О пользе слона в посудной лавке
Согласно сообщениям компетентных в военно-технических вопросах российских интернет-изданий, многоцелевые вертолёты семейства Миля под обозначением Ми-17В-7 с двигателем ВК-2500-03 производства Санкт-Петербургского АО «ОДК-Климов» (входит в АО «Объединённая двигателестроительная корпорация Госкорпорации «Ростех») начали поступать на вооружение армейской авиации Народно-освободительной армии Китая.
Украинский двигатель с возу, вертолёту легче...
Данное событие выходит далеко за пределы рутинной военно-промышленной хроники и знаменует новый этап окончательного преодоления авиационной промышленностью России не только внутренней зависимости от поставок авиадвигателей с Украины, но также и освобождение от этого тяжкого бремени при поставке вертолётной техники в третьи страны.
Возникшие в связи с этим фактом медийные спекуляции, украинские авторы которых утверждают, что отправленные в КНР вертолёты якобы укомплектованы двигателями запорожского предприятия «Мотор Сич», проданными окольным путём через Латвию, скорее всего, не соответствуют действительности.
В этом нетрудно убедиться, сопоставив хронологию указанных событий. Поставки указанных украинских силовых установок в Латвию, согласно киевским источникам, были осуществлены в середине 2019 года. Причём какие-либо документальные подтверждения того, что эти агрегаты были затем реэкспортированы в Россию и установлены на предназначенные для Китая вертолёты, отсутствуют. То есть вся эта версия изначально высосана из пальца.
В 2019 г. ПАО «Мотор Сич» экспортировало в адрес латвийской компании SIA AEROSERVICE (lit.1, Brīvības gatve 224, LV-1039, Rīga, Republic of Latvia) не менее 70 авиационных двигателей турбовинтовых (турбовальных) мощностью 1.471 кВт для гражданской авиации, ВК-2500-03 без установленных покупных агрегатов. График поставок: в июле - 22; в августе - 12; в октябре - 18.
Но позвольте, это поставки в Латвию, а где документы о реэкспорте в Россию? Как бы то ни было, к российско-китайской сделке эта возня (от слова «возить») вряд ли имеет какое-либо отношение. И вот почему. В 2019 г., практически одновременно с этой украино-латвийской бизнес-операцией, управление гражданской авиации КНР выдало национальный сертификат типа на вертолёт Ми-171 с российской силовой установкой ВК-2500-03.
Вполне очевидно, что российские производители, получившие китайский сертификат соответствия на вертолёт с собственной двигательной установкой, никак не могли быть заинтересованы в поставке Китаю заведомого контрафакта украинского производства под видом собственных изделий.
- Ключевые преимущества вертолёта – высокая тяговооружённость и безопасность эксплуатации в горах – заинтересовали потенциальных покупателей вертолётной техники в конце 2018 года в ходе демонстрационных полётов Ми-171 в Китае, – отметил управляющий директор У-УАЗ Леонид Белых. – Управление гражданской авиации КНР и руководство министерства чрезвычайных ситуаций дали тогда высокую оценку возможностям вертолёта по перевозке грузов на внешней подвеске, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по оперативной загрузке и выгрузке спасателей и пожарных.
Кроме того, следует учесть и тот факт, что в 2019 г. власти КНР выдали сертификат на гражданскую версию указанного вертолёта, тогда как поставки аналогичной машины в армейские части НОАК, согласно обычной в таких случаях практике, начались ещё раньше. То есть задолго до того, как «Мотор Сич» отправила партию двигателей в Латвию.
Таким образом, можно констатировать, что никакого подлога нет, а в Китай в настоящее время действительно поставляются вертолёты с оригинальными силовыми установками ВК-2500-03 российского производства.
Справка
17 июля 2020 года ПАО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК) Госкорпорации «Ростех» открыла новый центр по производству узлов вертолётных двигателей на базе ПАО «ОДК-УМПО» в Уфе, в том числе серии ВК-2500. Его проектная мощность – до 350 моторокомплектов в год.
О пикантных подробностях вертолётной коммерции
А теперь о самом пикантном обстоятельстве этой истории, которое, по сути, и обеспечило успешное продвижение российских вертолётных двигателей на огромный китайский рынок.
Дело в том, что основным поставщиком этой продукции в Китай намеревался стать сам запорожский моторостроительный холдинг «Мотор Сич».
На эту тему его руководство уже несколько лет вело основательные переговоры с китайской стороной. Китайцы, у которых авиационное двигателестроение традиционно одно из самых слабых мест местной военной промышленности, были крайне заинтересованы в этом украинском ресурсе и готовы заплатить, ну, очень большие деньги, чтобы сделать его своим. Вплоть до полного переноса производственных мощностей в Китай!
Если бы это произошло, китайский вертолётный рынок оказался бы наглухо закрыт для российских авиадвигателей.
И, отмечу, не только китайский, поскольку Россия получила бы мощного конкурента и на мировом рынке, где советский Ми-8 в разных модификациях до сих пор является одним из наиболее массовых на планете винтокрылов.
Но тут в ситуацию вмешались США. Вашингтон задействовал все рычаги политического, экономического и финансового давления на киевский режим, вплоть до самого грубого шантажа, с целью не допустить этой украино-китайской сделки, которая, с их точки зрения, давала слишком большие преимущества КНР - нынешнему главному геополитическому сопернику Вашингтона. И американцы в этом вполне преуспели.
На сегодняшний день весьма выгодная для обеих сторон, то есть для Пекина и Киева, сделка полностью парализована без какой-либо перспективы её успешного завершения.
Кстати
7 августа с.г. прокуратура Украины арестовала акции компании «Мотор Сич» после объявления о подаче в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) совместной заявки китайскими инвесторами и группой DCH украинского бизнесмена Александра Ярославского о покупке доли в компании.
В результате титанической борьбы между США и Китаем за оставшееся на Украине советское военно-техническое наследие, Российская Федерация оказалась единственным полноценным и надёжным поставщиком современной вертолётной техники и всех её комплектующих в Китайскую Народную Республику.
Очевидно, что добиться такого результата без невольной помощи американского слона, устроившего неслабый разгром в украинской посудной лавке под названием «Мотор Сич», было бы намного сложнее, если вообще возможно.
Эпитафия с вынесением благодарности
Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов», отметил по этому поводу следующее:
«На данный момент будущего у "Мотор Сич" мы не видим. Когда-то это был флагман среди моторостроительных предприятий, завод с лучшим оборудованием, на котором размещалось производство самых массовых двигателей. Но время идёт. Оно беспощадно. Оборудование и технологии устаревают. Ограниченность рынка и произошедшие политические события однозначно губительно влияют на "Мотор Сич". Сегодня он далеко не флагман и с моторостроительной промышленностью России не сравним».
Ну чем не эпитафия?
Вполне очевидно, что ожесточённое американское противодействие китайским попыткам перевода украинского предприятия «Мотор Сич» под свой контроль и явилось основной причиной того, что в Пекине были вынуждены отказаться, по крайней мере на обозримую перспективу, от своих «наполеоновских» вертолётных планов и вернуться к планомерному и вполне продуктивному сотрудничеству с нашей страной.
А нам только остаётся поблагодарить «товарищей» из Вашингтонского обкома за эффективную работу на благо России и пожелать им дальнейших творческих успехов в труде на этом славном поприще.