Куда пойдёт «Талибан»*, когда уйдут американцы?
Уйти нельзя остаться
Спустя двадцать лет после вторжения в Афганистан стало понятно, что США потерпели поражение в этой самой продолжительной после Второй мировой войны авантюре. Америка и её союзники не сумели выполнить ни одной из поставленных задач, в том числе самую главную - уничтожить «Талибан»* и прочие запрещённые террористические организации вроде «Исламского государства»* и «Аль-Каиды»*. Наоборот, «Исламский Эмират»* (самоназвание талибов**) сегодня выглядит ещё более окрепшим. Расширилась и материальная база известных на весь мир радикалов - главным образом за счёт тридцатикратного увеличения плантаций наркосодержащих растений и эксплуатации взятых под контроль золоторудных шахт. В качестве военных трофеев.
При этом администрация Трампа из кожи лезла, чтобы представить талибов** солидными и достойными доверия партнёрами, готовыми вести мирные переговоры с проамериканским правительством в Кабуле. Но вряд ли в Вашингтоне так уж сильно задумывались, можно ли вообще доверять талибам**. Скорее всего, с определённого момента судьба светского правительства Ашрафа Гани, да и самого Афганистана тоже, такой «хромой утке», в какую превратился Дональд Трамп, уже до лампочки. И если поначалу, пока результаты президентских выборов в США оставались под вопросом, генсек НАТО Йенс Столтенберг излучал чуть ли не стопроцентную уверенность в том, что вслед за США или одновременно с ними Афганистан покинут войска других участников Североатлантического альянса, то сейчас настроения в Брюсселе переменились. На прошедшей в конце ноября Международной конференции по Афганистану представители ведущих европейских стран практически солидарно высказали опасения, связанные с возможным выводом войск НАТО. В этом случае, считает Столтенберг (снова переобулся в воздухе!), Афганистан опять станет плацдармом для террористов и угрозой для Европы - будут утрачены все позиции Запада, завоёванные в этой стране. Хотя, о каких особенных достижениях речь?..
Пожалуй, в НАТО и без «прозрения» Столтенберга отлично понимают, что афганские силовые структуры не способны сдержать талибов**. А при намеченном сокращении финансирования, армия и силы безопасности Афганистана в кратчайший срок или развалятся и попросту исчезнут, или по частям перейдут на сторону нынешних своих противников. Есть и другая причина, почему европейцы не хотят в спешном порядке покидать Афганистан. Как считает ведущий эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко, НАТО не может уйти из Афганистана с репутацией «проигравшей стороны».
В результате руководители европейских держав договорились принять окончательное решение о выводе войск альянса из Афганистана на совещании министров обороны стран-членов НАТО, которое пройдёт в феврале - когда Джозеф Байден уже въедет в Белый дом. Европейцы рассчитывают, что новый американский президент приостановит, а то и вернёт в Афганистан, хотя бы частично, американские войска.
Тем более абсолютно ничто не говорит о желании талибов** договариваться с афганскими властями. Скорее наоборот: всячески демонстрируют уверенность в том, что их семидесятитысячная орда легко отправит в небытие правительство Ашрафа Гани. И произойдёт это, по их прикидкам, чуть ли не сразу, как последний иноземный солдат покинет Афганистан, то есть в мае следующего года. А может, и не станут дожидаться. Кто же их, воинов ислама, знает?..
Как бы там ни было, уже месяц талибы** словно с цепи сорвались: боевые действия с применением тяжёлого вооружения идут практически во всех афганских провинциях, включая окрестности Кабула, который периодически подвергается ракетно-артиллерийским ударам. И дня не проходит, чтобы афганские СМИ не сообщали о десятках и даже сотнях убитых и раненых с обеих сторон. Дело дошло до того, что правительство и «Талибан»* вынуждены были объявить тайм-аут в мирных переговорах до 5 января 2021 года. Вести диалог под канонаду было совсем не с руки.
С пакистанским акцентом
Примечательно, что не только российские эксперты связывают резко возросшую агрессивность «Талибана»* с переворотом внутри этого движения, инспирированным пакистанской Межведомственной разведкой (ISI). В результате почти все ключевые позиции в «Талибане»* перешли к представителям так называемой «Сети Хаккани» - наиболее радикального крыла движения.
По мнению Андрея Серенко, целью переворота стало отстранение от руководства представителей группировки, которую условно можно назвать «патриотической» - выступающей за сохранение единого Афганистана и готовой на компромисс с официальным Кабулом. Другие специалисты полагают, что умеренные талибы** могли попасть «под раздачу» из-за контактов с российскими и индийскими представителями. Уж очень ревностно охраняют пакистанцы свою монополию на талибов**.
Если вникать в детали, то надо отметить, что в первую очередь стратегия пакистанской разведки нацелена на снижение влияния таких людей, как руководитель катарского офиса «Талибана»* Абдул Гани Барадар, бывший глава делегации талибов** на переговорах с правительством Шер Аббас Мухаммед Станикзай (понижен до поста заместителя). То есть тех, кто не всегда соглашается играть роль марионеток. В своё время оба по многу лет провели в пакистанских тюрьмах. К тому же Станикзай вызывает подозрения у Исламабада ещё и потому, что в своё время учился в Индии. От должности также отстранён пресс-секретарь «Талибана»* Сухайль Шанин. Иначе говоря, прошла практически полная перелицовка власти.
Справка
Движение «Талибан»*, состоящее в основном из представителей пуштунских племён, лишь формально считается единым. Первой среди соперничающих группировок называется «Сеть Хаккани», которой руководит Сираджуддин Хаккани, пользующийся наибольшей поддержкой пакистанских спецслужб. Второй - группа муллы Якуба, сына основателя «Талибана»* муллы Омара. На третьей позиции - группа маулави Хайбатуллы и его ближайшего окружения, состоящего в основном из учёных- богословов.
Надо уточнить, что Пакистан уже более тридцати лет остаётся главным спонсором «Талибана»* и в 1996 году вместе с Саудовской Аравией и ОАЭ приветствовал приход талибов** к власти. Однако на официальном уровне власти Исламабада никогда не признавались ни в материальной, ни в военной помощи талибам**. Категорически отрицалось и наличие военных баз талибов** на пакистанской территории. И только в 2016 году советник пакистанского президента по иностранным делам Сарадж Азиз признал, что, лидеры «Талибана»* и их семьи давно обосновались в Пакистане, хотя это уже было секретом Полишинеля.
Несмотря на то, что Трампа продолжают считать дилетантом во внешней политике, именно он со своим торгашеским чутьём установил, что Исламабад давно водит Вашингтон за нос. Дело в том, что, получая от американцев финансовую и военную помощь на борьбу с «Исламским государством»* и «Аль-Каидой»*, пакистанцы долгое время скрывали, что средства с этих же статей они используют ещё и на поддержку афганских талибов**. Чего ради? Всё очень просто. Опять-таки не секрет, что бал в Пакистане правят не политики, а военные, которые заинтересованы, чтобы к власти в соседнем Афганистане пришла именно их «пятая колонна», а именно - талибы**. И тогда у Исламабада появится надежный партнёр в противостоянии с главным врагом - Индией.
«Северный альянс» как последний рубеж
Насколько известно, джихад, как явление, не стоит на месте. Вот и недавно крупный отряд талибов**, состоящий из этнических таджиков, узбеков, чеченцев и прочих представителей народов бывшего СССР, с боем прорвался к реке Пяндж, по которой частично проходит граница с Таджикистаном. С афганской стороны были захвачены несколько застав, убиты более 60 пограничников и полицейских, в том числе и сдавшиеся в плен. При этом в распространённом по социальным сетям обращении талибов** к властям и жителям Таджикистана не скрывалось, что они намерены перенести джихад с афганской территории на сопредельные земли и расправляться с местными элитами.
Таким доходчивым (куда уж более?) способом получили подтверждение слова главы российского МИД Сергея Лаврова, заявившего в Женеве на Международной конференции по Афганистану о том, что боевики «Талибана»* не оставляют попыток создать плацдарм для экспансии в Центральную Азию. И Таджикистану, похоже, предстоит стать первой страной в регионе, которая столкнётся с так называемыми «студентами». Но с учётом прозрачности и растянутости границ СНГ становится реальностью и опасность проникновения террористов и наркодилеров на российскую территорию.
Разумеется, 201-я российская база постарается прикрыть границу, тем не менее в последнее время в российском политическом истеблишменте становится популярной идея воссоздания «Северного альянса» - военно-политического союза, сформированного из представителей непуштунских народов. Входившие в альянс таджикские группировки возглавляли такие авторитетные деятели, как Ахмад Шах Масуд и Бурхануддин Раббани, узбекские - Абдул Рашид Дустум, хазарейские - Карим Халили. Все они сыграли значительную роль в борьбе против талибов**, «Исламского государства»* и «Аль-Каиды»*, а сам альянс был своего рода буфером на границе Афганистана с бывшим СССР, а затем и СНГ - то есть как раз там, где талибы** планируют прорыв.
После покушений на Ахмад Шаха Масуда и его ближайших соратников все перессорились, и «Северный альянс» фактически распался. Но некоторые контакты спецслужбы Индии, Ирана и России, по всей видимости, сохранили. Как утверждают определённые источники, которые принято называть «компетентными», недавно в Нью-Дели побывала делегация бывших лидеров «Северного альянса» из числа оставшихся в живых. Вроде бы у российской разведки есть выход и на сына убитого в 2001 году таджикского лидера 23-летнего Ахмеда Масуда. Достаточно ли этого для реанимации «Северного альянса»? Жизнь покажет, но при этом надо понимать, что без надёжного союзника остановить «Талибан»* на границе СНГ будет сложно. Тем более, когда американцы уйдут, и руки у «студентов» будут развязаны.
---
* Террористическая организация, запрещённая в РФ.
** Боевики запрещённой в РФ террористической организации.