Командующий Дальней авиацией Герой России генерал-лейтенант Сергей Кобылаш.

Генерал-лейтенант Сергей Кобылаш: «В Дальнюю авиацию приходят офицеры с желанием служить России»

Что такое авиация дальнего действия, как она отстаивает национальные интересы и насколько на самом деле коротка лётная жизнь, еженедельнику «Звезда» рассказал командующий Дальней авиацией Герой России генерал-лейтенант Сергей Кобылаш
Реклама
Генерал-лейтенант Сергей Кобылаш: «В Дальнюю авиацию приходят офицеры с желанием служить России»
© mil.ru
Командующий Дальней авиацией Герой России генерал-лейтенант Сергей Кобылаш.
Читайте нас на: 

«Развитие боевой авиации - важнейшее направление военной политики государства»

 - Сергей Иванович, Дальней авиации 106 лет. Возраст всё-таки... А что сегодня представляет из себя этот род воздушных сил? Какая техника стоит на вооружении? Какие задачи решаете? 

- Всё началось с эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» - первого в мире соединения тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщиков. Решение о создании 23 декабря 1914 года утвердил император Николай II, а начальником эскадры стал генерал-майор Шидловский М.В. Тогда это было важно, но и сегодня развитие боевой авиации - важнейшее направление военной политики государства, которое уделяет приоритетное внимание подготовке высококлассных специалистов, оснащению Дальней авиации самыми современными образцами техники. При этом надо учитывать, что Дальняя авиация является средством Верховного главного командования, способным гибко реагировать на изменения военно-политической и стратегической обстановки в мире. Что касается «боевого парка», то сильных изменений он не претерпел. Сегодня у нас на вооружении стоят стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, самолёты-заправщики Ил-78 и другие типы авиационной техники.

Бомбардировщик «Илья Муромец».
© cultinfo.ru
Бомбардировщик «Илья Муромец».

- Одной из задач Дальней авиации, что не секрет, является патрулирование воздушного пространства. В чём здесь специфика?

- Специфика патрулирования воздушного пространства состоит в том, что полёты, как правило, выполняются над открытым морем с попутной и встречной дозаправками. Всё это, безусловно, требует от наших экипажей профессионального мастерства и высокой лётной выучки.

При этом все полёты осуществляются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства. 

- Недавно экипажи Ту-160 обновили рекорд по продолжительности беспосадочного полёта. Надо полагать, подготовка была серьёзная?

- При проведении длительных полётов, важно всё: состояние авиационной техники, подготовка экипажа - слаженность, выучка, физическое и психологическое состояние. Подготовка экипажей проводилась не только за штурвалами боевых самолётов, но и в штабах, где уточнялись все обеспечивающие мероприятия. Проходила также отработка нештатных ситуаций на тренажёре.

Полёт двух Ту-160 проходил над нейтральными водами центральной части Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Карского моря, Моря Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Баренцева морей. Ракетоносцы взлетели и сели на аэродроме в городе Энгельс.

При этом экипажи сверхзвуковых стратегических ракетоносцев Ту-160, пробыв в воздухе 25 часов 25 минут и преодолев около 20 тысяч километров, несомненно справились со всеми поставленными задачами в полном объёме. Одной из сложнейших являлась дозаправка в воздухе. С приёмом максимального количества топлива в воздухе экипажи справились на «отлично», совершив три дозаправки в воздухе, приняв от шести самолётов Ил-78 более 130 тонн. Столь продолжительный полёт позволил не только проверить возможности экипажей действовать в различных климатических и иных сложных условиях, но и оценить работу авиационной техники при полёте на большую дальность.

«Одной из главных целей модернизации, несомненно, является оснащение самолётов новейшим вооружением»

- Кажется, что Ту-160 само совершенство, но жизнь не стоит на месте. Какие самолёты придут им на смену в ближайшем будущем?

- Процесс перевооружения строевых стратегических ракетоносцев и дальних бомбардировщиков дальней авиации на современные образцы техники и вооружения происходит в соответствии с планом. Например, при модернизации самолёта Ту-95МС планёр самолёта и некоторые другие агрегаты останутся неизменны, однако часть устаревшего радиоэлектронного оборудования будет заменена новыми приборами. Например, радиолокационную станцию заменит новая, характеристики которой в разы выше. Также в самолётах установят модернизированный бортовой комплекс обороны. Для повышения лётных характеристик самолёты будут оснащены улучшенными авиационными двигателями и получат новые воздушные винты, что повысит экономичность, увеличит дальность полёта и боевой радиус самолёта. Одной из главных целей модернизации, несомненно, является оснащение самолётов новейшим вооружением. Новый прицельно-навигационный комплекс, устанавливаемый на самолёт в ходе модернизации, полностью совместим с перспективными ракетами и выполняет все необходимые операции при их применении.

Стратегический ракетоносец Ту-95МС.
© tupolev.ru
Стратегический ракетоносец Ту-95МС.

В соответствии с принятым решением продолжается разработка и ПАК ДА. Перспективный авиационный комплекс - это абсолютно новая техника, отличающаяся выдающимися лётными и техническими характеристиками, не типичными для нынешней авиационной техники и не имеющих аналогов в мире.

«Дальняя авиация регулярно расширяет горизонты своего присутствия»

- В декабре 2017 года состоялся перелёт наших стратегических ракетоносцев Ту-95МС на аэродром Биак в Индонезии. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом событии?

- Мы давно практикуем подобные полёты. Это позволяет решить широкий круг задач от проверки надёжности работы техники в различных климатических и географических условиях и подготовки экипажей к работе в нестандартной обстановке до расширения военного и экономического сотрудничества и повышения международного престижа России. Практической особенностью полёта в республику Индонезия была подготовка экипажей к выполнению задач в южной части Тихого океана. Также в рамках перелёта экипажи Дальней авиации отработали посадку на новый аэродром в сложных погодных условиях с учётом специфики работы местных радиотехнических средств связи и управления. Надо отметить, что полёт проходил в районах сильной грозовой деятельности. А посадка на аэродром Биак была выполнена в условиях ограниченного использования радиотехнических средств. Но наши экипажи успешно выполнили эту задачу.

- Далеко ли приходится летать? Всё-таки авиация называется дальней...

- Дальняя авиация регулярно расширяет горизонты. За последние три года наши экипажи побывали с дружественными визитами в Южно-Африканской Республике, в Венесуэле, в Индонезии. В 2019 году впервые были выполнены полёты в ЮАР, в которых принимали участие авиационная тактическая группа командования Дальней авиации (два самолёта Ту-160 с обеспечивающими силами и самолётами сопровождения Ан-124 «Руслан» и Ил-62) и представители делегации ВС РФ, лётный и инженерно-технический состав. 

Кроме того, в 2019 году над акваторией Восточно-Китайского моря впервые было выполнено совместное воздушное патрулирование самолётов Ту-95МС ВКС РФ и китайских самолётов Хун-6К ВВС НОАК.

В рамках полётов экипажи Дальней авиации отработали взаимодействие с авиацией ВВС НОАК, в том числе построение в единый боевой порядок. Взаимодействие в воздухе проходило по установленной схеме с ведением радиообмена на английском языке и под управлением российского самолёта радиолокационного дозора и наведения А-50. Повторюсь, главным условием подобных полётов является обязательное соблюдение международных правил использования воздушного пространства.

- А что у нас в Арктике? Какие аэродромы способны принимать самолёты Дальней авиации? Какова специфика выполнения полётов в этом регионе?

- Дальняя авиация работает в Арктике со времён СССР и имеет богатый опыт полётов в сложных полярных условиях. Мы на регулярной основе проводим различные учения и тренировки на северных направлениях как самостоятельно, так и совместно с другими видами и родами войск ВС РФ.
Начиная с 2017 года к выполнению специальных полётов в небе Арктики привлекаются самолёты Ту-22М3, которые используют аэродром Анадырь. Надо отметить, что освоению этого аэродрома предшествовала большая работа по изучению аэронавигационной и климатической обстановки, особенностей эксплуатации авиационной техники в условиях низких температур.

К выполнению специальных полётов в небе Арктики привлекаются самолёты Ту-22М3.
© tupolev.ru
К выполнению специальных полётов в небе Арктики привлекаются самолёты Ту-22М3.

Результатом работы дальней авиации по освоению Арктического региона я, как командующий Дальней авиацией, в целом доволен. Россия имеет самую протяжённую арктическую границу и богатый опыт исследований в Арктике, что вместе с системным подходом к освоению региона даёт  неоспоримое преимущество перед другими странами. В том числе в интересах повышения обороноспособности страны. 

«Основа любого, даже самого лучшего, авиационного комплекса - это люди: лётчики, штурманы, инженеры, техники, специалисты наземных служб»

- Вы освоили практически все типы самолётов. А сегодня часто садитесь за штурвал?

- Для лётчика освоить новый тип авиационной техники, сравнить и почувствовать новые возможности - всегда большая радость. Лётчик должен летать, поддерживать и постоянно совершенствовать своё мастерство - это смысл нашей жизни. Однако обязанности командующего Дальней авиацией столь многогранны, требуют столь высокой отдачи, что проводить в воздухе столько времени, сколько хотелось бы, не получается. Но я выискиваю любую возможность, чтобы хоть немного полетать.

- 8 августа 2008 года «Грач» вашего боевого товарища Олега Молостова вернулся с 88 пробоинами. Ваш штурмовик был сбит во время третьего боевого вылета, причём только второй ракетой. Как вы считаете по собственному опыту: наши самолёты достаточно живучи?

- Боевая живучесть - краеугольный камень победы в воздушном бою. Несомненно, это одна из важнейших характеристик не только авиационной, но и любой другой военной техники. Богатейший опыт самолётостроения в нашей стране и наличие замечательной плеяды отечественных конструкторов, инженеров и других авиационных специалистов позволили создать такие уникальные образцы авиационной техники, аналогов которым в мире просто нет. Случаи высокой боевой живучести Су-25 в Афганистане, на Кавказе и в Южной Осетии тому подтверждение. Неприхотливость и простота использования, надёжность в бою нашей техники сыскала заслуженное уважение. Взять, к примеру, вертолёты Ми-8, стоящие на вооружении более 30 стран мира. Что тут комментировать... 

- Лётная жизнь коротка... Как вы оцениваете молодое поколение пилотов Дальней авиации? Чем отличается их подготовка?

- Как я уже говорил, основа любого, даже самого лучшего, авиационного комплекса - это люди, которые его эксплуатируют: лётчики, штурманы, инженеры, техники, специалисты наземных служб. При этом надо понимать, что качественная подготовка любого авиационного специалиста - задача сложная и трудоёмкая. Сегодня в системе военных вузов работает  высококвалифицированный преподавательский состав. Многие преподаватели имеют богатый служебный и боевой опыт. Поэтому в авиацию, как правило, приходят молодые офицеры с хорошим уровнем подготовки и, что немаловажно, с большим  желанием служить России. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама