«Тропа разведчика»: 500 метров боевого стресса
Перед началом в войсках нового учебного года на полигонах и в учебных центрах всех военных округов проводится интенсивная психологическая подготовка военнослужащих. Физическую форму бойцов и их моральное состояние позволяют выявить тренировки на специальных полосах препятствий, преодолевая которые приходится действовать в условиях, максимально приближенных к реальным боевым.
Новобранцы прыгают… по кочкам
На полосах препятствий сейчас проходят проверку психологической устойчивости к выполнению задач по предназначению молодые военнослужащие, недавно призванные на службу в соединения и воинские части общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО), дислоцированной в Ленинградской области.
На недавно модернизированных специальных маршрутах протяжённостью более 150 метров каждый оборудованы заграждения, имитирующие участки переднего края обороны противника. Новобранцы учатся преодолевать заслоны из колючей проволоки, разрушенные мосты, завалы из горящих деревьев. С учётом местности дислокации войскового объединения молодых солдат даже тренируют наступать, передвигаясь по болотным кочкам, а также на ряде отрезков пути переносить на себе боеприпасы и «раненых» сослуживцев.
Создать дополнительную психологическую нагрузку на личный состав, максимально приблизив обстановку к боевой, позволяет массовое применение средств имитации: холостых патронов, взрывпакетов и дымовых шашек. Во время преодоления каждого препятствия состояние военнослужащих тщательно контролируют войсковые психологи.
Работы у них сейчас много: в тестировании участвуют более 3.000 военнослужащих осеннего призыва. Но применение такой методики позволит сформировать качества, которые необходимы мотострелкам для успешного освоения программы обучения и повышения психологической устойчивости.
В Дагестане специалисты психологической работы Каспийской флотилии (КФл) выполняют мероприятия по психологическому сопровождению военнослужащих подразделений морской пехоты непосредственно в полевых условиях. На полигоне Аданак психологи проводят исследования с использованием современных тестов, бесед, наблюдений, анализа независимых характеристик и документов. На основе полученных результатов разрабатываются «дорожные карты» для индивидуальной работы. Проведя тестирование около 200 морских пехотинцев КФл, психологи передали командирам подразделений рекомендации по регуляции психоэмоционального состояния военнослужащих в ходе боевой подготовки.
Авторские методики для адаптации молодого пополнения к военной службе с учётом её специфики и особенностей каждого рода войск разработаны в 2020 году военными психологами Южного военного округа (ЮВО). Применяемая теперь в частях и соединениях ЮВО специальная психологическая программа объединила опытные наработки тренингов и ряд уникальных приёмов, позволяющих выполнять поэтапное формирование уверенности новобранцев при работе в команде.
В разработке применены элементы техники аутотренинга, тренингов «верёвочного» курса и других современных методик. Адаптивные упражнения направлены на приобретение участниками уверенности в себе при совместной работе, самоконтроля, навыков быстрого принятия групповых решений в нестандартных ситуациях, построение эффективной коммуникации в воинском коллективе.
Свыше 30 препятствий пришлось преодолеть каждому из полутысячи бойцов разведподразделений общевойсковой армии Центрального военного округа (ЦВО) на «психологической» полосе «Тропа разведчика», оборудованной на полигоне Юргинский. Более 500 метров «боевого стресса» включают в себя проход через минно-взрывные заграждения, выполнение нормативов по радиационной, химической и биологической защите, реагирование на вводные задачи по медицинской подготовке и переноске «раненого» в составе боевой группы. За испытанием на стрессоустойчивость наблюдали военные психологи. У каждого военнослужащего производился замер параметров психологического состояния до и после преодоления сложной полосы препятствий. Исследования показали: боеготовность разведчиков - на высочайшем уровне, каждый готов к выполнению боевых задач.
Классика
«Кто отважен и смело идёт прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы, а "сикурс" (помощь), "опасность" и прочие слова служат бабам, кои боятся с печи слезть».
Александр Васильевич Суворов, генералиссимус Российской империи.
«Железная» нервная система
Крепкие нервы и у российских военных лётчиков. В сложных метеорологических условиях, атакуя на разных высотах, экипажи эскадрильи новейших штурмовиков Су-25СМ3 базирующегося в Краснодарском крае авиационного полка Южного военного округа мастерски уничтожили объекты инфраструктуры аэродрома условного противника. Невзирая на «разыгравшуюся» непогоду, штурмовики на предельно малой высоте преодолели многослойную систему «вражеской» противовоздушной обороны. Экипажи выполнили пуски управляемых ракет, стрельбы из авиационных пушек и сбросили корректируемые авиабомбы по позициям «противника», которые были сымитированы на одном из авиационных полигонов на Кубани.
На другом конце огромной страны, на Камчатке, погода была ещё хуже: налетел один из традиционных в этих краях поздней осенью циклонов. Это не помешало лётчикам-истребителям отдельного смешанного авиационного полка Войск и сил на Северо-востоке России отработать перехват самолётов условного противника в ночных условиях. В ходе проверки несения боевого дежурства по противовоздушной обороне экипажи истребителей МиГ-31БМ были подняты в небо по внезапной тревоге. По замыслу тренировки на расстояние пуска ракет для нанесения удара по важным объектам инфраструктуры Камчатки пытались приблизиться воздушные цели. «Супостат» летел, не отвечая на запросы, на высокой скорости, ночью. Для усложнения задачи поиск «нарушителей» экипажи МиГ-31БМ выполняли самостоятельно с минимальным привлечением возможностей наземных средств.
Взлетевшие с аэродрома Елизово лётчики высотных истребителей МиГ-31БМ выполнили поиск и классификацию маневрирующих скоростных целей, а затем произвели по ним электронные пуски ракет класса «воздух-воздух» большой дальности. Прорыв российской системы у «противника» не прошёл: все его летательные аппараты были сбиты. После выполнения основной задачи экипажи самолётов отработали пилотирование в облаках и посадку истребителей в сложных погодных условиях по приборам.
Поистине только «железная» нервная система способна выдержать психологическую нагрузку при выполнении одного из наиболее сложных элементов лётной подготовки - дозаправки топливом в воздухе. Пилоты российской дальней авиации проводят её в плановом порядке. В ноябре экипажи стратегических ракетоносцев Ту-95МС, базирующихся на аэродроме Украинка в Амурской области, отработали сложнейшие полётные задания в ночных условиях.
Дозаправка в воздухе позволяет значительно увеличить боевой радиус действия воздушных «стратегов» и выполнять задачи по предназначению на большом удалении от мест базирования как в светлое, так и тёмное время суток, при любых метеорологических условиях. В ходе четырёхчасовых полётов лётчики дальней авиации отработали дозаправку в воздухе, которая проходила на высоте свыше 6.000 метров на скорости более 550 километров в час. Дистанция между самолётом-заправщиком и стратегическим ракетоносцем при выполнении учебного элемента составляла менее 20 метров. Лётно-инструкторским составом авиационного соединения отмечены слаженные действия всех экипажей при отработке задания тренировки.
Прямая речь
«…сейчас наши ребята находятся в Нагорном Карабахе, когда каждый день, каждый час надо быть абсолютно сосредоточенным и сконцентрированным. Потому что ты выполняешь задачи, которые перед тобой поставило Отечество, которые поставил Верховный Главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации».
Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Из речи на вручении наград победителям и лауреатам Всероссийского фестиваля «Армия России-2020». Москва, 19 ноября 2020 года.
Спокойное мужество «воздушных извозчиков войны»
«Ни одно мероприятие боевой подготовки Вооружённых сил Российской Федерации не обходится без участия военно-транспортной авиации», - констатировал на состоявшемся в ноябре подведении итогов деятельности в завершившемся учебном году командующий ВТА Воздушно-космических сил генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов.
«2020 учебный год был очень насыщенным в плане боевой подготовки, - рассказал командующий военно-транспортной авиации. - ВТА принимала участие в учениях различного рода, в том числе масштабных и международных. Выполнен целый ряд уникальных задач - в Арктическом регионе и на территории Южного военного округа. Проведено около 1.000 лётных смен, более 60 учений различного уровня с практическим десантированием личного состава и боевой техники ВДВ. По итогам 2020 учебного года средний налёт на лётчика военно-транспортной авиации составил более 140 часов».
Генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов сообщил, что план лётной подготовки выполнен на 100 процентов. Сейчас, очевидно, плановые показатели перевыполнены на 120 или на 150 процентов: с 10 ноября 2020 года экипажами военно-транспортной авиации произведено уже около 300 самолёторейсов для переброски войск и техники в район проведения миротворческой операции в зоне нагорно-карабахского конфликта.
Спокойное, привычное мужество «воздушных извозчиков войны» замечается редко. Но именно их работа в небе позволила в кратчайшие сроки доставить в Закавказье 1.960 военнослужащих 15-й отдельной миротворческой мотострелковой бригады Центрального военного округа, 90 бронетранспортёров, 380 единиц автомобильной и специальной техники, большое количество материальных средств.
Только за одни сутки, 20 ноября, 18 самолётов Ил-76 и два Ан-124 «Руслан» военно-транспортной авиации Воздушно-космических сил России доставили в Ереван 33 единицы техники - бронеавтомобили «Тигр», «Рысь», грузовые автомобили повышенной проходимости, ремонтно-эвакуационные машины, имущество материально-технического обеспечения. Российские военнослужащие оперативно произвели разгрузку, и в тот же день очередные колонны ушли в Степанакерт, в расположение развёрнутого миротворческого контингента Вооружённых сил РФ.
Выполнение задач нашими войсками в зоне остановленного конфликта усложняются новыми «вводными». Выявилась необходимость расчистки дорог и ремонта объектов инфраструктуры в населённых пунктах, инженерного дооборудования миротворческих наблюдательных постов. Вылетевший с подмосковного аэродрома Чкаловский самолёт Ил-76 военно-транспортной авиации ВКС России доставил в регион группу военнослужащих российских инженерных войск, а также бульдозер и большегрузный автомобиль повышенной проходимости.
Эта специальная техника и оборудование уже работают в Нагорном Карабахе. Инженерные подразделения миротворческих сил помогают восстанавливать дорожное движение, электро-, водо- и теплоснабжение социальных объектов и жилых домов.
Сейчас в районах проведения миротворческой операции круглосуточный мониторинг обстановки и контроль за соблюдением режима прекращения огня осуществляется подразделениями 15-й отдельной мотострелковой бригады на 23 наблюдательных постах. Кроме выполнения задач по предназначению, российские солдаты оказывают максимальное содействие местным властям - и на азербайджанской, и на армянской сторонах - в восстановлении мирной жизни. Патрулями миротворцев даже обеспечивается безопасная доставка продуктов питания и предметов первой необходимости - их тоже в качестве гуманитарной помощи привезли на бортах самолётов военно-транспортной авиации из России - в удалённые населённые пункты.