«Витязи» земли Русской
© Из архива «Машиностроительной компании «Витязь»
Постамент создателям ДТ «Витязь».

«Витязи» земли Русской

Сорок лет назад из ворот тогда ещё Ишимбайского завода транспортного машиностроения выехал первый двухзвенный «Витязь». Этот вездеход - мировая легенда, не имеющая, извините за тавтологию, аналогов в мире. Про него снимают фильмы, с удовольствием пишут журналисты и блогеры, им восторгается иностранная пресса. Но что какие-то «диванные» восторги по сравнению со сдержанно уважительным отношением суровых людей, которые эксплуатируют эту технику ежедневно. В тех уголках России и мира, куда невозможно добраться даже на вертолёте. Там, где от него по большому счёту зависит жизнь людей
06 ноября 2021, 08:16
Реклама
«Витязи» земли Русской
© Из архива «Машиностроительной компании «Витязь»
Постамент создателям ДТ «Витязь».
Читайте нас на: 

Сегодня трудно поверить, но в начале производства и в 1990-х «жизнь» «Витязей» висела на волоске. Сначала, сразу после выпуска первого экземпляра, он не понравился заказчику лишь потому, что не был бронирован. А после перестройки уже сам завод испытывал трудности и его  производственные мощности чуть было не перепрофилировали на выпуск теплового оборудования.

Впервые о создании подобного уникального аппарата будущий главный конструктор «Витязей» Константин Осколков, по его словам, крепко задумался, когда Красная Армия форсировала Одер весной 1945-го. Константин Владимирович всю войну прошёл артиллеристом и не понаслышке знал, каково это таскать пушки по пересечённой местности и переправлять их через водные преграды. И завидно было и горько одновременно - наши на плотах, а союзники да фрицы - на амфибиях. Вот и занялся после Победы осуществлением своей мечты - создать универсальный тягач для страны. И - создал.

Сорок лет назад из ворот тогда ещё Ишимбайского завода транспортного машиностроения выехал первый двухзвенный «Витязь».
© Из архива  АО «Машиностроительной компании «Витязь»
Сорок лет назад из ворот тогда ещё Ишимбайского завода транспортного машиностроения выехал первый двухзвенный «Витязь».

Проектирование и разработку двухзвенных машин доверили четырём конструкторским бюро. Работы начались в 1970-х годах в атмосфере строгой секретности. Но самой совершенной работой признали проект Осколкова. Предполагалось, что «Изделие 110» - так называли на первых порах вездеход, - станет надёжным транспортёром баллистических ракет по самому суровому бездорожью. Ведь только «Витязь», благодаря способности преодолевать рвы шириной до четырёх метров и полутораметровые склоны, мог доставить ценный груз в самую настоящую глухую и непролазную тундру. И уже в начале 1980-х первый «Витязь» был готов. Но, увы. Как уже было сказано, тогда военные машину забраковали. 

Зато по достоинству оценили геологи и нефтяные компании. Им такая техника, способная работать в условиях абсолютного бездорожья и в температурных диапазонах от -50 до +50°C была крайне необходима. А в 1989 году «Витязи» произвели фурор в Антарктиде. Корабль с вахтовиками не смог подойти близко к берегу и транспортёры на глазах у потрясённых иностранных наблюдателей спустились в воду, проплыли 12 километров по океану и спокойно выбрались на лед.

В Антарктиде «Витязи» произвели фурор.
© Из архива «Машиностроительной компании «Витязь»
В Антарктиде «Витязи» произвели фурор.

Сейчас на заводе «Машиностроительной компании «Витязь» выпускают шесть модификаций вездехода грузоподъёмностью от 10 до 30 тонн. Машины трудятся в самых труднодоступных уголках мира - от Сибири, Дальнего Востока и Казахстана до Арктики и Антарктики. Особенной популярностью пользуются «Витязи» в странах Южного полушария Земли. До такой степени, что в ЮАР для них организовали сервисную базу.

Вездеход выпускается в разных комплектациях, с двигателями отечественных и зарубежных производителей. Модельный ряд транспортёров «Витязь» оснащён дизелями жидкостного охлаждения (V-образными четырёхтактными). Пусковая система активируется пневмопуском или от аккумулятора с напряжением батарей 24 В. Специальная система подогрева и принудительное термосифонное движение масла и охлаждающей жидкости позволяет запускать двигатель при внешней температуре -50°С.

Вездеход выпускается в разных комплектациях, с двигателями отечественных и зарубежных производителей.
© Из архива «Машиностроительной компании «Витязь»
Вездеход выпускается в разных комплектациях, с двигателями отечественных и зарубежных производителей.

Основные технические характеристики вездехода ДТ-30

  • длина - 16 200 мм, ширина - 3 100 мм, высота - 3 300 мм;
  • допустимая длина груза - до 13 000 мм;
  • масса снаряжённого вездехода - 28 т;
  • количество пассажирских мест - 5;
  • грузоподъёмность - до 30 т.

ДТ-30 «Витязь» - это действительно один из наиболее мощных вездеходов, который способен в экстремальных условиях решать поставленные задачи. Ему не страшны непроходимые болота, водные преграды, снег и песок. В любой из перечисленных стихий он себя чувствует отлично и в тяжелейших условиях способен везти до 30 тонн веса. Он предназначен для работы в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока на грунтах с низкой несущей способностью (болото, снежная целина, бездорожье, пересечённая лесистая местность) при температуре окружающей среды от +40 до -50°С. А вот ДТ-30П относится к уникальному типу быстроходных транспортных машин - сочленённым гусеничным машинам, сочетающим большую грузоподъёмность и грузовместимость с высокими показателями проходимости и манёвренности в особо тяжёлых дорожно-климатических условиях.

Наиболее эффективно ДТ-30 П используются в составе аварийно-спасательных групп при поисковых и аварийно-спасательных работах в экстремальных условиях.
© Из архива «Машиностроительной компании «Витязь»
Наиболее эффективно ДТ-30 П используются в составе аварийно-спасательных групп при поисковых и аварийно-спасательных работах в экстремальных условиях.

В течение двух десятилетий с высокой отдачей сотни вездеходов ДТ-30П используется в различных регионах России для перевозки всевозможных грузов, под монтаж различного технологического оборудования, в том числе жилых блоков, кранов, экскаваторов, цистерн, противопожарного оборудования и т. п. Наиболее эффективно ДТ-30 П используются в составе аварийно-спасательных групп при поисковых и аварийно-спасательных работах в экстремальных условиях, возникающих во время стихийных бедствий, когда требуется в условиях бездорожья, наводнений, снежных заносов, обвалов и массовых разрушений быстро эвакуировать из зоны бедствия людей, доставить в зону бедствия спасателей с их оборудованием, врачей и продовольствие.

Конечно, служат «Витязи» и в армии. На них размещают системы зенитных ракетных комплексов «Тор-А» и «Панцирь-СА» для работы в Арктике. А недавно на форуме «Армия-2021» публике представили передвижной комплекс питания, смонтированный на шасси «Витязя». Уникальная машина служит для приготовления и доставки горячей пищи для регионов с особо тяжёлыми природно-климатическими условиями. Расчёт комплекса способен одновременно накормить 250 человек, а на развёртывание кухни требуется не более 15 минут.

«Витязи» с системой зенитных ракетных комплексов «Тор-А» для работы в Арктике.
© Из архива «Машиностроительной компании «Витязь»
«Витязи» с системой зенитных ракетных комплексов «Тор-А» для работы в Арктике.

Сорок лет - срок немалый. Но ещё и сегодня в «Машиностроительной компании «Витязь» трудятся почти 80 сотрудников, принимавших участие в создании первого двухзвенного транспортёра. Понятно, что на легендарном предприятии гордятся своей историей и хранят традиции. С грустной улыбкой рассказывают о трудных временах и с удовольствием и особой гордостью вспоминают главного конструктора, главного энтузиаста производства двухзвенного транспортёра «Витязь» Константина Осколкова. Без него, без его упорства, настойчивости и безграничного оптимизма «Витязь» до наших дней, наверное, не дожил бы. Сегодня АО «Машиностроительная компания «Витязь», которая входит в Акционерное общество «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех, чувствует себя хорошо. Как и люди, которые собирают для страны это чудо.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама