Феномен восточного папизма
25-27 февраля 2020 года в г. Аммане прошло совещание предстоятелей и представителей поместных православных церквей. Шесть из них: Русская, Иерусалимская, Сербская, Румынская, Польская, Чешских земель и Словакии - собрались в столице Иордании по приглашению Иерусалимского патриарха Феофила, чтобы обсудить вопросы сохранения единства мирового православия и противодействия угрозе раскола, вызванные агрессивной внешней политикой Константинопольского патриархата.
Вторжение Константинопольского патриархата на Украину в конце 2018 г., приведшее к созданию там так называемой Православной церкви Украины, и предоставление ей томоса об автокефалии привело к разрыву евхаристического общения между Русской церковью и Константинопольским патриархатом. Кроме того, Московский патриархат прекратил отношения с предстоятелем Элладской православной церкви архиепископом Иеронимом и главой Александрийской церкви патриархом Феодором, которые также по причине оказываемого извне давления признали украинских раскольников.
Константинополь вместе со своими патронами из Вашингтона активно работают над тем, чтобы сподвигнуть и остальные церкви также признать ПЦУ. Помимо Украины Фанар открыто озвучивает намерение легализовать церковных раскольников в Македонии, действующих на канонической территории Сербской православной церкви с 1960-х гг.
Не все церкви приняли приглашение главы Иерусалимского патриархата. Определяющими факторами в этом плане стали политическое давление и противодействие фанариотского лобби внутри церквей. Однако несмотря на отсутствие в Иордании 8 из 14 церквей, совещание в Аммане имеет важное значение. Впервые после упомянутой агрессии Константинополя политика и заблуждения Фанара стали предметом обсуждения на межцерковном уровне с участием Русской церкви. До этого отдельные иерархи и предстоятели лишь призывали к всеправославному обсуждению украинского вопроса.
Патриарх Кирилл в своём докладе предельно чётко высказался об «утрате единого понимания устройства Церкви и природы первенства в ней», назвав причиной возникшего кризиса. Фактически речь идёт о феномене восточного папизма - стремлении Константинопольского патриарха к абсолютному первенству и власти в семье православных церквей, о его желании в одностороннем порядке принимать решения о предоставлении автокефалии, выступать арбитром в межцерковных спорах и т.д.
Однако в итоговом коммюнике совещания отсутствуют какие-либо оценки антиканонических действий патриарха Варфоломея. Иерархи лишь отметили, что «вопросы всеправославного значения, в том числе дарование автокефалии тем или иным Церквам, должны решаться в духе всеправославного диалога и единства и на основе всеправославного консенсуса». В подобном ключе сказано и про украинскую церковную проблему - «всеправославный диалог необходим для исцеления и примирения». Такие осторожные формулировки, без конкретного указания виновной стороны разразившегося кризиса, нельзя назвать сильной стороной итогового документа. Недосказанность играет на руку Фанару и его сторонникам, предоставляя широкое поле для спекуляций в интерпретации решений совещания.
Кроме того, было принято решение провести повторную встречу до конца этого года и пригласить на неё патриарха Варфоломея и остальные поместные церкви. Это говорит о том, что участники встречи верят в перспективы выхода из кризиса дипломатическим путём и дают возможность остальным церквям, даже тем, кто уже признал ПЦУ, присоединится к всеправославному диалогу.
Согласится ли патриарх Варфоломей положительно откликнуться на предложение участников Амманского совещания - большой вопрос. Константинопольский патриархат в течение последних месяцев предпринимал попытки блокировать проведение встречи. Греки регулярно настаивали на том, что только Константинопольский патриарх может инициировать мероприятия подобного масштаба, намекая тем самым на незаконность совещания и нелегитимность его решений.
На Фанаре небезосновательно опасаются того, что совещание в Аммане усложнит дальнейшее признание раскольнической ПЦУ остальными поместными церквями, а также серьёзно пошатнёт позиции Константинополя в мировом православии. Амман показал, что обсуждение актуальных проблем и поиск путей их решения возможны и без санкции Константинополя, что ставит греческого патриарха, считающего себя «первым без равных», на один уровень с остальными предстоятелями. Одновременно сам факт того, что значительная часть церквей, объединяющих большинство православного населения планеты, открыто игнорирует и критикует позицию Константинопольского патриархата, существенно усложняет патриарху Варфоломею возможность в дальнейшем позиционировать себя на мировой арене в качестве лидера, представляющего интересы 300 млн православных верующих.
Стоит учитывать, что Константинопольская церковь искажённо понимает понятие первенства в православной Церкви начиная с начала XX века. В настоящее время в продвижении папистских амбиций греческого патриарха задействовано почти всё руководство этой церкви. Кроме того, такой курс Фанара поддерживается Вашингтоном, который заинтересован в том, чтобы через Константинопольский патриархат оказывать влияние на всё мировое православие.
Представляется маловероятным включение патриарха Варфоломея в работу следующего заседания в Аммане или в другом месте. Вместо этого от Фанара можно ожидать усиления борьбы за дискредитацию итогов Амманского совещания и срыв дальнейших встреч. Для этого Константинополь, видимо, будет задействовать имеющийся у него инструментарий в виде поддержки со стороны Госдепа США и групп влияния в поместных церквях.
Тем не менее нельзя исключать сценария присоединения Константинопольской церкви к всеправославному обсуждению украинского и других вопросов. Это возможно, например, если Константинополь останется в подавляющем меньшинстве. В поместных церквях всё же присутствует осознание того, что Константинопольский патриархат грубо нарушает канонические нормы и устоявшуюся систему межцерковных договорённостей, представляя угрозу для каждой из ныне действующих православных церквей. И этот аспект повышает вероятность расширения состава Амманского формата и изоляцию Константинополя. В таком случае патриарх Варфоломей, очевидно, будет пытаться навязать свои условия для диалога, например, неправомерно требуя допустить к обсуждению главу раскольнической ПЦУ «митрополита» Епифания.
Амманскую встречу имеет смысл рассматривать в качестве первого шага к преодолению сложившегося кризиса и восстановлению канонического порядка. Совещание имеет шансы перерасти в Амманский формат, стать постоянно действующей площадкой по выработке механизмов преодоления и недопущения повторения в дальнейшем конфликтов в православной Церкви. Дальнейшее развитие этой инициативы зависит от целого ряда факторов как церковного, так и политического характера. При этом альтернативы Амману в данный момент не просматривается.
---
Автор - эксперт РИСИ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.