«Боевые скорпионы» и военные тракторы
В арсенале военных инженеров есть техника, без которой не обойтись, столкнувшись с разгулявшейся стихией. В армейских гаражах и ангарах всегда наготове грейдеры, самосвалы и экскаваторы. И необходимость в помощи возникает достаточно часто.
В прошлом году в Амурской и Иркутской областях сапёры ликвидировали последствия сильнейшего паводка. А в Приморском и Хабаровском краях они уничтожили очаги биологического заражения.
Как заявил начальник Инженерных войск Вооружённых сил России Юрий Ставицкий, «работа по устранению последствий наводнений и пожаров стала серьёзной проверкой для всей техники инженерных войск, в том числе и для недавно поступивших по гособоронзаказу новейших образцов».
Пожалуй, нагляднее всего возможности МЧС и армии проявляются при тушении лесных пожаров. Это, кстати, убедительно показано в кинокартине «Огонь», вышедшей на большие экраны в начале 2021 года.
Для обуздания пламени у военных есть специальные дистанционно управляемые самоходные роботы (МРТК-П) «Уран-14», которые вмещают до двух тонн воды. А специальный ствол-монитор предназначен и для тушения огня в труднодоступных местах - например, на складах техники и вооружения.
Справка
Многофункциональный робототехнический комплекс пожаротушения (МРТК-П) «Уран-14» весит 14 т. Мощность его силовой установки - 240 л. с. Максимальная скорость движения комплекса - 12 км/ч. Объём цистерны - 2.000 л, дальность пенной струны - 35 м, водяной - 50 м.
Но, несмотря на бесконечные возгорания лесных массивов (впрочем, не только у нас, но и по всему миру) и техногенные катастрофы, в России чаще приходится не тушить и разбирать завалы, а строить. И для этого, похоже, опять-таки уже стало традицией привлекать военную технику и специалистов Минобороны.
Сапёры стали гражданскими строителями
В августе 2019 года войска Западного военного округа построили однопутный автомобильный мост для жителей Курской области. Его длина - 69 метров. Благодаря новому путепроводу, сооружённому армейцами, жителям теперь паводки не страшны - дорога между населёнными пунктами всегда останется открыта. Но это всего лишь один пример «конверсии» военных инженерных технологий. Намного чаще военным инженерам приходится заниматься очисткой местности от взрывоопасных предметов. В том числе и за рубежом.
Российские сапёры имеют богатый опыт помощи населению, оказавшемуся в окружении минных полей. Достаточно вспомнить разминирование сирийских городов Пальмиры (дважды), Алеппо и Дейр-эз-Зор. Уже несколько лет наши сапёры освобождают от мин землю Лаоса и обучают местных коллег премудростям этой профессии. А с ноября минувшего года российские военные инженеры работают и на территории Нагорного Карабаха.
Как водится, разноплановость задач обусловила и исключительную широту номенклатуры вооружений. Кстати, инженерные войска считаются в нашей армии самыми оснащёнными в техническом плане.
Боевой «роботоскорпион»
Было время, когда для каждого вида сапёрных работ приходилось придумывать специальную технику или устройство. Так было, пока вместо путепрокладчика БАТ-2 и инженерной машины разграждения ИМР-ЗМ на вооружение не поступила универсальная бронированная инженерная машина - УБИМ. С виду она напоминает скорпиона - только вместо клешней стальной ковш, которым УБИМ может растаскивать брёвна и работать обычным бульдозером. Так что по своим техническим составляющим УБИМ (или «объект 153») - это сразу три инженерные машины в одном корпусе: бронированная ремонтно-эвакуационная (БРЭМ), инженерная для разграждения (ИМР) и бронированная для разминирования (БМР).
Чудо-изобретение предназначено для прокладки путей по пересечённой местности, разборки лесных и каменных завалов, а также для удаления повреждённой техники с маршрутов передвижения войск. Для работы на переднем крае «объект 153» снабжён штатным ручным миноискателем индукционного типа.
Справка
Грузоподъёмность УБИМ («объект 153») - 7.500 кг. В недрах монстра скрывается 1.130 лошадей. Именно такова мощность его двигателя. Запас хода по шоссе - не менее 500 км при максимальной скорости не менее 60 км/ч. На машине установлен дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-мм пулемётом (боекомплект - 1.200 зарядов), а на носу - огромный отвал шириной 4,5 м. Им «скорпион» сносит почти любые преграды на своём пути. Для измельчения крупных бетонных или каменных конструкций может устанавливаться гидромолот. Экипаж - 2 человека (командир и механик-водитель), причём УБИМ берёт ещё на борт 3 сапёров в специальном обитаемом отделении.
Рабочее место командира УБИМ максимально автоматизировано. Он может управлять и обмениваться информацией внутри сети единой системы управления тактическим звеном (ИТСД - информационный терминал совместного действия, аналогичный английский термин - SOSCOE, то есть System of Systems Common Operating Environment). Ну и «вишенка на торте» - обязательная для серьёзной техники высокого класса аппаратура спутниковой навигации. Это уже, можно сказать, оборудование по умолчанию, без которого современная боевая единица не запускается в эксплуатацию.
Сейчас грядёт пора беспилотников, поэтому важно, что при некоторой доработке УБИМ может стать полностью «необитаемым», т.е. превратиться в полноценный боевой роботизированный бронекат.
Нетрудно заметить, что «скорпион» максимально универсален. Между тем современные машины становятся всё более специальными, «заточенными» под узкий круг задач. Кроется ли здесь некоторое противоречие? Вовсе нет, потому что для инженерных войск универсализм - ключевое понятие. Способность действовать в любых климатических и погодных условиях, на любом рельефе местности, выполнять комплексные многоплановые задачи - именно те качества, без которых инженерные войска не смогли бы обеспечивать ни одну современную общевойсковую операцию.
Вот что рассказал о «скорпионе» Даниил Кабильский, инженер-конструктор «Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения»:
«УБИМ обладает дополнительно ещё и функционалом работы в радиоактивной местности. По желанию заказчика, мы устанавливаем второй вариант исполнения корпуса со свинцовыми пластинами для защиты экипажа.
В арсенале инженерных войск более 600 образцов техники и комплексов специального оборудования. Причем 65% приходится на современную технику».
«Трактора» двойного назначения
Однако не УБИМом единым живы российские сапёры - имеются у них и другие любопытные образцы вооружений.
Само собой, большая часть наших спецсредств - полноценные трансформеры. И пусть никого не смущает их комбинированный характер - это всё тот же принцип универсальности инженерной техники, нередко парадоксально решающей задачи в мирных условиях и на поле боя. Речь о специализированных бронированных инженерных машинах на базе тракторов Б10М2 и Б12, а также о фронтальном колёсном погрузчике со спецзащитой ПК-55С.
Главное достоинство этих машин в том, что они могут применяться и в условиях природных катаклизмов, и в условиях техногенных катастроф, и, естественно, в зонах боевых действий.
Кстати, у израильтян, ставших законодателями «моды» на бронированные трактора, такая техника используется, в частности, для разрушения различных баррикад и завалов в ходе городских боёв. Подобных монстров выпускают в США, Японии, Франции и Китае. Однако отечественная разработка действительно выдающаяся.
У нас технологической базой для таких бронебульдозеров служат выпускаемые на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ, входит в корпорацию УВЗ) гражданские серийные машины, и для превращения их в модель с усиленной защитой требуются незначительные технические изменения. Другая особенность - все узлы защиты унифицированы. В итоге инженерные войска получают универсальные машины с высокой скоростью, надёжной защитой, сравнительно низкой себестоимостью и возможностью использовать различное навесное оборудование.
Надо отметить, что вся боевая техника наших инженерных войск изначально двойного назначения. Отсюда и особенная роль сапёров и военных строителей в трудовых буднях страны.