Уполномоченный Кремля по разграблению советского национального достояния
© globallookpress.com
«Большой друг» СССР Арманд Хаммер в своём кабинете.

Уполномоченный Кремля по разграблению советского национального достояния

Всю жизнь «большой друг» СССР Арманд Хаммер следовал девизу Пабло Пикассо: «Не важно, друг мой, будешь ли ты миллионером. Главное - жить, как миллионер...»
Реклама
Уполномоченный Кремля по разграблению советского национального достояния
© globallookpress.com
«Большой друг» СССР Арманд Хаммер в своём кабинете.
Читайте нас на: 

Официально существуют две версии биографии Арманда Хаммера. Первая создана им собственноручно, где он преподнёс себя миру «Большим другом Советского Союза», всю жизнь разделявшим его беды и радости. Вторая - труд оплаченных им биографов. Там он - selfmademan (человек, который сам себя сделал), патриот Соединённых Штатов, популяризатор их ценностей, энтузиаст-новатор, меценат, чуткий отец и примерный семьянин.

Ценность этой - третьей версии в том, что приведённые в ней факты ещё вчера считались секретными и хранились в ведомственных архивах.

 Для настоящего очерка использованы рассекреченные материалы из ведомственных архивов, в которых зафиксированы теневые стороны бытия нашего героя.

Леви Кохан родился трижды

Первый раз Леви Кохан родился в 1898 году в семье Джулиуса Кохана, эмигранта из Одессы, снимавшего угол на чердаке дома под снос в негритянском гетто Нью-Йорка.

Второй - в кремлёвском кабинете Ленина. В тот октябрьский день 1921 года, общаясь с председателем Совнаркома, Кохан унюхал запах парного молока от близости к вымени Судьбы. Нюх не подвёл его. Проведя в обществе вождя мирового пролетариата четыре часа, Кохан получил из его рук мандат «Уполномоченного Кремля по связям с главами финансовых институтов Запада», а также концессию на «Грузинский марганец» в Чиатури и асбестовые шахты на Урале. Мандат, подписанный лично председателем Совнаркома РСФСР, явился ракетой-носителем, что вывела американца на орбиту Большого бизнеса, став пропуском в историю ХХ века.

Третий раз Кохан родился после смерти Ленина в 1924 году, когда взял себе псевдоним Арманд Хаммер («Arm and Hammer» в переводе с английского означает «Серп и Молот»).

Визит к Ленину был знаковым - вся последующая жизнь Хаммера связана с делами советскими. В течение 70 лет он с маниакальным упорством посещал Советский Союз, сумев обаять всех советских лидеров, кроме Сталина и Андропова.

Свой бизнес Арманд Хаммер начал с карликовой фармацевтической фирмы. Но в 1921 году по совету своего родственника-одессита Семёна (Сэма) Шапиро он занялся операциями с нефтью - лихорадочно скупал нефтеносные участки земли, а заодно и заводы по переработке нефти.

Введённый в 1920 году правительством США сухой закон заставил Хаммера вновь вернуться к фармацевтике, так как он понял, что операции с нефтью - это долгосрочный проект, а он хотел быть богатым уже сейчас!

Молодой пройдоха решил этот вопрос. Он научил миллионы любителей горячительных напитков превращать лечебно-профилактическую имбирную настойку в алкогольный напиток, по крепости равный виски. Достаточно было разбавить настойку питьевой водой в нужной пропорции и всё - кайфуй в своё удовольствие!

Всего за один год Хаммер, владелец предприятий, выпускавших имбирную воду, заработал несколько миллионов долларов. А когда сухой закон отменили, он вновь занялся нефтяным бизнесом, тем самым доказав, что из любого бревна способен выстрогать Буратино.

Всего за один год Хаммер, владелец предприятий, выпускавших имбирную воду, заработал несколько миллионов долларов.
© history1.ru
Всего за один год Хаммер, владелец предприятий, выпускавших имбирную воду, заработал несколько миллионов долларов.

В конце 1920-х, в условиях полной конъюнктурной неочевидности из-за Великой депрессии, Арманд Хаммер вложил в дышавшую на ладан фирму по добыче нефти «Оксидентал петролеум» 100 тысяч долларов. И преуспел, став в конце 1950-х хозяином нефтяной монополии, чей объём продаж составлял 5,5 миллиарда долларов, а чистая прибыль - около 200 миллионов в год!

Особенно обогатила Хаммера Вторая мировая война. Танки, самолёты, военный транспорт требовали океаны «чёрной крови» - бензина и дизельного топлива. Его нефтеперерабатывающие заводы работали безостановочно, принося ему астрономические дивиденды. До самой смерти владелец «Оксидентал петролеум» будет входить в двадцатку самых крупных нефтяных магнатов мира.

Преуспевающий бизнесмен Арманд Хаммер не уставал приумножать своё состояние и делал деньги на всём, что сулило хоть малейшую прибыль. Его конкуренты шутили, что он сможет заработать даже на собственных похоронах.

«Моя малая Грановитая палата»

Известно, что в жизни «человека успеха», коим и был Арманд Хаммер, всегда найдётся место для высокооплачиваемого подвига. И он не заставил себя ждать.

В середине 1920-х Хаммер по ходатайству Анастаса Микояна, бывшего в то время наркомом внешней и внутренней торговли СССР, стал доверенным лицом Сталина по отбору из запасников Эрмитажа, Русского музея и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина всемирно известных работ голландских, испанских, итальянских мастеров, французских импрессионистов, икон, знаменитых пасхальных яиц Фаберже и драгоценных предметов старины, составлявших наше национальное богатство.

Когда Хаммер впервые увидел «товар», с которым ему придётся иметь дело, у него закружилась голова. «Боже праведный, - воскликнул он, - не оказаться бы в положении удава, заглотившего эшелон с тушенкой. В глотку влезло, а переварить не получится!»

По ходатайству Анастаса Микояна Хаммер стал доверенным лицом Сталина по отбору всемирно известных работ из запасников советских музеев.
© wikipedia.org
По ходатайству Анастаса Микояна Хаммер стал доверенным лицом Сталина по отбору всемирно известных работ из запасников советских музеев.

Отбор драгоценностей проводился с целью последующей их продажи по демпинговым ценам на западноевропейских и североамериканских аукционах - строительство социализма в СССР требовало валютной подпитки. На деньги, вырученные от продажи бесценных шедевров, были возведены Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Сталинградский и Челябинский тракторные заводы, другие крупные промышленные объекты. Хаммер, к тому времени позиционировавший себя «Большим другом Советского Союза», получил огромные комиссионные. Его протеже, член Политбюро ВКП(б) Микоян, даже ходатайствовал перед Сталиным о награждении Хаммера орденом Красного Знамени. Вождь был категоричен: «Хватит ему и комиссионных!»

«Каждый отрабатывает заказ в меру персональных способностей и личной подлости» - формулировка, определяющая выполнение Хаммером заданий советских заказчиков, ибо для него выгода всегда была важнее морали. Не довольствуясь комиссионными, он постоянно надувал своих высоких покровителей - Сталина и Микояна.

Вывезя из СССР очередную партию шедевров, Хаммер не спешил выставлять их на аукционах, а сначала демонстрировал наши богатства в Западной Европе и Северной Америке на устраиваемых им экспозициях под названием «Сокровища царей Романовых». Они имели феноменальный успех. Таких очередей Европа не знала ни до, ни после - сотни тысяч посетителей. И хотя вход туда стоил немалых денег, но кто же поскупится ради того, чтобы своими глазами увидеть, в какой роскоши жили русские цари?

Деньги за билеты на выставки - миллионы долларов, франков, фунтов стерлингов - Хаммер присваивал. Главы закордонных резидентур советской внешней разведки докладывали об этом на Лубянку, но ответ Ягоды и Ежова, а затем и Берии, был неизменен: «Вы ничего не смыслите в бизнесе - оставьте американца в покое!»

Кроме того, Хаммер за счёт нашего национального достояния не забывал пополнять и свою личную коллекцию, которую ласково называл «Моя малая Грановитая палата».

Хаммер не забывал пополнять и свою личную коллекцию, которая сейчас хранится в Музее Хаммера в Лос-Анджелесе.
© hammer.ucla.edu
Хаммер не забывал пополнять и свою личную коллекцию, которая сейчас хранится в Музее Хаммера в Лос-Анджелесе.

Словом, Арманд Хаммер превратил СССР в дойную корову, из которой в течение полутора десятилетий выкачивал рукотворные богатства, столетиями накопленные императорским двором и российскими коллекционерами. Конец выставкам «Сокровища русских царей» положила начавшаяся Вторая мировая война.

«Коль зовёшься ты "Серп и молот", то поработай и на нас!»

Председатель КГБ при СМ СССР Александр Шелепин наконец решился установить с вездесущим американцем оперативный контакт. В 1961-м, на приёме в Кремле в честь полёта Юрия Гагарина, «железный Шурик» был представлен Хаммеру как советник Хрущёва, уполномоченный устанавливать контакты с представителями большого бизнеса Запада.

Когда через полгода Хрущёв сместил Шелепина с должности, Хаммера стал опекать председатель КГБ Владимир Семичастный. Иногда ему удавалось разговорить американца.

Так, он сообщил, что Линдон Джонсон, ставший президентом США после убийства Кеннеди, вновь будет избран на этот пост, потому что пользуется поддержкой военно-промышленного комплекса США. Взамен от него потребуют ввести войска в Северный Вьетнам, где эксперты принадлежащей Хаммеру «Оксидентал петролеум» обнаружили нефть самого высокого качества. Политический курс Джонсона будет более агрессивным, чем его предшественника Кеннеди.

Сведения, полученные в приватных беседах с Хаммером, подтвердились. И тогда по указанию Хрущёва, а затем Брежнева Семичастный стал регулярно «прокачивать» всезнайку американца, поощряя его откровенность шедеврами из запасников Эрмитажа.

По указанию Хрущёва, а затем Брежнева Семичастный стал регулярно «прокачивать» всезнайку американца.
© РИА Новости
По указанию Хрущёва, а затем Брежнева Семичастный стал регулярно «прокачивать» всезнайку американца.

Справедливости ради следует отметить, что только председатель КГБ Андропов на заседаниях Политбюро поднимал вопрос о том, чтобы ограничить доступ американскому олигарху в Совет министров и в Госплан СССР. Увы, понимание и поддержку Юрий Владимирович нашёл только в лице Косыгина - остальные члены кремлёвского ареопага встретили предложения председателя КГБ в штыки.

Андропов сдаваться не собирался - по его инициативе в среде высших офицеров Комитета был распространён пресс-бюллетень о Хаммере-лазутчике. Целое «Евангелие»! Это, отчасти, принесло свои плоды. Начальники служб и управлений довели до сведения своих негласных помощников и доверенных лиц в директивных звеньях Совета министров, Госплана и МИДа информацию о промысле шпиона-миллиардера.

Хаммер вынужден был умерить свою прыть. Ему уже не удавалось, как это было при Сталине и Хрущёве, открывать левой ногой двери любых кабинетов в Совете Министров СССР. И хотя полностью предотвратить утечку секретных данных к противнику не удалось, преграды на пути Хаммера сделали своё дело.

Правда, при Горбачёве всё вернулось на круги своя.

«Оракул» - особо ценный агент

Федеральное бюро расследований, подозревая Хаммера в агентурной связи с советскими спецслужбами, вело его разработку с тех пор, как он стал регулярно посещать Советский Союз. Тому были основания: в США Хаммер устраивал выставки «Сокровища царей Романовых», а затем аукционы, где они распродавались по бешеным ценам. Всё это он совершал при содействии сотрудника советского торгового представительства, некоего М., который в картотеке ФБР значился штатным сотрудником НКВД.

Шеф ФБР Джон Эдгар Гувер решил лично выйти на вербовочную беседу с бизнесменом-авантюристом. В результате грубого шантажа Хаммер согласился за плату поставлять информацию о лояльно настроенных к СССР американских бизнесменах и политиках, с которыми был на короткой ноге.

Шеф ФБР Джон Эдгар Гувер решил лично выйти на вербовочную беседу с бизнесменом-авантюристом.
© wikipedia.org
Шеф ФБР Джон Эдгар Гувер решил лично выйти на вербовочную беседу с бизнесменом-авантюристом.

Сделка состоялась, и у Хаммера кроме друзей в окружении президента и в Конгрессе США появился ещё один мощный покровитель - шеф ФБР. Так Арманд Хаммер, мультимиллионер, председатель совета директоров транснациональной нефтяной корпорации «Оксидентал петролеум», стал платным осведомителем ФБР.

Недолго длившееся сотрудничество с ФБР было прервано в 1960 году Центральным разведывательным управлением США. Руководство ЦРУ буквально не находило себе места от мысли, что такой «вездеход» как Хаммер используется ФБР не по назначению. Ведь он владеет ключами от таких кабинетов Кремля, куда не вхож не то что ни один западный бизнесмен, но даже премьеры и монархи!

Аллен Даллес, директор ЦРУ, согласовав с президентом Джоном Кеннеди вопрос об использовании Хаммера, немедленно позвонил Гуверу и предложил передать ему на личную связь «Большого друга СССР». Шеф ФБР спорить с «соседом» не стал, понимая, что за его спиной стоит сам президент США.

- Простите, мистер Даллес, а в чём будут заключаться мои обязанности? Я ведь не умею ни прыгать с парашютом, ни стрелять, ни подрывать поезда...

- Я ценю ваше чувство юмора, мистер Хаммер, но Управлению нужна ваша голова, умеющая принимать нестандартные решения, а также ваши обширные связи в высших партийных и хозяйственных кругах Советов… Вы согласны?

- Ну... В общем-то, да. И всё-таки, что я должен буду делать?

- Посещать в Москве лиц, которых я вам укажу, слушать их, доводить до их сведения информацию, которая выгодна Соединённым Штатам... Вы будете влиять на принятие руководством Советов нужных нам решений. Вы будете выступать в роли Чрезвычайного и Полномочного посла США по особым поручениям. Вас устраивает такой статус?

Даллес и Хаммер пожали друг другу руки, и последний был зачислен в разряд особо засекреченных ценных агентов под псевдонимом «Оракул». В этом ключе шпионосессия Хаммера развивалась почти два десятилетия.

 Директор ЦРУ Аллен Даллес согласовал с президентом Джоном Кеннеди вопрос об использовании Хаммера в своём ведомстве.
© wikipedia.org
 Директор ЦРУ Аллен Даллес согласовал с президентом Джоном Кеннеди вопрос об использовании Хаммера в своём ведомстве.

Аллен Даллес и сменившие его главы Управления, а Хаммер находился на связи только у первых лиц ЦРУ, торжествовали - «Оракул» поставлял поистине бесценную политическую информацию. Так, в 1970-м, вернувшись из очередного вояжа в Москву, он представил директору ЦРУ Ричарду Хелмсу подробную справку о том, какие указания получил в Кремле Анатолий Добрынин по поводу позиции на переговорах об ограничении вооружений и до каких пределов СССР может уступить при обсуждении ОСВ-1. Кроме того, «Оракул» сообщил о нарастающих разногласиях между генеральным секретарём ЦК КПСС Леонидом Брежневым и председателем Совмина Алексеем Косыгиным. Разногласия, возникшие из-за разного видения ими перспектив развития отношений между СССР и США.

Администрация Никсона отреагировала мгновенно на поступившую от «Оракула» информацию и, по согласованию с премьер-министром Канады Пьером Трюдо, тотчас направила Косыгину приглашение посетить США и Канаду осенью 1974 года. Там ему были оказаны королевские почести и недвусмысленно заявлено, что Запад делает ставку только на него и на проводимые им реформы. О переговорах с Брежневым даже речи не шло.

Хаммера привечали и в Госплане СССР, поэтому неудивительно, что совершенно секретные сведения о быстро сокращающихся запасах нефти на месторождениях Волжско-Уральского региона стали достоянием ЦРУ. Эта информация в определённой степени спровоцировала энергетический кризис и повышение цен на бензин в Западной Европе и в США в 1973-1974 годы.

«Оракулу» удалось проникнуть в «герметичный» мир высшей советской партийной номенклатуры. Как желанного гостя его принимали в домах членов Политбюро. Он участвовал в застольях, где присутствовали партийные зубры со Старой площади и члены Совета Министров. Из неосторожных реплик сановных участников американец, прекрасно владевший русским языком, мог делать далеко идущие выводы. И он их делал!

Обо всём услышанном «Оракул» информировал шефа Лэнгли. Он же представил Хелмсу подробную информацию о нарастающих разногласиях между СССР и КНР. Реакция членов высшего эшелона власти США была мгновенной: президент Никсон и его помощник по национальной безопасности Киссинджер вылетели в Пекин для переговоров с руководством Китая.

Шпионский промысел «Оракула» в пользу США щедро вознаграждался. Зная его пристрастие к драгоценностям, особенно к старинным картинам, ЦРУ не скупилось на их приобретение. «Малая Грановитая палата» Хаммера регулярно пополнялась новыми шедеврами.

«Оракулу» удалось проникнуть в «герметичный» мир высшей советской партийной номенклатуры.
© villagepreservation.org
«Оракулу» удалось проникнуть в «герметичный» мир высшей советской партийной номенклатуры.

Брит-мила перед «возвращением в храм всевышнего»

12 октября 1990 года, когда Арманд Хаммер вступил в десятый десяток лет своей жизни, рентген показал, что его «пожирает» неизлечимый вид рака.

Медик по образованию, он вполне отдавал себе отчёт о роковом характере обрушившейся на него хвори. И всё же продолжал уповать на чудодейственное снадобье, которое ему изготавливали индейцы, живущие в джунглях Мексики. В какие-то моменты казалось, что снадобье проявляет свою волшебную силу - болезнь отступала, и жизненная энергия вновь возносила Хаммера на привычную ему высоту. Но вскоре стало ясно, что высота эта последняя, и с неё произойдёт окончательное падение.

Поняв это, Хаммер объявил родным, что возвращается к традициям праотцов, «в храм всевышнего», который через своих пророков завещал, что отрок, достигший 13 лет, превращается в Бнай Брит - «сына завета», то есть зрелого мужчину, которому надлежит исполнять все предписания Торы.

Когда раввины указали ему на то, что решение принято с непоправимым опозданием, он ответил: «Праотец всех людей Авраам подверг себя обрезанию в 99 лет, а мне - лишь 92 года».

Под руководством раввинов спешно шли приготовления к последнему торжественному акту жизни Арманда Хаммера - Брит мила (обрезанию), запоздавшему на 92 года. Всё было расписано, раввины отрепетировали каждое своё слово, кое должны были бы адресовать 13-летнему отроку, вступающему в жизнь на ролях «сына завета» и «мужа обязанностей».

Посвящение должно было состояться 11 декабря. Однако за день до этого, 10 декабря 1990 года, Арманд Хаммер в последний раз глянул на окружавшую его реальность и отбыл в мир иной.

Брит мила по установленному ритуалу была совершена над усопшим Хаммером на следующий день. Отрока Арманда Хаммера сыграл актёр, которому было придано, сколь возможно, сходство с покойным, который, по понятным причинам, не мог присутствовать на собственном обряде обрезания.

Даже уйдя в мир иной 10 декабря 1990 года, Арманд Хаммер не перестал преподносить сюрпризы. Когда свели дебет с кредитом, выяснилось, что Хаммер должен государству и кредиторам сумму в два раза превышающую ту, в которую могло быть оценено всё его имущество, включая «малую Грановитую палату».

Похоже, всю жизнь Хаммер следовал девизу Пабло Пикассо: «Не важно, друг мой, будешь ли ты миллионером. Главное - жить, как миллионер...»

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама