От «вируса» кадетства «вакцины» не предвидится
В московском Музее военной формы (МВФ) с начала октября работает оригинальная «внеплановая» выставка «Кадетская перекличка», которая продлится до 20 декабря. Не размашистая, как иные, занявшая лишь небольшой зал «с хвостиком», но довольно весомая по смыслу. И ценность её не только в том, что визуальный ряд охватывает все исторические периоды начального военного образования в России с XVIII века по наше время. Прежде всего она отражает крупную, масштабную тенденцию: что ни год-два, то открывается новое президентское кадетское училище (ПКУ) - с 2010 года их образовано девять: семь сухопутных и два военно-морских. Иже с ними Министерство обороны множит число суворовских и нахимовских военно-морских училищ (СВУ и НВМУ) и кадетских корпусов (КК). Тем временем на «гражданке» столь же семимильными шагами обычные школы становятся «КК», и учащиеся с удовольствием облачаются в униформу сродни той, что носят «настоящие кадеты», а в глубинках, где местные бюджеты не имеют возможности «окадетить» сразу всё учебное заведение, военизируются отдельные кадетские классы.
Охваченные кадетстким наследием
И ныне кадетством в нашей стране охвачены не только сотни тысяч мальчишек и девчонок, но и немалое число взрослых, которые наставляют их. Плюс десятки-сотни тысяч тех, кто в разные годы, начиная с конца 1940-х, окончил СВУ и НВМУ и активно участвует в общественном кадетском движении. Однако, перефразируя классика, заметим, что и «не всё ладно в этом Кадетском королевстве» - много не только профанации, но и откровенной отсебятины. Отчасти и взглянем на это через призму данной специфической музейной экспозиции.
Привлечь для показа свыше 230 предметов из ряда хранилищ страны и частных коллекций, демонстрируемых посетителям, изначально не было в планах МВФ - на всех государственных уровнях были увлечены 800-летием Александра Невского.
Сориентировал же в этом один из поклонников заведения - давний выпускник Минского СВУ полковник в отставке Евгений Лозовик. В прошлом офицер Генерального штаба, а ныне руководитель издательского благотворительного проекта «Кадетское наследие», он, что называется, по итогам своего ознакомления с многочисленными музейными коллекциями, направил администрации письмо с упрёком. Мол, как же так, в столь обширной исторической гамме нет ни единого предмета «кадетского происхождения» - ни из атрибутики кадет дореволюционной России, ни образцов формы первых воспитанников СВУ и НВМУ, ни «свежих» артефактов первых кадетских корпусов, возникших в постсоветской России.
В музее прислушались к замечанию и решили организовать выставку, тем более что и повод - круглая дата.
Демонстрируются на ней не только собственно элементы кадетской формы одежды разных эпох и её цельные мундирные образцы, но и ценные документальные свидетельства становления российских КК. Это тоже важно видеть, поскольку нынешний процесс законодательного упорядочения системы кадетского образования уже многие годы топчется на одном месте, хотя раньше по сути та же проблема решалось без затягивания на долгие годы.
К одним из наиболее ценных экспонатов относится предоставленная Государственным военно-историческим архивом переписка военного министра генерал-адъютанта графа А.И. Чернышёва с рядом «заинтересованных лиц» времён царствования Николая I. Именно этот царь лично внёс наибольший вклад в создание и развитие отечественных кадетских корпусов - по его повелению всё военное образование было в течение непродолжительного времени централизовано, и один за другим в годы его правления возникли 17 новых КК, а существовавшие ранее унифицировались. Обмен мнениями посредством перьев и чернил длился с 31 октября 1834 года по 3 августа 1836-го. На отдельных листах имеются пометы о высочайшем одобрении формы, а также методов обучения и воспитания, формирующих многогранную личность.
То ли миллион кадет, то ли три миллиона…
Сегодня в Москве, по официальным данным на 1 сентября текущего года, кадетские классы функционируют в 261 школе. В них учится 27 тыс. кадет - как мальчиков, так и девочек. А всего три года назад кадетским образованием в столице было охвачено «лишь» 168 школ - 12,5 тыс. ребят. Двукратное увеличение за столь короткий срок говорит само за себя! И это не учитывая того, что в Белокаменной шесть заведений подобного типа федерального значения: СВУ (560 воспитанников), Военно-музыкальное училище (200), Пансион воспитанниц (840) - все под патронажем Минобороны, а также - Президентское кадетское училище Национальной гвардии (370), Кадетское училище Следственного комитета (270) и Кадетский пожарно-спасательный корпус Академии гражданской защиты МЧС (180).
Сколько на сегодняшний день школ-«кадеток» (не говоря уже об отдельных классах) «от Москвы до самых до окраин», толком не могут подсчитать даже в профильном главке - Министерстве просвещения. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что «самые свежие» цифры были обнародованы пару лет назад в Госдуме. В 2019 году в России действовало 3 558 кадетских образовательных учреждений. И ещё в 3 351 школе работали кадетские классы.
Как отметил почётный председатель Общероссийского Союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России» Александр Владимиров, сейчас в России обучаются 3 млн кадет-школьников и иже с ними суворовцев и нахимовцев: вся Россия давно «больна» кадетством! Хороший такой «социальный вирус»! И нет от него никаких «вакцинаций»! Только поддерживать, что власти всех уровней и делают.
Сравнить можно разве что с Юнармией, созданной в 2016 году по инициативе министра обороны Сергея Шойгу и поддержанной на высшем уровне - её штабы ныне действуют во всех 85 регионах страны и объединяют более 861 тыс. учащихся в возрасте от 8 до 18 лет (для сравнения - кадетом же, равно как и суворовцем, нахимовцем можно стать не раньше, чем исполнится 10-11 лет - после окончания начальной школы).
А не ввести ли День кадета?
Как отмечали на открытии выставки все выступающие, за 290 лет с момента образования в России первого КК воспитание и обучение по принципу КК по-прежнему остаётся эталоном. Причём именно воспитание всесторонне развитой личности в среде, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами высокой нравственности и традициями, основанными на фундаменте христианских заповедей, патриотизма и служения Отечеству (неважно, на военном или на гражданском поприще) ставится во главу угла. А учёба тогда, как говорится, сама приложится и заладится.
«Изобрели» военизированные школы во второй половине XVII века в воинствующей Пруссии. Другие страны переняли: войны идущие и грядущие требовали обученных военному делу командирских кадров. Тут в нововведениях и подвернулось по-военному ёмкое слово «кадет» - во Франции от саdet - младший, несовершеннолетний, созвучное с французским же capdèt - командир, начальник. Со временем саdet-capdèt как обозначение мальчика, подростка, юноши в военной форме, будущего офицера, прижилось по всему миру в значении кадет - это маленький командир.
Директор 1-го МКК генерал-майор в отставке Владимир Крымский, ранее семь лет руководивший Рязанским училищем ВДВ, полагает, что «российское кадетство и началось, по сути, с петровской навигацкой школы»; и с ним согласны многие. В составе 1-го МКК как самостоятельное подразделение действует «воссозданная» в 2000 году «Навигацкая школа», на её сайте сообщается, что она «ведёт свою родословную от школы математических и навигацких наук, основанной Петром I в 1701 году». Форма одежды там - матросская. Жаль, что образец её не предложили для выставки.
Но собственно «Дню рождения кадетства» мы обязаны государыне Анне Иоанновне. Ибо впервые именно в её указе от 29 июля (9 августа) 1731 года был прописан этот термин: «…учредить корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет»; царапающее слух польское «шляхéтский» суть «дворянский» - это русское слово в первой половине XVIII века только утверждалось в языковом обиходе.
И тут как на ладони лежит идея: не резонно ли подумать о введении «Дня кадета» 9 августа? Хотя, например, в подведомственном Росгвардии ПКУ им. Шолохова полагают, что «священным праздником всех кадет является 17 февраля, когда в 1732 году начались занятия в школе, впервые именованной «Кадетский корпус», который был учреждён приказом императрицы Анны Иоанновны в 1731 году». Что ж, вариант, а то август - пора «затишья перед учёбой»…
Так или иначе, то был бы грандиозный праздник многих миллионов - не только ныне обучающихся кадет и кадеток «с косичками»! Ибо «бывших кадет, бывших суворовцев не бывает!» - как не раз подчеркнули на выставке и полковник Лозовик, и генерал Владимиров, и даже проникшаяся этим убеждением директор музея Елена Синицина. И автор этих строк, будучи выпускником Уссурийского СВУ, с ними всецело солидарен.
Форма двух цесаревичей и вензель царя-Миротворца
Мундир кадета 290-летней давности до наших дней не дошёл, разве что в изображении старинного издания 1793 года. Реплику бы с оной картинки сделать, облачить в это ретро-шитьё манекена-парнишку и начать им линейку эволюции кадетской формы вплоть до наших дней. Подспорьем к тому могло бы стать сохранившееся историческое фото. На нём воспитанники 1-го КК в форме разных лет - с 1732 по 1907 годы. Эпоху за эпохой показывают 13 человек. Кто в конусообразной гренадёрке с большим медным налобником, кто в кивере-«ведре» с высоченным султаном, но большинство - в треуголках и двууголках при белых лосинах, шароварах, штанах. Лишь трое левофланговых при фуражках в чёрной форме, которая и стала для кадет «окончательной», перенятой потом с минимальными изменениями и советскими СВУ.
Именно такой кадетский наряд 1910-х годов, вернее, фуражка и шинель воспитанника 1-го Кадетского корпуса демонстрируется на выставке. Оба предмета «именные» - с головы и фигуры цесаревича Алексея Романова. Зачисленный в кадеты 1909 году, в корпусе мальчик из-за тяжёлой болезни учиться не мог, но это была дань традиции: практику испытания юных великих князей жизнебытом и полевыми лагерями кадетства ввёл Николай I. Поэтому среди многочисленных фото его императорского высочества в разноплановом военном облачении сын последнего русского царя запечатлён в кадетской форме разве что на редкой открытке - она дополняет вещественный раритет.
Из того же дворцово-паркового музея-заповедника «Царское Село» «показаться» на «Кадетской перекличке» приехал и мундир ещё одного цесаревича. Сей миниатюрный форменный «николаевский» фрак первых лет второй половины XIX века носил 9-10-летний воспитанник 1-го КК Николай Романов - старший сын императора Александра II. Увы, этому наследнику престола не суждено было взойти на него: он прожил до обидного короткую жизнь - 21-летнего, его свёл в могилу менингит.
И трон унаследовал его брат - Александр III, прославившийся своей силой и волей. Тот самый, за 13 лет правления которого империя не вела ни одной и мало-мальской войны. И который однажды изрёк: «У России есть только два союзника - её армия и флот». Детство и юность Александр III провёл в питерском Первом кадетском корпусе, а 1898 году имя царя-Миротворца было присвоено основанному им КК в Новочеркасске (Ростовская область). Потрёпанный в годы гражданской войны и эвакуированный белыми в 1920 году за границу, этот корпус, объединённый с остатками нескольких других, просуществовал до первой половины 1930-х.
И был воссоздан в 1991-м - за три месяца до распада СССР офицерами запаса, уже тогда обеспокоенными всё «катящимся неизвестно куда» духовно-нравственным воспитанием молодёжи. Ныне заведение подведомственно областной власти и именуется так же - Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус (ККК).
Сталин вернул кадетство в лице суворовцев и нахимовцев
Особое, ни с одной страной не сравнимое отношение к кадетству сформировалось в России во всех слоях общества в течение 185 лет его существования (до 1917 года). Совсем мальчишки и безусые юнцы в форме очевидно во все эпохи виделись не иначе как будущий цвет нации. С главными их качествами - честность и бескорыстность в товарищеском братстве, а потом и в жизни, готовность к самопожертвованию при защите Родины и полная самоотдача на государственном поприще ради славы Отчизны.
Девизом этих ребят с 10-летнего возраста был: «Душа - Богу, жизнь - Отечеству (вариант: Государю), честь - никому!». В дальнейшем большинство ярчайше проявляли себя как на военной и штатской службе, так и в научных изысканиях, новоисследованиях суши и морей, в искусствах и литературе. Имена выдающихся кадет можно перечислять бесконечно. Да хотя бы имя одного Владимира Даля, выпускника Морского кадетского корпуса 1819 года чего стоит!..
Поэтому, когда в апреле 1943 года, в самый разгар войны, Сталин получил письмо от бывшего царского (а позже и советского) генерал-майора графа А.А. Игнатьева с предложением создать в стране «для начала в виде опыта один кадетский корпус в Москве», по принципу «царских», это не нашло у вождя отторжения. Алексей Алексеевич Игнатьев, сам выпускник Пажеского корпуса, военный дипломат и разведчик, наиболее известен как автор некогда «настольной книги каждого офицера» «Пятьдесят лет в строю», первый тираж которой появился в осадной Москве в октябре 1941 года. Верховный главнокомандующий, вернувшись к данному вопросу после кровопролитной и победоносной Курской битвы, более чем оценил идею. И уже осенью 1943-го в двухмесячный срок в разных городах страны было образовано сразу 9 училищ «типа старых кадетских корпусов… со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников». С фронта для их воспитания и обучения были отозваны лучшие офицеры и генералы. Разве что повелел Сталин именовать новые заведения не корпусами, а училищами, и не кадетскими, а суворовскими: Суворов в ту пору был кумиром Главковерха…
Но любой суворовец всегда считал себя и кадетом в равной степени. В кровь и плоть вошло, в генах засело - этого не отымешь!