Европа ставит «Копьё» и «Метеор» на американские F-35
Британский авианосец класса Queen Elizabeth подплывает к бассейну Мраморного моря - связующему звену Средиземного и Чёрного морей, с территории которого распространяется конвенция Монтрё, запрещающая проход авианосца. На его борту, затаив запуск реактивных двигателей, находится эскадрилья из 24 истребителей 5-го поколения F-35 с литером B, готовая к взлёту в любое время суток. В ущерб незаметности на подвесках каждого из них красуются передовые решения специализирующегося на создании ракетного вооружения европейского консорциума MBDA, призванные прорвать мощную эшелонированную систему ПВО противника, а также снять с воздуха любые авиационные объекты, включая сверхманёвренные истребители пятого поколения. А ракеты преткновения, из-за которых всё добро европейского военного дела на виду, размещены в двух грузовых отсеках, выступающих колыбелью для атомных бомб.
Позиционирование Lockheed Martin F-35 в роли передового малозаметного истребителя пятого поколения сформировало вектор перевооружения ВВС Североатлантического альянса баснословно дорогими стелс-экземплярами американской вершины самолётостроения. На деле же если «невидимки» и стали символом незаметности, то только на индексе повышения военной мощи воздушного флота стран, участвующих в закупке F-35.
Появление тактического истребителя F-35 в НАТО в первую очередь было продиктовано военно-политической приверженностью к Соединённым Штатам стран-закупщиков. И лишь те, кто сумел кратно сократить закупки F-35 или полностью отказаться от них, руководствовались не столько навязанным курсом альянса, сколько идеей развития собственного самолётостроения. Поэтому за неимением корреляции между ожиданиями и реальностью вполне прогнозируемо завершение финансирования для полной интеграции передовых решений MBDA в области ракетного вооружения на флотах Великобритании и Италии, кратно сокративших закупки истребителя F-35.
Судьбой гонимый «Метеор»
Общим элементом диверсификации арсенала малозаметного истребителя F-35 вооружённых сил Италии и Великобритании станет интеграция ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности Meteor. Она создана европейским консорциумом MBDA (Matra BAE Dynamics Alenia), в который вошли производители из Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании и Швеции.
Самый дорогой и недоделанный истребитель в мире получит следующую ракету по характеристикам:
- стартовая масса - 190 кг,
- длина - 3 700 мм,
- диаметр - 178 мм,
- размах крыла - 400 мм,
- размах оперения - 630 мм,
- дальность полёта - 200 км,
- скорость - более 4 М,
- допустимый диапазон перегрузок цели - 11g.
Взглянув на данные крылатой ракеты, найти что-то уникальное в авиационном продукте Meteor кажется невозможным. Он не обладает ни самой большой дальностью, не имеет запредельной скорости, да и не выделяется допустимым диапазоном перегрузок цели, то есть предстаёт сбалансированным авиационным снарядом. Но всё же он не обделён отличающим фактором - силовая установка представлена прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД), открывающим ряд преимуществ над традиционным твёрдотопливным (ТТРД). И дело здесь не в повышении технических характеристик по типу скорости или дальности полёта, а в процессе их оптимизации. В силу того, что ПВРД экономичен и способен работать на протяжении всей заявленной дальности, то с расстоянием в коридоре от 0 до 200 км его скорость остаётся неизменной, составляя более 4 Махов. Это, в свою очередь, позволяет говорить о более важном качестве, определяющем эффективность «Метеора» в уничтожении воздушных целей - ракета сохраняет способность поражения объектов, маневрирующих с перегрузками до 11g на всём профиле полёта с момента своего старта и до последних секунд тяги двигателя. Для понимания: передовой истребитель американской мысли F-35 с литером «А» способен выдержать эксплуатационную перегрузку до 9g.
Поэтому модель использования ракеты характеризуется наибольшей эффективностью в зоне предельного поражения - 200 км. Но говорить о каком-либо техническом новшестве или прорыве MBDA с их Meteor не приходится: российское КБ «Вымпел» в 2012 году завершило опытно-конструкторские работы над ракетой также оснащённой ПВРД, ею стала К-77ПД (Изделие 180ПД), но из-за дороговизны дальнейшее развитие было свёрнуто.
Дополнительные работы, покрываемые новым финансированием, завершат интеграцию Meteor на боевые машины F-35A Италии и F-35B Британии. Это значит, что ракета поражения вне прямой видимости попадёт одновременно в два рода войск: ВВС и ВМС, хотя и разных стран, но входящих в единый военный блок НАТО. Кроме этого, если платформа F-35 вместе с элементом интеграции продемонстрирует высокую эффективность, то вполне вероятно, что Meteor станет основой ракетного вооружения большой дальности «воздух-воздух» не только на Eurofighter Typhoon, но и на истребителях F-35, представ некой единицей унификации военно-воздушных сил Европы.
Одна ракета хорошо, а две - лучше
Если Италия ещё раздумывает - приобретать ракеты Spear («Копьё») или нет, то Объединённое Королевство полно уверенности в своём выборе, оно берёт всё и сразу.
Речь идёт о малогабаритной многоцелевой ударной ракете Spear производства всё того же ведущего ракетостроительного концерна Европы в партнёрстве с итальянской компанией Leonardo. Позиционируется высокоточный боеприпас для выполнения широкого спектра задач, в том числе по подавлению противовоздушной обороны противника. В пресс-релизе MBDA раскрывается видение концепции прорыва ПВО в создании роя сетевого оружия, «способного насытить и нейтрализовать самые сложные средства противовоздушной обороны». Использование традиционной ракеты (Spear) наряду с вариантом радиоэлектронной борьбы (Spear-EW), в корпусе которой интегрирована передовая миниатюрная РЭБ от «Леонардо», обещает стать новой революционной возможностью, знаменующей основательные «изменения в способности дружественных военно-воздушных сил выполнять свои миссии, несмотря на наличие противовоздушной обороны противника».
Их схема применения должна выглядеть следующим образом: сперва запускается «Копьё» с РЭБ, работающая как постановщик помех и ракета-приманка, путающая и отвлекающая системы противовоздушной обороны противника, а следом за ней летит ударная ракета, ищущая и уничтожающая не только излучатель, но и все компоненты ЗРК.
То есть принципом эффективности выступает сочетание Spear-3 со Spear-EW в сетевом режиме, где они функционируют подобно рою. И стоит отметить, что подобная тактика использования крылатого вооружения опирается на один из наиболее эффективных способов борьбы с зенитными ракетными комплексами. Она сводится к банальному превышению характеристик зенитно-ракетного комплекса по числу наведения зенитных управляемых ракет (ЗУР) или ограничению доступных ЗУР в боекомплекте ракетного комплекса. Но в нашем случае мы имеем дело с модернизацией одного компонента, вместе с обычными снарядами летят и подавители радиоэлектронных волн, которые в теории должны эффективно справляться с возложенными на них функциями, создавая активное радиоэлектронное подавление, мешающее функционированию систем ПВО.
Как не раз отмечали западные издания, разрабатываемая ракета Spear-EW и ей подобные будут облегчать проникновение истребителей четвёртого и пятого поколений в воздушное пространство, контролируемое средствами ПРО и ПВО. The Drive сообщал, что «SPEAR-EW может обманывать или блокировать вражеский источник угрозы, в то время как SPEAR-3 будут искать и уничтожать не только источник, но и все расположенные поблизости компоненты ПРО».
Мнение эксперта
Юрий Кнутов, военный эксперт, директор музея войск ПВО, опроверг самонадеянность западных технологий. «Информация, - считает эксперт, - о создании систем РЭБ для подавления работы станций наведения ракет ЗРК С-300ПМУ2, С-400 и С-500 появляется в Западных СМИ регулярно. Главная причина таких вбросов - желание скрыть сильное отставание стран НАТО от России в области создания систем ПВО. Причём новые разработки всегда преподносятся как сенсация. Системы РЭБ, используемые против советских, а затем и российских зенитных ракетных комплексов, существуют давно. Их широко применяли во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. В те времена советские и вьетнамские ракетчики нашли дешёвые и эффективные способы поражать американские самолёты в условиях активных помех. История вновь повторилась во время арабо-израильских войн, когда советские и арабские ракетчики, несмотря на якобы очень продвинутые системы РЭБ производства США, успешно сбивали израильские боевые самолёты. Поэтому надо спокойно относиться к тому, что в странах НАТО разрабатывают подобного типа аппаратуру. Война в Сирии и успешные действия ПВО Сирии, которая вооружена в основном модернизированными советскими системами, показывают невысокую эффективность комплексов РЭБ, которые применяет Израиль. Авторы публикаций в Западных СМИ не учли ещё один важный момент. Рой крылатых ракет SPEAR-EW имеет дальность полёта чуть более 60 км и запускается с борта самолёта-носителя. Но дальность поражения российских ЗРК, против которых он предназначен, в разы выше. Это означает, что самолёт-носитель будет уничтожен задолго до того, как сможет применить свой рой из небольших крылатых ракет.
Ещё один вариант применения этой системы - электронные "патроны" BriteCloud. Они отстреливаются подобно тепловым ловушкам и ставят помехи по каналу управления зенитной управляемой ракеты. Впервые советские ракетчики столкнулись с этим во Вьетнаме. Но и тогда проблема была быстро и эффективно решена».
Однако стоит понимать, что при этом никто не отменял международное воздушное пространство, например, полёт над нейтральными водами, где граница суверенного государства отступает от так называемых исходных линий на 22,2 км. А также поднятие целой авиагруппировки, на борту которой может находиться до двух сотен Spear и нескольких десятков Meteor, где такая комбинация вкупе с ещё одним знаменателем, о котором поговорим далее, может быть разрушительной.
Теперь, имея представление об элементах модернизации F-35B, складывающийся воедино пазл отчётливо неполон. Возникает ощущение, что обвели вокруг истребителя-бомбардировщика и скрыли недостающий элемент. Судите сами: на самолёт навешивают РЭБ-ракеты для прорыва противовоздушной обороны, а вдогонку к ним комплектуют летательный аппарат изделиями большой дальности для уничтожения вражеских истребителей. Не находите ничего странного? Что предвосхищает эта номенклатура средств европейского консорциума? При какой модели военных действий могут понадобиться эти вооружения? Да и против кого они могут быть направлены?
Если рассматривать ситуацию трезво, то можно представить две модели использования перечисленного ранее оружия, сводящегося к общему знаменателю:
1. Ракета Meteor используется для уничтожения вражеской авиации, вылетевшей с целью классификации и сопровождения иностранных самолётов, а рой назойливых Spear с ударной и РЭБ боеголовкой для сокрытия из поля зрения атомной бомбы В61-12, которая в данном случае представлена троянским конём.
2. Ракета Meteor для отпора вражеской авиации, вылетевшей на перехват истребителей, а сетевой режим Spear для прорыва систем ПВО с очевидной задачей войти в воздушную территорию государства, углубившись, чтобы нанести ядерный удар по стратегическим объектам. А учитывая управление ядерной тактической бомбой, которая, как ожидается, будет способна улететь за сотни километров от места сброса и попасть точно в намеченную цель, такая модель кажется совсем небезосновательной, но и сложно реализуемой: для этого потребуется прорвать не один уровень эшелонированной ПВО.
Немирный атом янки в королевской семье
Порядком ослабевшие Соединённые Штаты и пустившаяся в свободное плавание после Brexit Великобритания уже нашли друг друга в водах Азиатско-Тихоокеанского региона, создав военный блок AUKUS. Объявление России в новой внешнеполитической доктрине главной угрозой национальной безопасности Великобритании, взлёты истребителей США с иностранного авианосца (британского) впервые с 1943 года, общий подход Великобритании и Соединённых Штатов в отношении России и Китая являются плацдармом для стратегического взаимодействия двух стран.
Реализация «Глобальной Британии» предполагает и сопоставимый характер изменения. Например, Объединённое Королевство уже уведомило об увеличении ядерного потенциала на 40% со 180 до 260 боеголовок, однако состоит оно полностью из одного вида ядерных войск - 4 атомных подлодок - в этом и вся загвоздка. Очевидно, для возрождения былой мощи диверсификация видов ядерных вооружений напрашивается как безусловная достоверность, потому как проекция военной мощи значительно поднимет влияние Объединённого Королевства на мир.
И здесь невольно вспоминаешь про физическое воплощение концепции «Глобальной Британии» в виде двух авианосцев класса Queen Elizabeth: HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales, крупнейших кораблей военно-морских сил страны за всю историю флота. И сам зарождающийся вопрос: не может ли быть реализован авианосец типа Queen Elizabeth как носитель ядерного оружия, учитывая роль выполняющего штатного самолёта для британских авианосцев, за которой закреплён истребитель-бомбардировщик 5-го поколения F-35B с укороченным взлётом и вертикальной посадкой.
Как пояснил Юрий Кнутов, «все модификации самолёта типа F-35 способны нести атомную бомбу В61-12, включая модификацию F-35В. Самолёт может быть вооружён двумя корректируемыми в полёте ядерными бомбами мощностью от 0,3 до 340 кТ. Причём обе находятся во внутреннем отсеке».
Значит, для становления британских авианосцев в роли носителей ядерного оружия требуется разместить истребители F-35В с соответствующими бомбами на палубах британской гордости. И данное развитие событий выглядит более чем реалистичным. В СМИ уже не раз всплывали сообщения о размещении новой американской атомной бомбы B61-12 в Европе. Но кому действительно из стран Старого Света Штаты могут вверить ядерное оружие?
Если рассматривать так называемый ядерный клуб, то в Европе поддержать инициативу могли бы только Франция и Великобритания, но в свете последних событий, где Париж был на глазах общественности предан своими давними союзниками, создавшими оборонный альянс AUKUS, такую идею можно сразу отбросить. Ни страны Южной, ни Восточный Европы не могут сравниться с военно-морским контингентом Великобритании. В рейтинге самых мощных флотов мира Лондон стабильно входит в топ стран, сохраняя свои традиции. То есть Объединённое Королевство предстаёт с трансатлантическим флотом, способным поддержать Соединённые Штаты на мировой арене. И попыткой проецирования жёсткой мощности Великобритании стало развёртывание своих вооружённых сил в АТР с целью демонстрации решимости и приверженности Соединённым Штатам Америки. Поэтому, как главному соратнику, а также партнёру «первого уровня» в рамках программы JSF F-35, размещение американской атомной бомбы на британских истребителях выглядит как усиление общих позиций, от которых две страны ничего не теряют.
Показательна и другая более ранняя военно-политическая акция Великобритании, когда с борта флагманского королевского авианосца Queen Elizabeth истребители F-35B 617-й эскадрильи Королевских ВВС впервые совершили боевые вылеты с последующими ударами по террористам на Ближнем Востоке. И это ключевой момент утверждения способности действовать с моря, открывающий широкие возможности боевого применения авиационных групп в морских акваториях и доказывающий возможность ведения интенсивных боевых действий самолётами F-35B с борта десантных кораблей.