Евросоюз всё же достал топор войны
Министры иностранных дел стран ЕС на своей встрече 22 февраля приняли решение о новых санкциях в связи с «делом Навального». Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель теперь должен составить список лиц, на которых будут распространяться ограничения. Меры включают арест их имущества в ЕС и запрет на въезд. Рестрикции, как ожидается, пройдут согласование по ускоренной схеме и вступят в силу в течение двух-трёх недель.
По информации Reuters, со ссылкой на информацию «из дипломатических кругов», санкции могут быть введены в отношении председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина (повторно?), директора Росгвардии Виктора Золотова, директора ФСИН Александра Калашникова и генерального прокурора РФ Игоря Краснова.
Справка
В октябре прошлого года ЕС уже нагородил «по горячим следам» персональные санкции в отношении шести российских чиновников и одного НИИ (якобы разработавшего «Новичок»), причастных, по мнению Брюсселя, к отравлению «берлинского пациента». Примечательно, что в этот список наряду с первым замглавы администрации президента РФ Сергеем Кириенко попал и шеф Следственного комитета Бастрыкин. Так что Reuters, похоже, не слишком добросовестно следит за развитием конфликта или опирается на мнения не тех «источников».
Кто продвигает «глобальные санкции»?
Главная интрига нынешнего саммита состояла в том, решатся ли европейские представители последовать предложению Борреля о применении доселе не практиковавшегося формата так называемых глобальных санкций, который мог быть распространён и на так называемых прокремлёвских олигархов. При этом предполагалась заморозка всех их активов на территории Европы.
Напомним, что ранее близкие соратники Навального обратились к властям США и ЕС с призывом ввести персональные санкции против 35 человек из окружения российского президента, причастных, как они утверждают, к коррупции и нарушению прав человека. Кстати, за день до саммита по приглашению литовского министра индел Габриэлюса Ландсбергиса его коллеги встретились в Брюсселе со сбежавшими в Европу верными «друзьями» оппозиционера Леонидом Волковым (объявлен в розыск Следственным комитетом РФ за вовлечение через соцсети несовершеннолетних в незаконные акции) и Иваном Ждановым.
«Засланные казачки» рассчитывали, что при обсуждении нынешнего пакета ограничений представители ЕС проявят жёсткость, впервые опираясь на утверждённый в декабре прошлого года новый санкционный режим «за грубые нарушения прав человека во всем мире». Это европейский аналог «Акта Магнитского», который пролоббировала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Справка
Акт «О верховенстве закона и подотчётности им. Сергея Магнитского» был принят Конгрессом США и подписан являвшимся на тот момент американским президентом Бараком Обамой в декабре 2012 года. Закон предусматривает применение односторонних санкций в отношении должностных лиц России, виновных, с точки зрения США, в нарушении прав человека. В декабре 2016 года американский Сенат принял законопроект, распространяющий действия «акта» на другие страны.
Как карты легли
Как ни старались Волков и Жданов, но на этот раз их чаяниям не суждено было сбыться. По крайней мере — пока.
Судя по различным «утечкам», на прошедшем саммите взгляды участников на санкционное давление в отношении РФ существенно разнились. Только одно государство, которое, как утверждают дипломаты, находится в Восточной Европе, выступило за то, чтобы включить в список ещё и олигархов. Точных данных об этом «смельчаке» нет, но можно предположить, что речь идёт о Польше. Этот порыв не поддержали даже прибалтийские страны, не менее известные своей русофобией. Логика простая: бизнесмены, дескать, через суды всё равно сумеют добиться снятия ограничений.
За жёсткие меры выступили Германия, Швеция, Франция, Польша, Латвия, Литва и Эстония. При этом ФРГ и Италия высказались за то, чтобы они имели под собой «прочную правовую основу».
Такие страны, как Австрия, Кипр, Греция и Венгрия, призвали осторожно и точечно использовать механизм ограничений, что, по их мнению, позволит сохранить возможность конструктивного диалога с Москвой.
Особо следует отметить, что нынешний пакет санкций, судя по всему, далеко не последний. Данную тему главы внешнеполитических ведомств ЕС будут обсуждать ещё 22 марта, а окончательное решение примет саммит ЕС на высшем уровне, который состоится 25-26 марта и на котором тема дальнейших отношений с Россией заявлена как главная.
Старый Свет понесло...
Весь последний месяц зимы в Европе прошёл под знаком санкционной истерии. Главным «раздражителем» стал визит Борреля в Москву 4-6 февраля, куда он откладывал поездку в течение нескольких лет. Европейские русофобы полагали, что в российской столице их обер-дипломат с открытым забралом, как известный рыцарь Сервантеса, бросится на защиту «берлинского пациента» и его сторонников, требуя чуть ли не личной встречи с Навальным, но более опытный коллега Сергей Лавров грамотно охладил его пыл и перевёл разговор на конструктивные рельсы. Примечательно, что именно в основной день переговоров комиссара и министра — 5 февраля — было объявлено в высылке из Москвы за участие в несанкционированных акциях дипломатов из Германии, Швеции и Польши.
Кто есть Who
Испанскому политику Жозепу Боррелю, которого ещё называют каталонским социалистом, в апреле с.г. исполнится 74 года. Его отцу принадлежала небольшая деревенская пекарня, в которой мальчик и начал с 10 лет свою трудовую деятельность. Во время «университетов» он осваивал последовательно разные специальности — бухгалтерский учёт, аэрокосмическую инженерию, экономику. Стажировался в США и Франции. Защитил докторскую по экономике. Борреля по праву называют самым образованным испанским социалистом. В его насыщенной карьере примечательны несколько моментов. В молодые годы он какое-то время жил в Израиле и работал в кибуце. Упорно продвигаясь по политической лестнице, Жозеп, среди прочего, отметился в качестве главы испанского МИДа ( июнь 2018 г. - ноябрь 2019 г.) и председателя Европарламента (июль 2004 г. - январь 2007 г.). С 1 декабря 2019 г. - Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности.
По возвращении из холодной Москвы в Брюссель Боррель, раздосадованный, что «русские его не услышали», констатировал, что диалог между ЕС и Россией зашёл в тупик, и у Евросоюза не остаётся никаких рычагов воздействия, кроме санкционных.
Но унижения убелённого сединами «каталонского социалиста» на этом не закончились. Его отчитали, как мальчишку, в «родном доме» - Европарламенте. Порка длилась вместо запланированного часа в два раза дольше.
Цитата
«Визит имел бы смысл только в том случае, если бы он посетил Навального и провёл обстоятельную беседу с теми, кто стоит за демократию. В реальности Боррель даже не попытался встретиться с ним. И даже не попытался напомнить о Крыме. Мы ожидали от Верховного представителя, что он будет защищать европейские ценности, а не станет инструментом кремлёвской пропаганды».
Сандра Калниете, вице-председатель крупнейшей в ЕП фракции Европейской народной партии (ЕНП), глава МИД Латвии в 2002-2004 годах.
По словам депутата из Польши Эльжбеты Крук, то, как Борреля приняли в Москве, вообще стало одним из «величайших унижений в истории Евросоюза». А горячий эстонский парламентарий Рихо Террас вообще реально завёлся: он направил руководству Еврокомиссии петицию с требованием об отставке каталонца, которую подписал 81 евродепутат.
Печально, но обиды Борреля, помноженные на гнев «евроизбранников», натурализовались: 10 февраля появились сообщения, что представители ЕС провели секретную встречу, на которой обсуждался пакет новых рестрикций против Москвы. На ней якобы ни одна из стран не высказалась против введения дополнительных ограничений.
Наш ответ брюссельским бюрократам
Мы не зря столь подробно описали причины и динамику роста напряжённости. Конец российскому терпению, похоже, пришёлся на 12 февраля. Именно тогда Сергей Лавров заявил о возможном разрыве отношений с ЕС, если тот продолжит вести себя неподобающим образом, если новые санкции будут создавать риски для российской экономики, особенно для её самых чувствительных сфер.
Даже с учётом некоторой корректировки, которая поступила из Кремля (дескать, Россия не хочет разрыва, но если ЕС пойдёт по пути дальнейшего давления, «тогда мы готовы»), слова Лаврова прозвучали для европейцев неожиданно жёстко. Похоже, они наивно полагали, что и дальше будут безнаказанно троллить Москву своими нравоучениями и угрозами наказаний.
Некоторые европейские эксперты попытались было представить слова российского министра как упреждающий и безобидный дипломатический приём, направленный на то, чтобы охладить горячие головы русофобов, созывающих (по примеру крестоносцев) очередной санкционный поход.
На самом же деле истерия евробюрократии и совсем не дипломатичная риторика всегда осторожного в высказываниях Лаврова («хочешь мира - готовься к войне») показывают, что российско-европейские отношения достигли критического дна.
Цитата
«Похоже, Россия попросту устала от нас и наших вечных упрёков, а также от мира двойных стандартов. В политическом плане мы без конца грозим ей пальцем, потому что, как нам кажется, всё знаем лучше неё, потому что мир должен быть организован только так, как мы считаем нужным».
Маттиас Платцек, глава Германо-российского форума и бывший премьер-министр федеральной земли Бранденбург.
…Действительно, достали! С Россией, как давеча сказал президент РФ Владимир Путин, нельзя так разговаривать. Чем сейчас дорожить и что сохранять Москве на европейском треке? Двусторонние связи, как отмечают немецкие эксперты, лишились сразу нескольких краеугольных камней. РФ и ЕС более не сотрудничают на восточноевропейском направлении из-за конфликтов на Украине, в Приднестровье, а теперь и в Белоруссии, экономические контакты по сути подорваны, политический диалог фактически заморожен с «крымской весны» 2014 года, а «зелёные технологии», внедряемые на Западе, уже существенно изменили взгляды на энергетическое сотрудничество, которое ещё недавно было основой стратегических взаимоотношений. Так что санкции, конечно, нежелательны, но не страшны. И пугать нас не надо.