В других СМИ
Загрузка...
Жизнь и смерть царь-пушки
}
© Фото автора
406-мм пушка Б-37 на полигонной установке МП-10.

Жизнь и смерть царь-пушки

Советские оружейники создали орудие, стрелявшее… бронебойными авиабомбами. Но выстрелила эта пушка лишь однажды
Реклама
Жизнь и смерть царь-пушки
© Фото автора
406-мм пушка Б-37 на полигонной установке МП-10.

22 апреля 1945 года американские войска обнаружили в Баварии останки двух взорванных сверхмощных германских пушек типа «Дора». Где находилось третье 800-мм орудие свыше 40 лет оставалось тайной. И лишь в конце 1980-х годов в СССР поползли слухи, что Сталин приказал третью пушку доставить в город Сталинград на завод «Баррикады» для создания аналогичной советской артсистемы.

Правдой было лишь то, что 800-мм германская суперпушка в разобранном виде по железной дороге была доставлена из Тюрингии на завод «Баррикады». Однако создавать советский аналог не оправдавшей себя в боевых условиях пушки никто не собирался. А на «Баррикадах» создавалась советская царь-пушка, стрелявшая… бронебойными авиабомбами.

«Дора» - уникальное сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие германской армии.
© Фото из архива
«Дора» - уникальное сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие германской армии.

Обычно испытания бронебойных бомб проводились на собственных старых или трофейных линкорах, крейсерах и авианосцах. Советский ВМФ имел для этой цели гораздо меньше кораблей, чем, скажем, США. А главное, бомбёжки кораблей с воздуха обходились очень дорого, да и не всегда можно было обеспечить нужные условия эксперимента.

В 1948 году конструкторы ЦНИИ-58 предложили создать огромную пушку калибра 650 мм, стрелявшую бронебойными авиабомбами. В том же году был составлен эскизный проект такой системы, получивший шифр «0925». Постановлением Совета Министров СССР № 968-371 от 9 марта 1949 года ЦНИИ-58 (тогда НИИ-58) было поручено разработать технический проект и чертежи гладкоствольного безоткатного орудия со сменными стволами калибра 650 мм и 400 мм, предназначенного для отстрела авиабомб по бронеплитам и бетону.

Калибр 400 мм предназначался для 1.500-килограммовых авиабомб «Альбатрос-3» и 650-килограммовых «Альбатрос-1», разработанных в ГСКБ-47 Министерства сельхозмашиностроения. (Шедевр советской шпиономании - предприятия Министерства сельскохозяйственного машиностроения делали авиационные бомбы и армейские ракеты!)

Технический проект ствола Бр-105 на полигонной установке МП-10.
© Рисунок А. Шепса
Технический проект ствола Бр-105 на полигонной установке МП-10.

В том же 1949 году ЦНИИ-58 выполнил технический проект и разработал рабочие чертежи обоих орудий. Орудие калибра 650 мм получило индекс С-76, а 400-мм - индекс С-77. Для стрельбы авиабомбами рассматривался и вариант использования части ствола, казённика и затвора «Доры» (тема «Ястреб»). Для этого 800-мм ствол «Доры» был доставлен в цех № 6 завода «Баррикады». Однако в 1953 году работы над «Дорой» прекратились.

Техническая служба НИАПа предложила использовать для отстрела авиабомб один из стволов 406-мм пушки Б-37, валявшийся без дела на полигоне Ржевка под Ленинградом. Стволы эти изготовили на заводе «Баррикады» ещё в 1938-1940 годах для линкоров проекта 23, которые после войны были разобраны на стапелях. На 500-килограммовую авиабомбу, имевшую максимальный диаметр 380 мм, надели специальные пояски и таким образом провели несколько стрельб на Ржевке с полигонной установки МП-10.

В августе 1951 года в СКБ-221 (г. Сталинград) началось проектирование опытного ствола Бр-101 для испытания авиабомб БРАБ-250 и БРАБ-500. Для этой цели на заводе «Баррикады» (№ 221) был рассверлен до 380 мм ствол 356-мм пушки ТПШ, предназначенной для железнодорожной установки ТМ-1-14. Канал ствола Бр-101 был гладким. В 1953 году на Ржевке на полигонной установке МП-10 начались стрельбы авиабомбами БРАБ-500 из ствола Бр-101.

Постановлением Совмина СССР № 2498-1031 от 29 сентября 1953 года было дано задание СКБ-221 спроектировать, а заводу «Баррикады» изготовить 650-мм ствол для стрельбы бронебойной авиабомбой БРАБ-3000 весом 3.000 кг. СКБ-221 успешно справилось с задачей и спроектировало 650-мм ствол Бр-105, из которого можно было стрелять трёхтонными бомбами с начальной скоростью 325 м/с.

Длина такого ствола составила 24,2 м. Ствол Бр-105 предназначался для монтажа на уже упомянутом полигонном станке МП-10. Наружный диаметр ствола Бр-105 близок к диаметру ствола Б-37, что позволило использовать люльку орудия Б-37. Давление в канале Бр-105 было невелико - около 600 кг на квадратный сантиметр (59,5 МПа), эта цифра была указана заказчиком (9-м Управлением авиации ВМС) и определялась прочностью стабилизаторов авиабомб.

Пушка Б-37 калибра 406 мм на полигонной установке МП-10 на Ржевке. Май 2009 г.
© Фото автора
Пушка Б-37 калибра 406 мм на полигонной установке МП-10 на Ржевке. Май 2009 г.

Изготовление ствола Бр-105 завод «Баррикады» начал в конце 1954 года, а отправили его из Сталинграда лишь 21 декабря 1955 года. Ствол был установлен на Ржевке на установке МП-10, и в 1957 году начался отстрел авиабомб БРАБ-3000. Стрельба велась по бронеплитам, имитировавшим отсеки американских кораблей. Осколки снарядов долетали до трамвайной остановки, находившейся на территории полигона.

Увы, в ноябре 1957 года стрельбы БРАБ были прекращены навсегда. Дело в том, что к этому времени на вооружение поступили несколько типов ядерных бомб. Так, в 1953 году в серию пошла бомба «Татьяна» («изделие 244Н»), носителем которой мог быть не только стратегический бомбардировщик Ту-16, но и морские бомбардировщики Ил-28 и Ту-14Т.         

А главное, уже появились крылатые противокорабельные ракеты авиационного и корабельного базирования. 12 ноября 1952 года самолёт Ту-4К с дистанции 85 км потопил крылатой ракетой «Комета» с инертной (!) боевой частью списанный крейсер «Красный Кавказ». Тяжёлые бронебойные бомбы для действий по крупным кораблям стали анахронизмом.

Ну а пушка «Дора» бесцельно валялась на полигоне Прудбой до тех пор, пока руководство завода «положило глаз» на 500 тонн первоклассного германского металла и стало бомбардировать Москву предложениями о переплавке «Доры» на металл. 27 июля 1959 года Москва дала «добро», и в начале 1960 года «Дора» была разрезана на металл на заводе «Баррикады».         

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама