«Конечным критерием выпускника выступает не абстрактная оценка "хорошо" или "отлично", а конкретный результат - уничтожение цели»
«В училище созданы необходимые и благоприятные условия для подготовки курсантов»
- Алексей Алексеевич, известно, что научные изыскания в вашем училище направлены в первую очередь на совершенствование военного профессионального образования, подготовки научно-педагогических и научных кадров, на совершенствование форм и способов боевого применения подразделений противовоздушной обороны Воздушно-космических сил, на совершенствование вооружения, военной и спецтехники ПВО, его применения, эксплуатации и ремонта. Как эти задачи решаются и насколько успешно, на ваш взгляд?
- Главное: училище является основным военным учебным заведением, на которое возложена задача по подготовке специалистов для частей и подразделений войск противовоздушной и противоракетной обороны Воздушно-космических сил.
В училище созданы необходимые и благоприятные условия для подготовки курсантов. Имеется достаточное количество современных образцов вооружения и военной техники, тренажёрных комплексов, на которых наши курсанты успешно осваивают специальность офицера-инженера. Значительная часть преподавателей имеет опыт участия в боевых действиях за пределами Российской Федерации, который они внедряют в учебный процесс и передают нашим курсантам.
В училище сформированы четыре военно-научные школы по основным научным направлениям, в рамках деятельности которых ежегодно проводятся научные мероприятия различного уровня, ведутся научно-исследовательские работы по актуальным проблемам, сотрудники училища ведут активную публикационную деятельность в ведущих рецензируемых журналах.
Особо хочется отметить участие наших научно-педагогических работников в научных выставках, где представляются инновационные разработки училища. В рамках подготовки научно-педагогических и научных кадров в училище активно функционируют адъюнктура и докторантура, а благодаря диссертационному совету, созданному при училище, высокий уровень подготовки научно-педагогических и научных кадров ежегодно подтверждается.
Педагогический коллектив училища состоит из подготовленных кадров, являющихся специалистами в преподаваемых предметных областях. Большинство из них имеет за плечами богатый опыт службы в Вооружённых Силах Российской Федерации. В образовательной деятельности они применяют широкий спектр интерактивных методов обучения, современные средства моделирования и визуализации процессов, протекающих в трактах и узлах образцов вооружения и военной техники. Для достижения успеха педагоги на примерах из личной служебной деятельности формируют интерес обучающихся к будущей специальности, раскрывают их личные и профессиональные способности, чем активизируют познавательную деятельность курсантов.
- На кафедрах училища оборудованы специализированные классы с действующими новейшими образцами вооружения и военной техники зенитных ракетных и радиотехнических войск противовоздушной обороны, образцами автоматизированных систем управления, представляющими собой учебно-тренировочные комплексы. Как разрабатываются и внедряются в учебный процесс тренажно-имитационные и моделирующие комплексы?
- Безусловно, для достижения профессиональных компетенций в области эксплуатации существующих и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также комплексов средств автоматизации автоматизированных систем управления применяются информационно-обучающие комплексы и тренажно-имитационные модели. Для этого училище оснащено современными тренажными комплексами и классными вариантами образцов вооружения. Для изучения отдельных вопросов научно-педагогический состав училища совместно с обучаемыми разрабатывает имитационные модели отдельных элементов вооружения, множество из которых входят в электронные учебники по специальным дисциплинам. Для оценки полезного эффекта от применения таких комплексов и моделей в образовательном процессе используется достаточно большое количество методик. В среднем расчёты показывают, что использование внедрённых информационно-обучающих комплексов и тренажно-имитационных моделей в учебный процесс позволяет повысить уровень навыков и умений обучающихся примерно в 1,5-2 раза.
Поступающим
Приём в училище осуществляется на конкурсной основе. Условиями конкурса должно быть обеспечено зачисление на обучение кандидатов, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ, а также наиболее соответствующих требованиям, предъявляемым к профессиональной пригодности кандидатов.
Приём кандидатов в училище осуществляется по двум специальностям:
- Специальные радиотехнические системы.
- Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения.
В период отбора определяется пригодность абитуриентов по уровню образования, возрасту, физической подготовке, состоянию здоровья. В ракетном училище проводятся вступительные испытания, призванные оценить физическую и общеобразовательную подготовку поступающих.
Курсанты обучаются бесплатно с полным казенным довольствием.
Подготовка ведётся поэтапно. Студенты младших курсов осваивают практические умения использования вооружения и техники на уровне солдата и сержанта. Старшие курсы посвящены изучению практики и теоретической подготовке уровня начальника расчёта и отделения. Последний этап учёбы посвящён применению полученных знаний к самостоятельной эксплуатации комплексов ПВО, ракетных систем, радиотехнических комплексов. Практические занятия и приобретение навыков осуществляются на полигоне в ходе военных учений, куда включена боевая стрельба, применение ВКС для поражения учебных мишеней, призванных имитировать вражеское нападение.
«Наши выпускники выполняют боевые стрельбы по реальным ракетам-мишеням на государственных полигонах ВКС»
- Товарищ генерал, это, как говорится, теория. А на практике - как идёт подготовка курсантов для дальнейшей службы на современных образцах вооружения, которые поступают в наши Вооружённые силы?
- Уникальность училища заключается в том, что с 2000 года мы стали, извините за нескромность, родоначальниками нового вида подготовки - проведения полигонной практики курсантами выпускного курса с выполнением боевых стрельб по реальным ракетам-мишеням на государственных полигонах Воздушно-космических сил.
Непосредственная подготовка боевых расчётов курсантов организуется как в ходе плановых занятий, так и в ходе стажировки в войсках. Курсантские боевые расчёты сдают зачёты по ракетно-стрелковой и технической подготовке, отрабатывают боевые документы подразделений, участвуют в работе по контрольным целям, ведут учебные противовоздушные бои с имитированными пусками ракет.
Выпускники училища ежегодно в ходе выполнения боевых стрельб показывают высокий уровень теоретической и практической подготовки в выполнении функциональных обязанностей по первичному должностному предназначению в соответствии с квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников. Конечным критерием усвоения изученного материала выступает не абстрактная оценка «хорошо» или «отлично», а конкретный результат - уничтожение цели.
Ещё одним критерием оценки качества подготовки курсантов является результат участия боевых расчётов училища во всероссийских этапах конкурсов по полевой выучке «Ключи от неба» и «Воздушные рубежи». Наши боевые расчёты неоднократно подтверждали свой профессионализм, оставляя позади боевые расчёты соперников.
- Насколько нам известно, на крайний конкурс по полевой выучке среди боевых расчётов радиотехнических войск участники прибывали на полигон со своей техникой. Курсанты вашего училища приняли участие в номинации «Лучший боевой расчёт радиолокационного взвода радиолокационной станции» и заняли по итогам конкурса второе место из семи команд-участниц. Как вы оцениваете этот результат?
- В этом году проведение Всеармейских соревнований по полевой выучке среди боевых расчётов радиотехнических войск было спланировано на своей технике. Следует отметить, что курсанты выступали на опытном образце техники, который в значительной степени отличается от серийного. Второе место - это очень хороший результат, ведь в конкурсе принимали участие лучшие расчёты - победители конкурсов, проведённых в военных округах и на флотах.
«Модернизация современного вооружения требует подготовки курсантов не только на учебных образцах»
- Командование училища и руководство акционерного общества «Конструкторское бюро приборостроения» имени академика А.Г. Шипунова спланировали и провели ремонтно-эксплуатационную практику курсантов выпускного курса на базе предприятия в Туле. С какой целью и почему в Туле?
- С тульским «Конструкторским бюро приборостроения» у нас давнее и плодотворное взаимодействие. Заключён договор о научно-техническом сотрудничестве, ведётся совместная научная работа, организовано взаимодействие с Центром подготовки специалистов предприятия.
Вооружение и военная техника постоянно совершенствуются. К примеру, боевые машины зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С», поставляемые в войска, принадлежат уже к шестой модификации. На стадии испытаний арктический вариант «Панцирь-СА» и глубоко модернизированный вариант «Панцирь-СМ». И это всего за 10 лет с момента принятия комплекса на вооружение. И как вы понимаете, модернизация современного вооружения требует подготовки курсантов не только на учебных образцах.
Возникает ситуация, когда образец техники, который курсанты изучали в стенах училища, и тот, на котором им предстоит служить в войсках, существенно различаются. Выходом из этого и является проведение ремонтно-эксплуатационной практики на предприятиях промышленности.
Ремонтно-эксплуатационная практика в городе Туле проводится уже не первый год. В ходе занятий курсанты изучают новейшие образцы боевых машин комплекса не только в учебных классах предприятия, но и непосредственно в сборочных цехах. Общаются с конструкторами, сборщиками, настройщиками, приобретают бесценный опыт технического обслуживания, поиска и устранения неисправностей систем боевой машины, знакомятся с технологией изготовления элементов вооружения и военной техники. Результаты таких занятий видны сразу. Растёт уверенность в своих силах, уверенность во вверенном вооружении, приобретаются навыки и умения, необходимые для эксплуатации самых современных образцов вооружения. Подтверждением сказанному являются успешные результаты боевых стрельб курсантов выпускного курса на полигоне «Ашулук».
Нельзя не упомянуть и воспитательную роль занятий, проводимых на предприятии. У курсантов растёт чувство гордости за свою страну и вверенное вооружение, формируется понимание того, сколько знаний, опыта, труда вкладывается в разработку и производство техники, которую им предстоит эксплуатировать. Свободное от занятий время также не проходит даром. Ведь Тула - «город оружейников» со своей славной историей и достопримечательностями. Для курсантов организованы посещения музеев, исторического центра Тулы, музея-усадьбы Льва Николаевича Толстого «Ясная поляна».
Мы и дальше планируем проводить ремонтно-эксплуатационную практику на предприятии «Конструкторское бюро приборостроения». Кроме того, подобные занятия организованы и для курсантов, изучающих другие зенитные ракетные системы, такие как С‑300, С‑400. Для этого ремонтно-эксплуатационная практика проводится на базе АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», АО «Нижегородский завод 70-летия Победы», «Марийский машиностроительный завод».
- Разработки училища были продемонстрированы на экспозициях «Военное образование - престиж и инновации» и «День инновации Министерства обороны Российской Федерации» в ходе салона «Армия-2021». Это тоже входит в учебный процесс и отражается на нём?
- Любое научное мероприятие в той или иной степени приносит практическую пользу, не исключением является и Международный военно-технический форум «Армия». В рамках форума авторы не только представляют свои инновационные разработки, но и получают бесценный опыт по научному обмену мнениями с ведущими разработчиками и учёными, что позволяет оценить уровень своей разработки и в дальнейшем её усовершенствовать и сделать ещё лучше.
При этом можно выделить несколько составляющих, которые смогут очертить ту пользу, о которой вы спрашиваете.
Первая - это, прежде всего, импульс к дальнейшему развитию научно-технической мысли, воплощаемой в разработках училища, направленных на повышение эффективности современных и перспективных образцов военной техники. Получаемые достижения подстёгивают к получению новых.
Вторая составляющая - накопление интеллектуального потенциала училища, так как практически каждая из выставляемых разработок подтверждается одним, а то и несколькими патентами на изобретения.
Третьей является коммуникационная составляющая. Представители училища, принимая участие в экспозициях, налаживают новые внешние связи как с другими подразделениями Министерства обороны, так и с организациями, относящимися к другим ведомствам. Такая атмосфера сотрудничества позволяет сотрудникам училища в научной и инновационной деятельности создавать в училище информационную среду, отвечающую последним достижениям науки и техники, а также создать хотя и дружеское, но соперничество.
Все перечисленные выше составляющие пусть косвенно, но оказывают влияние на образовательный и воспитательный процесс, позволяют сделать вуз узнаваемым, привлечь новых абитуриентов, повысить конкурс при поступлении в училище, что благоприятно сказывается на уровне подготовки будущих защитников Родины.