«За други своя» - норма жизни разведчика
© Фото автора
В засаде.

«За други своя» - норма жизни разведчика

В один из дней полевых сборов разведчиков десантно-штурмовой горной дивизии корреспонденту еженедельника «Звезда» довелось наблюдать действия разведвзвода в тылу условного противника
15 ноября 2021, 06:24
Реклама
«За други своя» - норма жизни разведчика
© Фото автора
В засаде.
Читайте нас на: 

За лихость и особую самотдачу в службе десантники считаются элитой нашей армии. Но есть в их рядах бойцы особого склада, так сказать, «элита из элиты» - разведка ВДВ. И это - не только потому, что они идут в тыл противника первыми, и от их боевой работы зависят сохранённые при выполнении поставленных задач жизни боевых товарищей и успех операции. Сама специфика военной жизни закладывает в этих людях особый духовный стержень полной самоотдачи профессиональному выбору, при котором, порой, даже инстинкт самосохранения уходит на второй план после убеждённости, что боевая задача должна быть выполнена по максимуму.

«Физика» + «тяма»

Насыщенность боевой подготовки прикладными занятиями в разведывательных подразделениях десантно-штурмовой горной дивизии традиционно носит культовый характер. Но есть в программе их ратной учёбы особая пора - полевые сборы, когда сутки напролёт идёт практическое формирование полного спектра бойцовских навыков. И спектр этот весьма обширен. Бесшумное снятие «вражеского» часового при этом - далеко не первый по значимости навык. Физическая закалка, или как сами разведчики говорят, «физика» для них, безусловно, важна. Но работа мысли, которую здесь принято кратко называть «тяма», тоже должна присутствовать на каждом шагу разведчика.

Мы - из десантной разведки!
© Фото автора
Мы - из десантной разведки!

Сегодня разведчики экипированы в последнюю модификацию «Ратника», так называемого боевого комплекта солдата будущего, который представляет собой комплекс современных средств защиты, связи, навигации, наблюдения и прицеливания, оружия и боевых припасов.

В состав современного десантного «Ратника» включено порядка 10 подсистем, начинённых разнообразной электроникой. Цифровые карты местности, спутниковое позиционирование, индивидуальная связь, системы ночного видения и световые приборы органично вводят каждого бойца в систему управления тактическим звеном. Так что к традиционной физической закалке разведчика, его смекалке и обширному набору боевых навыков сегодня добавляется компьютерная грамотность, способность свободно ориентироваться в динамичном потоке информации и предметно использовать все преимущества технической насыщенности своего подразделения.

Без «искорки» служить нельзя

В один из дней полевых сборов разведчиков дивизии корреспонденту еженедельника «Звезда» довелось наблюдать действия разведвзвода в тылу условного противника. Служба этих десантников не предусматривает публичности, поэтому представлять их мы будем по именам и учебным позывным.

Обычное средство доставки к месту выполнения задачи разведчиков-десантников - парашют. И по программе сборов они совершили несколько прыжков на своих надёжных и хорошо управляемых «Арбалетах». Но сегодня в тыл «супостата» нам пришлось добираться по раскисшим под весенним дождём полигонным буеракам. И путь этот проходил по канонам боевого устава ВДВ и соответствующих наставлений по ратному делу.

На дозорной тропе.
© Фото автора
На дозорной тропе.

Когда мы проходили миноопасный участок, в голову взводного порядка выдвигался разведчик-сапёр рядовой Денис А. Немногословный, но очень обстоятельный в своих выверенных движениях, он безошибочно определил на нашем маршруте место закладки мины и очень быстро снял её. Вообще же вводные в эфире для «Филина» - командира взвода лейтенанта Дмитрия П. - поступали одна за одной. И после каждой, словно в конструкторе «Лего», боевые порядки подразделения менялись по лаконичным кодам-жестам «Филина». Вот вперёд устремилась снайперская пара для засады в районе пункта управления «противника». Снайпер рядовой Руслан Н. и командир отделения сержант Павел К. составляют слаженный боевой «тандем». Оба служат уже не по первому контракту, «срочную» проходили в новороссийском горном десантном соединении. В разведку пришли по конкурсному отбору. Служат с искоркой, как выразился командир взвода. И это было заметно по тому, что свою «лёжку» они замаскировали так, что их не было видно даже с нескольких шагов. После отработки задачи они её так же незаметно и весьма стремительно сменили.

В динамике горного рейда.
© Фото автора
В динамике горного рейда.

По пути преодоления

Есть в тактическом обиходе разведчиков такой термин: «Нарастить обстановку». Это значит, ввести в общепринятые упражнения учебных стрельб дополнительную мишенную обстановку, к примеру, «залёгший противник». Попасть в такую мишень величиной с каску даже со ста метров - это надо очень постараться. Другой пример с нынешних полигонных сборов: на огневой рубеж разведчики выдвигаются пятикилометровым марш-броском. И тут же: «Оружие - к бою, огонь!» Попробуй не промахнись, когда дыхание сбито, тело налито усталостью, а пот заливает глаза. Но это и есть путь преодоления, который по-хорошему заводит бойцов, заставляет по-настоящему биться за результат в обстановке приближённости к реальному бою. Именно по такому алгоритму проходила отработка действий разведчиков лейтенанта «Филина» в дозоре, засаде, по скрытому выдвижению к намеченному объекту «противника», во время налёта на него, при захвате «пленного», эвакуации раненного сослуживца, стремительного рейда по «вражескому» тылу на квадроциклах с последующим отходом и эвакуацией ими же части разведгруппы.

Одной из приоритетных задач подобных занятий, как пояснил «Филин», становится слаживание отделений и взвода в целом. Хотя у каждого разведчика есть чётко отработанный боевой функционал, в данном случае он постоянно менялся. Взаимозаменяемость - остро необходимое в боевой работе войсковых разведчиков коллективное качество. Оно столь же важно, как и полное взаимопонимание. Взгляд, жест, имитирующий звук становятся такими же важными средствами коммуникации, как и портативная рация или элемент оповещения комплекса разведки, управления и связи «Стрелец», которым обеспечен каждый разведчик. Но какой бы ни была насыщенность современного боя электроникой, только солдатская выучка придаёт результативности действиям подразделений.

Полёт на поражение - захват языка.
© Фото автора
Полёт на поражение - захват языка.

Круглые сутки учёбы

Электронные датчики опознавания и навигации помогли группе захвата точно выйти в точку нахождения «языка». Дальше включались индивидуальные навыки и коллективное взаимодействие по каждому шагу и по каждой секунде действий. Старший разведчик сержант Денис С. мощным толчком с каменистой гряды, на секунду распластавшись в прыжке, накрыл сверху и повалил на землю «врага». Даже автоматический затвор фотоаппарата не успевал за сноровистыми действиями разведчиков, пакующих яростно сопротивляющегося «языка». Здесь же командир взвода провёл разбор этапа комплексного занятия, отметив все плюсы и минусы в действиях группы захвата. Подобный метод экспресс-аналитики он использовал на протяжении всего полевого занятия.

Начальник разведки десантно-штурмовой горной дивизии подполковник Виталий Кузаев, комментируя особую эффективность полевых сборов в обучении специалистов, выделил их комплексную прикладную составляющую. На отработку специальных навыков при этом направлены все 24 часа в сутки. По реалиям боевой обстановки здесь организуются ночёвки и днёвки, приготовление пищи, каждое из занятий проходит на разных рельефах местности под воздействием не всегда благоприятных атмосферных явлений. Двусторонние занятия с переменой ролевых функций повышают дух состязательности между подразделениями, добавляют боевого задора в действия личного состава. Не случайно военнослужащие первого контракта после таких сборов уже вполне органично вписываются в ряды опытных профессионалов войсковой разведки.

Среди традиций десантных разведподразделений устойчиво доминирует культовый подход к боевой подготовке. Этому способствует и полностью профессиональная их комплектация, и высокие требования при отборе личного состава, и даже царящий среди этих бойцов философский постулат: «Войсковая разведка - не просто служба, а судьба и образ жизни». Прокомментировать такое видение мы попросили профессионалов войсковой разведки ВДВ.

Уточнение очередной задачи.
© Фото автора
Уточнение очередной задачи.

Начальник разведки десантно-штурмового полка майор Вячеслав Б. 

Офицерскую подготовку получил в десантном взводе Омского танкового института. После его окончания пришлось служить техником парашютно-десантной роты. Проявил себя так, что вскоре был назначен командиром взвода батальонной разведки. Потом последовал перевод в полковую разведроту, с которой он прошёл по горячим точкам. Затем принял роту спецназа, где основательно закрепил свои качества офицера войсковой разведки. Школу штабной службы прошёл в отделении разведки десантной дивизии.

- Сплочённость - непременное качество любого разведподразделения, - вслух размышляет майор Вячеслав. - Поэтому должно быть настоящей корпоративной общностью соратников, с которыми можно идти в разведку, как в прямом, так и в переносном смысле. Настоящий военный профессионал начинается с гордости за своё дело. А воинская субординация, прописанная регламентом, в войсковой разведке вырастает до уровня субординации уважения командира, по примеру которого бойцы «делают себя». И в этом процессе мало всесторонне понять каждого бойца, надо ещё и принять его со всеми сложившимися уже чертами характера.

При отборе контрактников в разведподразделения и потом в динамике учёбы предполагается, что человек с привычкой служить «абы как» в десантной элите не приживается. Здесь доминирует установка на постоянное развитие.

Не зря каждого кандидата, помимо психологических тестов на профпригодность, пропускают и через так называемый «комплекс Купера» - тест по физической закалке. Вроде, ничего сложного - четыре упражнения по десять подходов на силу рук, пресса, выносливость, прыгучесть. Романтики, не способные отжаться с десяток раз, отсеиваются сразу. Трудяги, работающие на результат до края сил, а потом ещё немного, имеют шанс стать настоящим разведчиком.

Десантники своих не бросают. Эвакуация раненого.
© Фото автора
Десантники своих не бросают. Эвакуация раненого.

Ведь боевой потенциал разведчика формируется во множестве «прелестей» адских нагрузок. Ратная наука у нас носит прикладной характер: три четверти занятий проходит в полевых условиях. Не зря считается, что настоящего профи войсковой разведки может выучить только обильно политая солдатским потом полигонная земля. Ведь теоретически невозможно развить у солдата такие основные качества разведчика как психологическая стрессоустойчивость и выдержка, аналитичность и выверенность действий. Никакие спортивные снаряды и тренажёры не дадут разведчику ту «физику», которую он получает в динамике горного полигона при круглосуточном выполнении учебных задач. Да и преданность делу проявляется не на словах, а в качественном выполнение труднейшей задачи.

Командир роты радиоэлектронной разведки капитан Евгений С.

Заканчивая Военную академию связи, о десантных войсках не мечтал. Но после распределения в подразделение разведки новороссийской десантно-штурмовой дивизии весьма быстро нашёл себя в этой службе.

- Жёсткие стандарты профессионализма в десантной разведке мне сразу пришлись по душе. Дело это не скучное, а потому и интересное, - считает Евгений. - Офицер здесь должен быть и универсальным солдатом, и мудрым «вожаком боевой стаи». А это немыслимо без постоянного саморазвития. И не только по причине всё возрастающей электронно-технической составляющей разведки, любознательность - одна из основных личностных качеств в нашей профессии. Поэтому, наверное, все сержанты нашей роты имеют высшее образование, а половина солдат - среднее специальное. Стремление в совершенствовании образования разведчиков командованием поддерживается всесторонне. Особый вид индивидуального развития разведчика - постижение боевого опыта. Его носители не просто вспоминают реалии боевой обстановки, а предлагают сослуживцам своеобразные аналитические выжимки рекомендаций по действиям в той или иной нестандартной ситуации. И это эффективней всего срабатывает в полевых условиях и при выполнении конкретных учебно-боевых задач.

Разведка грязи не боится.
© Фото автора
Разведка грязи не боится.

Разведчик-оператор рядовой Владислав Л.

Мечтал служить в разведке ещё с мальчишеской поры. Повезло: служба по призыву выпала в разведроте мотострелковой бригады на Северном Кавказе. Контрактное продолжение службы выбрал в новороссийской дивизии ВДВ. Успешно сдав все тесты, заслужил право служить в разведбате соединения.

- Чего нет в жизни войскового разведчика ВДВ - так это монотонности, - делится впечатлениями Владислав. - Вчера я в составе расчёта станции радиоэлектронной разведки в полигонном формате «дербанил» многоканальные сети связи условного противника, сегодня в составе подразделения отрабатывал навыки тактической стрельбы, завтра мы выезжаем на парашютные прыжки, а дальше - командировка на дальний полигон, учения…

Всё это рождает уникальное чувство боевого братства. Я уверен в каждом, с кем приходится выполнять разведзадание, и такая уверенность взаимна, ведь готовность к самоотдаче «за други своя» - норма жизни разведчика.

Вот такие они - разные внешне, по характерам, по привычкам, - и есть соль и суть войсковой десантной разведки, которая первой уходит в тыл врага, превращаясь во всепроникающие тени, в глаза и уши основных сил десанта. Элита элиты, а, в общем-то, простые парни, обладающие повышенной надёжностью, крепостью духа и тела, способные на самопожертвование во имя общего дела, бойцы до мозга костей по судьбе и образу жизни.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама