В других СМИ
Загрузка...
Зоя: кристально чистый подвиг
© РИА Новости
Зоя Космодемьянская - партизанка, красноармеец, разведчица диверсионной бригады Западного фронта.

Зоя: кристально чистый подвиг

К национальной Героине России грязь не пристаёт
21 февраля 2021, 08:58
Реклама
Зоя: кристально чистый подвиг
© РИА Новости
Зоя Космодемьянская - партизанка, красноармеец, разведчица диверсионной бригады Западного фронта.

Сразу: эта статья - не рецензия на фильм «Зоя». Это - попытка относительно минимизировать последствия того оскорбления, который нанёс национальной Героине России и большинству зрителей сей новый отечественный «киношедевр». Последний и без автора этих строк достаточно разнесли в хвост и в гриву многие СМИ и едва ли не все блогерские ресурсы. Разве что кратко резюмировать. И поспешить показать Зою во всём величии её героизма и подвига, в осмыслении свершённого ею. Пусть же и читатель «Звезды» «лишний раз» увидит Зою в ореоле её великого деяния и откроет для себя, может быть, и не новые, но под особым ракурсом высвеченные здесь страницы её жизни. И те «отправные точки», от которых она поднималась 29 ноября 1941 года на свою Голгофу в подмосковном селе Петрищево.

«Зоя» - не про Зою

Статистически (Кинопоиск, Отзовик, Мегакритик и другие) - минимум баллов из 10 «за» сию удручающую киновариацию, разрекламированную как «исключительно правдивую, основанную на документах историю гибели Зои Космодемьянской».

А то, что, по словам инициатора создания ленты помощника президента РФ и руководителя Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимира Мединского, «фильм стал лидером отечественного проката», лишь объясняет его скандальное бесславье. Ибо то, что видит зритель, очевидно недостойно великой национальной Героини. Никак! Мизер правды - лишь в последних кадрах, и то скомканных, поспешных, ужатых до считанных секунд, будто стыдились, что «такое» приходится показывать.

Не припомнится, чтобы когда-либо за последние десятилетия наблюдался подобный шквал негодования в отношении вновь вышедшего экранного произведения на тему Великой Отечественной войны. Даже провальные михалковские «Утомлённые солнцем-2-3» и обеливающий нацистов бондарчуковский «Сталинград» (волгоградские ветераны и общественность были просто вне себя от негодования) не удостоились такой «чести». «Ничего святого. Как можно было чудовищную трагедию испохабить до состояния пошлого стендапа?!» - лейтмотив хора возмущений. И чреда извинений перед Зоей, её братом Шурой (Александром) и их матерью Любовью Тимофеевной. Даже строящие из себя «медиа-киллеров» два небезызвестных молодящихся пенсионера (карикатурист-психиатр и журналист-конелюб) не нанесли своими ядовитыми пасквилями такого ущерба, как этот фильм.

Кадр из фильма «Зоя». Выход в российский прокат фильма о подвиге Зои Космодемьянской, созданный кинокомпанией «Триикс Медиа» на киностудии имени М. Горького, вызвал шквал негодования.
© gorkyfilm.ru
Кадр из фильма «Зоя». Выход в российский прокат фильма о подвиге Зои Космодемьянской, созданный кинокомпанией «Триикс Медиа» на киностудии имени М. Горького, вызвал шквал негодования.

Показательно, что и людей, относившихся «крайне негативно» к обстоятельствам Зоиного деяния («сжигала дома своих же мирных сограждан, да и сделала-то всего на пшик, уж никак не на Звезду Героя»), возмутил один выходящий за рамки всякого понятия о порядочности, омерзительный 2-3-минутный эпизод. На экране буквально смакуется, как фашистское ничтожество в образе солдата-мотоциклиста, которого «прижало» в мороз, справляет на Героиню, находящуюся на боевом задании в засаде, малую нужду. Точнёхонько на её голову. Фишка «Зои»! «Утомлённые…» с их памятным «покажи сиськи» просто задвинуты за все горизонты анти-Оскара...

Как верно подметил в сети некто Vidverto Player: «Уже неделю после премьеры сижу и думаю: что этот эпизод добавляет к личности Космодемьянской? И не было ли у режиссера тайного умысла, что если, помочившись на национальную героиню, он актуализировал какие-то свои комплексы относительно женщин?» Ёрническое, но справедливое замечание. Ведь мотоциклисты появились в кадре не случайно, а взялись из документального источника. Кто-то из пяти создателей фильма (да - аж три сценариста и аж два режиссёра!) утрудил себя просквозить по диагонали через страницу-пяток «Повесть о Зое и Шуре», написанной в 1949 году о двух Героях Советского Союза. В книге был помещён и рассказ Клавдии Милорадовой, сослуживицы Зои по диверсионной в/ч 9903. В описании случая, как она ходила с ней на пару в разведку, взгляд киношника и зацепился: «Но едва мы прошли несколько шагов, как, откуда ни возьмись, мимо промчались два мотоцикла, и так близко, что можно было бы дотянуться до них рукой». То-то и разыгралась извращённая фантазия! А почему бы в кадре «байкеров со шмайсерами» не тормознуть и…? Вот она, «адаптация» для современной молодёжи! И ерунда, что неправдоподобно даже чисто физиологически: нещадный мороз, пробравший до костей, а тут фонтан не на один метр (ну, мужчины особенно поймут)… Да простит читатель автора, но оным нюансом лишь хотелось подчеркнуть, насколько беспредельно пошл, низок этот эпизод!  

Портрет Зои Космодемьянской.
© 24smi.org
Портрет Зои Космодемьянской.

Как испоганил квинтет создателей «Зои» её чистый образ и «картинкой» её группового изнасилования (благо, избяную дверь прикрыли «перед тем как»). Причём, не кучкой вражеских солдат, а целой ротой. Чего в реальности и близко не было! Хотя оккупанты были те ещё мерзавцы, насиловали повсеместно, но в частях, подошедших в ноябре 1941-го к Москве, в этом плане ещё царила дисциплина. Вот ради чего это показали?! С целью привлечения юного зрителя, который «по достоинству» оценит эти «находки режиссёра», подчёркивающие выдержку, мужество и характер героини? Или точно - клиника, известная озабоченность, воплощение на экране проблем личного «нижепоясного» свойства? Спасибо, что не додумались изобразить Зою как «представительницу секс-меньшинства», дабы ей было «особенно тяжело» переносить и без того невыносимые страдания...  Перефразируя сказанное не так давно президентом страны, мерзко, девочки!..

Такое отторжение, «желание тотчас вымыться» после подобного «кина» - хороший знак! Национальная Героиня России, образ которой как никогда опоганили в этом полуторачасовом «полном кадре», и заведомо (благо, если по недоумию) оболгали, была решительно защищена! Причём, людьми поколения «20-40+», которые преимущественно уже никак не вкусили «античеловечной коммунистической идеологии» или разве что она лишь легко коснулась их. И которых «уже тошнит» от неостановимого очернения истории советского периода с показом «кроваворукого» Сталина в ней, его «костоломного» НКВД и бесконечной жизни людей того периода «при лучине» и с «тупой» верой в иллюзорное светлое будущее.

Кадр из фильма «Зоя». Национальная Героиня России, образ которой как никогда опоганили в этом полуторачасовом «полном кадре», и заведомо (благо, если по недоумию) оболгали.
© gorkyfilm.ru
Кадр из фильма «Зоя». Национальная Героиня России, образ которой как никогда опоганили в этом полуторачасовом «полном кадре», и заведомо (благо, если по недоумию) оболгали.

Зою с конца 1990-х и по наши дни не раз обвиняли в шизофрении, коммунистическом фанатизме, бесчеловечности к соплеменникам, истовом исполнении якобы преступного приказа №0428 и пытались низвести на нет значимость её Подвига. Не пристало! И вот теперь вышла долгоиграющая «новинка» - коль «Зою»-2021, как стоит полагать, уже в скором будущем не раз покажут и по ТВ. Что ж, будем «отмывать» её от урины полдесятка киношников и их «идейных вдохновителей». Возможно, они и «хотели как лучше». Но получилось у них хуже, чем всегда.

Стоит заметить ещё, что, при всём уважении к талантливым современным кинематографистам (начисто исключая тех, что преподнесли нам «Зою»-2021), истинный фильм о Зое мог бы снять только кинохудожник масштаба Андрея Тарковского, кто подарил нам в этом смысле вечные «Иваново детство» и «Андрея Рублёва». Ну или хотя бы Лео Арнштам, снявший в 1944 году ленту «Зоя». Кстати, после одноимённой современной киногадости чёрно-белая картина эта смотрится как вещь чистая, облагораживающая - несмотря на все её довольно безобидные «идеологические реперы» (автор пересмотрел)... 

Зоя - не просто имя, или Три символа Победы

Автор этих строк много лет занимается темой Зои и её Подвига. Пять лет назад уже приходилось защищать её на страницах прессы от очередной порции пасквилей, вылитой всё тем же рисовальщиком Петровичей и неудовлетворённым своим положением в медийном пространстве некогда «600-секундщиком». И вот опять нельзя молчать!..

Зоя - имя простое. Не особо приметное среди десятков, сотен русских имён, равное им. Как Вера, Оля, Катя, Зина… Или - Таня… Было просто именем. Пока без малого 80 лет назад не стало неистребимым символом мужества и самопожертвования, синонимом героизма, светочем грядущей Победы в Великой Отечественной войне. С этим именем шли в бой, в «последние и решительные» битвы и одолели лютого врага.

Со Сталиным - на устах, а с Зоей - в головах и в душах. С обоими - в надписях на танках, самолётах и снарядах.

А ещё - с Жуковым. Его имя не писали на броне. Но о нём тоже знали: пройдёт в окопах молва, что прибыл на фронт Жуков - жди наступления, погоним врага дальше к его логову. Правда, всенародное понимание полководческого величия «Маршала Победы» пришло лишь по минованию пары десятков лет после окончания войны. Не только потому, что с Жукова была снята долголетняя хрущёвская опала, связанная со сменой лидера в стране. К этому времени уже выросло новое поколение, не знавшее бед четырёхлетнего лиха. И воевавший и ударно работавший в тылу народ как бы отпустил от себя бóльшую долю страшной памяти об окопных и тыловых невзгодах, жизни под оккупацией и о послевоенной разрухе и более или менее смирился с безмерной горечью и скорбями утрат. И в полную грудь вобрал теплоту и уют мирной жизни. Именно к середине 1960-х в обществе глубинно было осознано, чтó такое для всех и каждого 9 мая, и именно тогда этот День был официально объявлен праздником, стал выходным. И в канун 20-летия Победы Георгий Константинович впервые «вышел к людям» и был встречен овациями.

Всенародное понимание полководческого величия «Маршала Победы» пришло лишь по минованию пары десятков лет после окончания войны.
© Фото из архива
Всенародное понимание полководческого величия «Маршала Победы» пришло лишь по минованию пары десятков лет после окончания войны.

Зоино же величие духа осенило людей «от Москвы до самых до окраин» задолго до Победы. В один день - 27 января 1942 года. Раз и навсегда. Но ещё парой недель раньше им проникся фронтовой журналист Пётр Лидов, случайно услышавший в деревеньке Пушкино, что вдоль Минского шоссе, от крестьянки Молодцовой (или некоего дедка в избе - две версии), что «тут поблизости немцы девушку повесили... На допросе она не промолвила ни слова, а перед казнью, уже стоя на ящике с петлёй на шее, она говорила и говорила...». А ещё раньше - многие жители села Петрищево, в котором Зоя погибла. Оттуда пошла священная весть.

Про Сталина же особо объяснять не надо. Не «вопреки ему», как со времён горбачёвской «перестройки» стало принято неумно расписывать, словно Красная Армия сама, без Ставки и Генштаба гнала врага до Берлина, и лишь на свой страх и риск в тылу «у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей». А с ним победили армия и весь народ в беспощадной битве за право жить и существовать дальше. Сие ну никак не замутишь репрессиями 1937-го, сие есть непреложное - не отымешь!

Итак, три «именных» знака Победы - вождь, полководец и героиня. Пропустим Героиню по-кавалерски вперёд, она того заслужила: Зоя, Сталин, Жуков. Солдат, Главковерх и Маршал («Маршал Победы»). Равные друг другу. Не по конкретике вклада каждого в «битву трудную» (Зоя «всего три дома и конюшню сожгла», Сталин нанёс «десять ударов» своего имени, а Жуков «отстоял Ленинград, спас Москву и взял Берлин»). Ведь рядовой красноармеец Зоя Космодемьянская - тоже «вождь» и «полководец», недаром её называли «советской Жанной д’Арк». Она - первая среди бесчисленного сонма героев, уже за гранью жизни вселявшая в бойцов веру в победоносный для Советского Союза финал боевых действий и вдохновлявшая их на подвиги во имя спасения Отечества, освобождения его от порабощения лютым врагом.

На пиковой высоте чистоты и непорочности духа имя Зоя и остаётся. Причём не только в России и в так называемых странах ближнего зарубежья, но и далеко за их пределами. Такой и останется. Зоин Подвиг - он на все времена!.. Зоя. Редчайший, если не единственный случай, когда и фамилию «не надо» добавлять. Зоя - и сразу понятно, о ком (и о чём) речь… «Слишком пафосно», да? Зато точно, верно, гранитно, неотразимо. Потому что сколько Зое ни воздавай в «высоких» словах - всё мало будет.

Героиня из героинь

Её бессмертному деянию в этом году - очередная круглая дата. Вот ведь как: не день рождения памятуем, а день Великого Подвига её. Самой ей было бы под сто сейчас. А она навеки осталась 18-летней. Подвиг же её - единственный в своём роде за всю историю нашего многострадального Отечества. Да и в мире не найдёшь аналога.

Подвигов на пути к Берлину изо дня в день свершалось много, самопожертвование в войну носило характер массовый. Поразительную отвагу наряду с мужчинами проявляли и женщины. В 1942 году, кроме Зои, Героями Советского Союза стали ещё три девушки, и две из них - тоже посмертно. 6 марта это звание было присвоено 23-летней партизанке и комсомольскому лидеру Лизе Чайкиной. Она погибла неделей раньше Зои под Тверью - после пыток была расстреляна немцами. 4 ноября 1941 года в районе Луги, израсходовав в неравном бою весь боезапас, взорвала себя гранатой вместе с карателями, окружившими малочисленный партизанский отряд, 26-летняя комсомольская активистка Антонина Петрова (указ о награждении Золотой Звездой от 8 марта).

Но стоит назвать ещё два имени. Через год после Зоиной гибели далеко от Петрищева - под Харьковом пала смертью храбрых, прикрывая отход партизанского отряда, 22-летняя Надежда Волкова (Золотой Звезды удостоилась только в 1965 году). Куда более нечеловеческие, чем Зоя, и многонедельные муки вынесла (если, конечно, возможно сравнивать) и поседела от пыток в полоцком гестапо полтора года сражавшаяся с оккупантами 17-летняя подпольщица Зина Портнова (Героем Советского Союза стала через тринадцать лет после окончания войны). Мы не можем знать, слышала ли она в далёком от Москвы надолго оккупированном посёлке Оболь, что по железнодорожной ветке примерно на равноудалении от Витебска и Полоцка, читала ли Зина о Зое, о её обращении к петрищевцам: «Эй, товарищи! Чего смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите!» Только жившая в Ленинграде белоруска (приехала в июне 1941-го к бабушке на школьные каникулы), она, работая в столовой курсов переподготовки гитлеровских вояк, подбросив яд в суп, насмерть отравила более ста офицеров.

Мемориальная доска Зине Портновой в Санкт-Петербурге.
© commons.wikimedia.org
Мемориальная доска Зине Портновой в Санкт-Петербурге.

А теперь оценим цифры, которые ещё нигде никем не приводились именно в такой выкладке (просто никому не пришло в ум заняться с ними несложной арифметикой).

Из 90 женщин - Героев Советского Союза (а вообще их 95: три кавалерами Золотой Звезды стали до 1941 года и две - героини космоса), получивших это звание за подвиги в Великой Отечественной войне, 76 (!!!) - это родившиеся уже в «постниколаевской» России. То есть с 1917 (год свершения большевистской революции) по 1926 годы. На 22 июня 1941 года им было от 15 до 24 лет. Из них 46 (значительно более половины!) получили это высокое звание - посмертно, причём, шесть (включая Зою) - в 18 лет, две - в 17.

Лишь одна из этих 46 успела выйти замуж - на фронте. Это была не вернувшаяся 1 августа 1943 года из четвёртого за этот день боевого задания и долгие годы числившая без вести пропавшей самая результативная женщина-лётчик за всю историю боевой авиации - 21-летняя Лидия Литвяк (просившая называть её Лилией, и на самолёте её этот цветок был нарисован). За год и девять месяцев фронтовой работы, воюя на истребителе Як-1, она сбила лично 13 самолётов врага (причём семь из них - истребители Ме-109) и ещё пять в группе (три «мессера» и «фоккер»), плюс аэростат; при этом пять раз одерживала по две победы в день (!!) - чего ни разу «не случилось» и с самыми удачливыми асами-мужиками - трижды Героями Советского Союза Александром Покрышкиным (59 побед) и Иваном Кожедубом (64)…

Родить же ребёнка не посчастливилось никому из павших Героинь. Из этих 76 Героинь 63 девушки появились на свет в первой половине 1920-х. Самый расцвет молодости и красоты! А некоторые - они родились в 1926-м - ещё даже не ступили, а только-только готовились сделать робкий шажок в юность - вот как Зина Портнова, которой с началом гитлеровской агрессии было 15, из пионерского возраста она уже вышла (до 14), и в комсомол её приняли уже как проявившую себя отважную подпольщицу. Или Маша Боровиченко, которая 15-летней (!!) под Киевом явилась в штаб 5-й воздушно-десантной бригады и настояла, чтобы её зачислили санитаром. Уже через два дня после этого, спасая раненых бойцов и комбата, пристрелила двух немцев, пытавшихся ей помешать. Отступала до Сталинграда, ходила в контратаки и 14 июля 1943 года погибла 17-летней под Обоянью в Курской битве, сражённая точно в сердце осколком снаряда.

Из 63 юных Героинь в годы войны погибли 37 - более чем каждая вторая. Подпольщицы, полковые санитарки и фельдшерицы, лётчицы, снайперши и разведчицы, стрелок и пулемётчица, радистка. Все - комсомолки. И среди них, из этого поколения - наша Зоя.

Прочувствуем и осмыслим! Ибо это не пустая статистика. Она точно отражает суть самоотверженности женщин на войне. А таковых к 1943 «переломному» в войне году насчитывалось в Красной Армии, по разным данным, от 2 до 2,5 млн - и в основном это были девушки Зоиного поколения, и в основном сражались они на передовой, врага видели лицом в лицо.

Но и это ещё не все. После развала СССР звание Герой России за подвиги в годы войны было присвоено ещё девяти женщинам. В возрасте Зои из них (плюс-минус) - четыре, из них две девушки, санинструктор и разведчица, пали в боях. Тогда же, в 1994-м, Золотой Звезды была удостоена и погибшая в один день вместе с Зоей её старшая сослуживица (1919 года рождения) по особой разведывательно-партизанской войсковой части №9903 Оперативного диверсионного пункта при Штабе Западного фронта красноармеец Вера Волошина. Немцы захватили её раненую, истязали и повесили на иве в селе Головково, что в полутора десятках километрах на восток от Петрищева. При казни она вела себя столь же мужественно, как и Зоя.

Низкий поклон этим и всем другим девушкам, пожертвовавшим жизнью во имя Родины, и всем выжившим, пролившим за неё кровь.

Документально подтверждено!

И всё же Зоин Подвиг - Подвиг из подвигов. И национальная Героиня она - одна такая. Невероятно пикова «высота» свершённого ею!

А как же костромич-крестьянин Иван Сусанин, прославленный в оперной классике «Жизнь за царя» (про Зою такого уровня вещь ещё не сочинили!)? Ведь тоже ж незабываемый нацгерой! Да, памятуемый. Да, тоже подвиг свершил. Но исторически во многом идущий от легенд. И «слава и признание» его изошли не из глубин народной души, а от мудрого повеления императрицы Екатерины II, которая побывала в 1767 году в Костроме, услышала там про этот случай и впечатлилась им. А Государству Российскому нужны были герои из народа, ибо не было пока таковых - всё из князей, бояр да дворян. К тому же Сусанин был уже почти прожившим свой век пожилым «старцем», а Зое было, как в той песне, «умирать нам рановато - есть у нас ещё дома дела».

Вера Волошина, истерзанная и повешенная немцами в селе Головково.
© 1941-1942.msk.ru
Вера Волошина, истерзанная и повешенная немцами в селе Головково.

Про Зою всё прозрачно. И вот эти все «кричащие» вопросики в аршинных заголовочках - «А был ли подвиг?», «Сталинская фанатичка или патриотка?», «Подвиг или безумие?», «Ни одного фашиста не убила - и героиня?!» - пустое, дрянь. А ещё - спекулянтские подленькие вылазки недалёких борзописцев от нынешней «желтизны» в журналистике и их ещё более гниловатых шеф-редакторов.

21 июня 1941-го Зоя закончила школу. 13 сентября стала совершеннолетней. 31 октября она уже была курсанткой диверсионной школы при в/ч 9903. Считанные дни усиленных тренировок с семи утра до позднего вечера - и ты уже с «аттестатом зрелости» готового бойца. Пожалуйте в тыл противника и нанесите ему урон, зря, что ли вас три дня натаскивали! Вот вам наган и полдюжины бутылок с «коктейлем Молотова». Действуйте! Да, «учиться военному делу настоящим образом», как завещал великий Ленин, сейчас крайне недосуг. Никак по-другому, ибо враг у Москвы.

Уже полегли в октябрьских жестоких боях подольские курсанты. А к 20 ноября немецкие танки прорвут оборону легендарных «28 панфиловцев». В дни, когда будут мучить и казнить Зою, войска германской группы армий «Центр» приблизятся на минимальное расстояние к столице - 14 км до окружной железной дороги (граница тогдашней Москвы), 24 км - до Кремля. В Берлине уже напечатаны для бонз пригласительные билеты на торжества по поводу её занятия и проведения грандиозного фейерверка по этому случаю; на этих открытках уже было даже указано время - ровно в 19:00, оставалось только дату проставить (эти вещдоки найдут уже в поверженном Берлине, а в 1965 году один из них покажут в большом документальном фильме «Если дорог тебе твой дом. Защитникам Москвы посвящается»). Из Италии к фронту уже везут красный гранит для пьедестала памятника по случаю грядущей победы над Советами (ныне этот камень опоясывает низ штаб-квартиры ФСБ на Лубянке, Главпочтамт и несколько зданий на Тверской). А близ Твери, по слухам, партизаны подорвали грузовик, а там - ящики с уже наштампованными серебряными медалями «За взятие Москвы». А потому нет ни малейшей возможности даже хотя бы за неделю полноценную «диверсантскую десятилетку» проходить!

Мемориал «Героям-панфиловцам» у разъезда Дубосеково.
© РИА Новости
Мемориал «Героям-панфиловцам» у разъезда Дубосеково.

Уже в ночь на 4 ноября в составе группы Зоя перешла в районе Волоколамска линию фронта. Через три дня участвовала как разведчица в подрыве немецкой автоколонны с живой силой врага. 9 ноября получила боевое крещение под пулями, когда гитлеровцы обнаружили отряд и открыли по нему перекрёстный огонь. Впрочем, ещё днём ранее, как вспоминала её подруга Клавдия Милорадова, «обвешанные бутылками с горючей жидкостью и гранатами, пошли мы в тыл врага. На этот раз прорвались с боем, но все остались целы». 21 ноября группа, с которой шла Зоя, во исполнение приказа Ставки ВКГ №0428 «заставить немцев мёрзнуть под открытым небом», имела целью ряд деревень, в том числе Петрищево. Там сосредоточился многочисленный гарнизон врага, и она должна была сжечь дома, в которых отогревались гитлеровцы перед «последним броском на большевистскую столицу». Однако по пути следования близ совхоза Головково (там, где вскоре погибнет Вера Волошина) диверсанты попали под обстрел, понесли потери, распались и действовали уже по обстановке на свой страх и риск.

Дальнейшее многим известно, но есть большой смысл лишний раз «отдатировать» Зоин Подвиг и то, что происходило «вокруг него» после. 27 ноября ей и ещё двум бойцам удалось добраться до Петрищево. Она лично подожгла три дома и конюшню; немцы, увы, успели выскочить, а вот двадцати лошадям повезло меньше (кстати, в фильме «Зоя»-2021 её лишили и этого скромного достижения). Переночевав в лесу, имея оставшийся запас бутылок с «адской смесью», 28 ноября Зоя решила довыполнить задание. Но оккупанты уже были настороже, и девушка угодила в их лапы (и тут не имеет ни малейшего значения - мужик-кулак ли её сдал, сослуживец ли, оказавшийся трусом, или сами захватчики). И на следующий день после ночи пыток и глумлений фашистов и издевательского мщения пары петрищевских женщин, чьи дома сгорели, девушка была публично казнена. Перед этим призвала немецких солдат сдаваться, селян безбоязненно бить врага, добавив, что её смерть ничего для скорой бесславной погибели немецко-фашистской нечисти не значит: «Нас 200 миллионов, всех не перевешаете!» Ну и про Сталина: «С нами Сталин! Сталин придёт!..» (то, что коробит многих демократствующих либералов в её Подвиге).

Ни толики недомолвок, двусмысленностей, трактовок, непонятностей, «альтернативных версий». Всё точно, как на ладони. Вот как в очерке Петра Лидова «Таня» в «Правде» №27 от 27 января. Зарубить надо эту дату на носу тем, кого ещё «терзают смутные сомнения». Честнейший материал! «Ни единою буквой не лгу - / Он был чистого слога слуга…» (В. Высоцкий).

Посмертный снимок  Зои Космодемьянской
© Фото из архива
Посмертный снимок  Зои Космодемьянской

«Очерк "Таня" произвёл колоссальное впечатление в нашей стране и за её рубежами, - писал в 1960-х коллега Лидова «правдист» Семён Гершберг. - Он был перепечатан из "Правды" местными и армейскими газетами, зарубежной прессой, издан листовками, брошюрами (есть снимок, где Лидов вручает такую брошюру командующему Западным фронтом генералу армии Жукову. - И.П.), многократно передавался по радио. Его читали на рабочих и колхозных собраниях, в окопах и блиндажах, в госпиталях и школах, на полевых аэродромах и кораблях. О "Тане" заговорил весь свободолюбивый мир». Да, так, это не было «безмерным» преувеличением.

Каждое слово репортёра-очеркиста Лидова ровно через неделю было подтверждено специально прибывшей в Петрищево комиссией. Всё было описано, тщательно запротоколировано, завизировано на месте. Буквально - у первой могилы Зои, когда девушку откопали с вмерзшей в шею петлёй перерезанной верёвки. Причём выверено - дважды.

Место первого захоронения Зои Космодемьянской.
© zoyakosmodemyanskaya.ru
Место первого захоронения Зои Космодемьянской.

Первый раз - 3-4 февраля 1942 года с опросом деревенских жителей. Тогда погибшую петрищевцы узнали по показанным им фотографиям. И уже на следующий день из Мосгоркома комсомола на имя руководителя столичной парторганизации поступила докладная, заканчивающаяся таким абзацем: «Из всего изложенного можно сделать вывод, что комсомолка Космодемьянская Зоя Анатольевна вела как истинная патриотка социалистической Родины и погибла смертью героя, как подобает дочери Ленинского комсомола».  

12 февраля спецкомиссия приехала в Петрищево повторно. И Зоя ещё раз была опознана - прибывшими сюда её матерью и братом. Документы эти - в архиве. Все давно опубликованы (ещё в 1966 году в журнале «Наука и жизнь»). Размещены на сайте «Зоя Космодемьянская» в сети. Вместе со свидетельскими показаниями. Что называется, войди и смотри.

Через четыре дня после этого появился указ о присвоении Зое Космодемьянской звания Героя Советского Союза. А ещё через два дня в «Правде» №49 Пётр Лидов рассказал, «Кто была Таня». Всё - чётко видимо, как сквозь помытое после зимы окно. Хрустально. Истинно. Не обо что комарам носы-то точить, тщетно (а ведь иные всё пытаются, неймётся им!).

Памятник Зое Космодемьянской в Петрищево.
© zoyakosmodemyanskaya.ru
Памятник Зое Космодемьянской в Петрищево.

А почему такое внимание было к столь «странному» подвигу, когда при свершении такового не был уничтожен хотя бы один вражеский солдат? А потому что сразу было понято его безмерное значение, когда отнюдь не в нанесённом уроне был смысл. И в соответствующих документах подробнейше обосновывалось предложение представить Зою Анатольевну Космодемьянскую к званию Героя Советского Союза. А Золотыми Звёздами в 1941-м награждали крайне редко: с 22 июня до конца года (а точнее с 8 июля по октябрь, когда вермахт подошёл к Москве) ими были удостоены всего 126 человек (из 11.739, получивших это звание в годы войны). Надо было действительно совершить нечто из ряда вон, чтобы это было оценено именно так (хотя, конечно, субъективность присутствовала).

Мы не знаем ни одного другого случая, чтобы дело о подвиге расследовалось столь тщательно, скрупулёзно, подетально… А в апреле тело Зои ещё раз извлекут из могилы в Петрищево (в четвёртый раз!), перевезут в Москву, кремируют и урну с её прахом захоронят на Новодевичьем кладбище в Москве.

Обелиск на месте казни Зои Космодемьянской.
© zoyakosmodemyanskaya.ru
Обелиск на месте казни Зои Космодемьянской.

И поэтому, когда два киностряпальщика, снявших «Зою»-2021, в один голос бубнят, что «история Зои Космодемьянской - очень противоречивая, и рассказать её правдиво достаточно сложно» (молодой режиссёр). И что «конечно, это легенда, но легенда, основанная на реальных событиях» (постановщик лет на 20 постарше), когда слышишь, а потом и читаешь эту более чем чушь… Кстати, это замечание о легенде того снимальщика, что постарше, свидетельствует о бездонном уровне его скудоумия и безграмотности. Ибо, по Д.Н. Ушакову (на всякий случай, это автор 4-томного Словаря русского языка, вышедшего в годы, когда Зоя была школьницей), легенда - это «всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-нибудь событии». Когда они так умничают дуэтом в своих интервью, то, как эмоционально выразился в своём тематическом ролике «Злоба дня» документалист, телеведущий и блогер 41-летний Константин Сёмин, «рассказывать о творении режиссёров (фамилии) без использования нецензурной лексики невыносимо тяжело. Но я постараюсь».

Понять можно. Мало того, что оба с экрана «с большой высоты отлили» на Героиню (и зрителей), так старший ещё и «гаднул» по адресу погибшего 22 июня 1944 года под Полтавой Петра Лидова: «А кто знает эту правду? Ни вы, ни я. И даже тот журналист, который разместил в газете "Правда" статью о ней, наверное, породил такой собирательный образ. Он же тоже там не был, он опросил людей, которые об этом рассказывали. Мы всё-таки знаем, в какое время выходила эта статья, что можно было писать, а что нет. Наверное, в большей степени там были превозношения, а в меньшей - истории тех крестьян, которые предали Зою. Так что мы основывались всё-таки на легенде, и фильм изначально назывался "Легенда о Зое", но мы постарались, чтобы всё выглядело по-настоящему».

Вот это его «наверное» просто убивает. То есть этот создатель одноразовых многосериек-стрелялок, берясь за «Зою» даже не удосужился прочитать размещённый в виртуале 250-строчный очерк «Таня» (4 странички «Ворда»)! Лидов для него - это «тот журналист», который должен был не лишь Зою и её Подвиг превозносить, а сосредоточиться и на «светлых образах» предателей… Цитата приведена здесь полностью, ни слова не «вырвали из контекста». Пусть читатель сам оценит бездну, мягко скажем, непрофессионализма этого 53-летнего «кинотвóрца», чьё детство и юные годы пришлись на период, когда в Зою и на её Подвиг ещё не справляли малые нужды. Ну, а тот его содельщик, которому 36, он и молодогвардейцев больше изобразил «сексуально озабоченными» персонажами, нежели патриотами (сериал «Молодая гвардия», 2015). По сути, и его «Зоя» с намёка на то же начинается: пора б уж в койку с возлюбленным, коему уже аж не терпится, да тут, чёрт бы её задрал, война! Ладно, обойдёмся пока чмоком возле губок. А показывая обучение в школе диверсантов, «не удержался» от кадров, как будущая Героиня, хоть и облачена в ватник, а «оч-чень эротично» ползает по-пластунски и особенно - по бревну при преодолении оврага. Адаптация ж для «12+», в сём возрасте ж все ж уже ж понимают, об чём намёк... Мерзко, девочки!

Но к Зое - не пристанет. Чиста и светла наша Героиня!

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама