ВТО: интрига после грандиозного скандала
© flickr.com/world_trade_organization
В чьих интересах принимаются решения во Всемирной торговой организации?

ВТО: интрига после грандиозного скандала

За пост нового гендиректора ВТО разгорелась нешуточная подковёрная борьба
10 февраля 2021, 06:32
Реклама
ВТО: интрига после грандиозного скандала
© flickr.com/world_trade_organization
В чьих интересах принимаются решения во Всемирной торговой организации?
Читайте нас на: 

В ВТО новая интрига - выборы очередного Генерального директора организации. После того как бразилец Роберто Азеведо 31 августа 2020 года, то есть за год до истечения срока его полномочий, ушёл с этого поста, секретариат организации не сумел достичь консенсуса - кто из четырёх его заместителей должен занять этот пост до новых выборов. И формально организация по регулированию международной торговли функционировала без главного руководителя. Хотя «функционировала» - это не совсем точное определение, так как по вине США она оказалась на грани если не полного развала, то серьёзной дискредитации.

Попытка разрушить ВТО

Напомним, что уход в отставку Роберто Азеведо произошёл из-за грандиозного скандала, связанного с фактической блокировкой США в части назначения судей в Апелляционный орган. Который, напомним, является главным арбитром во всех спорах, рассматриваемых ВТО, и ему принадлежит право выносить окончательные решения. То есть, это Верховный суд в международной торговле. Из-за невозможности назначить судей орган стал недееспособен, равно как по факту и сама организация, и все споры в рамках ВТО были задвинуты в дальний ящик. А далее пошла разрушительная цепная реакция. Одна нелегитимность повлекла другую - переговоры всех стран-участников о перспективах и новых формах взаимодействия внутри ВТО, ведущиеся с 2015 года и получившие название «Дохинский раунд», были прекращены. Из-за этого не были заключены весьма важные для международной торговли «Соглашение об электронной торговле» и «Соглашение о субсидиях на рыболовство».

Попытку уничтожить ВТО почти целиком можно отнести к «заслугам» предыдущего президента США Дональда Трампа, резко её критиковавшего и называвшего «сломанной» и «несправедливой». В качестве главного обвинения была названа якобы «невозможность противостоять несправедливой торговой практике Китая и других стран». «Почти целиком» - это не случайное уточнение, так как два предшественника Трампа на посту президента США тоже занимались похожей блокадой назначения арбитров, хоть и не в столь разрушительном формате.

Фактически США уже давно прямо противопоставляют себя остальным 163 членам организации. Кстати, в 2020 году аналогичная тема «доминирования Китая» была использована как повод для выхода США из ВОЗ.

Бывший генеральный директор ВТО Роберто Азеведо.
© wto.org
Бывший генеральный директор ВТО Роберто Азеведо.

Хотя на самом деле причина американского демарша абсолютно в другом. Америка, несмотря на подписанные договорённости, всегда рассматривала ВТО как нечто второстепенное, публично заявляя о приоритете своего национального права над нормами ВТО и неоднократно доказывая это на деле. В явном противоречии с нормами организации она, к примеру, неоднократно ограничивала чужой экспорт, вводя заградительные пошлины, квоты и проводя надуманные «антидемпинговые расследования». После этого раз за разом проигрывая введение таких мер на панелях арбитров (арбитражных судах) ВТО. В такой ситуации страна-гангстер не нашла ничего лучшего, чем попытаться разрушить эту системообразующую, для мировой торговли, организацию. Сейчас с приходом Байдена, который является ярым приверженцем глобализма, отношение США к ВТО, возможно, поменяется, но куда они будут девать свой навязчивый апломб об «американской исключительности во всём», сказать сложно.

Вызовы для нового гендиректора

Наблюдаемый ныне откат от глобализма проявляется в том, что протекционизм отдельных стран по защите внутренних рынков набирает обороты во всём мире. Как следствие, влияние ВТО уменьшается, поскольку торговые переговоры возвращаются к двусторонним форматам, а не полагаются более на арбитра в Женеве, где базируется эта организация. По мнению экспертов, новому руководителю для поднятия её статуса необходимо будет предложить и возглавить эффективные реформы внутри самой ВТО.

Ещё один вызов - это достаточно массовое мнение среди стран-членов, что «следующий лидер ВТО должен пользоваться уважением в коридорах власти основных игроков». Хотя Азеведо не смог найти общего языка с Америкой не потому, что он бразилец, а потому, что США в принципе недоговороспособны, и они или подомнут эту организацию под себя, или будут и дальше разрушать её управленческие структуры.

Однако самым большим и неразрешимым вызовом для ВТО стал введённый против России режим санкций, который являет собой нарушение всех нормальных договорённостей в сфере торговли и движения капиталов. Россия в ответ ввела свои санкции, а наш акцент на импортозамещении показал столь впечатляющие результаты, что стал примером для подражания многим, вбив очередной гвоздь в гроб глобализма.

При этом надо признать, что многие страны жаловались на систему разрешения торговых споров ВТО. Их не устраивало, что рассмотрение дел требует слишком много времени, что комиссии часто переоценивают свои решения. Это вопрос опять к необходимости реформирования ВТО.

После ухода Роберто Азеведо с поста Генерального директора 31 августа 2020 года все четыре заместителя Генерального директора продолжают выполнение своих обязанностей.
© wto.org
После ухода Роберто Азеведо с поста Генерального директора 31 августа 2020 года все четыре заместителя Генерального директора продолжают выполнение своих обязанностей.

Претенденты

Выборы гендиректора ВТО назначены на 31 августа текущего года, и за этот пост разгорелась нешуточная подковёрная борьба. Сегодня список претендентов включает восемь фамилий и стран: Хесус Сеаде Кури (Мексика), Нгози Оконджо-Ивеала (Нигерия), Абдель-Хамид Мамдух (Египет), Тудор Ульяновский (Молдова), Ю Мён Хи (Республика Корея), Амина С. Мохамед (Кения), Мохаммад Мазиад аль-Тувайджри (Королевство Саудовская Аравия), Лиам Фокс (Великобритания). Больше всех, как видим, выдвинула Африка - трое претендентов.

Очевидно, что важное место в выборах займёт географический расклад. Из предыдущих девяти генеральных директоров ВТО-ГАТТ, включая бразильца Роберту Азеведо, шестеро были представителями Европы, по одному - от Новой Зеландии и Азии. Как мы видим, в этом списке нет представителей Северной Америки и Африки. Наш прогноз - организацию в августе, вероятнее всего, возглавит кто-то из африканцев. Понятно, что с идеей в голове об «американской исключительности во всём» претендовать на этот пост представителю США как-то уж совсем глумливо и беспардонно. Они прямо и не претендуют, и в этом заложена самая большая интрига.

Кто есть Who

А заключается она в кандидатуре Нгози Оконджо-Ивеала. Её называют нигерийско-американским экономистом и экспертом по международному развитию. Проработав 25 лет во Всемирном банке в качестве экономиста по вопросам развития, она поднялась до должности управляющего директора по операциям (2007-2011). Два срока занимала пост министра финансов Нигерии (2003-2006, 2011-2015). Сейчас входит в советы директоров Standard Chartered Bank, Twitter, Африканского агентства по рискам (ARC). Но что очень важно в условиях пандемии и небывалой из-за этого конкуренции среди фармпроизводителей, Оконджо-Ивеала входит в совет директоров и Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (ГАВИ), который взял на себя функции глобального координатора по производству и распределению вакцин от COVID-19.

Кандидатуру Оконджо на должность генерального директора Всемирной торговой организации официально одобрило правительство США.
© facebook.com/NgoziOkonjoIweala
Кандидатуру Оконджо на должность генерального директора Всемирной торговой организации официально одобрило правительство США.

Кандидатуру Оконджо на должность генерального директора Всемирной торговой организации правительство США официально одобрило 5 февраля 2021 года. Она - ставленница США, и в случае утверждения её кандидатуры от ВТО следует ожидать откровенно проамериканских шагов. И это пугает многих. Против её кандидатуры совершенно точно выступит Китай, а возможно, и Евросоюз, у которого с Америкой и без того натянутые отношения в сфере внешней торговли. В отношении России она, что тоже не исключено, поднимет вопрос отмены наших ответных санкций, но никаких аргументов из арсенала ВТО при этом нет.

ВТО и интересы России

Мы вступали в ВТО, как и в рыночные реформы 1990-х, с открытым сердцем и избыточно наивным взглядом. Если даже не с некой «лопоухостью». В результате некоторые отрасли экономики оказались недостаточно защищены. В том числе сельское хозяйство и продовольственный рынок от нежелательного и зачастую просто опасного для здоровья импорта. Что было бы, например, с отечественным сельским хозяйством, если бы не наши ответные санкции, мы сейчас разберём.

Современная конкуренция далека от прописанных в разного рода «экономиксах» совершенных форм, и полагаться, что в рамках ВТО все играют друг против друга по-честному, это огромное заблуждение. Главное противостояние между развитыми и развивающимися странами идёт по линии субсидирования сельхозпроизводства и линии требований по дальнейшему открытию рынков.

Развивающиеся страны требуют от Запада отказа или резкого снижения субсидий на сельхозпроизводство, а развитые от развивающихся - дальнейшего открытия внутренних рынков для западных экспортёров. Всё это напоминает спор глухого с немым. Субсидии собственному сельхозпроизводству являются «священной коровой» западноевропейских стран, США и Канады. К примеру, объём такой финансовой поддержки сельского хозяйства в странах ОЭСР в два раза превышает стоимость всего сельскохозяйственного экспорта развивающихся стран. Причём поддержка своих агропроизводителей со стороны Евросоюза многосторонняя. Например, субсидирование молочной, мясной отраслей, растениеводства осуществляется в рамках Единой сельскохозяйственной политики ЕС (ЕСХП) и Национальных программ субсидирования.

Карта Всемирной торговой организации.
© wikipedia.org/BlankMap-World6
Карта Всемирной торговой организации.

В рамках ВТО действуют тарифные и нетарифные меры регулирования внешней торговли. Тарифные меры, то есть пошлины, сейчас сведены к минимуму. Нетарифные инструменты по ограничению чужого нежелательного экспорта, в первую очередь, включают в себя санитарный и фитосанитарный контроль. То есть отслеживание болезней сельхозживотных и сельхозкультур, наличие сертификатов соответствия и безопасности и другие меры. Это не удивительно, если вспомнить многочисленные попытки завезти на российскую территорию заражённые и некачественные продукты. Весьма опасный случай, например, был связан с попыткой экспортировать из США в нашу страну мясо с гормоном роста рактопамином, узаконенным в Америке, но вызывающим серьёзные заболевания. В этом же ряду - конина в европейских гамбургерах, «фонящая» после Фукусимы японская рыба, фальсификаты в сфере производства вина и многое другое.

Надо подчеркнуть, что тот же Евросоюз защищает свой рынок по своим правилам, которые не регламентированы ВТО. Вот два чисто иезуитских примера, как он блокирует попытки России в части экспорта продовольствия. Случай первый - в одной из южных областей по проекту одной западноевропейской компании было создано под ключ предприятие по производству продовольственных товаров. После открытия производства данное предприятие попыталось пройти сертификацию и выйти на рынок ЕС, но получило отказ. Объяснение - лаборатория безопасности и качества для данной продукции должна иметь по нормам ЕС площадь не менее 36 квадратных метров, а у построенного предприятия она составила только 30. Проект изменить уже нельзя, а возражение, что проект делала компания ЕС, попросту проигнорировалось.

Евросоюз защищает свой рынок по своим правилам, которые не регламентированы ВТО.
© europarl.europa.eu
Евросоюз защищает свой рынок по своим правилам, которые не регламентированы ВТО.

Случай второй - российская агрокомпания, базирующаяся в европейской части страны, попыталась наладить в ЕС экспорт говядины и получила отказ. Мотивировка - на российском Дальнем Востоке зафиксирована вспышка ящура. На возражение, что это заболевание удалено на семь тысяч километров и абсолютно не касается европейской части России, последовал другой «аргумент»: хорошо, мы готовы принять вашу говядину, но предварительно для обеззараживания её нужно термообработать при температуре 80 градусов (!).  Как будет называться после этого свежее охлажденное мясо сказать сложно. То ли мясо пропаренное, то ли печёное, то ли сублимированное с последующим охлаждением... Понятно, что в пищу это будет непригодно и что это отказ в откровенно издевательской форме.

Справка

Хотя это публично скрывается, но Всемирная торговая организация во многом служит интересам транснациональных корпораций (ТНК). По данным ЮНКТАД, сегодня насчитывается как минимум 650 государственных транснациональных компаний, которые имеют 8.500 зарубежных филиалов по всему миру. Хотя их число составляет менее 1% всех ТНК, на их зарубежные инвестиции приходится около 15% глобального ВВП. Из общего числа государственных ТНК самое большое число из них приходится на Евросоюз - 223, на долю Китая - 50, на долю Индии - 20, на долю Бразилии - 9, США - 3, Японии - 4. У России есть свои государственные ТНК, как например, Роснефть, Газпром, ИнтерРАО, но они не подпадают под нормы ВТО, так как энергоносители и электроэнергия регулируются на основе других соглашений.

Всемирная торговая организация во многом служит интересам транснациональных корпораций.
© flickr.com/photos/world_trade_organization
Всемирная торговая организация во многом служит интересам транснациональных корпораций.

В конкурентной борьбе следует учитывать, что лоббистский ресурс западных ТНК весьма значителен. По данным аналитического исследования международной организации Action Aid, в Брюсселе насчитывается не менее 15.000 лоббистов - примерно по одному на каждого чиновника Европейской комиссии. Ежегодные корпоративные расходы лоббирования в Брюсселе составляют несколько миллиардов евро. В свою очередь, в Вашингтоне работают 17.000 лоббистов - примерно по 30 человек на каждого члена конгресса и сената. Там расходы ещё больше.

В ВТО очень часто лоббирование интересов ТНК идёт в рамках Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС), Соглашения по техническим барьерам в торговле, Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер. Умелое оперирование этими положениями является эффективным инструментом конкурентной борьбы. И Россия достаточно быстро научилась их использовать. Дело в том, что интересы отдельных компаний по вопросам внешней торговли в зависимости от рыночной конъюнктуры могут не совпадать с интересами своих правительств. В странах, где расположено собственное производство, по отдельным группам товаров ТНК может выступать как сторонник жёстких протекционистских мер, а в случае препятствий для своего экспорта - как сторонник отмены ограничений в других странах. В нашей стране это наиболее наглядно проявилось в автомобильной отрасли. Разместившие здесь своё производство мировые автогиганты негласно горячо поддержали введение утилизационного сбора после резкого снижения пошлин на ввоз автомобилей, которое стало следствием вступления страны в ВТО. В их число вошли как европейские, так и японские и корейские автопроизводители, при том, что, например, Евросоюз очень резко отозвался о введении данного сбора, который пропорционально компенсировал снижение пошлин. Этим и был обеспечен необходимый уровень таможенной защиты от автопроизводителей, не локализовавших своё производство в России.

В ВТО можно поучиться и другим вещам стратегического плана. Например, ключевой в развитии экспорта её экспертами заявлена задача, не как экспортировать больше в абсолютном объёме, а как производить на своей территории большую добавленную стоимость и затем эти товары экспортировать. То есть, чем вывозить сырьё, например, лес-кругляк, лучше вывозить продукты его переработки - доску, фанеру, ДВП и т.д. Кстати, Владимир Путин распорядился запретить экспорт кругляка с 2022 года. То же самое относится и к нефти, ведь куда выгоднее торговать бензином, керосином, дизтопливом и продуктами нефтехимии. Для чего в России сейчас строятся новые нефтехимические производства.

Призыв ВТО производить на своей территории большую добавленную стоимость стимулирует развитие не просто сборочных производств, а производств с высокой долей интеллектуального и высокотехнологичного труда.

Мало кто знает, что от стоимости собранного в Китае айфона этой стране достаётся только 5% от его оптовой цены. Остальная доля принадлежит разработчикам, держателям патентов и производителям комплектующих.

Резюмируя, можно сказать, что инструменты ВТО, при надлежащей квалификации собственных представителей в этой организации, являются весьма эффективными как в развитии собственного экспорта, так и в достижении необходимого уровня защиты от нежелательного импорта. А если к ним добавить, разумеется вынужденно, и ответные санкции, то можно получить целый ряд динамично развивающихся отраслей экономики, в числе которых, в первую очередь, надо назвать машиностроение и сельское хозяйство.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама