По своему составу Белая армия была рабоче-крестьянской
Доктор исторических наук Сергей Волков создал и ведёт уникальную базу данных по офицерству начала XX века. В результате огромной работы в архивах собрана информация о сотнях тысяч человек. Столь колоссальный объём информации, ставший доступным учёному, позволяет дать ответ на целый ряд вопросов, вокруг которых много лет шла дискуссия. Один из них - социальный состав Белой армии. Исследование по базе данных дало результат, столь поразительный, что порой вызывает недоверие, однако попытки оспорить цифры Волкова терпят крах, поскольку за каждой фамилией стоит архивный документ.
Справка
На октябрь 1917 года в нашей стране насчитывалось порядка 320 тысяч офицеров. Далеко не все из них приняли участие в Гражданской войне - 50 тысяч мобилизовано в Красную армию, а 170 тысяч воевали в рядах Белой. Три тысячи подполковников (и выше по званию) служили в Красной армии, 15 тысяч - в Белой.
Каким был социальный состав белого офицерства?
Накануне Первой мировой среди офицеров дворян было чуть больше половины, причём только 3% офицеров имели хоть какую-то недвижимость.
В течение войны офицерами стали 260 тысяч человек (минимальная оценка): 70% - из крестьян, 25% - рабочие и мещане. Именно они составили абсолютное большинство офицерства Белой армии.
Таким образом, рушится известное клише пропаганды, согласно которому «класс эксплуататоров решил подавить завоевания Октябрьской революции» и бросился воевать за «свои заводы, фабрики и пароходы».
Невозможно даже формально, даже на уровне агитационной демагогии приклеить к белому офицерству ярлык «мироедов», «потомков помещиков, поровших крестьян на конюшнях», пресловутых «барчуков и сынков фабрикантов».
Абсолютное большинство белого офицерства - люди, выдвинувшиеся за годы Первой мировой войны благодаря личному мужеству и способностям. Иными словами, без всякого преувеличения можно говорить о том, что Белая армия была рабоче-крестьянской как в своём офицерстве, так и в рядовом составе.
Соответственно, несостоятельным является и «классовый подход», использовавшийся для того, чтобы объяснить причины Гражданской войны.
Цифры показывают, что большинство воевавших с двух сторон были представителями одних и тех же классов и сословий.
Что на самом деле привело к Гражданской войне?
Вопрос сложный и не для одной статьи, но некоторые важные вещи можно уместить в короткий формат.
Не секрет, что большевики видели в дореволюционном офицерстве носителей старого порядка. Конечно, новая власть не могла обойтись без знаний военных профессионалов, но к ним всегда относились с подозрением, к ним приставили комиссаров, а их семьи де-факто оказались на положении заложников. Известно, что большевики взяли курс на уничтожение старой армии и деморализацию офицерства. Об этом свидетельствует целый ряд мер, принятых после Октябрьской революции, и окончательно подорвавший Восточный фронт Первой мировой войны.
Затем начались переговоры с Германией и её союзниками относительно мирного договора. Военнослужащие покинули окопы, поехали домой, но для многих эта поездка оказалась последней.
Справка
В первых числах января 1918 года на станции Иловайской из эшелона 3-го гусарского Елисаветградского полка были удалены офицеры во главе с командиром и отвезены на станцию Успенскую, где в ночь на 18 января расстреляны. В Евпатории, 15–18 января 1918 года арестовали свыше 800 чел., и начались казни. Людей убивали на транспорте «Трувор» и гидрокрейсере «Румыния». За 15–17 января на обоих судах погибло около 300 чел. 13 января 1918 года Ялту заняли большевики, и сразу же начались масштабные аресты офицеров, большинство из них расстреляно. Примерно в это же время в Киеве «красные части» уничтожили порядка 3 тысяч человек.
Расправы не пресекались центральной большевистской властью; не последовало даже формального осуждения бессудных деяний. Поэтому несерьёзно выглядят попытки представить эти преступления в виде произвола на местах «вопреки воле Ленина».
Тут, кстати, можно вспомнить и о затоплении барж с белогвардейцами в районе Соловецких островов. Между прочим, подобное впервые применили в Нанте ещё во времена Французского террора 1793 г. Там топили офицеров Белой армии (первоначально именно французские монархисты назвали свою армию «белой» по цвету стяга Богородицы, ставшего флагом роялистской Франции) и священников.
Как видим, красный террор начался задолго до издания 5 сентября 1918 года Декрета о красном терроре. Отмечу, что это решение подавалось как ответ на деятельность контрреволюционных элементов, и до сих пор многие убеждены, что большевики перешли к жёстким мерам лишь в качестве ответного шага на белый террор. Однако хронология расправ показывает, что данное представление ошибочно.
Белая армия как отпор красному террору
Очевидно, когда людей убивают, по крайней мере, некоторые из них начинают сопротивляться. Понимая, что очень многих офицеров при «народной власти» ждёт смерть, наиболее волевые и смелые принялись собираться в отряды.
Красный террор привёл к формированию Белой армии, поскольку на первых порах абсолютное большинство «чуждых элементов» вовсе не думало браться за оружие.
Советская власть быстро устанавливалась по всей стране, и на этом этапе практически никто не оказывал ей сопротивления. Даже казачество, в целом, не желало воевать против красных.
Когда Каледин и Алексеев попытались создать казачью армию, на их призывы первоначально откликнулась лишь горстка юнкеров, кадетов и студентов.
Однако террор большевиков и бесконечные грабежи населения под предлогом установления «социальной справедливости» резко изменил ситуацию: стали создаваться отряды, не желавшие мириться с красными бесчинствами.
И вот 22 февраля 1918 года начался героический Ледяной поход белых добровольцев, с боями пробивавшихся из Ростова-на-Дону к Екатеринодару. Своим подвигом они показали всей стране, что большевизму есть реальная альтернатива.
В связи с этим отмечу, что не выдерживает критики и версия о том, что Белое дело якобы началось с мятежа Чехословацкого корпуса. Представить белое движение как нечто иностранное не получится: мятеж чехословаков начался в мае 1918-ого, то есть уже после Ледяного похода.