Вице-адмирал Виктор Соколов: «Мы лишимся офицеров будущего, если продолжим учить сегодня так, как учили вчера»
«Научиться смотреть за горизонт»
- Президент России Владимир Владимирович Путин, говоря о важности технологических прорывов во всех сферах, в том числе в военной, призвал «смотреть за горизонт». Виктор Николаевич, что это означает для Военно-Морского Флота в целом и для военно-морского образования в частности?
- Для военных моряков «смотреть за горизонт» всегда означало нечто большее, чем для обычных людей. В линии горизонта для моряка заложено нечто мировоззренческое - от установления формы Земли до астрономических способов определения места в море. За морскими горизонтами всегда были скрыты новые континенты, новые цивилизации и страны. Географические открытия были и остаются целью исследовательских подразделений ВМФ России.
В то же время, говоря о новом понимании загоризонтных целей Флота, мы осознаём, что в условиях зарождения нового шквала холодной войны центр тяжести силового противоборства вновь, как и в 70-80-е годы прошлого столетия, перемещается в сферу соперничества военных флотов.
И не случайно ВМФ нашей страны и тогда, и сейчас является той архимедовой точкой опоры всей военной системы, опираясь на которую, Россия смогла выйти на неоспоримый технологический паритет с ведущими западными державами, а во многих направлениях развития вооружения и военной техники даже превзойти их.
По оценке руководителей страны, создалась уникальная ситуация в нашей новой и новейшей истории: не мы догоняем, а догоняют нас.
В связи с этим загоризонтные цели развития ВМФ во многом определены уже на вторую половину нынешнего столетия. При этом нас не устраивает паритет или соответствие мировым аналогам. Верховный Главнокомандующий ставит жёсткое требование ‑ техника должна быть лучше мировых образцов. Это не игра в шахматы, где нас может устраивать ничья. Это военная организация государства. И в военной организации не только вооружение и техника должны быть лучшими в мире. Лучшими должны быть все её составляющие, в том числе образование и наука.
Справка
Придание военно-морскому образованию и науке нового облика на рубеже 2010-2020-х гг. реализовано путём присоединения к Военно-морской академии в 2009 году всех военно-морских учебных заведений и трёх центральных научно-исследовательских институтов. С 2012 года в состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» включены учебные центры по подготовке подводников в городе Обнинске Калужской области и городе Сосновый Бор Ленинградской области. С сентября 2012 года началось присоединение Научно-исследовательского управления (морской авиации) 4-го Центрального НИИ МО РФ.
«Необходима упреждающая деятельность органов военного управления по подготовке офицеров по должностям завтрашнего дня»
- Что сегодня определяет развитие военно-морской науки и степень подготовки военных кадров?
- Реализация обозначенных направлений строительства и развития ВМФ невозможна без достижения не менее амбициозных целей развития военно-морской науки и подготовки военных кадров. В декабре прошлого года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу утвердил Программу развития нашего вуза до 2025 года.
Среди основных целей Программы предусматривается создание передовой инфраструктуры и учебно-материальной базы, интегрированных в единую информационную образовательную и научно-исследовательскую среду.
Выполнение актуальных и перспективных задач, стоящих перед ВМФ в области его строительства, развития и применения, будет обеспечиваться формированием и реализацией опережающего научно-технического задела в деятельности научно-исследовательских институтов и подразделений.
Все эти мероприятия должны, в конечном счёте, приумножить российское интеллектуальное и культурное военно-морское наследие, исторические национальные традиции Военно-Морского Флота, обеспечивающие в ходе обучения и воспитания всестороннее и гармоничное нравственное, патриотическое, профессиональное и физическое развитие личности военного моряка.
С этой целью мы, в частности, планируем в три раза увеличить количество военных специальностей, подготовка и аттестация по которым проводится не в аудиториях Академии, а на катерах, кораблях и судах, в пунктах базирования и на полигонах боевой подготовки, в учебных центрах, базах оружия и пр.
Кроме того, для безусловного обеспечения морской подготовки курсантов военно-морских институтов, Нахимовского училища и Морского кадетского корпуса с этого года по поручению Главнокомандующего Военно-Морским Флотом мы в Академии начинаем работы по обоснованию требований к новому учебному кораблю и к корабельным учебно-тренировочным средствам обучения, строительства больших и малых катеров для всех корабельных специальностей ВМФ. Новые компьютерные технологии, модульная компоновка учебно-тренировочных средств позволят обеспечить практическую подготовку по существующим специальностям и начать обучение по новым, например, связанным с применением и эксплуатацией беспилотных летательных аппаратов корабельного базирования, морских роботизированных и безэкипажных систем.
Будем также продолжать внедрение в образовательный процесс академии новых видов учебных занятий. Перед научным комплексом ВУНЦ ВМФ поставлена задача достижения уже в краткосрочной перспективе ведущих позиций среди научно-исследовательских организаций Министерства обороны в области научного обоснования применения сил (войск), перспективного строительства и развития ВМФ.
Доля современной базы научных исследований в их общем числе к окончанию реализации Программы должна составить более 80%, что позволит в ближайшие пять лет создать инновационный учебно-научный центр Военно-Морского Флота.
Над решением этой задачи в Академии работает высококвалифицированный научно-педагогический состав: около двух тысяч педагогических и полутора тысяч научных работников. Значительная часть из них обладает уникальным практическим опытом. В строю наших педагогов командующие и начальники штабов флотилий разнородных сил, командиры дивизий и бригад, подводных и надводных крейсеров, флагманские специалисты объединений и соединений, лучшие специалисты в своей предметной области. Более 70% из них являются также специалистами высшей научной квалификации - докторами и кандидатами наук, профессорами и доцентами.
- При обсуждении вопросов развития образования в России на всех уровнях государственного и военного управления чаще всего звучат эпитеты «инновационное», «высокотехнологичное», «непрерывное». Почему Вы, говоря о планах развития военно-учебных заведений ВМФ, используете понятие «опережающая подготовка военных кадров»?
- Подготовка военных кадров не самоцель образовательной организации, а проекция кадровых потребностей корабельного состава и организаций ВМФ на ближайшую и последующую перспективу. Командир крейсера 2035 года - сегодня курсант первого курса военно-морского института. Можем ли мы сейчас предвидеть, какие знания и умения потребуются ему через 15 лет?
Конечно же, система непрерывной подготовки офицерских кадров должна быть гибкой и идти, в первую очередь, от требуемого сейчас уровня квалификации выпускников. В то же время необходима упреждающая, спрогнозированная деятельность органов военного управления по разработке соответствующих требований к квалификации офицеров по должностям завтрашнего дня, перспективной корабельной организации, перспективных образцов вооружения и военной техники.
То есть система подготовки кадров ВМФ должна быть не только непрерывной, но ещё и опережающей, основанной на традициях. Перефразируя известных философов и педагогов, скажу: «Мы лишимся офицеров будущего, если продолжим учить сегодня так, как учили вчера».
«Создаваемая в Кронштадте принципиально новая высокотехнологичная учебно-научная база ВМФ - это веление времени!»
- Не секрет, что созданное более 300 лет назад первое военно-морское учебное заведение положило начало всему светскому образованию в России. Военно-морской институт и по сей день располагается в историческом здании на Васильевском острове. Насколько оно приспособлено для опережающей подготовки военно-морских кадров, о которой Вы говорили? Не собираетесь ли вы расширяться?
- В июле 2018 года Верховный Главнокомандующий Вооружёнными силами России Владимир Владимирович Путин принял решение о формировании передовой учебно-научной базы Военно-Морского Флота в Кронштадте.
Это предусматривает не просто строительство новых учебных корпусов на территории военного городка, а предполагает создание уникального, самого большого инновационного военно-морского парка в мире, объединяющего в себе образование и науку, историю и будущее флота, Кронштадт и Санкт-Петербург.
Создание учебно-научной базы ВМФ должно быть интегрировано с проектами создания парка Патриот, проведения Главного военно-морского парада, Международного военно-морского салона, а также объектов социальной инфраструктуры. Такая интеграция предоставит уникальную возможность реализовать установку на практическое обучение - «Учиться для флота, учиться вместе с флотом».
- В чём это будет конкретно выражаться?
- Мы начинали наше интервью с понятия линии горизонта и его мировоззренческого значения для военного моряка. Как раз одним из наиболее важных инновационных решений, реализуемых в Кронштадте, является создание аудитории мореходной астрономии с инновационным планетарием, аналогов которому в образовательных организациях Российской Федерации сегодня не существует.
Реализация контроля работы курсантов и моделирование различных условий обстановки обеспечивают поэтапное формирование практических навыков в измерении навигационных данных. Таким образом, создаётся полный цикл подготовки специалистов: от изучения звёздного неба до определения места корабля по небесным светилам с высокой точностью.
Не менее уникальными будут и учебно-лабораторные комплексы для подготовки специалистов по эксплуатации и применению вооружения, военной и специальной техники ВМФ, расположенные непосредственно у уреза воды Финского залива. Например, комплекс морского подводного оружия впервые в истории военно-морского образования позволит осуществлять полный цикл подготовки курсантов - от мероприятий, проводимых на базах оружия, до его подачи на корабль, заряжания и боевого применения.
Здесь же будут размещены единые тренажёрные комплексы, обеспечивающие сопряжение тренажёров и обмен информацией на всех уровнях образования - от оперативно-тактического до среднего специального. Это позволит осуществлять многоуровневую подготовку специалистов Военно-Морского Флота по единому замыслу и плану, на едином оперативно-тактическом фоне, применительно к любому театру военных действий в уже обозначенной мной форме распределённой военно-морской игры.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что создаваемая в Кронштадте принципиально новая высокотехнологичная учебно-научная база Военно-Морского Флота - это веление времени!
- А что станет с историческим зданием на Васильевском?
- Создавая новое, мы осознаём ответственность за сохранение нашего исторического прошлого, запечатлённого в славных победах русского флота, в героических именах, в учебных и научных трудах педагогов и учёных, в кораблях и зданиях. Так, историческое здание Морского корпуса на Васильевском острове после «переселения» Военно-морского института в Кронштадт предполагается использовать в качестве Историко-культурного центра Военно-Морского Флота.
В нём предусмотрено создать: музей морской славы, военно-морского образования и науки; морскую картинную галерею; зал проведения особо торжественных мероприятий флота (известный как «Зал Революции»); Центр детско-юношеского патриотического движения «ЮНАРМИЯ».
Хочу ещё раз подчеркнуть, что функционируя в едином образовательно-научном пространстве России, система кадрового обеспечения Военно-Морского Флота является неотъемлемой частью военно-морской деятельности государства по формированию и поддержанию военными методами благоприятных условий в Мировом океане для устойчивого развития Российской Федерации и реализации основных приоритетов её национальной безопасности.