Начальник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенант внутренней службы Богдан Гавкалюк.

«Гарантированное спасение и сохранение жизни человека при его нахождении в Арктике - одна из приоритетных задач МЧС России в Арктическом регионе»

Об особенностях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике, основных вызовах и новых угрозах безопасности в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), о развитии арктических аварийно-спасательных центров МЧС России, о научно-исследовательских работах, которые проводятся в вузе, еженедельнику «Звезда» рассказал начальник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенант внутренней службы Богдан Гавкалюк
Реклама
«Гарантированное спасение и сохранение жизни человека при его нахождении в Арктике - одна из приоритетных задач МЧС России в Арктическом регионе»
© igps.ru
Начальник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенант внутренней службы Богдан Гавкалюк.
Читайте нас на: 

Арктика - не только кладезь полезных ископаемых, но и источник чрезвычайных ситуаций

- Михайло Ломоносов говорил когда-то, что могущество России будет прирастать Сибирью. На сегодняшний день главный российский ресурс - это Арктика. Тридцать лет назад у нас здесь был ледокольный флот, круглосуточная навигация, полярная авиация, северный завоз, гидрометеорологические станции. И всё это не просто было, а работало в полную силу. С началом перестройки про Арктику просто забыли. Богдан Васильевич, как вы считаете, Россия вернёт былое влияние в регионе?

- Несмотря на то, что история освоения Ледовитого океана русскими берёт начало в XII веке, и она отмечена большими прорывами в исследовании Арктики в конце XIX и XX веках, хочу со всей ответственностью отметить, что в современной России активное возрождение научных исследований в Арктике только начинается.

Арктика, конечно, затратна, но она окупится сторицей. Там ведь есть не только нефть и газ, но также медь, никель, руды, много чего есть и неразведанного. Надо развивать транспортную систему, наше присутствие на Шпицбергене.

В первые десятилетия XXI века Арктика превратилась в новое глобальное игровое поле, на котором хотят развивать научный, экономический и политический диалог с арктическими государствами страны Азии и континентальные европейские государства. Довольно динамичные изменения в регионе создают не только дополнительные возможности, но и новые вызовы, риски.

И в этой связи нельзя переоценить выдающуюся роль науки и научных исследований в принятии политических решений относительно Арктики. Знания, основанные на рекомендациях экспертов и результаты научных исследований - основа политических решений в вопросах развития Арктической зоны и обеспечения безопасности экономических и национальных интересов. А также важное условие успешного международного сотрудничества.

- Богдан Васильевич, каковы, по вашему мнению, главные угрозы и риски для арктических территорий?

- В Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2020 года, которую утвердил президент РФ, обозначены все возможные риски: природные, техногенные, биолого-социальные.

В Арктике существуют как климатические и природные, так и техногенные источники чрезвычайных ситуаций. К основным климатическим условиям и природным источникам чрезвычайных ситуаций относятся: деградация вечной мерзлоты (таяние), обвалы, оползни; наводнения (весна, осень), ледяные заторы, подвижка льдов; снежные бури, штормы; сильные ветры (ураганы) и гололедица; ландшафтные пожары (тундра, мелколесье).

На территории районов Крайнего Севера находится большое количество потенциально опасных объектов, которые могут стать источниками техногенных чрезвычайных ситуаций. Это объекты нефти и газодобычи, ядерной энергетики, захоронения контейнеров с отходами, производственные предприятия. Таким источником служит и транспортная инфраструктура Арктики. Это в первую очередь Северный морской путь, а также местные и кроссполярные авиатрассы.

Силы и средства, находящиеся в Арктической зоне, относятся к различным федеральным органам исполнительной власти (МЧС, Минтранс, Пограничная служба ФСБ, Минобороны, Росгидромет, ФГУП «Росатом» и другие), субъектов и муниципалитетов.

На территории районов Крайнего Севера находится большое количество потенциально опасных объектов, которые могут стать источниками техногенных чрезвычайных ситуаций.
© flickr.com
На территории районов Крайнего Севера находится большое количество потенциально опасных объектов, которые могут стать источниками техногенных чрезвычайных ситуаций.

Кроме этого, в соответствии с требованиями российского законодательства, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, имеют либо собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования, либо привлекают профессиональные аварийно-спасательные формирования на договорной основе.

Анализ деятельности РСЧС в материковой части АЗ РФ показывает, что система в целом имеет достаточно сил и средств для решения задач, стоящих перед ней.

12 мая 2011 года государства-члены Арктического совета подписали соглашение о морском сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике. В этом документе установлены чёткие границы поисково-спасательных районов и определены координирующие структуры и поисково-спасательные ведомства приарктических государств. В России это Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ), Главный авиационный координационный центр поиска и спасения (ГАКЧПС), Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта. Структуры МЧС России в этом перечне отсутствуют, Министерство внесено в документы лишь как компетентное ведомство страны.

Стратегическое значение для России в обеспечении реализации международных обязательств по заключённому соглашению трудно переоценить. Уже сегодня со стороны соседних государств начинает продвигаться тезис о невозможности обеспечения безопасности Россией в своей зоне реагирования и необходимости помощи размещения своих спасательных сил и средств.

Есть, чему удивляться, и есть, чем удивить

- Они правы в своих высказываниях или специально сгущают краски? По телевидению смотрели фильм про Арктику и те технологии, которые используют в Арктическом регионе Гренландия и Канада, действительно впечатляют…

- К сожалению, в настоящее время имеются предпосылки для таких заявлений наших зарубежных партнёров. Объективный анализ сил и средств подразделений Федерального агентства воздушного транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта, определённых международным соглашением как поисково-спасательные ведомства России в Арктике, показывает, что их возможности по реагированию в закреплённой зоне ограничены.

Один из примеров - это поисково-спасательные работы, связанные с аварией теплохода «Виктор Корякин» в районе полуострова Рыбачий. На борту судна находилось 12 членов экипажа. Российские суда подойти к месту аварии не могли, поскольку там продолжался шторм с высотой волн до 6 метров. Использовать вертолёты для спасения людей сочли невозможным, так как в районе происшествия дул очень сильный ветер до 37 метров в секунду. Команду теплохода снял норвежский вертолёт-спасатель береговой охраны Норвегии. Ураган не помешал норвежским спасателям выполнить задачу и спасти весь экипаж судна.

Тренировки по спасению экипажа судна.
© igps.ru
Тренировки по спасению экипажа судна.

Анализ аварийности на море и опыта проведения спасательных работ показывает, что суда в основном гибнут или терпят бедствие в прибрежных водах. При этом наиболее эффективными средствами спасения являются специальные спасательные вертолёты и специальные спасательные небольшие суда с профессионально подготовленными экипажами.

Кроме этого, нужны ещё и обученные пловцы-спасатели, которые спускаются с вертолётов на гибнущее судно или прямо в воду. Госморспасслужба недостаточно укомплектована такими специальными средствами и людскими ресурсами.

Справедливости ради надо отметить, что, к сожалению, и структуры МЧС России, находящиеся в данном регионе, не до конца оснащены необходимыми силами и средствами.

- Скажите, а интеграция АКСЦ МЧС России в систему поиска и спасения в Арктическом регионе способна решить указанные проблемы?

- Деятельность и вектор развития АКСЦ МЧС, на наш взгляд, должны базироваться как на основе отечественного опыта, например, организации Борнео, деятельности полярных станций Росгидромета и т. д., так и на передовом зарубежном опыте в области поиска и спасения.

Так, при обобщении зарубежного опыта можно сделать несколько основополагающих выводов.

Первое. Основным условием успешно проведённой спасательной операции является незамедлительно принятое решение о применении спасательных средств, и это необходимо учитывать при организации связи и взаимодействия АКАСЦ с координирующими структурами, категорически исключая дублирования функций и полномочий.

Второе. Главными спасательными средствами в операциях в прибрежных водах являются специальные спасательные вертолёты, спасательные всепогодные боты и лишь на третьем месте - большие спасательные суда.

И третье. Дополнительно снижают эффективность поисково-спасательных операций тактико-технические показатели привлекаемых авиационных средств. Так, отечественные вертолёты «Ка-32» способны работать при скорости ветра до 20 м/с, «Ми-8» - до 15 м/с. Имеются у них и ограничения по работе в ночное время. А, к примеру, Швеция имеет в постоянной готовности до восьми вертолётов Super Puma, которые могут применяться в ночное время и при скорости ветра до 45 м/с.

Отечественные вертолёты «Ка-32» способны работать при скорости ветра до 20 м/с, «Ми-8» - до 15 м/с.
© igps.ru
Отечественные вертолёты «Ка-32» способны работать при скорости ветра до 20 м/с, «Ми-8» - до 15 м/с.

- А есть что-то, чем мы можем удивить наших коллег из арктических государств?

- Возвращаясь к отечественному опыту, хотелось бы отметить многолетнюю успешную организацию российскими специалистами ледового лагеря Борнео. Особое место, с точки зрения развития спасательных технологий в Арктике, занимает уникальный опыт по разворачиванию ВПП с использованием вертолётных групп при поддержке транспортных самолётов. Имеется у нас в стране и опыт подготовки пловцов-спасателей, например, в Архангельской областной службе спасения разработаны и методики подготовки. У Российского института мощного радиостроения в Санкт-Петербурге есть успешный опыт в одной из основных проблемных областей - организации связи в условиях Арктики. Там созданы две сети радиосвязи пограничных войск ФСБ, на базе одной из которых организован основной канал связи между островом Александры Земли Франца-Иосифа (РУ ЦР «Нагурское» и материком город Архангельск - РЦ УС ФСБ). Организованный канал связи успешно функционирует в настоящее время.

Обобщение, внедрение и использование этого опыта в деятельности ААСЦ позволило бы реализовать, к примеру, следующую систему реагирования. Десять спасательных вертолётов базируются в АКАСЦ.

Для увеличения зоны их реагирования предлагается разместить НЗ топлива на вертолётных площадках расположенных на материковой части и на островах. В Арктическом регионе имеется большое количество таких мест, в том числе в расположении постоянно действующих объектов Росгидромета, газовиков, нефтяников и подобных. На западе и востоке располагаются транспортные самолёты, находящиеся на постоянном дежурстве. Там же склады с дополнительным спасательным оборудованием и ГСМ на случай поддержки вертолётных групп или ликвидации крупномасштабного ЧС. При такой организации АКАСЦ МЧС России будут способны реагировать в любой точке зоны ответственности России в Арктике.

Научно-исследовательская работа даёт практические результаты

- Каков вклад вашего коллектива в укреплении безопасности Арктики?

- Нашему университету поручили ответственную работу: на основе совокупности проведённых анализов разработать Программу развития Арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России. Её реализация должна позволить повысить уровень защищённости населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации путём повышения оперативности и качества проведения аварийно-спасательных работ. Это, несомненно, большая честь для нас. Эту работу проводили в тесном контакте с Арктическим и Антарктическим НИИ, Российским институтом мощного радиостроения и другими. Члены рабочей группы посетили все имеющиеся на данный момент АКАСЦ, побывали в регионах АЗ РФ и проанализировали возможные риски возникновения ЧС. Также изучался советский и зарубежный опыт.

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России.
© Фото СП ГУ МЧС РФ
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России.

Уровень погружения в тему у каждого очень высокий, я горжусь, что руковожу университетом. Каждый у нас ощущает себя на своём месте, все востребованы и служат на благо России. Наш университет нужен для того, чтобы иметь объективную информацию, оценивать наиболее вероятные последствия принимаемых решений, угрозы и риски.

Лауреат Нобелевской премии Жорес Алфёров говорил, что для учёных даже не так страшно недофинансирование, как то, что полученные ими результаты не нужны, что они идут не в дело, что сами научно-исследовательские институты оказываются не у дел. У нас же есть твёрдая уверенность в том, что наша научно-исследовательская работа даст практические результаты в деле развития комплексных арктических аварийно-спасательных центров.

В программе развития АКАСЦ МЧС России должны учитываться:

  • особенности территориального расположения, инфраструктуры и заселённости зон ответственности АКАСЦ;
  • работы и задачи, выполняемые АКАСЦ на закреплённых зонах ответственности;
  • прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций с учётом территориальных особенностей;
  • развитие информационно-аналитического комплекса АКАСЦ;
  • совершенствование системы экстренного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации;
  • совершенствование системы оснащения АКАСЦ современными образцами технических средств и техникой с учётом территориальных рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов АКАСЦ, определение критериев компетентности и совершенствование методов обучения.

Мы всё это самым тщательным образом проанализировали и в отчёте о выполнении научно-исследовательской работы обосновали развитие арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России в Арктической зоне до 2020 года.

Отработка приёмов оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
© igps.ru
Отработка приёмов оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

- Можно несколько слов об этой работе?

- Если говорить про работу, то мы в полной мере оценили состояние аварийно-спасательных формирований федеральных органов и исполнительной власти в Арктическом регионе. Проанализировали способности действующей транспортной системы для того, чтобы обеспечить оперативное реагирование для защиты территории и населения Арктической зоны от ЧС.

Провели анализ законодательства РФ по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в Арктическом регионе.

Во второй части отчёта мы предоставили предложения по развитию АКАСЦ и обозначили задачи аварийным центрам с учётом изменений НПА. Разработали проект табеля оснащения АКАСЦ МСЧ России и финансово-экономическое обоснование потребности в обучении и оснащении подразделений АКАСЦ.

В ходе выполнения работы было рассмотрено и проанализировано около 100 нормативных правовых актов различного уровня: федерального, межведомственного, международного, а также особое внимание уделено нормативным правовым актам МЧС России. По результатам анализа сформулированы предложения по внесению изменений в нормативно-правовую базу различного уровня в части акцентирования арктического направления в существующей системе обеспечения безопасности территории.

Также в полной мере провели анализ транспортного обеспечения в Арктической зоне РФ (наземного, воздушного, водного).

По результатам обобщённых анализов в научно-исследовательской работе мы сформировали предложения, в том числе о необходимости создания единой информационно-аналитической системы по мониторингу безопасности жизнедеятельности в Арктической зоне Российской Федерации. Все они были доведены до руководства МЧС России.

Тренировка спасателей.
© igps.ru
Тренировка спасателей.

«Арктика без опасности»

- Какие научные тематики, связанные с Арктикой, вы бы назвали приоритетными для университета?

- Согласно плану НИОКР МЧС России на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов коллектив университета совместно с ВНИИ ГОЧС выполняет научно-исследовательскую работу на тему: «Анализ оснащения пожарно-техническим вооружением, спасательным оборудованием, специальной защитной экипировкой, подразделений всех видов пожарной охраны, работающих в условиях Крайнего Севера и в Арктической зоне, а также технического состояния изделий, находящихся в эксплуатации».

В инициативном порядке мы продолжаем проведение научно-исследовательских работ, посвящённых обеспечению комплексной безопасности Арктического региона РФ.

Университетом, совместно с Департаментом образовательной и научно-технической деятельности, разработано положение о Центре компетенции по обеспечению безопасности Арктической зоны Российской Федерации. Основной целью деятельности Центра является повышение эффективности реализации полномочий органов управления, сил и средств МЧС России по обеспечению безопасности Арктической зоны Российской Федерации.

Ключевую роль в подготовке кадров к действиям в условиях арктической зоны играют арктические комплексные аварийно-спасательные центры. Они должны укомплектовываться сотрудниками, прошедшими специальную арктическую подготовку или переподготовку в учебной системе МЧС России. Следует отметить опыт университета по созданию системы дистанционного обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности ведения поисково-спасательных работ в условиях Арктического региона».

В масштабе университета проект реализован в классе подготовки спасателей к действиям в условиях арктической зоны, где используется разработанный информационно-обучающий веб-портал «Арктика без опасности». На базе представительства университета в учебно-научном центре «Вытегра» обучающиеся получают практические навыки проведения поисково-спасательных работ, приёмов оказания первой медицинской помощи в Арктике, применения технических и транспортных средств в условиях пониженных температур.

И в заключение нашей беседы хочу сказать, что гарантированное спасение и сохранение жизни человека при его нахождении в Арктике - одна из приоритетных задач МЧС России в Арктическом регионе. Мы сейчас выполняем эту задачу на профессиональном уровне, а с новыми подходами, новыми мыслями, новыми идеями пропишемся в Арктической зоне постоянно.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама