Подполковник медслужбы Александр Луговой: «Одной болтовнёй и пикетами "против" ковид не победить»
Уходящий 2021 год, как и прошлый, несколько омрачил своё существование ковидными проблемами. Где-то их было больше, где-то меньше. Главная же разница заключается в том, что если в 2020 году нам назывались конкретные (хоть и разные) сроки, когда все пандемийные дела закончатся, в этом году - оптимизм заметно поубавился. И всё чаще можно слышать: эта коронавирусная зараза, как и грипп - теперь навсегда. Наш сегодняшний собеседник - врач реаниматолог-анестезиолог, начальник центра анестезиологии и реанимации Военно-морского клинического госпиталя (ВМКГ) во Владивостоке подполковник медицинской службы Александр Луговой никаких иллюзий на этот счёт не питает. Он просто каждодневно выполняет свои обязанности. И делает это так, что его заметили на государственном уровне.
Командование флота поставило задачу, медслужба ответила: «Есть!»
- Александр Васильевич, теперь, по-видимому, вдобавок ко всем должностям вас можно называть ещё и главным флотским «ковидологом».
- Ни в коем случае. Во-первых, такой врачебной специальности нет и, скорее всего, не будет. А во-вторых, наша относительно успешная борьба с коронавирусом на флоте - далеко не моя личная заслуга, а слаженная работа целого коллектива врачей госпиталя и медицинской службы флота. В начале прошлого года, когда это зло, названное «ковидом-19» стало расползаться по всему миру, командованием флота перед нашей медслужбой была поставлена задача: минимизировать последствия от новой инфекции. И надо отдать должное начмеду ТОФа Николаю Минаеву. Несмотря на то, что никто тогда толком ничего не знал про эту заразу, он ответил «есть» и дал команду подчинённым медслужбам крупных воинских формирований и госпиталям быть готовыми к встрече новой коронавирусной инфекции.
На базе нашего ВМКГ был сформирован нештатный ковидный центр, под который перепрофилировали два инфекционных отделения, где развернули палаты интенсивной терапии, провизорное отделение, лабораторию экспресс-диагностики. Они были оснащены необходимым имуществом и медикаментами, и когда на флоте появились первые пациенты, мы их принимали уже на подготовленные места. И две усиленные бригады военных врачей, куда вошли инфекционисты, пульмонологи, рентгенологи, реаниматологи, сменяя друг друга, стали осваивать новое направление.
Практически с первого дня - таково было требование заместителя начальника ВМКГ подполковника медслужбы Андрея Соловья, - вёлся мониторинг ситуации по всему, что имело отношение к заболеваниям ковидом. Примерно к тому же времени в Петропавловске-Камчатском сдали в эксплуатацию новый Многофункциональный медцентр, на базе которого был развёрнут ковидный центр на штатной основе.
- Сегодняшний режим работы вашего центра и интенсивность задействования врачей отличается от того, что было в прошлом году? Сколько часов в среднем приходится проводить в так называемой красной зоне?
- Если вас интересует вопрос - меньше ли стало пациентов, отвечу: значительно. В разы. Что касается режима работы и количественного состава бригад - всё осталось без изменений. То есть, независимо от заполняемости коек, число медицинских рук у нас неизменно. Как и внеплановые выезды, в том числе в соседние города и регионы, если такая необходимость возникает. При поступлении тяжёлого больного, которому требуется проведение интенсивной терапии - так было, есть и будет - работаем ровно столько, сколько потребуется. Статистику по количеству часов, фактически проведённых в «красной зоне», никогда не вели. Для нас гораздо важнее - сколько пациентов поступило, сколько вылечилось и в какие сроки.
- А летальные исходы были?
- К сожалению, да. Но, в сравнении с гражданскими структурами, у нас на флоте и в Восточном военном округе в целом этот показатель в десятки раз ниже. И одной из главных причин, уверен, является своевременная вакцинация…
Верить нужно статистическим данным и здравому смыслу
- Извините, перебью. Одни врачи говорят, что прививку нужно ставить обязательно, другие - ни в коем случае. Скажите, как специалист, встречающийся с ковидными больными ежедневно: кому верить? И каково ваше мнение по поводу того, что вакцина, которую в настоящее время применяют, ещё недостаточно хорошо изучена?
- Если рассуждать с таких позиций, то сегодня в медицине практически нет вакцин, которые на сто процентов изучены и являются абсолютной панацеей. Давайте теперь всё ставить под сомнение. Это - во-первых. Во-вторых, те, кто утверждает, что вакцина не изучена, пусть скажут: сколько конкретно времени нужно для её изучения. Или, может быть, они назовут цифровой параметр - не одна тысяча смертей в день, как сегодня, а две или три - после которого, наконец, придёт время ставить прививки. И ещё было бы очень не лишним для них пораскинуть мозгами и вспомнить, благодаря чему в нашей стране и в мире удалось победить чуму, оспу и прочие заразы. Могу подсказать: точно - не пустой болтовнёй и не пикетами «против».
Что касается веры - верить нужно статистическим данным и здравому смыслу. Если бы не вакцинация и не меры профилактики, мы вряд ли сегодня имели бы положительную динамику по уменьшению заболеваний. Поверьте, я знаю точные цифры на этот счёт. А здравый смысл в случае с ковидом, который и многолик, и до сих пор толком не изучен, должен объяснятся одним словом - бдеть. Оно хоть и не очень благозвучно, но очень точно по своей сути. Главное - не перепутать приставки. Для профилактики новой коронавирусной инфекции лучше перебдеть, чем недобдеть. Цена в случае с «недо» может быть слишком высокой.
- А есть что-то помимо вакцины, что можно применить для профилактики инфекции или, хотя бы, минимизации последствий в случае заражения?
- Есть не помимо, а плюс к тому. Это - иммунная система, защищающая организм от различных инфекций, токсинов и злокачественных клеток. Как её укрепить, повторяться не буду, потому что об этом написано в различных брошюрах и статьях о здоровом образе жизни. Здесь главное не лениться и верить, что любые физические упражнения, независимо от возраста, играют только на пользу.
За 53 своих прожитых года Александр Луговой почти 35 лет в военной медицине. И все они прошли на ТОФе. После окончания медучилища в Киеве (родился на Украине), его призвали на срочную службу и направили в учебную роту санинструкторов, дислоцирующуюся на базе Центрального военно-морского госпиталя во Владивостоке. Демобилизовавшись, он не поехал домой, а поступил в местный медицинский вуз, который ко времени его выпуска трансформировался в Тихоокеанский государственный медуниверситет. Как и все студенты во время учёбы Александр подрабатывал по специальности, и основным местом той работы опять же был ВМКГ. Поэтому, куда идти работать после выпуска - вопросом для него не было.
Написав рапорт, Луговой надел лейтенантские погоны и отправился к своему первому месту службы на Русский остров. Потом состоялся его перевод в корабельную группу специализированной медицинской помощи, после чего из морей он практически не вылезал. Менялись лишь корабли, акватории океанов и районы несения боевых служб…
- Александр Васильевич, у вас огромный практический опыт и великолепные навыки специалиста анестезиолога-реаниматолога. Не планируете заняться научной деятельностью и сесть за написание, для начала, кандидатской диссертации?
- Я бы может и занялся, но некогда. Заниматься одновременно практикой и наукой можно, но боюсь, что достойного результата не будет ни там и ни здесь. Возможно, я неправильно мыслю. Ни в коем случае не хочу никого обидеть, но мне кажется, что каждый врач может стать доктором наук, но не каждый доктор наук может оставаться врачом. И пока я делаю выбор в пользу второго.