Куда занесёт Меркель антироссийский поток?
До очередных выборов в бундестаг осталось около года: они должны пройти не раньше 29 августа и не позже 24 октября 2021 года. То есть у «хромой утки» Ангелы Меркель, которой осталось занимать главный кабинет в ведомстве федерального канцлера всего 12 месяцев (плюс пару месяцев на передачу дел), совсем мало времени, чтобы завершить славную политическую карьеру на мажорной ноте, не перечеркнув свои главные достижения. А одно из ключевых - особые, доверительные отношения с Россией и её президентом Владимиром Путиным, которые сохранялись и, хочется надеяться, всё ещё сохраняются на достаточно стабильном уровне, несмотря на фиксируемую в последние годы общую тенденцию к охлаждению.
Во время личных встреч, которые теперь, к сожалению, стали не такими частыми, политики по-прежнему обмениваются трогательными презентами. Меркель привозит несколько бутылочек саксонского пива «Радебергер», к которому Путин пристрастился во время службы в ГДР в 1980-х. А он, в свою очередь, одаривает главу берлинского кабинета российскими деликатесами - чаще всего копчёным лососем.
Однако вернёмся к Меркель. Напоследок ей доверили (случайно или нет - кто знает?) порулить ещё и объединённой Европой - до конца нынешнего года Германия, как известно, председательствует в Совете ЕС. Именно на этот период пришлись продолжение страстей в связи с пандемией коронавируса, белорусский кризис, история с Навальным, угрозы ужесточения санкций против России, в том числе по «Северному потоку-2». А впереди ещё один крутой вызов - итоги президентских выборов в США, которые пройдут 3 ноября. Кто победит, с кем и как Евросоюзу и Германии будет необходимо выстраивать дальнейшие отношения - с Трампом или Байденом?
В отдельно взятом комментарии невозможно проанализировать все проблемы, свалившиеся на голову фрау канцлерин, поэтому остановимся на ситуации, которая складывается вокруг балтийского газопровода. Тем более что Меркель, невзирая на беспрецедентное американское давление, действия антироссийски настроенного и агрессивного Европарламента, наличие критиков как в ФРГ, так и в ЕС (Польша, страны Балтии) последовательно отстаивала этот проект, называя его не политическим, а «чисто экономическим».
На фоне «дела Навального» Меркель, будучи непревзойдённым мастером политической интриги, сделала серьёзный шаг: она заявила, что судьба важнейшего российского газопровода будет решаться не Германией, а Евросоюзом в целом. Этот ход можно признать продуманным и достаточно хитрым. Дело в том, что подобные решения в ЕС принимаются на основе консенсуса, поэтому она не без основания полагала, что сторонникам жёстких мер вряд ли удастся добиться единогласной поддержки и поставить крест на проекте.
Однако в Брюсселе решили, что не надо смешивать мух с котлетами. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен (ещё в недавнем прошлом - верная подруга и соратница Меркель, которая и продвинула её на этот пост) вонзила нож в спину.
Пару дней назад она заявила: «Те, кто думал об этом предприятии как о чисто экономическом проекте, были неправы, и тщетны надежды на то, что Россию можно "умилостивить" с помощью газопровода и торговли. Да, это политический проект. И нет, он не приведёт к изменению поведения России». Относительно же вопроса, собирается ли Еврокомиссия добиваться его блокировки, она дала понять, что это дело не общеевропейское, а чисто немецкое.
Особняком стоит предложение, которое официальный Берлин недавно сделал Штатам. Немцы, со своей стороны, инвестируют один миллиард евро в строительство двух терминалов по приёму американского сжиженного газа, а американцы, в свою очередь, отказываются от санкций против газопровода. Но за океаном хотят не делового сотрудничества, а, образно говоря, российской крови, поэтому официальный представитель Госдепартамента Морган Ортэгус призвал ФРГ не увязывать диверсификацию источников энергии с «Северным потоком-2». Он пояснил, что противостояние США этому проекту никогда, дескать, не сводилось только к продаже увеличенного объёма американского газа Германии. По мнению американской стороны, Россия использует газ как инструмент политического давления на европейские страны и особенно на Украину.
В самой же Германии значительная часть политической элиты из-за инцидента с Навальным призвала Меркель приостановить строительство или полностью отказаться от него. В частности, с требованием двухлетнего моратория выступил возможный преемник главы берлинского кабинета, представитель правого крыла ХДС Фридрих Мерц.
Если взглянуть на политический ландшафт ФРГ, то круг сторонников более жёстких мер в отношении «путинской России» достаточно широк: это и консерваторы, и социал-демократы, и либералы, и «зелёные». Против остановки «Северного потока-2» решительно выступают лишь представители крайне левого и крайне правого флангов - Левая партия и «Альтернатива для Германии». Это, конечно, печально...
Осмотрительные «акулы бизнеса» предупреждают, что остановка этого международного проекта, в реализации которого задействованы около 100 компаний, может обернуться для Германии штрафами на сумму в 10 млрд евро.
Вместе с тем премьер-министры восточногерманских земель единогласно выступили за завершение и введение в эксплуатацию «Северного потока-2». Об этом говорится в распространённом 18 сентября с.г. документе, принятом по итогам встречи в немецкой столице глав шести регионов - Берлина, Бранденбурга, Мекленбурга - Передней Померании, Саксонии, Саксонии-Анхальт и Тюрингии. Примечательно, что эти люди, занимающиеся реальной политикой и понимающие значение балтийского газопровода для экономики земель, расположенных на территории бывшей ГДР, выступили со данной инициативой без оглядки на свою партийную принадлежность - среди них есть и христианские демократы, и социал-демократы, и либералы.
Канцлер Меркель заявила, что пока отказывается связывать инцидент, приведший к госпитализации Навального, с какими-либо ограничительными действиями в отношении «Северного потока-2». При этом она поддержала позицию министра иностранных дел Хайко Мааса (представляет в коалиционном правительстве СДПГ), который ранее призвал Россию прояснить обстоятельства, связанные с интоксикацией оппозиционера.
Замечу также, что по инициативе Меркель несколько дней назад прошло закрытое заседание депутатов бундестага, представляющих партии правящей коалиции. На нём как раз и судили-рядили о том, как себя вести по отношению к балтийскому проекту, очень важному для энергобезопасности не только ФРГ, но и всей Европы.
Тем временем в немецких СМИ принялись строить прожекты относительно того, как Германия всё же может выйти из балтийского проекта, не понеся значительных убытков и сохранив лицо. Предлагается несколько возможных вариантов.
Перечислю основные:
- отозвать разрешения на постройку трубопровода, которые были выданы властями Штральзунда (города в земле Мекленбург - Передняя Померания, вблизи которого ведутся работы) и Федеральным морским и гидрографическим агентством Германии;
- дождаться решения судов по искам экологических организаций, которые пытаются доказать потенциальный вред проекта для окружающей среды;
- ввести ограничения на экспорт российского газа;
- дать возможность американским санкциям окончательно заморозить проект;
- добиться новых общеевропейских санкций, которые затронули бы «Северный поток-2».
Перечень уловок можно продолжить - было бы желание...
Будет ли Меркель искать повод, чтобы похоронить проект, адвокатом которого она выступала все последние годы? Тут впору прибегнуть к конспирологии, которая даст возможность уличить «безупречную Ангелу» в возможной нечестной игре. Дело в том, что западные и российские эксперты намекают на наличие неких неформальных договорённостей между Меркель и Путиным. Речь идёт о сохранении украинского газового транзита после 2019 года. Фрау канцлерин, дескать, сказала, что для безопасности «Северного потока-2» ей необходимо выполнить два американских условия - обеспечить прокачку российского газа через Незалежную и доступ сжиженного газа из Штатов через Германию в Европу.
Напомню, что в конце декабря прошлого года «Нафтогаз» и «Газпром» подписали пятилетний контракт на транспортировку газа. Российская сторона обязалась прокачать до 2025 года 220 млрд кубометров и заплатить за это $6,98 млрд. Не будем забывать, что из всех существующих украинское направление является самым дорогим. Польский транзит, например, обходится «Газпрому» в четыре раза дешевле.
То есть Путин сдержал своё слово. Теперь вопрос в другом - сможет ли Меркель уйти на заслуженный отдых, сдержав своё?
Впрочем, немцы уже не те. Гельмут Коль в своё время обещал Михаилу Горбачёву после объединения не расширять НАТО на восток. А нынешний президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в феврале 2014 года - тогда он занимал пост главы немецкого МИДа - вместе с коллегами из Франции и Польши от имени Евросоюза засвидетельствовал соглашение между украинским президентом Януковичем и оппозицией о преодолении кризиса. И где теперь НАТО, и где теперь Янукович?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.