Наша обязанность - готовить профессионалов военного дела
Впервые предложение о создании высшей военной школы в России в середине XVIII столетия высказал генерал-фельдмаршал П.И. Шувалов. Генерал от инфантерии А.А. Жомини в 1826 году развил эту идею в меморандуме о создании Центральной стратегической школы, что нашло понимание и поддержку в военном ведомстве и у большей части русского офицерства. Император Николай I также её поддержал, наложив резолюцию «Быть по сему».
Академия, которой присваивалось наименование «Императорская», учреждалась в Санкт-Петербурге «…при Главном штабе Е.И.В. для образования офицеров к службе Генерального штаба и для вящего распространения военных познаний». Торжественное открытие было назначено на 26 ноября (8 декабря) 1832 года - в День небесного покровителя российского воинства Святого великомученика Георгия Победоносца. Этот день стал годовым праздником Императорской военной академии.
В своём развитии академия Генерального штаба прошла различные исторические этапы: имперский (1832-1917 гг.), советский (1918-1991 гг.), постсоветский (1992 г. - по настоящее время) с присущими для каждого из них социально-политическими, экономическими и идеологическими условиями, определявшими формирование и развитие системы военного образования, включая организацию и содержание подготовки высших военных командных кадров оперативно-стратегического уровня.
Почти двухвековая история позволила вынести ряд важных уроков, которые учитываются руководством академии в организации подготовки военных кадров оперативно-стратегического уровня управления для современной России.
Первый и главный из них заключается в том, что отечественное высшее военное образование, не игнорируя зарубежный опыт, всегда шло своим путём. Система, основы которой были заложены 190 лет назад, в наибольшей степени отвечала нашим национальным интересам, особенностям военной и государственной политики, стоявшим перед страной задачам в области обороны и безопасности.
Второй урок состоит в том, что решающим условием развития высшего военного образования является его тесная связь с военной наукой и практикой, синхронизация процесса обучения военных кадров с эволюцией военно-научных знаний и военного дела в целом.
Третий урок свидетельствует о том, что любые изменения в сфере высшего военного образования требуют глубокой предварительной проработки и научного обоснования. Недостаточно подготовленные реформы в этой области обходятся слишком дорого: страна и Вооружённые силы теряют кадры самой высокой квалификации - педагогические и научные, обладающие необходимыми опытом и знаниями.
Четвёртый урок заключается в том, что ключевую роль в системе высшего военного образования и в развитии военно-научного познания академия может играть при условии её активного взаимодействия с ведущими образовательными и научными организациями как нашей страны, так и иностранных государств.
Пятый урок состоит в том, что академия должна сохранять свой международный статус, обеспечивая и поддерживая на самом высоком уровне подготовку военных кадров для иностранных государств: для такой державы, как Россия, это, прежде всего, является одним из условий успешного международного военного сотрудничества, что в целом повышает эффективность всей её внешней политики.
Современный этап развития академии связан с пониманием её места и роли в системе военного образования Российской Федерации, в укреплении обороноспособности государства, обеспечении национальной безопасности и обороноспособности государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности, подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации офицеров вооружённых сил государств - участников Содружества Независимых Государств в области оперативно-стратегической подготовки.
В этом контексте организована и осуществляется образовательная деятельность по программам высшего образования (магистратура и адъюнктура), дополнительного профессионального образования на факультете национальной безопасности и обороны государства, специальном факультете и факультете переподготовки и повышения квалификации.
В соответствии с Программой развития академии на период до 2026 года, утверждённой Министром обороны Российской Федерации, перед образовательными организациями поставлена стратегическая цель - поддержание статуса ведущего образовательного учреждения в системе военного образования Российской Федерации, реализующего образовательные программы различных уровней (высшего и дополнительного профессионального образования) подготовки военных командных кадров стратегического и оперативно-стратегического уровней управления для Вооружённых сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, министерств и ведомств в области обороны Российской Федерации, и проводящего научные исследования на основе комплексного инновационного подхода к решению проблем в области обеспечения безопасности государства, практических вопросов строительства, подготовки, применения и обеспечения военных действий.
Достижение этой цели требует решения целого ряда задач, среди которых одной из важнейших является совершенствование образовательной деятельности.
В рамках выполнения этой задачи разработан и реализуется комплекс практических мероприятий по интенсификации образовательного процесса с применением инновационных подходов и новейших педагогических технологий, которые обеспечивают повышение качества подготовки наших выпускников по программам высшего и дополнительного профессионального образования.
На сегодняшний день академия, наряду с такими крупнейшими вузами страны, как Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет и другие, имеет право разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.
С 1 сентября 2021 г. обучение слушателей осуществляется по основной профессиональной образовательной программе, разработанной в соответствии с самостоятельно утверждённым Академией образовательным стандартом.
Эта программа имеет ярко выраженную практическую направленность, учитывает современные взгляды на военное искусство, опыт проведённых в последние годы мероприятий оперативной подготовки войск (сил), штабов и участия в современных вооружённых конфликтах. В процентном соотношении практический курс составляет более 60% бюджета учебного времени, включая семь прикладных задач и три командно-штабные военные игры оперативно-стратегического масштаба.
В целях повышения практической подготовки наших выпускников особое внимание уделяется организации и проведению войсковой стажировки слушателей факультета национальной безопасности и обороны государства на конкретных должностях в органах военного управления оперативно-стратегического и стратегического уровней управления.
При этом войсковая стажировка, как правило, увязывается с проведением крупных мероприятий оперативной подготовки войск (сил). Так, в 2020 году войсковая стажировка проводилась в ходе стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2020», а в 2021 году - «Запад-2021».
Необходимость планирования и проведения войсковой стажировки в указанные сроки продиктована особенностью содержания подготовки слушателей Академии, которая заключается в том, что за время обучения они должны изучить работу подчинённых им командующих, командиров и начальников объединений, соединений, воинских частей и других формирований видов и родов войск Вооружённых сил, в том числе придаваемых и поддерживающих воинских формирований других силовых министерств и ведомств, для управления межвидовыми группировками войск (сил).
При этом слушатели должны овладеть не только теоретическими знаниями, но и умениями, навыками и компетенциями по организации и ведению боевых действий в условиях межвидового характера применения Вооружённых сил совместно с воинскими формированиями других силовых министерств и ведомств.
Именно проведение войсковой стажировки в период крупных мероприятий оперативной подготовки войск (сил) и обеспечивает получение слушателями практических навыков в управлении межвидовыми группировками войск (сил).
Преподавательский состав академии также в обязательном порядке проходит стажировку в войсках. Целью его стажировки является изучение опыта проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки, вопросов организации и выполнения мероприятий повседневной деятельности войск, а также организации и порядка использования (применения) вооружения и военной техники. Приобретённые знания анализируются и обобщаются. На этой основе проводится разработка методических рекомендаций для их реализации в ходе проведения учебных занятий.
Кроме того, многие наши преподаватели получают практический опыт, участвуя в составе международных миротворческих структур, например, в составе Центра по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики и Российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе.
Наработанный практический опыт как слушателей, так и преподавательского состава является основой для внесения изменений в содержание основной профессиональной образовательной программы.
Также в целях изучения и накопления передового опыта ведения боевых действий и внедрения его в образовательную деятельность в Академии создана и функционирует система, которая включает сбор, анализ и обобщение полученной информации из различных источников, проведение исследований, разработку уставных документов, монографий, диссертаций, учебников и учебных пособий, подготовку преподавателей и обучение слушателей, адъюнктов.
Полученные результаты реализуются в учебниках (в том числе и электронных), монографиях, методических рекомендациях и уставных документах, разработанных комплексных оперативно-стратегических учебных задачах.
В рамках организации научной работы по проблемам подготовки и ведения современных боевых действий преподавательским составом, слушателями и адъюнктами академии проводятся круглые столы, военно-научные конференции. По их итогам регулярно выпускаются аналитические отчёты и научные сборники, которые также используются в образовательном процессе.
В контексте развития информационного обеспечения деятельности Вооружённых сил Российской Федерации в Академии разработана и включена в учебный план новая учебная дисциплина «Основы информационного обеспечения деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации».
Её изучение происходит в интерактивном режиме с привлечением ведущих аналитиков в различных областях деятельности органов военного и государственного управления, представителей средств массовой информации.
В системе дополнительного профессионального образования немаловажное значение придаётся взаимосвязи (преемственности) содержания основных профессиональных образовательных программ высшего образования (магистратуры, адъюнктуры) и дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
За последние пять лет в два раза увеличилось количество направлений обучения: были созданы группы военных специалистов органов военного управления в области моделирования применения войск (сил); военных специалистов органов военного управления в области психологической работы; офицеров органов военного управления и организаций Вооружённых сил, выполняющих задачи в области военной связи; военных специалистов оперативного уровня и выше в области планирования и применения системы управления войсками (силами).
Особого внимания заслуживают учебные группы командующих войсками военных округов, их заместителей и им равных, а также командующих объединениями видов и родов войск. Только за предыдущие два года прошли подготовку более 30 командующих объединениями, представителей центральных органов военного управления.
Категория обучающихся в этих группах, наличие у них богатейшего служебного и жизненного опыта определяют содержание и методику проведения занятий, темы которых носят научно-исследовательский и проблемный характер, увязаны с анализом реальной военно-политической и стратегической обстановки.
Такой подход позволяет им наращивать знания, а научные достижения в области военного искусства внедрять в практику подготовки войск.
Основным подходом к обучению в Академии (как в системе высшего, так и дополнительного профессионального образования) признан проблемно-деятельностный подход. Суть его заключается в том, что в процессе учебных занятий преподавателями создаются специальные условия, в которых слушатель, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно формулирует учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов её разрешения. В ходе учебных занятий, проводимых на основе проблемно-деятельностной теории обучения, значительно возрастает доля самостоятельной познавательной деятельности слушателей по разрешению проблемных ситуаций, усиливается интенсивность их мышления в результате поиска новых знаний и новых способов решения профессиональных задач.
Данный подход хорошо зарекомендовал себя в процессе проведения командно-штабных военных игр, направленных на закрепление и углубление знаний слушателей, развитие у них оперативно-стратегического мышления, формирование и совершенствование умений в вопросах подготовки операций, управления войсками (силами).
Однако современные требования к военному специалисту оперативно-стратегического уровня управления (способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода; способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели), нашедшие отражение в образовательных стандартах последнего поколения, требуют поиска инновационных подходов, наиболее отвечающих современным реалиям.
При разработке таких подходов профессорско-преподавательский состав руководствуется реализацией в Академии модели обучения, опирающейся на особенности контингента обучающихся.
Слушатель академии - это состоявшийся военный специалист, имеющий высшее военное образование, высокий социальный и профессиональный статус, опыт военно-профессиональной деятельности, который может быть использован в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы или дополнительной профессиональной программы.
Это определяет необходимость учёта данной характеристики слушателя в содержании обучения, а также в выборе соответствующих методов (технологий обучения) и форм подготовки.
В последнее время преподавателями кафедр Академии в процессе обучения слушателей используются их индивидуальные возможности, исходя из соответствующих регламентирующих документов (федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, рабочих программ учебных дисциплин, учебников, учебных пособий и пр.).
Как показывает практика проведения интенсивных видов занятий (бинарных лекций, круглых столов, научно-теоретических конференций), потенциал и уровень знаний слушателей позволяет оказывать влияние на их ценностные установки.
Данные подходы к обучению слушателей позволяют усилить взаимосвязи с центральными органами военного управления, руководящим составом объединённых стратегических командований, высшими военными учебными заведениями видов Вооружённых сил Российской Федерации, наладить эффективное сотрудничество с ведущими учебными и научными центрами страны.
Применение различных подходов к обучению находит отражение во внутренних нормативных документах академии, в частности, в Руководстве по организации образовательной деятельности в Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.
Продолжается поиск и развитие наиболее эффективных средств обучения, одними из которых являются электронные учебники, разработанные по всем учебным дисциплинам, а также созданная в рамках инновационного проекта «Электронный вуз» электронная библиотека Академии. Сто процентов слушателей и преподавателей обеспечены доступом в электронную библиотеку Министерства обороны Российской Федерации.
Среди воспитательных средств обучения, позволяющих формировать общекультурные компетенции, педагогами Академии активно используется образовательный потенциал историко-музейного комплекса.
Суммируя вышесказанное, следует отметить, что качество подготовки военных специалистов напрямую определяется профессионализмом и компетентностью нашего преподавательского состава.
Существующая практика назначения на педагогические должности выпускников факультета национальной безопасности и обороны государства, офицеров из центральных органов военного управления, а также преподавателей из других вузов Минобороны России в целом обеспечивает комплектование Академии преподавателями, отвечающими современным требованиям.
Вместе с тем первые две категории, как правило, не имеют специальной педагогической подготовки (для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы). Это обусловило формирование системы обучения начинающих педагогов на трёх уровнях - кафедральном, факультетском и академическом. На первом уровне происходит закрепление за начинающим педагогом наставника из числа наиболее опытных педагогов, составление и реализация плана профессионального становления. На втором - предполагается освоение дополнительной программы профессиональной переподготовки к новому виду деятельности в сфере педагогики высшей школы. На третьем - лучшими методистами проводятся занятия с начинающими преподавателями на базе методического кабинета Академии.
Существующая двухгодичная система подготовки в целом задаёт вектор профессионального саморазвития начинающих педагогов, обеспечивает правильное планирование ими собственной траектории профессионального и служебного роста, а также создаёт реальные возможности повышения активности и самостоятельности начинающих педагогов для решения профессиональных задач на кафедрах в Академии.
В рамках совершенствования профессиональной деятельности преподавателя разработана методика её оценки, позволяющая ежегодно определять лучшего педагога Академии.
Ещё одним инструментом повышения качества подготовки слушателей является применение балльно-рейтинговой системы оценки знаний обучающихся на факультете национальной безопасности и обороны государства. Эта система представляет собой мониторинг качества образовательной деятельности, основной целью которого является повышение мотивации слушателей к освоению основной образовательной программы вуза на базе более высокой дифференциации оценки критериев результатов работы каждого. Разработанная и апробированная на факультете система критериев (образовательная деятельность, научная деятельность, учебная дисциплина, воинская дисциплина, организация и несение внутренней службы и внутренний порядок, участие в спортивно-массовой работе, участие в культурно-досуговой работе, готовность к предстоящей деятельности по должностному предназначению) показала свою эффективность и позволяет повысить качество подготовки и развить самостоятельность и ответственность слушателей.
На повышение качества подготовки слушателей работает и система оценки ими образовательного процесса в Академии. Анализ мнений слушателей по организации, содержанию и качеству образовательного процесса в целом, отдельных дисциплин (модулей) и практик выступает одним из элементов процесса управления образовательной средой и выполняет функцию обратной связи. Итогом такой работы является ежегодный «Информационно-аналитический сборник ВАГШ ВС РФ», составляемый по материалам социально-психологического исследования выпускников.
Таким образом, на каждом историческом этапе развития Академии требовались новые подходы в организации и методике подготовки военных кадров оперативно-стратегического уровня: менялись взгляды на ведение и применение средств вооружённой борьбы, способы решения задач на поле боя и формы ведения боевых действий, менялась соответственно и система военного образования.
Обеспечение нового качества подготовки выпускников, требования актуализации передового опыта в подготовке военных кадров, инновационности форм, методов и средств образовательной деятельности ориентируют дальнейшую образовательную деятельность Академии на перспективы развития вооружённой борьбы, вооружения, военной техники и широкое применение искусственного интеллекта в военном деле.
Исходя из этого, в Академии определены следующие основные задачи по развитию и совершенствованию образовательного процесса:
- интеграция учебной, научной, инновационной деятельности с оперативной (боевой) и повседневной практикой войск;
- постоянная трансформация содержания обучения слушателей в соответствии с возрастающими требованиями к военным кадрам, опытом ведения боевых действий, подготовка офицеров, восприимчивых ко всему новому, владеющих навыками самостоятельного принятия решения в боевой и повседневной деятельности, обладающих высоким чувством ответственности при выполнении должностных обязанностей;
- разработка и внедрение образовательных программ и технологий нового поколения, обеспечивающих формирование у выпускника необходимого комплекса профессиональных компетенций по направлениям (специальностям) их подготовки;
- дальнейшее развитие и совершенствование учебной материально-технической базы, совершенствование информационно-образовательной среды Академии в целях обеспечения организационных, материальных и правовых условий получения требуемого уровня военно-профессиональной подготовки выпускников Академии.
Прямая речь
«Сегодня, продолжая ... исторические ратные традиции, академия вносит серьёзный вклад в подготовку высококвалифицированных офицерских кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации, руководителей профильных министерств и ведомств, отечественного оборонно-промышленного комплекса».
В.В. Путин, Президент Российской Федерации.