«Ныне ни Польша, ни Беларусь не контролируют ситуацию на границе. Теперь это дело застрявших четырёх тысяч беженцев и тех, кто стоит за ними»
Наблюдать ещё не значит вмешиваться
- Владимир Леонидович, хотелось бы понять, как мигранты попадают в Беларусь и с какой целью? Неужели никак нельзя воспрепятствовать этому трафику, а главное - нужно ли это?
- Мигранты попадают на территорию Беларуси известным способом - самолётом, который им предоставляют люди, кормящиеся вокруг этого процесса. Так осуществляется переправка беженцев из проблемных стран в Европейский Союз, в первую очередь в Германию и страны Скандинавии.
Эта система была поначалу разработана в морском варианте. Беженцев сажали на катера, пароходы и везли в Италию, где их вынуждены были принимать. Здесь тот же самый вариант, но сажают в самолёты, а дальше мигранты двигаются к границе Европейского Союза. Коммерческая система, такая же, собственного говоря, была отработана при турецком транзите через Средиземное море.
- Ситуация сейчас разворачивается таким образом, что минобороны Польши утверждает, «события в районе Кузницы происходят в присутствии и под контролем белорусских [силовых] структур». В то же время Госпогранкомитет Беларуси отрицает какую-либо причастность к происходящему на границе. Где истина?
- Да, естественно, поляки стремятся изобразить происходящее как целенаправленные действия. Если белорусские структуры и контролируют ситуацию, то это не значит, что они этой ситуацией руководят - это разные вещи. Польская сторона хочет навязать свою позицию, следуя которой всё происходящее на границе совершается под руководством силовых структур Беларуси.
Белорусские силовики в свою очередь, напротив, отстранены от активного участия во всей этой истории. По той причине, что Лукашенко в ответ на непризнание Польшей и странами Балтии его в качестве руководителя страны отказался выполнять и разорвал договор реадмиссии (Реадмиссия - англ. to readmit, принимать назад - высылка нелегальных иммигрантов в ту страну, с территории которой они прибыли. При этом гражданство высланных лиц значения не имеет. Решение о реадмиссии нелегала принимается во внесудебном порядке компетентным органом с соблюдением его прав и интересов. - Ред.). С этого самого момента, как я понимаю, он поставил силовым структурам Беларуси задачу наблюдать, но не вмешиваться. Потому что после выхода из договора Лукашенко снял с себя обязанности контролировать процесс движения беженцев в сторону Европейского союза. Собственно говоря, о чём и был договор. Сделал он это в ответ на отказ европейских стран признавать его в качестве руководителя страны.
Надо иметь дело с реальной властью, а не с домохозяйкой
- Как сложившаяся ситуация может отразиться на отношениях Беларуси с Литвой, Польшей и Украиной? Учитывая, что Вильнюс направил войска к белорусской границе, а Киев сейчас перебрасывает бойцов и БПЛА к границе всё той же Беларуси?
- Хороший вопрос, отношения должны восстановиться сейчас по инициативе стран Балтии и Польши. Их в настоящее время попросту нет, потому что лидеры той стороны как формально, так и неформально, оказывая президентские почести, считают действующим президентом Беларуси домохозяйку Тихановскую.
По традициям международных отношений, если не признаётся результат выборов в какой-то стране или, например, произошёл государственный переворот, который не поддержали какие-то страны, в таком случае не признаётся эта власть де-юре, но признаётся де-факто. То есть с ней имеют дело: заключают соглашения, ведут переговоры, идут на диалог. Например, октябрьский переворот в России не признали законным, но это не помешало с советской властью иметь отношения все эти годы.
А здесь вот эта затянувшаяся игра «да никакой Лукашенко не президент, он частное лицо. Вот есть Тихановская - она президент, будем иметь дело только с ней». «Ну и имейте», - сказал Лукашенко. У вас проблемы с беженцами, вот с ней поговорите: она отдаст команды, распоряжения и всё наладится. Не налаживается, значит она не президент, выходит она не может руководить, не имеет такой возможности.
- Какой путь деэскалации миграционной ситуации в Беларуси должен выбрать президент Александр Лукашенко?
- Первым делом президент Беларуси должен получить реальное право участия в диалоге. К нему должны обратиться с предложением решить эту проблему. Пока что президент Польши Анджей Дуда разговаривал только с Тихановской. Этому есть два объяснения: либо он действительно считает, что она способна решить сложившуюся ситуацию на границе, либо играет в определённые игры. Если его действия подчинены последнему, то пусть продолжает это делать. Жизнь будет идти так, как она идёт, а ситуация на границе будет оставаться реальной до тех пор, пока президент Беларуси не получит участие в диалоге. Это первый выбор, который должна сделать польская сторона.
Необходимо также перестать играть в игры. Надо иметь дело с реальной властью, которая, нравится им или нет, но это настоящая власть. Потому и вопросы должны решаться сугубо с ней, в случае если польская сторона действительно заинтересована в разрешении проблемы на границе. Это первый шаг, который должен сделать не Лукашенко, а польская сторона.
Дипломатия вместо санкций
- Владимир Леонидович, а насколько возможно переориентировать тех же поляков и в целом Западную Европу на адекватное решение сложившейся ситуации на границе Беларуси и Польши?
- Обратите внимание, что сказал человек, который должен в максимальной степени учитывать интересы всего Европейского Союза, в том числе и Польши. Госпожа Урсула фон дер Ляйен призвала к расширению санкций в отношении Беларуси. Когда лидер одной из самых больших в мире стран и одной из могущественнейших мировых держав под названием Европейский Союз знает только два метода решений проблем: делать громкие заявления и накладывать санкции, это вызывает серьёзные опасения. Потому что в дипломатии кроме этих методов существует большое количество других. Например, ведение переговоров, если не получается, то привлечение посредника, через которого осуществляются переговоры, выработка компромиссов и поиск таких его форм, которые более выгодны своей стороне - это и называется дипломатия.
С такими темпами в недалёком будущем они и с мировым потеплением будут бороться исключительно с помощью санкций. И это проблема, потому что совершенно очевидно, что лидеры этой огромной державы под названием Европейский Союз не выдерживают уровня не то что маленькой Эстонии, но и района всё той же страны по своему мышлению и по поведению.
- То есть верный путь - дипломатия, но никак не санкции?
- По большому счёту есть два инструмента межгосударственных отношений: дипломатия и война. Если они не хотят воевать, значит должны приложить усилия для использования всех дипломатических средств. А не следовать тому, что нравится маргинальной части населения той самой державы под названием Европейский Союз, которая исповедует политику: «наложим санкции - всё будет хорошо».
- Дональд Туск, бывший премьер-министр Польши, предложил ввести в действие статью 4 Североатлантического договора, при условии если граница будет «напрямую подвержена физическому давлению». Выходит, никаких промедлений в решении миграционного вопроса быть не может, и в случае теоретического выхода ситуации из-под контроля, возможна ли реализация четвёртой статьи НАТО, которая так близко граничит с пятой, предполагающей уже коллективную оборону альянса?
- Можно предлагать всё что угодно, но границы Польши и Европейского Союза, и НАТО в целом штурмуют не граждане Белоруссии, тем более не её вооружённые силы - это ключевой момент. Этим занимаются беженцы с Ближнего Востока и Центральной Азии. И если применять какие-либо меры, то только по отношению к странам, откуда эти самые мигранты прибыли.
Не ищите заговор, обе стороны доигрались
- Владимир Леонидович, действия мигрантов, преимущественно курдов, носят скоординированный характер. И складывается ощущение, что называется «казачок-то засланный». Ими действительно кто-то управляет и направляет? Тогда кто? Или это их собственная инициатива?
- Я тоже иногда люблю рефлексировать по поводу теорий заговоров, но должен вам заметить, что кроме тех американцев, на которых вы намекаете, мозги есть и у тех людей, которые зовутся курдами. Поэтому выработка собственных решений и следование стратегии также свойственны и им. Кстати, эти самые мозги закалялись в борьбе, исчисляющейся многими десятками лет. За эти годы они отстаивали независимость и боролись за создание собственного государства. И поэтому им свойственно самостоятельно вырабатывать эффективные варианты действий, когда в подсказках извне они не нуждаются.
И да, я согласен, что обе стороны в данной ситуации доигрались. Ситуация вышла из-под контроля. Ныне ни Польша, ни Беларусь не контролируют ситуацию. Теперь это дело находящихся на границе четырёх тысяч человек и тех, кто стоит за ними в том же самом Курдистане. При этом не соглашусь, что обязательно надо искать чей-либо заговор, словно в мире ничего другого больше не происходит.
- Какой след в этой миграционной истории занимают Соединённые Штаты? Учитывая, что именно они так яростно в своё время выступали за безвизовый режим той же Беларуси.
- Конечно, можно поискать и американский след во всей этой истории. Потому что «ловушка» под названием Украина, с помощью которой реализовывали противостояние между Россией и Европейским Союзом, постепенно стала давать сбои. И создание кризиса в другом месте между Беларусью и Польшей видится определённым решением. Тем более зная, что взвешенным и умеренным поведением не отличаются лидеры обеих сторон, будем говорить прямо. Соответственно, и спровоцировать их на не всегда разумное поведение не так и сложно.
- Как вы считаете, постараются ли найти «отдушину» через границу Украины вот эти самые мигранты, если им не удастся просочиться через Польшу?
- Не думаю, если посмотреть на карту, то мигрантам нужно будет сделать крючок в полторы-две тысячи километров. И самое главное - им придётся преодолеть Шенгенскую зону. В таком случае путь ляжет через Венгрию, через Словакию, а там ребята серьёзные. Они шутить не будут.
Прочитано в Forbes
«С начала 2021 года всё большее число граждан Ирака, Афганистана, Сирии и ряда других стран устремляются в Белоруссию, чтобы оттуда попасть в ЕС и получить там убежище. По данным Frontex, европейского агентства, отвечающего за безопасность границ, с января по октябрь чаще всего нелегально попасть на территорию Евросоюза через Белоруссию пытались граждане Ирака (3 868 человек), Афганистана (590), Сирии (265), Конго (207).
Один из основополагающих принципов миграционной политики ЕС гласит, что ни одно государство Евросоюза не может выдворить беженцев, не предоставив им возможности подать прошение о предоставлении убежища. Однако принятые на саммитах ЕС решения не всегда потом выполняются на уровне отдельных членов союза. По информации Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR), с началом пограничного кризиса страны Балтии всё чаще нарушают нормы ЕС, отправляя заявителей обратно в Белоруссию без всяких процедур и регистрации прошения.
Тем не менее оспорить действия белорусских властей в рамках действующего международного права сложно. У Белоруссии действуют соглашения о безвизовом въезде с 76 странами. Имеющие право на безвизовый въезд могут затем покинуть территорию Белоруссии через пункты пропуска в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и Могилеве - в этом тоже нет никакого нарушения».