Китайская экономическая экспансия распространилась на Арктику.

«Арктическая лихорадка», или Китайцы за Полярным кругом

Поднебесная не успела к географическому освоению Арктики, но не без успеха покоряет высокие широты при помощи инвестиций
Реклама
«Арктическая лихорадка», или Китайцы за Полярным кругом
© polarfoundation.org
Китайская экономическая экспансия распространилась на Арктику.
Читайте нас на: 

Опоздавших не ждут

Председательство России в Арктическом совете (АС) продлится до 2023 года. За это время состав стран-наблюдателей вряд ли расширится, их и так уже тринадцать, включая Китай, которому до Полярного круга, фигурально выражаясь, как до Луны. Но сам факт попыток проникновения в организацию - хоть тушкой, хоть чучелом - стран, которые географически расположены весьма далеко от высоких широт, показателен: наконец-то в альтернативный Суэцу судоходный маршрут, пролегающий по северной кромке России, поверили.

И тут же по примеру канонической «золотой лихорадки» началась «лихорадка арктическая» - потому что многие страны-соискатели опасаются опоздать к освоению крупнейших мировых месторождений нефти и газа, которые находятся в глубинах Северного Ледовитого океана. Но самый главный приз - Северный морской путь (СМП), существенно сокращающий маршрут из Юго-Восточной Азии в Европу.

Пренебрегая такой возможностью, можно в буквальном смысле опоздать на европейский рынок.

Однако Китай по нынешним временам - это не бедный родственник, а, если цифры не врут, первая экономика в мире и самый привлекательный инвестор. Поэтому Россия - и так на её месте поступил любой здравомыслящий субъект международного права - не возражает против интеграции в китайский проект «Ледовый шёлковый путь» своего СМП. Это подтвердил в недавнем заявлении посол по особым поручениям МИД, старшее должностное лицо РФ в Арктическом совете Николай Корчунов.

Справка

В 2020 году китайская судоходная компания COSCO Shipping выполнила одиннадцать рейсов по СМП. Китай является крупным инвестором в наше Заполярье: доля в проекте «Ямал-СПГ» Китайской национальной нефтегазовой компании (CNPC) составляет 20%, ещё 9,9% у китайского Фонда Шёлкового пути. Кроме того, китайские инвесторы участвуют в проекте «Арктик СПГ-2», являющемся детищем российского «Новатека».

В 2020 году китайская судоходная компания COSCO Shipping выполнила одиннадцать рейсов по СМП.
© rosatomflot.ru
В 2020 году китайская судоходная компания COSCO Shipping выполнила одиннадцать рейсов по СМП.

США - Китай: арктическое противостояние

Похоже, что для русских хорошо, для американцев - против шерсти. По крайней мере Россию стратегия проникновения Поднебесной в Арктику, изложенная в китайской «Белой книге», не пугает. А вот Белый дом напрягается не на шутку, что нашло отражение в заявлении помощника госсекретаря США Марши Берникэт: в арктических планах Китая, утверждает она, Вашингтон усматривает не только экономическую экспансию, способную подорвать доминирующую роль США в мире, но и опасность потенциального военного присутствия Китая в регионе.

И как обычно бывает в подобных случаях, первым делом в ход пошла «зелёная дипломатия» - китайцев обвинили в недостаточном внимании к вопросам окружающей среды. Хотя и без Греты Тунберг понятно, что за ширмой этих упрёков скрывается страх потерять европейский рынок и позволить Китаю получить новую логистику, не контролируемую военными блоками, аффилированными с Вашингтоном.

При этом можно только подивиться американскому цинизму. Москве они намекают, что готовы объединить усилия в борьбе с «ненасытным Пекином», а параллельно душат нашу страну санкциями, ограничивая тем самым приток европейского капитала в арктические проекты России... А китайцам предлагают сепаратные сделки против российского доминирования в Арктике. Это свидетельствует о том, что природа англосаксов неизменна, и после контактов с ними полезно мыть руки.

Премия раздора

Но Соединённые Штаты, слава богу, не всесильны. И тот самый день, когда в Кируне (Швеция) на восьмой министерской сессии Арктического совета Китай был утверждён в качестве страны-наблюдателя в АС, началась новая эпоха освоения Арктики. Европейские деньги теперь конкурируют с финансами Китая. Но вот что примечательно: больше других присоединению Китая к арктическим делам, как это ни странно, противилась Норвегия. Выяснилось, что по политическим мотивам.

В тот самый день, когда Китай был утверждён в качестве страны-наблюдателя в АС, началась новая эпоха освоения Арктики.
© arctic-council.org
В тот самый день, когда Китай был утверждён в качестве страны-наблюдателя в АС, началась новая эпоха освоения Арктики.

Шероховатости между китайцами и норвежцами начались после того, как Нобелевская премия мира 2010 года была дана китайскому диссиденту Лю Сяобо. Пекин воспринял решение Норвежского Нобелевского комитета как оскорбление и начал чинить препятствия ввозу в страну норвежского лосося. МИД Норвегии в ответ намеревался блокировать предоставление Китаю статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете, которого Поднебесная добивалась с 2009 года.

Неизвестно, сколь долго продлились бы эти «высокие отношения», если бы не интересы крупного бизнеса. В ходе одной из встреч высших госчиновников с норвежскими бизнесменами управляющий директор Норвежской ассоциации судовладельцев Стурла Хенриксен прямо заявил, что «Китай нужен Норвегии больше, чем Норвегия Китаю».

А после саммита АСЕМ 2012 года в Мьянме, где состоялась встреча премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга, ныне генсека НАТО, и премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао, начался процесс постепенной нормализации отношений. Последовавшее после этого заявление министра иностранных дел Норвегии Эспена Барта Эйде о том, что Норвегия поддержит присоединение Китая к Арктическому совету, было логической развязкой затянувшейся распри.

Так что деньги действительно могут творить чудеса, даже если это юани...

Приличное поведение

Что касается России, то Москва не видит причин ограничивать участие китайских партнёров в российских энергетических проектах. Скорее наоборот.

Китайские компании получили контракты на модернизацию Архангельского морского порта, на строительство железнодорожной магистрали Белое море - Коми - Урал (Белкомур). При этом надо понимать, что это тщательно просчитанная «щедрость»: развитие Севморпути создаёт условия для увеличения грузооборота портов Северо-Восточного Китая, провинции Шаньдун - Даляня и Циндао.

Китайские компании получили контракты на строительство железнодорожной магистрали Белое море - Коми - Урал (Белкомур).
© belkomur.com
Китайские компании получили контракты на строительство железнодорожной магистрали Белое море - Коми - Урал (Белкомур).

Но не бывало случая или ситуации, чтобы Пекин не оставался себе на уме. Проникнув всеми правдами и неправдами в Арктику, Китай в перспективе намерен обрести полную самостоятельность в регионе - самостоятельно выполнять ледовые проводки, полностью отказавшись от лоцманского сопровождения третьих стран. Очевидно, что наличие всего двух действующих ледоколов (заложен третий) не позволяют Китаю действовать в этом направлении достаточно быстро. Но Китай никуда и не спешит и старается быть партнёром, приятным во всех отношениях.

Сегодня КНР старательно уклоняется от конфликтов, копит ресурсы и, по всей видимости, в полном соответствии с китайскими стратагемами, ожидает благоприятных условий. А пока что, став в 2013 году наблюдателем в Арктическом совете, Поднебесная согласилась с юридическими правами большой арктической восьмёрки, поэтому стремление интернационализировать управление регионом для Китая не приоритетная задача.

А пока что китайцы, активно инвестируя в Гренландию и Исландию, стараются закрепиться в регионе, создав на островах удобные плацдармы для продвижения вширь и вглубь Арктики.

При этом некоторые выступления китайских политиков и военных, таких как контр-адмирал Инь Чжо или научный сотрудник Шанхайского института международных исследований Чэна Баочжи о том, что «Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти», заставляют очень внимательно оценивать китайскую активность.

По словам Баочжи, «невообразимо представить, чтобы неарктические государства оставались пользователями арктических морских маршрутов и потребителями энергоресурсов Арктики без возможности участия в процессе принятия решений, так что конец монополии циркумполярных держав в арктических вопросах становится абсолютной необходимостью».

Безусловно, эти высказывания не являются официальной позицией Пекина, но от этого они не вызывают меньшей настороженности. А пока что конструктивные подходы и умение России нивелировать разногласия взаимовыгодным партнёрством на данном этапе сдерживают аппетиты растущей экономики Поднебесной. Возможно, рано или поздно Китай попытается использовать свой статус наблюдателя в Арктическом совете в качестве рычага для реализации своих скрытых приоритетов, но в любом случае не сегодня.

Чэн Баочжи: «Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти».
© railbaltica.org
Чэн Баочжи: «Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти».

Пока что Пекин ведёт себя в Арктике вполне прилично. Освоение китайскими судоходными компаниями Севморпути, так называемые арктические рейсы крупнейших китайских перевозчиков, таких как COSCO, изучение китайскими компаниями экономической эффективности перевозок между портами Китая и Исландии через СМП даёт основания полагать, что экономическая целесообразность для Китая важнее военной составляющей.

При данном геополитическом раскладе в северных широтах Китай в ближайшей перспективе воевать там ни с кем не собирается. Он хочет там зарабатывать.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама