Военная ордена Кутузова, ордена Ленина, Краснознамённая, ордена Суворова I степени академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.

Наша обязанность - готовить профессионалов военного дела

В следующем году, 8 декабря 2022 года, Военная ордена Ленина, Краснознамённая, орденов Суворова и Кутузова академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации отметит 190-летие со дня образования. Ситуация наших дней такова, что есть повод поговорить о том, как готовят наших военачальников уже сегодня
Реклама
Наша обязанность - готовить профессионалов военного дела
© vagsh.mil.ru
Военная ордена Кутузова, ордена Ленина, Краснознамённая, ордена Суворова I степени академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.
Читайте нас на: 

Впервые предложение о создании высшей военной школы в России в середине XVIII столетия высказал генерал-фельдмаршал П.И. Шувалов. Генерал от инфантерии А.А. Жомини в 1826 году развил эту идею в меморандуме о создании Центральной стратегической школы, что нашло понимание и поддержку в военном ведомстве и у большей части русского офицерства. Император Николай I также её поддержал, наложив резолюцию «Быть по сему».

Академия, которой присваивалось наименование «Императорская», учреждалась в Санкт-Петербурге «…при Главном штабе Е.И.В. для образования офицеров к службе Генерального штаба и для вящего распространения военных познаний». Торжественное открытие было назначено на 26 ноября (8 декабря) 1832 года - в День небесного покровителя российского воинства Святого великомученика Георгия Победоносца. Этот день стал годовым праздником Императорской военной академии.

Здание Николаевской академии Генерального штаба в Санкт-Петербурге. Начало ХХ века.
© mil.ru
Здание Николаевской академии Генерального штаба в Санкт-Петербурге. Начало ХХ века.

В своём развитии академия Генерального штаба прошла различные исторические этапы: имперский (1832-1917 гг.), советский (1918-1991 гг.), постсоветский (1992 г. - по настоящее время) с присущими для каждого из них социально-политическими, экономическими и идеологическими условиями, определявшими формирование и развитие системы военного образования, включая организацию и содержание подготовки высших военных командных кадров оперативно-стратегического уровня.

Почти двухвековая история позволила вынести ряд важных уроков, которые учитываются руководством академии в организации подготовки военных кадров оперативно-стратегического уровня управления для современной России.

Первый и главный из них заключается в том, что отечественное высшее военное образование, не игнорируя зарубежный опыт, всегда шло своим путём. Система, основы которой были заложены 190 лет назад, в наибольшей степени отвечала нашим национальным интересам, особенностям военной и государственной политики, стоявшим перед страной задачам в области обороны и безопасности.

Второй урок состоит в том, что решающим условием развития высшего военного образования является его тесная связь с военной наукой и практикой, синхронизация процесса обучения военных кадров с эволюцией военно-научных знаний и военного дела в целом.

Круглый стол, посвящённый обсуждению проблемных вопросов национальной безопасности Вооружённых сил Российской Федерации.
© vagsh.mil.ru
Круглый стол, посвящённый обсуждению проблемных вопросов национальной безопасности Вооружённых сил Российской Федерации.

Третий урок свидетельствует о том, что любые изменения в сфере высшего военного образования требуют глубокой предварительной проработки и научного обоснования. Недостаточно подготовленные реформы в этой области обходятся слишком дорого: страна и Вооружённые силы теряют кадры самой высокой квалификации - педагогические и научные, обладающие необходимыми опытом и знаниями.

Четвёртый урок заключается в том, что ключевую роль в системе высшего военного образования и в развитии военно-научного познания академия может играть при условии её активного взаимодействия с ведущими образовательными и научными организациями как нашей страны, так и иностранных государств.

Пятый урок состоит в том, что академия должна сохранять свой международный статус, обеспечивая и поддерживая на самом высоком уровне подготовку военных кадров для иностранных государств: для такой державы, как Россия, это, прежде всего, является одним из условий успешного международного военного сотрудничества, что в целом повышает эффективность всей её внешней политики.

Иностранные выпускники Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ.
© vagsh.mil.ru
Иностранные выпускники Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ.

Современный этап развития академии связан с пониманием её места и роли в системе военного образования Российской Федерации, в укреплении обороноспособности государства, обеспечении национальной безопасности и обороноспособности государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности, подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации офицеров вооружённых сил государств - участников Содружества Независимых Государств в области оперативно-стратегической подготовки.

В этом контексте организована и осуществляется образовательная деятельность по программам высшего образования (магистратура и адъюнктура), дополнительного профессионального образования на факультете национальной безопасности и обороны государства, специальном факультете и факультете переподготовки и повышения квалификации.

В соответствии с Программой развития академии на период до 2026 года, утверждённой Министром обороны Российской Федерации, перед образовательными организациями поставлена стратегическая цель - поддержание статуса ведущего образовательного учреждения в системе военного образования Российской Федерации, реализующего образовательные программы различных уровней (высшего и дополнительного профессионального образования) подготовки военных командных кадров стратегического и оперативно-стратегического уровней управления для Вооружённых сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, министерств и ведомств в области обороны Российской Федерации, и проводящего научные исследования на основе комплексного инновационного подхода к решению проблем в области обеспечения безопасности государства, практических вопросов строительства, подготовки, применения и обеспечения военных действий.

Достижение этой цели требует решения целого ряда задач, среди которых одной из важнейших является совершенствование образовательной деятельности.

Выездные практические занятия на Северном флоте со слушателями Военной академии Генерального штаба.
© vagsh.mil.ru
Выездные практические занятия на Северном флоте со слушателями Военной академии Генерального штаба.

В рамках выполнения этой задачи разработан и реализуется комплекс практических мероприятий по интенсификации образовательного процесса с применением инновационных подходов и новейших педагогических технологий, которые обеспечивают повышение качества подготовки наших выпускников по программам высшего и дополнительного профессионального образования.

На сегодняшний день академия, наряду с такими крупнейшими вузами страны, как Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет и другие, имеет право разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.

С 1 сентября 2021 г. обучение слушателей осуществляется по основной профессиональной образовательной программе, разработанной в соответствии с самостоятельно утверждённым Академией образовательным стандартом.

Эта программа имеет ярко выраженную практическую направленность, учитывает современные взгляды на военное искусство, опыт проведённых в последние годы мероприятий оперативной подготовки войск (сил), штабов и участия в современных вооружённых конфликтах. В процентном соотношении практический курс составляет более 60% бюджета учебного времени, включая семь прикладных задач и три командно-штабные военные игры оперативно-стратегического масштаба.

В целях повышения практической подготовки наших выпускников особое внимание уделяется организации и проведению войсковой стажировки слушателей факультета национальной безопасности и обороны государства на конкретных должностях в органах военного управления оперативно-стратегического и стратегического уровней управления.

При этом войсковая стажировка, как правило, увязывается с проведением крупных мероприятий оперативной подготовки войск (сил). Так, в 2020 году войсковая стажировка проводилась в ходе стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2020», а в 2021 году - «Запад-2021».

В 2021 году войсковая стажировка для слушателей Академии проводилась в ходе стратегического командно-штабного учения «Запад-2021».
© mil.ru
В 2021 году войсковая стажировка для слушателей Академии проводилась в ходе стратегического командно-штабного учения «Запад-2021».

Необходимость планирования и проведения войсковой стажировки в указанные сроки продиктована особенностью содержания подготовки слушателей Академии, которая заключается в том, что за время обучения они должны изучить работу подчинённых им командующих, командиров и начальников объединений, соединений, воинских частей и других формирований видов и родов войск Вооружённых сил, в том числе придаваемых и поддерживающих воинских формирований других силовых министерств и ведомств, для управления межвидовыми группировками войск (сил).

При этом слушатели должны овладеть не только теоретическими знаниями, но и умениями, навыками и компетенциями по организации и ведению боевых действий в условиях межвидового характера применения Вооружённых сил совместно с воинскими формированиями других силовых министерств и ведомств.

Именно проведение войсковой стажировки в период крупных мероприятий оперативной подготовки войск (сил) и обеспечивает получение слушателями практических навыков в управлении межвидовыми группировками войск (сил).

Преподавательский состав академии также в обязательном порядке проходит стажировку в войсках. Целью его стажировки является изучение опыта проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки, вопросов организации и выполнения мероприятий повседневной деятельности войск, а также организации и порядка использования (применения) вооружения и военной техники. Приобретённые знания анализируются и обобщаются. На этой основе проводится разработка методических рекомендаций для их реализации в ходе проведения учебных занятий.

Преподавательский состав Академии в обязательном порядке проходит стажировку в войсках.
© mil.ru
Преподавательский состав Академии в обязательном порядке проходит стажировку в войсках.

Кроме того, многие наши преподаватели получают практический опыт, участвуя в составе международных миротворческих структур, например, в составе Центра по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики и Российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе.

Наработанный практический опыт как слушателей, так и преподавательского состава является основой для внесения изменений в содержание основной профессиональной образовательной программы.

Также в целях изучения и накопления передового опыта ведения боевых действий и внедрения его в образовательную деятельность в Академии создана и функционирует система, которая включает сбор, анализ и обобщение полученной информации из различных источников, проведение исследований, разработку уставных документов, монографий, диссертаций, учебников и учебных пособий, подготовку преподавателей и обучение слушателей, адъюнктов.

Полученные результаты реализуются в учебниках (в том числе и электронных), монографиях, методических рекомендациях и уставных документах, разработанных комплексных оперативно-стратегических учебных задачах.

В рамках организации научной работы по проблемам подготовки и ведения современных боевых действий преподавательским составом, слушателями и адъюнктами академии проводятся круглые столы, военно-научные конференции. По их итогам регулярно выпускаются аналитические отчёты и научные сборники, которые также используются в образовательном процессе.

В рамках организации научной работы проводятся круглые столы, военно-научные конференции.
© vagsh.mil.ru
В рамках организации научной работы проводятся круглые столы, военно-научные конференции.

В контексте развития информационного обеспечения деятельности Вооружённых сил Российской Федерации в Академии разработана и включена в учебный план новая учебная дисциплина «Основы информационного обеспечения деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации».

Её изучение происходит в интерактивном режиме с привлечением ведущих аналитиков в различных областях деятельности органов военного и государственного управления, представителей средств массовой информации.

В системе дополнительного профессионального образования немаловажное значение придаётся взаимосвязи (преемственности) содержания основных профессиональных образовательных программ высшего образования (магистратуры, адъюнктуры) и дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

За последние пять лет в два раза увеличилось количество направлений обучения: были созданы группы военных специалистов органов военного управления в области моделирования применения войск (сил); военных специалистов органов военного управления в области психологической работы; офицеров органов военного управления и организаций Вооружённых сил, выполняющих задачи в области военной связи; военных специалистов оперативного уровня и выше в области планирования и применения системы управления войсками (силами).

За предыдущие два года прошли подготовку более 30 командующих объединениями, представителей центральных органов военного управления.
© vagsh.mil.ru
За предыдущие два года прошли подготовку более 30 командующих объединениями, представителей центральных органов военного управления.

Особого внимания заслуживают учебные группы командующих войсками военных округов, их заместителей и им равных, а также командующих объединениями видов и родов войск. Только за предыдущие два года прошли подготовку более 30 командующих объединениями, представителей центральных органов военного управления.

Категория обучающихся в этих группах, наличие у них богатейшего служебного и жизненного опыта определяют содержание и методику проведения занятий, темы которых носят научно-исследовательский и проблемный характер, увязаны с анализом реальной военно-политической и стратегической обстановки.

Такой подход позволяет им наращивать знания, а научные достижения в области военного искусства внедрять в практику подготовки войск.

Основным подходом к обучению в Академии (как в системе высшего, так и дополнительного профессионального образования) признан проблемно-деятельностный подход. Суть его заключается в том, что в процессе учебных занятий преподавателями создаются специальные условия, в которых слушатель, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно формулирует учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов её разрешения. В ходе учебных занятий, проводимых на основе проблемно-деятельностной теории обучения, значительно возрастает доля самостоятельной познавательной деятельности слушателей по разрешению проблемных ситуаций, усиливается интенсивность их мышления в результате поиска новых знаний и новых способов решения профессиональных задач.

В ходе учебных занятий возрастает доля самостоятельной познавательной деятельности слушателей по разрешению проблемных ситуаций.
© vagsh.mil.ru
В ходе учебных занятий возрастает доля самостоятельной познавательной деятельности слушателей по разрешению проблемных ситуаций.

Данный подход хорошо зарекомендовал себя в процессе проведения командно-штабных военных игр, направленных на закрепление и углубление знаний слушателей, развитие у них оперативно-стратегического мышления, формирование и совершенствование умений в вопросах подготовки операций, управления войсками (силами).

Однако современные требования к военному специалисту оперативно-стратегического уровня управления (способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода; способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели), нашедшие отражение в образовательных стандартах последнего поколения, требуют поиска инновационных подходов, наиболее отвечающих современным реалиям.

При разработке таких подходов профессорско-преподавательский состав руководствуется реализацией в Академии модели обучения, опирающейся на особенности контингента обучающихся.

Слушатель академии - это состоявшийся военный специалист, имеющий высшее военное образование, высокий социальный и профессиональный статус, опыт военно-профессиональной деятельности, который может быть использован в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы или дополнительной профессиональной программы.

Это определяет необходимость учёта данной характеристики слушателя в содержании обучения, а также в выборе соответствующих методов (технологий обучения) и форм подготовки.

Слушатель Академии - это состоявшийся военный специалист, имеющий высшее военное образование, высокий социальный и профессиональный статус.
© vagsh.mil.ru
Слушатель Академии - это состоявшийся военный специалист, имеющий высшее военное образование, высокий социальный и профессиональный статус.

В последнее время преподавателями кафедр Академии в процессе обучения слушателей используются их индивидуальные возможности, исходя из соответствующих регламентирующих документов (федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, рабочих программ учебных дисциплин, учебников, учебных пособий и пр.).

Как показывает практика проведения интенсивных видов занятий (бинарных лекций, круглых столов, научно-теоретических конференций), потенциал и уровень знаний слушателей позволяет оказывать влияние на их ценностные установки.

Данные подходы к обучению слушателей позволяют усилить взаимосвязи с центральными органами военного управления, руководящим составом объединённых стратегических командований, высшими военными учебными заведениями видов Вооружённых сил Российской Федерации, наладить эффективное сотрудничество с ведущими учебными и научными центрами страны.

Применение различных подходов к обучению находит отражение во внутренних нормативных документах академии, в частности, в Руководстве по организации образовательной деятельности в Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.

Продолжается поиск и развитие наиболее эффективных средств обучения, одними из которых являются электронные учебники, разработанные по всем учебным дисциплинам, а также созданная в рамках инновационного проекта «Электронный вуз» электронная библиотека Академии. Сто процентов слушателей и преподавателей обеспечены доступом в электронную библиотеку Министерства обороны Российской Федерации.

Сто процентов слушателей и преподавателей обеспечены доступом в электронную библиотеку Министерства обороны Российской Федерации.
© mil.ru
Сто процентов слушателей и преподавателей обеспечены доступом в электронную библиотеку Министерства обороны Российской Федерации.

Среди воспитательных средств обучения, позволяющих формировать общекультурные компетенции, педагогами Академии активно используется образовательный потенциал историко-музейного комплекса.

Суммируя вышесказанное, следует отметить, что качество подготовки военных специалистов напрямую определяется профессионализмом и компетентностью нашего преподавательского состава.

Существующая практика назначения на педагогические должности выпускников факультета национальной безопасности и обороны государства, офицеров из центральных органов военного управления, а также преподавателей из других вузов Минобороны России в целом обеспечивает комплектование Академии преподавателями, отвечающими современным требованиям.

Вместе с тем первые две категории, как правило, не имеют специальной педагогической подготовки (для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы). Это обусловило формирование системы обучения начинающих педагогов на трёх уровнях - кафедральном, факультетском и академическом. На первом уровне происходит закрепление за начинающим педагогом наставника из числа наиболее опытных педагогов, составление и реализация плана профессионального становления. На втором - предполагается освоение дополнительной программы профессиональной переподготовки к новому виду деятельности в сфере педагогики высшей школы. На третьем - лучшими методистами проводятся занятия с начинающими преподавателями на базе методического кабинета Академии.

Существующая двухгодичная система подготовки в целом задаёт вектор профессионального саморазвития начинающих педагогов, обеспечивает правильное планирование ими собственной траектории профессионального и служебного роста, а также создаёт реальные возможности повышения активности и самостоятельности начинающих педагогов для решения профессиональных задач на кафедрах в Академии.

Наиболее опытные преподаватели Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации проводят занятия для своих начинающих коллег, назначенных в вуз из войск и органов военного управления.
© vagsh.mil.ru
Наиболее опытные преподаватели Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации проводят занятия для своих начинающих коллег, назначенных в вуз из войск и органов военного управления.

В рамках совершенствования профессиональной деятельности преподавателя разработана методика её оценки, позволяющая ежегодно определять лучшего педагога Академии.

Ещё одним инструментом повышения качества подготовки слушателей является применение балльно-рейтинговой системы оценки знаний обучающихся на факультете национальной безопасности и обороны государства. Эта система представляет собой мониторинг качества образовательной деятельности, основной целью которого является повышение мотивации слушателей к освоению основной образовательной программы вуза на базе более высокой дифференциации оценки критериев результатов работы каждого. Разработанная и апробированная на факультете система критериев (образовательная деятельность, научная деятельность, учебная дисциплина, воинская дисциплина, организация и несение внутренней службы и внутренний порядок, участие в спортивно-массовой работе, участие в культурно-досуговой работе, готовность к предстоящей деятельности по должностному предназначению) показала свою эффективность и позволяет повысить качество подготовки и развить самостоятельность и ответственность слушателей.

На повышение качества подготовки слушателей работает и система оценки ими образовательного процесса в Академии. Анализ мнений слушателей по организации, содержанию и качеству образовательного процесса в целом, отдельных дисциплин (модулей) и практик выступает одним из элементов процесса управления образовательной средой и выполняет функцию обратной связи. Итогом такой работы является ежегодный «Информационно-аналитический сборник ВАГШ ВС РФ», составляемый по материалам социально-психологического исследования выпускников.

Таким образом, на каждом историческом этапе развития Академии требовались новые подходы в организации и методике подготовки военных кадров оперативно-стратегического уровня: менялись взгляды на ведение и применение средств вооружённой борьбы, способы решения задач на поле боя и формы ведения боевых действий, менялась соответственно и система военного образования.

Обеспечение нового качества подготовки выпускников, требования актуализации передового опыта в подготовке военных кадров, инновационности форм, методов и средств образовательной деятельности ориентируют дальнейшую образовательную деятельность Академии на перспективы развития вооружённой борьбы, вооружения, военной техники и широкое применение искусственного интеллекта в военном деле.

Начальник Генерального штаба Вооружённых сил России - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Валерий Герасимов вручает дипломы выпускникам Военной академии Генерального штаба ВС РФ.
© vagsh.mil.ru
Начальник Генерального штаба Вооружённых сил России - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Валерий Герасимов вручает дипломы выпускникам Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

Исходя из этого, в Академии определены следующие основные задачи по развитию и совершенствованию образовательного процесса:

  • интеграция учебной, научной, инновационной деятельности с оперативной (боевой) и повседневной практикой войск;
  • постоянная трансформация содержания обучения слушателей в соответствии с возрастающими требованиями к военным кадрам, опытом ведения боевых действий, подготовка офицеров, восприимчивых ко всему новому, владеющих навыками самостоятельного принятия решения в боевой и повседневной деятельности, обладающих высоким чувством ответственности при выполнении должностных обязанностей;
  • разработка и внедрение образовательных программ и технологий нового поколения, обеспечивающих формирование у выпускника необходимого комплекса профессиональных компетенций по направлениям (специальностям) их подготовки;
  • дальнейшее развитие и совершенствование учебной материально-технической базы, совершенствование информационно-образовательной среды Академии в целях обеспечения организационных, материальных и правовых условий получения требуемого уровня военно-профессиональной подготовки выпускников Академии.

Прямая речь

«Сегодня, продолжая ... исторические ратные традиции, академия вносит серьёзный вклад в подготовку высококвалифицированных офицерских кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации, руководителей профильных министерств и ведомств, отечественного оборонно-промышленного комплекса».

В.В. Путин, Президент Российской Федерации.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама