в ущелье. Считается, что так был совершён первый в мире танковый удар. Ну а экипаж второго «Ансальдо» в панике покинул машину и сбежал. Другие же танки франкистов просто ретировались.
Всего лишь за один день танковая группа капитана Армана рассеяла два эскадрона конницы и два батальона пехоты, вывела из строя 12 орудий, несколько десятков транспортных машин с грузами, а также два танка. Но и рота Армана понесла потери: три машины из боя не вернулись, их экипажи погибли.
Сообщение о подвиге танкистов капитана Грейзе, под таким псевдонимом воевал Поль Арман, эхом прокатилось по всей Испании, настроение республиканцев поднялось, моральное состояние в боевых порядках улучшилось. А итальянские «Ансальдо» уже не казались неуязвимыми бронированными чудовищами.
…И несколько слов о боевом пути советских танкистов, отличившихся в первом танковом бою на испанской земле. За мужество и героизм 31 декабря 1936 года Поль Матисович Арман был удостоен звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны - командир танковой бригады, командующий бронетанковыми и механизированными частями общевойсковой армии. Погиб в бою 7 августа 1943 года. Награждён орденами Ленина и Отечественной войны I степени.
Семён Кузьмич Осадчий отважно сражался в Испании. А 3 ноября 1936 года, когда его взвод уничтожил две артиллерийские батареи и шесть пулемётных точек, лейтенант был смертельно ранен. Звание Героя Советского Союза получил посмертно.