Мюнхенский сговор западных демократий с Гитлером
Черчилль видел все последствия предательства Чехословакии
Мне трудно поверить, что премьер-министры Невилл Чемберлен и Эдуард Даладье не понимали последствий своих действий, когда парафировали соглашение в Мюнхене. И нельзя сказать, что в кругах властвующих элит Великобритании и Франции не нашлось никого, кто мог бы оценить негативные последствия такого шага.
Достаточно вспомнить, что в те дни Уинстон Черчилль дал довольно точный прогноз развития дальнейших событий:
«Расчленение Чехословакии под нажимом Англии и Франции равносильно полной капитуляции западных демократий перед нацистской угрозой применения силы.
Такой крах не принесёт мира или безопасности ни Англии, ни Франции. Наоборот, он поставил эти две страны в положение, которое будет становиться всё слабее и опаснее. Одна лишь нейтрализация Чехословакии означает высвобождение 25 германских дивизий, которые будут угрожать Западному фронту; кроме того, она откроет торжествующим нацистам путь к Чёрному морю. Речь идёт об угрозе не только Чехословакии, но и свободе и демократии всех стран. Мнение будто можно обеспечить безопасность, бросив малое государство на съедение волкам, - роковое заблуждение. Военный потенциал Германии будет возрастать в течение короткого времени гораздо быстрее, чем Франция и Англия смогут завершить мероприятия, необходимые для их обороны».
Предсказания Черчилля сбылись с высокой точностью, в том числе и тезис относительно Чёрного моря. Казалось бы, при чём здесь эта акватория - ведь основным предметом переговоров в Мюнхене была Судетская область?
Однако впоследствии Гитлер смог превратить Румынию в своего союзника, что действительно предоставило нацистам доступ к Чёрному морю.
Как это произошло?
Чтобы ответить на вопрос, необходимо учесть, что Чехословакии навязали не только отказ от Судетской области в пользу Германии, но также заставили провести переговоры с Венгрией и Польшей относительно других территорий.
В результате 2 ноября 1938 года в Вене состоялся Первый Венский арбитраж. Отметим, что Австрия тогда уже находилась в составе Германии, а переговоры шли под «патронажем» министров иностранных дел Германии и Италии - Иоахима фон Риббентропа и Галеаццо Чиано. «Международный арбитраж» вынес решение отторгнуть от Чехословакии и передать Венгрии регионы, где проживало свыше миллиона человек.
Франция и Соединённое Королевство по сути вопроса молчаливо согласились. И вновь трудно поверить, что западные лидеры не понимали очевидного: соглашаясь с тем, что Гитлер присвоил себе роль «арбитра», они, тем самым, повышали его влияние, распаляли аппетиты венгерских реваншистов и, в конечном итоге, подталкивали Венгрию к сближению с Германией.
Как Румынию превратили в фашистское государство
Когда говорят о политике умиротворения агрессора, которую проводили Англия и Франция, обычно под агрессором подразумевают Германию. Между тем, на мой взгляд, аналогичный подход применим и к Венгрии. В самом деле, получив территории Чехословакии, фактический руководитель Венгрии - Миклош Хорти отнюдь не остановился на достигнутом.
Два года спустя режим венгерского вице-адмирала пригрозил применить силу в отношении Румынии, если она не уступит Трансильванию.
Справка
30 августа 1940 года состоялся Второй Венский арбитраж, где вновь «судьями» выступили Иоахим фон Риббентроп и Галеаццо Чиано. В результате Румыния потеряла территорию с населением 2,5 миллиона человек.
Поражение Бухареста на Втором Венском арбитраже заметно подорвало устойчивость правления румынского монарха Кароля II. Этим воспользовался Ион Антонеску - на тот момент глава правительства. Он заставил Кароля отречься от престола в пользу сына Михая I, который, по сути, стал лишь прикрытием для диктатуры.
Справка
Ион Антонеску происходил из офицерской семьи и также избрал для себя карьеру военного. Будущий «вождь» получил хорошее образование - окончил военную гимназию, после чего учился в кавалерийско-пехотной школе, далее - в кавалерийском училище, обладавшем элитным статусом. Затем окончил Военную академию и в 1914 году стал сотрудником Генерального штаба, причём занимался дипломатической работой.
В 1919 году Антонеску командует батальоном при подавлении революции в Венгрии. В дальнейшем дипломатическая составляющая в его карьере возрастает, и он принимает участие в Парижской мирной конференции. Полковник Антонеску работает атташе в Турции, Франции, Бельгии и Британии. Интересно, что посещение Британии наложило столь глубокий отпечаток на будущего диктатора, что он потом внедрял в румынскую армию униформу английского образца.
Антонеску быстро движется по карьерной лестнице: в 49 лет генерал-майор, вскоре становится заместителем начальника, а потом и начальником генштаба! В 1937 г. он уже министр обороны.
А в это время внутри страны набирает силу организация ультраправого толка «Железная гвардия» под руководством Корнелиу Кодряну. «Железная гвардия» (рум. Garda de Fier) - отнюдь не партия парламентского типа, а в значительной степени боевая группа, не гнушавшаяся политических убийств. Она действовала на территории Румынии в период с 1927 по 1941 гг. В сентябре 1940-го организация пришла к власти при поддержке Иона Антонеску. Члены организации называли себя «легионерами».
Вот как об акциях этой преступной организации пишет легенда советской разведки Юрий Колесников, работавший тогда нелегалом в Бухаресте:
«Посетители бодеги (бодега - кафе у румын. - Ред.) насторожились, удивлённо поглядывая на внезапно смолкший радиоприёмник. Наконец из приёмника прохрипел надорванный грубый мужской голос: "Несколько минут назад нами, легионерами "Железной гвардии", расстрелян премьер Румынии Кэлинеску. Да здравствует Гвардия и её капитан Корнелю Зеля Кодряну!"
Раздался громкий щелчок, и радио смолкло. Посетители харчевни растерянно переглядывались, точно лишённые дара речи…
Так недавний провинциал невольно оказался одним из первых слушателей "Радио-пост Бухарест-1", известившего страну и, по существу, весь мир об убийстве премьер-министра Румынии Арманда Кэлинеску - председателя "Фронта национального возрождения страны"».
Кстати, Кодряну был знаком с Антонеску, и когда в 1938 г. власти страны во главе с монархом взяли курс на силовой разгром «Железной гвардии», Антонеску оказал ему поддержку. Однако это не спасло лидера нацистов от тюремного заключения, во время которого Кодряну и ряд других представителей движения были убиты, по официальной версии - при побеге.
«Железная гвардия» не согласилась с такой трактовкой и обвинила монарха в организации расправы. Я не думаю, что приказ об убийстве шёл от короля лично - скорее всего, монарха... банально подставили.
В самом деле, кому выгодна гибель Кодряну? Ведь мёртвый вождь очевидным образом превращается в «мученика, патриота, погибшего за правое дело»? Даже если исходить из циничного взгляда, вряд ли Кароль II допустил бы столь явный политический промах. Как бы то ни было, а внутриполитическая ситуация накалилась.
В ответ на убийство Кодряну и его нескольких соратников «Железная гвардия» развязала террор против тех, кого считала виновными в смерти своих лидеров. Власть ответила крутыми мерами, и вскоре несколько сот «легионеров» были казнены. Однако противостояние между монархом и последователями Кодряну продолжилось.
Понятно, что на таком сложном внутриполитическом фоне территориальные уступки, сделанные по условиям Второго Венского арбитража, привели к следующему политическому кризису.
«Железная гвардия» была ослаблена репрессиями, но не разгромлена окончательно. Более того, организация сумела возглавить протестные выступления с призывом свержения монарха. А новый лидер Хория Сима стал готовить переворот. Пытаясь сбить волну выступлений, Кароль II согласился сформировать новое правительство, причём премьер-министром стал Антонеску. Он, конечно же, не преминул воспользоваться слабостью власти и 6 сентября 1940 года сверг монарха.
В начале 1941 г. «Железная гвардия» подняла мятеж уже против Антонеску, однако попытка переворота провалилась, после чего он сосредоточил в своих руках максимум власти, став главнокомандующим армии и вождём. Вождём, который связал судьбу Румынии с Германией. Как тут не вспомнить слова Черчилля о выходе нацистов к Чёрному морю?
Румынская нефть - «кровь Третьего рейха»
И вот тут мы поднимаем ещё одну стратегическую по своей значимости тему. Речь пойдёт о румынской нефти, доступ к которой, при помощи всех проведённых «аншлюссов» и при прямой поддержке Запада, и позволил Гитлеру начать большое кровопролитие.
Следует помнить, что именно стремительно пришедший к власти Антонеску предоставил доступ Германии к нефтяным запасам своей страны.
Для Гитлера это означало устранение последнего препятствия на пути к масштабной мировой бойне. Общеизвестно, что германская стратегия базировалась на идее блицкрига. Гитлер считал возможным повторить в общих чертах планы кайзеровского генштаба, разработанные для Первой мировой. Он думал, что теперь, когда у Германии есть танковые армады, обеспеченные топливом, должно получиться то, что не удалось в 1914 году.
Конечно, авантюрный нацистский блицкриг провалился. Его остановила наша страна, но самой войны могло бы не быть, не открой Мюнхенский сговор дороги к Первому, и, в определённой степени, Второму Венскому арбитражу, подтолкнувшим Венгрию и Румынию к сближению с Германией. Так что, помня о политике Франции и Англии в Мюнхене, не стоит забывать и о событиях, имевших место в Вене.